Авторы: Карецков Андрей Георгиевич, Кущанова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАОУДО "Детская школа искусств № 15"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Танец"
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кеме-
рово
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«
Детская школа искусств №15
»
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная
программа в области музыкального искусства
«Искусство театра»
Предметная область
ПО.01. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
программа по учебному предмету
ПО.01.УП.06.
«Танец»
2015
2
Одобрено:
Методическим советом ДШИ № 15
протокол № __________
от ___________________
председатель МС ______
Утверждаю:
Директор ДШИ № 15
_____________ Мамзер Н. О.
«___» _____________ 2015 г.
Рекомендована:
театральной методической секцией ДШИ № 15
протокол № __________
от ___________________
Разработчики:
1.
Карецков Андрей Георгиевич, преподаватель хореографических дисцплин
ДШИ №15
2.
Кущанова Татьяна Николаевна, концертмейстер ДШИ №15
Рецензенты:
1.
Мамзер Наталья Олеговна, директор ДШИ № 15________________
М. П.
3
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка……………………………………….…..3
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе……………………………………………..…..……3
1.2. Срок реализации учебного предмета………………………..….…….4
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета…...…..….4
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий……….……..……5
1.5. Цель и задачи учебного предмета………...……………………..……5
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета….…….…6
1.7. Методы обучения……....…………………………………....……....…7
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета…………………………………………………………….………..…..7
II.
Содержание учебного предмета……………………………...…..8
2.1.Сведения о затратах учебного времени……………………….…...…8
2.2. Годовые требования по классам………...………………………..…..9
III.
Требования к уровню подготовки учащихся…………………37
IV.
Формы и методы контроля, система оценок …………..….…38
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание………………...…...38
4.2. Критерии оценки………...……………………………………….…..39
V.
Методическое обеспечение учебного процесса…………….…41
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам…….…41
VI.
Список рекомендуемой методической литературы……….…42
4
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Танец»
разработана
на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
(далее
–
ФГТ)
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
(далее – ДОПП) в области театрального искусства «Искусство театра» и на
основе примерной программы учебного предмета «Танец». (Разработчик: Л.
А. Биткова. Москва, 2013). Также, при составлении данной программы был
учтён
многолетний
опыт
преподавательской
работы
хореографов
с
учащимися театрального отделения Детской школы искусств №15 (далее -
ДШИ №15).
Учебный
предмет
«Танец»
относится
к
обязательной
части
ДОПП
«Искусство театра» и изучается во взаимосвязи с такими предметами, как
«Ритмика»,
«Основы
актерского
мастерства»,
«Сценическое
движение»,
«Подготовка сценических номеров». Основу практической части предмета
составляют детский, классический, народно-сценический, историко-бытовой,
бальный
и
современный
танцы.
Современный
театр
-
искусство
синтетическое,
требующее
от
юного
артиста
разнообразных
умений
и
навыков. Хореография раздвигает рамки актерских возможностей учащихся,
дает возможность погрузиться в эпоху, «вжиться» в сценический материал.
Учебный предмет «Танец» направлен на формирование у учащихся
необходимых знаний в области объективных законов сценического движения
и
умения
их
использовать. Музыкально-ритмические движения являются
синтетическим
видом
деятельности,
следовательно,
программа
«Танец»,
основанная на движениях под музыку, развивает и музыкальный слух, и
двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат
в их основе. Танец способствует правильному физическому развитию детей,
имеет
оздоровительное
значение,
способствует
более
глубокому
эмоционально-осознанному
восприятию
музыки,
большей
тонкости
5
слышания
и
различения
отдельных
музыкально-выразительных
средств,
пониманию музыкальных стилей и жанров. Танец исполняется чаще всего
всем
коллективом
и
требует
четкого
взаимодействия
всех
участников,
повышает дисциплину, чувство ответственности и товарищества.
Задача первых двух лет обучения - дать учащимся первоначальную
хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма
и сформировать у них основные двигательные качества и навыки для занятий
в
дальнейшем
классическим,
народно-сценическим,
историко-бытовым,
бальным и современным танцем. В итоге обучения происходит накопление
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
следующих
этапов
освоения
программы «Искусство театра».
