Автор: Малашина Нина Владимировна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г. Алексин Тульской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Профилактика девиантного поведения среди подростков: от теории к практике"
Раздел: среднее образование
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» основано в 1940 году. Стены
школы являются хранителями её истории. С 1944 по 1945 годы в здании
образовательного учреждения располагался эвакогоспиталь №5384. Первый
директор Авдеев В.А. и первые выпускники 1941 года шагнули со школьного
порога на фронт Великой Отечественной войны. Школа может гордиться
выпускниками разных поколений, которые с честью выполняли свой долг по
защите Отечества, как в далёкие 40-е, так и в непростой период 90-ых.
Свидетельством
этих
исторических
событий
служат
две
мемориальные
доски, расположенные на фасадной части школы.
Среди
тысяч
выпускников
школы
60
золотых
и
73
серебряных
медалистов. С 2003 года школа является базовой площадкой ГОУ ДПО «ИПК
и ППРО ТО», работающей по проблеме «От воспитания культуры чувств к
формированию
успешной
личности»
под
руководством
кандидата
педагогических
наук,
профессора,
зав.
кафедрой
воспитания
и
дополнительного образования А.И.Григорьевой.
Кадровый ресурс МБОУ «СОШ №11» достаточно мощный и обладает
большим творческим потенциалом для инновационной деятельности. Всего
педагогических работников – 34 человека, из них 91%
имеют высшее
профессиональное
образование,
76%
учителей
имеют
первую
и
высшую
категории, 36,4% педагогического коллектива имеют отраслевые награды.
Показателем эффективности деятельности школы является участие и
победы в конкурсах муниципального и регионального уровней:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса социальных проектов «Я
гражданин России»,Проект защиты бездомных животных «Мы в ответе
за тех, кого приручили» (апрель 2017, 1 место);
Региональный
этап Всероссийского конкурса социальных проектов «Я
гражданин России»Проект защиты бездомных животных «Мы в ответе
за тех, кого приручили» (май 2017, 3 место);
Региональный
конкурс
методических
материалов
педагогов
«Экология
окружающей среды» ( октябрь 2017, 1 место);
Региональный
конкурс
программ
и
проектов
в
сфере
воспитания
«Традиции и инновации», номинация «Помоги ближнему» (январь 2018,
1 место );
Региональный
конкурс
программ
и
проектов
в
сфере
воспитания
«Традиции
и
инновации»,
номинация
«Помоги
ближнему»
(февраль
2019, 1 место);
Региональный
конкурс
программ
и
проектов
в
сфере
воспитания
«Традиции
и
инновации»,
номинация
««Программы
деятельности
клубов, общественных объединений»» (февраль 2019, 1 место);
Всероссийский конкурс «Мои педагогические инновации-2018», 1 место в
номинации «Воспитание» (январь 2019).
В настоящее время школа имеет:
26 учебных кабинетов;
школьный музей (свидетельство №19222 от 01.06.2017);
1 компьютерный класс;
специализированный кабинет русского языка;
библиотеку-медиатеку, оснащённую компьютерной техникой
100% кабинетов начальной школы, предметных кабинетов оснащённых
интерактивными досками и комплектующим оборудованием к ним;
100 % кабинетов, оборудованных АРМ учителя;
локальную сеть по всей школе, созданную средствами Wi-Fi
Сведения об обучающихся
Школа расположена в глубине жилого микрорайона «Соцгород»,
контингент школы разнороден и многонационален: это и дети мигранты, не
имеющие гражданства РФ, дети из неблагополучных и малообеспеченных
семей, дети плохо говорящие на русском языке, а также дети, отсеянные из
соседних гимназий.
И именно поэтому тема сегодняшнего семинара очень актуальна для нашего
образовательного учреждения.
Как говорил Антон Семенович Макаренко Необходимо предъявлять к
ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать
нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что
похвально и что наказуемо.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно
отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого
отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с
окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей.
Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в
выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно
добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств,
обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать
существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и
негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях
большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы
школьного поведения, что может стать эффективным средством решения
актуальных проблем современного образования.
Проблема девиантного поведения детей школьного возраста занимает одно из
первых мест среди других социальных и психологических проблем.
Современный школьник живет в мире, сложном по своему содержанию и
способности к социализации.
Основная задача школы – дать каждому ребенку, с учетом его
психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания,
который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а
также развить свои потенциальные способности. Количество школьников,
которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с
каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих
факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой
обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся
поведением и разработку действенной системы мер профилактики и
реабилитации этой группы молодежи.
Надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в
данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего
образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой
работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно,
весь педагогический коллектив
Закончить свое выступление мне бы хотелось небольшой притчей:
“У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все
способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и
после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был
утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он
стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по
одному гвоздю. И вот, наступил день, когда последний гвоздь был вытащен,
но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько
заплакал.
Отец: Что ты плачешь? Ведь гвоздей больше нет. Сын: Гвоздей - то нет, а
дырки остались”.
Так вот я считаю, что наша основная задача, задача сегодняшней школы
сделать так, чтобы не допустить появления таких дырок в душе ребенка,
противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодежи
чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества.