Напоминание

Дон Кихот – вечный образ


Автор: Иванова Лидия Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа №23 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дон Кихот – вечный образ
Раздел: среднее образование





Назад




План – конспект урока

Литература

Урок №1; №2

М. Сервантес де Сааведра «Дон Кихот»; Дон Кихот – вечный образ

Тип: комбинированный урок

Цель: познакомиться с романом М. Сервантеса де Сааведры «Дон Кихот»,

подумать, о каких основных вопросах человеческого бытия говориться в

романе

Задачи: познакомиться с биографической статьёй, данной в учебнике,

прочитать роман «Дон Кихот», поговорить о проблеме ложных и истинных

идеалов, герое, создавшем воображаемый мир и живущем в нём, об

освобождении от искусственных ценностей и приобщении к истинно

народному пониманию правды жизни, понять почему «Дон Кихот» - пародия

на рыцарский роман, получить начальные представления о «вечных» образах

в искусстве, познакомиться с точкой зрения литературоведов на счёт образа

Дон Кихота.

УУД

Предметные УУД: выделять и формулировать проблемы

Регулятивные УУД: вносить коррективы и дополнения в свои действия

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем, учиться владеть речью

Личностные УУД; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей

Этап

Действия

учителя

Действия

ученика

УУД

Организационны

й момент

Задает вопросы,

создает

эмоциональный

настрой,

организует

поисковую

работу

обучающихся.

Для чего человек

читает? Можно

ли по книгам

научится жить?

Может ли книга

Отвечают на

вопросы,

формулируют

тему урока,

Личностные УУД:

формируем

мотивацию к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности

Регулятивные

УУД:

формулируем

умение определять

цель деятельности

на уроке

изменить жизнь

человека? Знаете

ли вы какого-

нибудь

литературного

героя, чью жизнь

изменили книги?

Предлагает

записать тему

урока

Коммуникативные

УУД: формируем

умение оформлять

свои мысли в

устной форме

Актуализация

знаний

Просит выделить

и записать

важную

информацию из

биографической

статьи в

учебнике

Записывают

информацию.

Примерно:

«Дон Кихот» -

это пародия на

рыцарский

роман,

своеобразная

энциклопедия

испанской

жизни 17 века.

Мигель де

Сервантес

Сааведра

великий

писатель

гуманист эпохи

возрождения.

Познавательные

УУД: формируем

умение извлекать

информацию из

текста

Постановка

учебной задачи,

открытие нового

знания

Спрашивает

обучающихся о

том, что нам

нужно узнать

исходя из выше

сказанного,

чтобы

приступить к

обсуждению

романа.

Корректирует

ответы учеников.

Рассказывает о

эпохе

возрождения в

литературе,

писателе-

Слушают

учителя,

отвечают

подготовленный

материал,

воспринимают

новую

информацию,

фиксируют

необходимый

материал,

рассуждают

Коммуникативные

УУД: формируем

умение оформлять

свои мысли в

устной форме

Познавательные

УУД: формируем

умение извлекать

информацию из

текста

гуманисте.

Просит

подготовленных

учеников

рассказать о

«рыцарском

романе». Просит

подумать, почему

«Дон Кихот» -

пародия на

рыцарский

роман.

Первичное

закрепление

Организует

беседу по

вопросам. Чтобы

подтвердить свои

размышления,

обратимся к

тексту романа и

ответим на

вопросы.

Работают над

вопросами и

заданиями,

подкрепляя

ответы

цитатами из

текста

Познавательные

УУД: формируем

умение извлекать

информацию из

текста, делать

выводы на основе

анализа текста

Регулятивные

УУД: формируем

умение определять

успешность

выполнения

своего задания в

диалоге с

учителем

Коммуникативные

УУД: формируем

умение слушать и

понимать других,

строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами,

оформлять свои

мысли в устной

форме

Личностные УУД:

формируем

умение определять

и высказывать

общие для всех

людей правила.

Контроль

Проводит

викторину на

лучшее знание

текста романа

Отвечают на

вопросы

викторины

Регулятивные

УУД: контроль и

коррекция в форме

сравнения своего

ответа с заданным

эталоном

Познавательные

УУД: умение

осознанно и

произвольно

строить

высказывания

Рефлексия

Организует

рефлексию.

«ХОЧУ

СПРОСИТЬ»

Рефлексивный

прием,

способствующий

организации

эмоционального

отклика на уроке.

Учащийся задает

вопрос, начиная

со слов «Хочу

спросить…». На

полученный

ответ сообщает

свое

эмоциональное

отношение: «Я

удовлетворен….»

или «Я

неудовлетворен,

потому что …»

Задает домашнее

задание:

подумать над

темой

следующего

урока/ найти

образ Дон

Кихота в других

худ.

произведениях,

Задают

вопросы,

которые

возникли в

течение урока,

другим

обучающимся

или учителю.

Познавательные

УУД: оценка

процессов и

результатов

деятельности

Коммуникативные

УУД: умение

выражать свои

мысли

театре, живописи

и т.п.

