Автор: Якименко Анна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №103 "Гармония"
Населённый пункт: г.Железногорска Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка образовательной программы
Тема: "Математика и экономика"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 103 «ГАРМОНИЯ»
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЭКОНОМИКА И МАТЕМАТИКА»
4 КЛАСС
предмет, классы
ЯКИМЕНКО АННА МИХАЙЛОВНА
учитель, составивший программу
ГОРОД ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2017 ГО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана
в соответствии с психолого-педагогическими основами
системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития
школьников (Л.В. Занкова),
примерной программой для четырёхлетней начальной школы,
федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством
образования РФ,
с
учетом
требований
к
оснащению
образовательного
процесса,
в
соответствии
с
содержанием
наполнения
учебных
предметов
компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана;,
с учётом возрастных особенностей и уровнем обученности учащихся.
Исходя из общей цели системы Л.В. Занкова, направленной на достижение
оптимального общего развития каждого школьника, курс экономики в начальных
классах решает следующие задачи:
■
содействовать с помощью экономических категорий и понятий целостному
восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной
частью которого являются экономические отношения;
■
способствовать
общему
развитию
школьников:
развивать
мышление,
эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
■
формировать
знания,
умения
и
навыки
по
экономике,
необходимые
ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
■
развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться
экономическим инструментарием.
В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого
результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на
самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью
всеобщий охват экономических теорий и понятий. Учащимся предлагается ряд
базовых
понятий,
из
которых
складывается
фундамент
будущего
изучения
экономики.
Представлены
наиболее
яркие,
характерные
экономические
категории, а также те, на которых могут складываться острые межличностные
конфликты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34 часа)
Конкуренция.
Маркетинг.
Организации
производства
и
сбыта продукции.
Реклама. Формы и виды рекламы. Учет требований рынка. Основные виды и формы
торговли.
Розничная
и
оптовая
торговля.
Производитель
и
потребитель.
Амортизация. Износ.
Расчеты между покупателями и продавцами. Наличные
деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник. Налоги. Система
налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный
бюджет.
Потребление
и
накопление.
Понятие
о
земельной
ренте.
Аренда.
Арендная плата как форма
получения
земельной
ренты.
Внешняя
торговля.
Понятие об экспорте, импорте. Развитие производства.
Работа над задачами
Экономическая задача в виде рисунка - как особый вид экономического задания.
Текстовая
экономическая
задача.
Экономическая
задача
в
схематическом
изображении. Установление отличительных признаков задачи. Выявление обя-
зательных
компонентов
задачи:
условия
и
вопроса.
Выявление
условий,
необходимых,
достаточных
и
лишних.
Установление
логических
и
экономических
связей
и
зависимостей
между
основными
экономическими
понятиями
и
категориями.
Выбор
верного
решения
из
нескольких
предложенных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны
иметь представление:
По теме «Торговля, посредничество, услуги»
-
о товаре;
-
о производителе (тот, кто производит товар);
-
о потребителе (тот, кто потребляет товар);
-
о собственных затратах;
-
о
прибыли
(разница
между
выручкой
от
продаж
товаров
и
услуг
и
затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг);
-
о цене оптовой (цена, по которой производитель продает свой товар);
-
о
цене
розничной
(цена,
по
которой
торговец
продает
этот
же
товар
конечному потребителю);
-
о торговле как особом роде деятельности;
-
о торговой прибыли;
-
о формах торговли: оптовой и розничной;
-
о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или
уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой;
-
о
рекламе
как
коммерческой
информации,
имеющей
целью
привлечь
потребителей и увеличить спрос;
-
об услугах как особой форме коммерческой деятельности;
-
о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;
По теме «Аренда»
-
о собственности и о праве ею распоряжаться; об аренде как
временном пользовании чужой собственностью за определенную
плату;
По теме «Банк. Кредит»
-
о кредите и кредитоспособности;
-
о
банке
как
посреднике
на
рынке
денег,
принимающем
вклад ы
и
предоставляющим займы;
-
о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих
денег;
По теме «Производство»
-
о производстве как воздействии человека на природу с целью создания
экономических благ;
-
о
производителе,
о
собственных
затратах
производителя,
о
прибыли
производителя;
-
об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями товаров, о
розничной цене как цене, по которой конечный потребитель приобретает товар, о
разнице между ними;
-
о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за
счет снижения затрат;
-
о качестве производимого продукта;
-
о
штрафах
как
мерах
наказания
за
невыполнение
или
некачественное
выполнение обязательств;
-
о свободной конкуренции;
По теме «Налоги, пошлины, платежи»
-
о налогах, о видах налогов и налоговых поступлениях;
уметь:
-
работать с табличным материалом: уметь читать таблицу,
сводить данные в таблицу.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1)
Смирнова Т.Н. Белка и компания: Экономика для младших школьников. -
Самара: Корпорация «Федоров», 2000.
2)
Смирнова Т.Н. Новые приключения Белки и ее друзей: Учебное пособие для
4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров», 2004.
3)
Смирнова Т.Н., Преснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей.
Задачник-рабочая тетрадь по экономике. В 2 частях. - Самара: Корпорация
«Федоров», 1998.
4)
Авторские презентации Power Point к урокам экономики.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1
час.
№
Тема урока
Дата
проведения
1 четверть
1
Акция. Общее собрание акционеров. Правление
акционерного общества.
2
Номинальная стоимость. Реорганизация.
3
Налоги. Налоговая система. Налогообложение.
4
Бюджет. Налог на прибыль. Фонд.
5
Налоговая ставка. Подоходный налог.
6
Налог. Налоговая инспекция. Налоговая полиция.
7
Бюджет. Бюджет семьи. Бюджет государства.
8
Аренда. Аренда квартиры. Аренда нежилого помещения.
Договор.
9
Рента. Земельная рента.
2 четверть
1
Учёт требований рынка.
2
Основные виды и формы торговли.
3
Розничная и оптовая торговля.
4
Производитель и потребитель.
5
Амортизация.
6
Износ.
7
Викторина «Юные экономисты»
3 четверть
1
Расчёты между покупателями и продавцами.
2
Наличные деньги и безналичный расчёт.
3
Банк как финансовый посредник.
4
Конкуренция
5
Маркетинг.
6
Организация производства и сбыта продукции.
7
Организация производства и сбыта продукции.
8
Реклама.
9
Формы и виды рекламы.
10
Презентация проектов «Мой бизнес»
4 четверть
1
Потребление и накопление.
2
Потребление и накопление
3
Внешняя торговля.
4
Внешняя торговля.
5
Понятие об экспорте, импорте.
6
Понятие об экспорте, импорте.
7
Развитие производства.
8
Викторина "Белка и компания"
9
Обобщение изученного материала