Автор: Бердышева Светлана Николаевна
Должность: Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 96"
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Безударные гласные в корне слова»
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе.
Бердышева Светлана Николаевна МБОУ « Лицей № 96»
Тема: «Безударные гласные в корне слова»
Цель: обобщение знаний способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с безударной
гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.
Задачи:
Формирование УУД:
познавательные
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне;
регулятивные -
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
-учить составлять алгоритм действий и работать по нему;
личностные - продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.
Оборудование:
проектор, ПК,
карточки для работы в парах; группах
презентация к уроку
Ход урока.
Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Ни минуты не теряем
И работать начинаем.
- Скажите, ребята, откуда мы узнаём о новостях, которые происходят в мире? (газеты. телевидение, интернет)
- Верно, но в обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ведь интересно знать и про то, как живут
звери, птицы, насекомые.
В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи.
Там есть свои герои и разбойники.
Обо всём этом можно прочесть в «Лесной газете», которую составил В.В. Бианки. Знаком вам этот писатель? Какие
произведения В. Бианки вы читали?
Биолог, исследователь, охотник Виталий Бианки писал рассказы, сказки, повести о жизни животных.
Еще мальчиком В. Бианки проводил в лесу все свое свободное время, с жадностью слушал рассказы старых охотников.
Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему ноги цапли так не похожи на лапы крота, почему одни животные
строят домики на деревьях, а другие – на воде или под водой.
За годы своего творчества писатель издал более 120 книг, в которые вошло свыше 200 произведений. Одно из самых
известных произведений Бианки - «Лесная газета». Эта большая книга - энциклопедия русской природы, результат
неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет.
I.
Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
- Сегодня итогом нашего урока будет выпуск «Лесной газеты».
Откройте тетради, запишите число, классная работа
Словарно-орфографическая работа.
Отгадайте загадки, запишите отгадки.
1.
Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
2.
Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)
3.
Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, в полях ночует, коноплю ворует.
(Воробей.)
4.
Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)
5.
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не взглядывает, а время знает. (Петух.)
6.
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет всё до срока
Белобокая .....
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарным словом
Внимание на экран.
ВО - НОК - ЖА - РО
2 4 1 3
- Верно, ЖАВОРОНОК!
Жаворонки семейство птиц отряда воробьиных.
В русской традиции жаворонок считается птицей, приносящей вести о весне. В народном календаре им посвящен
особый день — 22 марта. В этот день птицы начинают возвращаться из теплых краев.
Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков", а утром, в день праздника, раздают детям.
2. - Ребята, кто заметил среди словарных слов «лишнее»??? Почему?
- Молодцы! Это слово можно проверить. Какая орфограмма в этом слове? Значит, тема сегодняшнего урока ……
Безударная гласная в корне слова.
-Как проверить безударную гласную в корне слова?(…)
-Будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук!
Слуху ты не доверяй,
Удареньем проверяй!
II.
Работа над темой
1.
-Давайте поможем гномику собрать драгоценные камни , правильно определив безударную гласную
(устно подбирают проверочные слова и определяют гласные в интерактивном тренажере)
2.
Долго длилась зима в этом году, надоело слушать нам завывание вьюг и метелей, со светлой надеждой
ожидали мы приход весны. Наступает она робко, неуверенно.
- Вот какая телеграмма пришла из леса. Только не все буквы пропечатались. Помогите, ребята.
Прил_тели стаи гр_чей. Р_дились первые зв_рята. У л_сей и косуль отрастают новые р_га.
( вставляют гласные, подбирая проверочные слова.)
- Запишите в тетради. Подчеркните главные члены предложений.
-А теперь внимание на экран, перед вами пословица. Как вы ее понимаете? Какие гласные нужно вставить? Почему?
Март с в_дой, апрель с тр_вой, а май с цв_тами.
Первый ряд записывает слово вода и подбирает 3-4 однокоренных слова, второй – трава, третий – цветы ( у доски
работают 3 ученика). Выделить корень, подчеркнуть безударные гласные
ФИЗМИНУТКА
III.
Закрепление темы.