1.2.Срок реализации учебного предмета «Танец»
Срок освоения учебного предмета «Танец» для детей, поступивших в
ДШИ №15 класс в возрасте от шести с половиной до девяти лет, составляет 8
(9) лет (с 1 по 9 классы)–1 и 2 класс по одному часу в неделю, 3-9 классы по 2
часа в неделю.
Срок освоения учебного предмета «Танец» для детей, поступивших в
образовательную
организацию
в
первый
класс
в
возрасте
от
десяти
до
двенадцати лет, составляет 5 (6) лет (с 1 по 6 классы)– 1 класс по одному часу
в неделю, 2-6 классы по 2 часа в неделю.
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию учебного предмета «Танец».
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 (9) лет
Срок обучения
8 лет
9 лет
Максимальная учебная нагрузка (в
часах)
461
527
Количество часов на аудиторные
занятия
461
527
Таблица 2
Нормативный срок обучения – 5 (6)лет
6
Срок обучения
5лет
6лет
Максимальная учебная нагрузка (в
часах)
297
363
Количество часов на аудиторные
занятия
297
363
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Предмет «Танец» проводится в форме практических мелкогрупповых
занятий, численность группы – от 4 до 10 человек. Продолжительность урока
– 40минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
1.5. Цель и задачи учебного предмета «Танец»
Целью учебного
предмета
«Танец»
является развитие
танцевально-
исполнительских, пластических и художественно-эстетических способностей
учащихся
на
основе
приобретенных
знаний,
умений,
навыков
в
области
детского,
классического,
народно-сценического,
историко-бытового,
бального, современного танцев.
Задачи:
обучить
основной
терминологии
в
области
хореографического
искусства;
обучить элементам и основным комбинациям детского, классического,
народно-сценического,
историко-бытового,
бального
и
современного
танцев;
обучить
средствам
художественной
выразительности
при
создании
образа в танцевальном жанре;
сформировать
знание
принципов
взаимодействия
музыкальных
и
танцевальных выразительных средств;
сформировать умение исполнять элементы и основные комбинации
классического, народно-сценического и историко-бытового танцев;
7
сформировать
умение
запоминать
и
воспроизводить
танцевальный
текст;
сформировать
умение
применять
освоенные
приёмыв
дальнейшей
практической творческой деятельности.
развить мышечную выразительность тела, сформировать фигуру и
осанку, укрепить здоровье;
развить общую музыкальность;
развить коммуникативную культуру;
способствовать формированию и дальнейшему развитию следующих
личностных качеств: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости,
трудолюбия, упорства и целеустремленности;
развить творческие способности детей;
развить
интерес
к
национальной
танцевальной
культуре,
а
также
толерантное отношение к танцевальной культуре других народов;
1.6. Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа учебного предмета содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
разделами
строится
основная
часть
программы.
8
1.7.
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
наглядный – показ движений преподавателем;
словесный – беседа о танце, объяснение техники исполнения хорео-
графических движений, рассказ о средствах выразительности музыкального
сопровождения, аналитическая оценка результатов учебного процесса;
эмоциональный–подбор ассоциаций, образов;
практический – исполнение движений и танцевальных этюдов уча-
щимися;
репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных зна-
ний, а также двигательных умений и навыков.
1.8.
Описание материально-технических условий реализации пред-
мета
Материально-техническая база ДШИ №15 соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, пред-
назначенные для реализации учебного предмета «Танец», оснащены пианино.
Площадь
танцевальных
классов
соответствует
требованиям
(не
менее
40
кв.м), имеет пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол,
специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на
одной стене. Школа имеет театральную студию с пультами, светотехниче-
ским и звукотехническим оборудованием; концертный зал с роялем; костю-
мерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сцениче-
ских выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9
2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Танец», на максимальную нагрузку учащихся и
аудиторные занятия:
Таблица 3
Срок освоения предпрофессиональной программы «Искусство театра»
–
8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
32
33
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Общее количество часов
на аудиторные занятия
по годам
32
33
66
66
66
66
66
66
66
Общее количество часов
на аудиторные занятия
461
66
527
Объем времени на
консультации (по
годам)
2
2
2
2
4
4
4
4
4
Общий объем времени
на консультации
нконсультации
24
4
28
Таблица 4
Срок освоения предпрофессиональной программы «Искусство театра»
–
5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных
занятий
(в неделях)
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные
занятия
(в неделю)
1
2
2
2
2
2
Общее количество часов на
аудиторные занятия по годам
33
66
66
66
66
66
10
Общее количество часов на
аудиторные занятия
297
66
363
Объем времени на консультации
(по годам)
2
2
4
4
4
4
Общий объем времени на
консультации
16
4
20
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части об-
разовательной программы в области театрального искусства распределяется
по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, преду-
смотренного на учебный предмет ФГТ.