Организационны

й момент

Применяет

методический

приём «проблема

предыдущего

урока».

Задаёт вопросы.

Каково было

главное желание

Дон Кихота?

Каким людям

может быть

свойственно

такое желание?

Актуально ли это

желание?

Обучающиеся

вспоминают,

что они ещё

хотели бы

обсудить на

предыдущем

уроке.

Регулятивные

УУД: волевая

саморегуляция

Личностные УУД:

смыслообразовани

е

Коммуникативные

УУД:

планирование

учебного

сотрудничества с

преподавателем и

со сверстниками

Актуализация

знаний

Задает вопросы и

задания к главам

L–LII, LVII

Отвечают на

вопросы

Познавательные

УУД:

общеучебные

умения

структурировать

знания, контроль и

оценка процесса и

результатов

деятельности

Постановка

учебной задачи,

открытие нового

знания

Рассказывает о

вечных и

нарицательных

образах в

литературе,

предлагает

решить, куда

можно отнести

образ Дон

Кихота.

Содержание

вечных образов

охватывает

основные

вопросы

человеческого

Слушают

учителя,

формулируют

выводы

наблюдения и

тему урока

Регулятивные

УУД:

целеполагание как

постановка

учебной задачи,

планирование,

прогнозирование

Познавательные

УУД: умение

структурировать

знания,

постановка и

формулировка

проблемы, умение

осознанно и

произвольно

бытия важные во

все времена.

Содержание

нарицательных

образов

охватывает

какую-либо одну

самую яркую

сторону

человеческой

натуры.

Дон Кихот

перестал для нас

быть просто

бедным

ламанчским

дворянином,

вообразившим

себя

странствующим

рыцарем, - в нём

воплощён

трагический

конфликт между

стремлением к

добру и

бессилием

творить его в

реальных

условиях.

Корректирует

ответы

обучающихся.

строить речевые

высказывания

Закрепление

Рассказывает о

понятии

«донкихотство»,

о различных

точках зрения

литературоведов

на Дон Кихота,

задаёт вопрос.

Какой точки

зрения вы

придерживаетесь

?

Слушают

учителя,

фиксируют

необходимую

информацию,

рассуждают,

отвечают на

вопрос

Познавательные

УУД: формируем

умение извлекать

информацию из

текста, делать

выводы на основе

анализа текста

Регулятивные

УУД: формируем

умение определять

успешность

выполнения

своего задания в

диалоге с

учителем

Коммуникативные

УУД: формируем

умение слушать и

понимать других,

строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами,

оформлять свои

мысли в устной

форме

Контроль

Даёт задание

ответить в малых

группах на

итоговые

вопросы,

предлагает

выступить с

ответами

Отвечают в

малых группах

на итоговые

вопросы,

комментируют

ответы

одноклассников

Коммуникативные

УУД:

планирование

учебного

сотрудничества и

учебное

сотрудничество

Познавательные

УУД: поиск и

выделение

необходимой

информации,

построение

логической цепи

рассуждения,

умение

структурировать

знания

Регулятивные:

контроль и

коррекция

Рефлексия

Предлагает

прослушать

стихотворение

Мережковского

«Дон Кихот»,

зафиксировать в

тетради мысли,

которые

Формулируют

конечный

результат своей

работы на

уроке, делятся

своими

размышлениям

и.

Коммуникативные

УУД: умение

выражать свои

мысли,

оценивание

качества своей и

общей учебной

деятельности

приходили в

голову на

сегодняшнем и

предыдущем

уроках.

Предлагает

вариативное

домашнее

задание.

Вопросы и задания к главам I–IV

1. Что

привлекало

Дон

Кихота

в

рыцарских

романах?

Какие

атрибуты

рыцарства он решил создать для себя? Как он мастерил свои доспехи?

2. Опишите внешний вид Дон Кихота. Почему он так смешон?

3. Какие факты его пребывания в гостинице вызывают смех?

4. Инсценируйте обряд посвящения Дон Кихота в рыцари. В чём комизм

изображённой ситуации?

5. Почему заступничество Дон Кихота не помогло мальчику Андресу?

6. Как сам Дон Кихот объяснял своё поражение в столкновении с купцами?

Вопросы и задания к главам VI–VII, XVII

1. Почему Санчо Панса поступил на службу к Дон Кихоту?

2. Перескажите эпизод битвы Дон Кихота с ветряными мельницами.

3. Докажите,

что

рыцарь

и

его

оруженосец

видят

окружающий

мир

по-

разному.

4. Как стремление Дон Кихота защищать обездоленных и угнетённых было

развенчано в эпизоде с каторжниками?

Вопросы и задания к главам XXXVII, XL

1. Составьте киносценарий эпизода встречи Дон Кихота с дамой его сердца.

Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи в этом

эпизоде.

2. Как здесь проявляeтся здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?

3. Прочитайте по ролям диалог Дон Кихота, Санчо Пансы и возницы в

происшествии со львами (гл. XL).