Работа в группах (Класс делится на 5 групп, каждая из которых получает статью из Лесной газеты, ребята
вставляют пропущенные буквы и доказывают свой выбор)
1 группа
ЛЕСНЫЕ ЗАГАДКИ
Хозяин л_сной
Просыпается в_сной,
А з_мой под вьюжный вой
Спит в избушке сн_говой. (М е д в е д ь)
У него р_га в_твисты,
А б_ка чуть-чуть п_тнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки_ (олень)
Меня сл_пым з_вут всегда,
Но это вовсе не б_да:
Я под з_млёй построил дом,
Все кладовые полны в нём. (крот)
2 группа
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Скр_пит снег под н_гами – к хол_ду.
Если воробьи громко чирикают – к пот_плению .
Март х_лодный - год хл_бородный.
Когда прил_тели др_зды, значит морозов уже не будет.
3 группа
ЗАЙЧАТА В СНЕГУ
В поле еще снег, а у з_йчих уж р_дятся з_йчата.
Зайчата родятся зрячими, в теплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта
м_теринского мол_ка, они разб_гаются и прячутся под кустами, кочками.
4 группа
ГОРОДКИЕ НОВОСТИ. КОНЦЕРТЫ НА КРЫШАХ
По н_чам на крышах происходят к_шачьи концерты. Кошкам они очень нравятся. Концерты к_нчаются отчаянной
потасовкой между п_вцами.
5 группа
СЫРЫЕ КВАРТИРЫ
Снег тает и тает. Жителям л_сных подвалов плохо приходится: кр_ты, з_млеройки, мыши, п_лёвки, лисы и другие
зв_рьки, живущие в норах под з_млею, уже сейчас страдают от сырости.
Проверка работы групп. Дети отчитываются о проделанной работе и приклеивают свою статью .
-Молодцы, ребята. Вот и готова наша Лесная газета
- Началом обычного года принято считать 1 января. А вот когда начинается лесной год? Оказывается, лесной новый год
празднуют 21 марта. А месяц называют месяцем пробуждения от спячки. Обо всем вы узнаете, когда познакомитесь
Итог урока. Рефлексия. Закончи предложения:
Знания, полученные на уроке мне необходимы …
Я получил информацию о том, что …
Оценки, дом.задание: разгадать кроссворд и найти в любом рассказе В. Бианки 10 слов с безударной гласной в
корне слова.
3
2
4
1
6
4
3
1
5
2
По горизонтали:
1.Столовая для зимующих птиц.
2. Инструмент.
3.Что за кнопочка? Нажал,
У порога подождал,
И тебе открыли дверь
Заходи, ты гость теперь!
4. Маленький дом.
5.Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?___________
6. По морю идет, идет,
А до берега дойдет-
Тут и пропадет.
По вертикали:
1. Дом, где живет сторож.
2.Я бегу струей из крана.
Бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах
Великаны корабли.
3. Брёвна не пилит рыба-пила,
Шить не умеет рыба-________
4. Питательный напиток белого цвета
ЛЕСНЫЕ ЗАГАДКИ
1. Хозяин л_сной
Просыпается в_сной,
А з_мой под вьюжный вой
Спит в избушке сн_говой.
__________________________
2. У него р_га в_твисты,
А б_ка чуть-чуть п_тнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки ___________
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Скр_пит снег под н_гами – к хол_ду.
Если воробьи громко чирикают – к
пот_плению.
Март х_лодный - год хл_бородный.
ЗАЙЧАТА В СНЕГУ
В п_лях еще снег, а у з_йчих уж р_дятся
з_йчата.
М_лыши р_дятся зрячими, в тёплых
шубках.
Сразу, как появятся на свет, они уже
умеют бегать.
ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ.
КОНЦЕРТЫ НА КРЫШАХ.
По н_чам на крышах д_мов происходят
к_шачьи концерты. Кошкам они очень
нравятся. Концерты к_нчаются отчаянной
потасовкой между п_вцами.
СЫРЫЕ КВАРТИРЫ
Снег тает и тает. Жителям л_сных
подвалов плохо
приходится: кр_ты, з_млеройки, мыши,
п_лёвки, лисы и другие зв_рьки уже сейчас
страдают от сырости.