Автор: Галиева Рамзия Агзаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г.Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: О роли концертмейстера в Детской музыкальной школе. Мысли вслух.
Раздел: дополнительное образование
О РОЛИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
МЫСЛИ ВСЛУХ.
Галиева Р.А.
Преподаватель
по классу фортепиано,
концертмейстер
МБУ ДО «Детская
музыкальная школа
г.Зеленодольска РТ»
…При
слове
«концертмейстер»
так
и
видишь
картину,
как
серьезная
тетенька выводит на сцену малыша со скрипочкой, ставит его на нужное место,
сама садится за рояль и кивком головы показывает, что пора
играть. И юный
музыкант начинает послушно водить по струнам…
Пройдет некоторое время. Скрипач подрастет и уже сам кивком покажет,
мол,
давайте
начинать.
Это
он
–
солист!
Он
–
главный
на
сцене.
А
концертмейстер лишь помощник. Однако пианисты-концертмейстеры думают по-
другому. Они считают свою работу не просто важной, но и почетной, ведь нет
задачи благороднее, чем совместно с педагогом по специальности приобщить
ребенка
к
миру
прекрасного.
Специфика
работы
в
музыкальной
школе,
где
обучаются
дети
с
самых
малых
лет,
такова,
что
концертмейстер
не
просто
аккомпанирует,
а
активно
участвует
в
учебной,
воспитательной,
музыкально-
просветительской деятельности.
Так кто же это – концертмейстер в детской музыкальной школе? Прежде
всего, это профессиональный пианист, хорошо владеющий роялем и обладающий
многими необходимыми навыками. И первым в череде этих навыков стоит, на
мой взгляд, умение читать с листа текст любой сложности. Ведь не секрет, что
для большинства композиторов фортепиано – это «симфонический оркестр» с его
красочным, масштабным, многоголосным звучанием.
Умение из сложного текста выбрать основное, не теряя при этом содержания
музыки – еще один необходимый для концертмейстера навык. При работе в классе
можно облегчить трудные места, однако на сцене нужно создать полноценную
звучность аккомпанемента, направленную на раскрытие художественного образа
исполняемого музыкального произведения.
Непростая
задача
–
играть
аккомпанемент
и
при
этом
ясно
«видеть-
слышать» партию солиста. Особенно важно, чтобы пианист знал специфические
особенности солирующего инструмента (вокалиста) – принципы звукоизвлечения,
дыхания,
техники.
Умение
аккомпанировать
учащимся
различных
специальностей нарабатывается многими годами активной классной и концертной
работы.
Подобный
универсальный
концертмейстер,
конечно,
нарасхват
и
в
детской музыкальной школе, и во «взрослой» концертной организации.
Для
любого
концертмейстера
очень
важно
быть
чутким
ансамблистом.
Думаю, в работе с детьми именно концертмейстер помогает учащемуся освоить
азы
синхронного,
ансамблевого
исполнения,
темпового,
метро-ритмического
соответствия. Именно концертмейстер помогает понять и передать содержание
произведения, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность
исполнения партий.
Можно еще долго перечислять того, что должен уметь концертмейстер в
школе:
транспонировать,
«на
ходу»
подбирать
мелодию
или
аккомпанемент,
делать переложения, понимать основные дирижерские жесты и т.д.. Однако не
надо забывать, что речь идет не о машине, которая должна уметь и делать. Все-
таки мы говорим о живом человеке, поэтому нельзя не упомянуть и о некоторых
специфических психологических качествах. Так, внимание концертмейстера – это
внимание совершенно особого рода, ведь его надо распределить и на собственные
исполнительские задачи, и контролировать звуковой баланс, и при этом быстро и
точно
поддержать
солиста
в
его
намерениях,
создать
единую
с
ним
художественную концепцию произведения, поддержать в кульминациях. Вместе с
тем, при необходимости, быть незаметным и всегда чутким его помощником.
Полноценная
профессиональная
деятельность
требует
помимо
особого
внимания таких качеств, как
быстрота и активность реакции, находчивость в
неожиданных ситуациях. Если ученик перепутал текст (что часто происходит на
концерте или экзамене),
опытный концертмейстер сумеет вовремя подхватить
солиста и благополучно доиграть пьесу до конца.
Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру.
Опытный аккомпаниатор всегда может снять нервное напряжение солиста перед
концертным выступлением.
Предельная сосредоточенность и умение держать
себя в руках за сценой,
выразительность и повышенный тонус исполнения
аккомпанемента на сцене – помогут солисту обрести уверенность в себе, придадут
ему
психологическую
свободу
и,
будем
надеяться,
наполнят
выступление
творческим вдохновением.
Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть, что это далеко не
все требования к концертмейстеру. В данной работе я обозначила то, что считаю
для себя наиболее важным и первоочередным, то, что почувствовала собственной
«кожей»
за
почти
40-летний
стаж
концертмейстерской
деятельности.
Очень
важно, чтобы сам концертмейстер любил играть, умел получать удовольствие на
сцене, испытывать радость от совместного творчества.
Использованная литература:
1.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога.
– М., Музыка, 1996.
2.
Кубанцева
Е.И.
Концертмейстерство
–
музыкально-творческая
деятельность. – Музыка в школе, 2001, №2.