Напоминание

О роли концертмейстера в Детской музыкальной школе. Мысли вслух.


Автор: Галиева Рамзия Агзаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г.Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: О роли концертмейстера в Детской музыкальной школе. Мысли вслух.
Раздел: дополнительное образование





Назад




О РОЛИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

МЫСЛИ ВСЛУХ.

Галиева Р.А.

Преподаватель

по классу фортепиано,

концертмейстер

МБУ ДО «Детская

музыкальная школа

г.Зеленодольска РТ»

…При

слове

«концертмейстер»

так

и

видишь

картину,

как

серьезная

тетенька выводит на сцену малыша со скрипочкой, ставит его на нужное место,

сама садится за рояль и кивком головы показывает, что пора

играть. И юный

музыкант начинает послушно водить по струнам…

Пройдет некоторое время. Скрипач подрастет и уже сам кивком покажет,

мол,

давайте

начинать.

Это

он

солист!

Он

главный

на

сцене.

А

концертмейстер лишь помощник. Однако пианисты-концертмейстеры думают по-

другому. Они считают свою работу не просто важной, но и почетной, ведь нет

задачи благороднее, чем совместно с педагогом по специальности приобщить

ребенка

к

миру

прекрасного.

Специфика

работы

в

музыкальной

школе,

где

обучаются

дети

с

самых

малых

лет,

такова,

что

концертмейстер

не

просто

аккомпанирует,

а

активно

участвует

в

учебной,

воспитательной,

музыкально-

просветительской деятельности.

Так кто же это – концертмейстер в детской музыкальной школе? Прежде

всего, это профессиональный пианист, хорошо владеющий роялем и обладающий

многими необходимыми навыками. И первым в череде этих навыков стоит, на

мой взгляд, умение читать с листа текст любой сложности. Ведь не секрет, что

для большинства композиторов фортепиано – это «симфонический оркестр» с его

красочным, масштабным, многоголосным звучанием.

Умение из сложного текста выбрать основное, не теряя при этом содержания

музыки – еще один необходимый для концертмейстера навык. При работе в классе

можно облегчить трудные места, однако на сцене нужно создать полноценную

звучность аккомпанемента, направленную на раскрытие художественного образа

исполняемого музыкального произведения.

Непростая

задача

играть

аккомпанемент

и

при

этом

ясно

«видеть-

слышать» партию солиста. Особенно важно, чтобы пианист знал специфические

особенности солирующего инструмента (вокалиста) – принципы звукоизвлечения,

дыхания,

техники.

Умение

аккомпанировать

учащимся

различных

специальностей нарабатывается многими годами активной классной и концертной

работы.

Подобный

универсальный

концертмейстер,

конечно,

нарасхват

и

в

детской музыкальной школе, и во «взрослой» концертной организации.

Для

любого

концертмейстера

очень

важно

быть

чутким

ансамблистом.

Думаю, в работе с детьми именно концертмейстер помогает учащемуся освоить

азы

синхронного,

ансамблевого

исполнения,

темпового,

метро-ритмического

соответствия. Именно концертмейстер помогает понять и передать содержание

произведения, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность

исполнения партий.

Можно еще долго перечислять того, что должен уметь концертмейстер в

школе:

транспонировать,

«на

ходу»

подбирать

мелодию

или

аккомпанемент,

делать переложения, понимать основные дирижерские жесты и т.д.. Однако не

надо забывать, что речь идет не о машине, которая должна уметь и делать. Все-

таки мы говорим о живом человеке, поэтому нельзя не упомянуть и о некоторых

специфических психологических качествах. Так, внимание концертмейстера – это

внимание совершенно особого рода, ведь его надо распределить и на собственные

исполнительские задачи, и контролировать звуковой баланс, и при этом быстро и

точно

поддержать

солиста

в

его

намерениях,

создать

единую

с

ним

художественную концепцию произведения, поддержать в кульминациях. Вместе с

тем, при необходимости, быть незаметным и всегда чутким его помощником.

Полноценная

профессиональная

деятельность

требует

помимо

особого

внимания таких качеств, как

быстрота и активность реакции, находчивость в

неожиданных ситуациях. Если ученик перепутал текст (что часто происходит на

концерте или экзамене),

опытный концертмейстер сумеет вовремя подхватить

солиста и благополучно доиграть пьесу до конца.

Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру.

Опытный аккомпаниатор всегда может снять нервное напряжение солиста перед

концертным выступлением.

Предельная сосредоточенность и умение держать

себя в руках за сценой,

выразительность и повышенный тонус исполнения

аккомпанемента на сцене – помогут солисту обрести уверенность в себе, придадут

ему

психологическую

свободу

и,

будем

надеяться,

наполнят

выступление

творческим вдохновением.

Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть, что это далеко не

все требования к концертмейстеру. В данной работе я обозначила то, что считаю

для себя наиболее важным и первоочередным, то, что почувствовала собственной

«кожей»

за

почти

40-летний

стаж

концертмейстерской

деятельности.

Очень

важно, чтобы сам концертмейстер любил играть, умел получать удовольствие на

сцене, испытывать радость от совместного творчества.

Использованная литература:

1.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога.

– М., Музыка, 1996.

2.

Кубанцева

Е.И.

Концертмейстерство

музыкально-творческая

деятельность. – Музыка в школе, 2001, №2.



В раздел образования




Яндекс.Метрика