4. Что, по-вашему, общего у Дон Кихота и Санчо Пансы?

Вопросы и задания к главам L–LII, LVII

1. Какие

проблемы

между

людьми

разрешил

Санчо

Панса,

когда

был

губернатором? Какие черты его характера привлекательны для автора?

2. Почему так стремившийся к губернаторской должности Санчо Панса всё

же отказывается от неё?

3. Как в этом проявляются мудрость и нравственная позиция автора романа?

4. В чём смысл завещания Дон Кихота, составленного им перед смертью?

5. Какой смысл вы видите в том, что в финале он перестал быть безумцем, а

закончил свой жизненный путь “в здравом уме”?

Викторина

1. Каковы настоящие имена Дон Кихота и Дульсинеи Тобосской?

(Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)

2. Из чего он сделал свой рыцарский шлем?

(Из картона и железных пластинок.)

3. Что обозначала кличка его лошади?

(Кличка

Росинант

составлена

из

сочетания

слов

rosin

(кляча)

и

antes

(раньше), что означало “бывшая кляча”.)

4. Какие профессии были у его главных приятелей?

(Священник и цирюльник.)

5. Сколько было ветряных мельниц, которые Дон Кихот принял за великанов?

(Тридцать или сорок.)

6. Как звали жену Санчо Пансы?

(Тереса Панса.)

7. Кто украл у Санчо Пансы его серого?

(Плут и вор Хинес де Пасамонте.)

8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской?

(Лоренсо Корчуэло.)

9. Из

чего

Дон

Кихот

сделал

чётки

для

чтения

молитв

в

горах

Сиерра

Морены?

(Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней 11 узелков, один

из которых был крупнее остальных.)

10. Как Дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом?

(Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побеждён.)

11. Какой способ был предложен, чтобы расколдовать Дульсинею Тобосскую?

(Для этого Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста

ударов плетью.)

12. Как назывался остров, губернатором которого был назначен Санчо Панса?

(Баратария.)

13. Сколько дней он управлял островом?

(Десять дней.)

14. Какое

условие

в

наследственном

завещании

поставил

дон

Кихот

для

будущего мужа своей племянницы?

(Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

Итоговые вопросы уроков

1. Какие положительные черты характера Дон Кихота показывает автор в

романе?

2. В чём комизм приключений рыцаря?

3. Только ли смех вызывают его похождения?

4. От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя

только безумным мечтателем?

5. В чём смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?

6. Почему роман Сервантеса называют пародией на рыцарские романы?

7. Какое

место

в

жизни

человека

должны

занимать

мечтательность

и

рассудительность? Докажите, что в романе автор развенчивает как безумные

фантазии рыцаря, так и “здравый смысл” его слуги. Возможно ли разумное

сосуществование мечты и реальности?

Д. Мережковский

Дон Кихот

Шлем — надтреснутое блюдо,

Щит — картонный, панцирь жалкий…

В стременах висят, качаясь,

Ноги тощие, как палки.

Для него хромая кляча —

Конь могучий Росинанта,

Эти мельничные крылья —

Руки мощного гиганта.

Видит он в таверне грязной

Роскошь царского чертога.

Слышит в дудке свинопаса

Звук серебряного рога.

Санчо Панса едет рядом;

Гордый вид его серьезен:

Как прилично копьеносцу,

Он величествен и грозен.

В красной юбке, в пятнах дегтя,

Там, над кучами навоза, —

Эта царственная дама —

Дульцинея де Тобозо…

Страстно, с юношеским жаром

Он в толпе крестьян голодных,

Вместо хлеба, рассыпает

Перлы мыслей благородных:

«Люди добрые, ликуйте,

Наступает праздник вечный:

Мир не солнцем озарится,

А любовью бесконечной…

Будут все равны; друг друга

Перестанут ненавидеть;

Ни алькады, ни бароны

Не посмеют вас обидеть.

Пойте, братья, гимн победный!

Этот меч несет свободу,

Справедливость и возмездье

Угнетенному народу!»

Из приходской школы дети

Выбегают, бросив книжки,

И хохочут, и кидают

Грязью в рыцаря мальчишки.

Аплодируя, как зритель,

Жирный лавочник смеется;

На крыльце своем трактирщик

Весь от хохота трясется.

И почтенный патер смотрит,

Изумлением объятый,

И громит безумье века

Он латинскою цитатой.

Из окна глядит цирюльник,

Он прервал свою работу,

И с восторгом машет бритвой,

И кричит он Дон Кихоту:

«Благороднейший из смертных,

Я желаю вам успеха!..»

И не в силах кончить фразы,

Задыхается от смеха.

Он не чувствует, не видит

Ни насмешек, ни презренья!

Кроткий лик его так светел,

Очи — полны вдохновенья.

Он смешон, но сколько детской

Доброты в улыбке нежной,

И в лице, простом и бледном,

Сколько веры безмятежной!

И любовь и вера святы.

Этой верою согреты

Все великие безумцы,

Все пророки и поэты!



В раздел образования




Яндекс.Метрика