2.2. Годовые требования по классам
8 (9) лет обучения
1 класс
К основной задаче первого года обучения относится воспитание основ
танцевальной культуры на образцах детского танца: развитие координации
движений,
умение
слушать
музыку,
умение
согласовывать
движения
с
музыкой, отражая ее характер.
На первом этапе обучения происходит:
формирование
знаний
о
графическом
рисунке
танца:
по
линии
танца, против линии танца, о роли центра, об интервалах в рисунке
танца;
формирование умения ориентироваться в пространстве.
Элементы детского танца:
работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии,
перед грудью, положение рук в кулаки, за юбку, позиции рук 1, 2, 3;
позиции ног: понятие «правая» и «левая» нога, первая позиция свобод-
ная, вторая позиция параллельная, вторая свободная, третья;
работа головы: наклоны и повороты;
движения корпуса: наклоны вперед, назад, в сторону, с сочетанием ра-
боты головы;
11
приседания: полуприседания, полуприседания с каблучком;
музыкально-ритмические
упражнения:
притопы
(простой,
двойной,
тройной), хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в парах с
партнером), изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на
месте);
шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких
полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед,
переменный;
бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте;
подскоки: на месте, в продвижении;
понятия: направления в танце, рисунок танца;
упражнения на ориентировку в пространстве:
повороты вправо и влево,
движения по линии танца и против линии танца,
движение по диагонали;
построения и перестроения:
в колонну по одному,
в пары и обратно,
из колонны по два - в колонну по четыре,
из колонны в шеренгу,
в круг.
Танцы «Веселый ремонт», «Мы стирали», «Дай-дай».
2 класс
Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения.
Идет
дальнейшее
развитие
координации,
выразительности
исполнения.
Р а з в и в а е т с я
у м е н и е
т а н ц е в а т ь
в
а н с а м б л е ,
в о с п и т а н и е
дисциплинированности, манеры исполнения. Продолжается изучение основ
детского танца, вводятся элементы народно-сценического танца, в частности
р у с с ко г о . Обучение
народно-сценическому
танцу
совершенствует
координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного
12
аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе
классического тренажа, даёт возможность учащимся овладеть разнообразием
стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их
темпов и ритмов.
Элементы детского танца:
–
шаги: мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный), приставной шаг с
приседанием, приставной шаг с притопом;
– бег: стремительный, «лошадки» на месте и в продвижении, «жете» на ме-
сте и в продвижении с выводом ног вперед и назад;
– галоп: прямой, боковой;
– прыжки по 6 позиции.
– Танцы «Вару-вару», «Рилё».
Народно-сценический танец.
Элементы русского народного танца:
– русский поклон, поясной русский поклон;
– положения рук, характерные для русского танца:
свободно опущенные вниз,
руки в бок;
– шаги:
простой русский шаг,
переменный,
назад в медленном темпе,
шаг на полупальцах назад,
шаг с согнутым коленом на целой стопе и полупальцах;
– бег
бег с согнутыми ногами сзади,
бег с вынесением ног вперед;
– положение кисти:
ладонь на талии,
кулачок на талии;
13
– русский переменный ход в сочетании с руками;
– «припадание» в сторону из III свободной позиции;
– русский бег;
– перескоки с ноги на ногу (подготовка к дробям);
– «гармошка» из стороны в сторону:
с приседаниями и без;
– «ёлочка»;
– «ковырялочка»:
с двойным притопом,
с тройным притопом.
– Маленькие этюды на материале русского танца («Веночки» З.Бархатовой и
др.).
3 класс
Основной задачей третьего класса является изучение позиций рук, ног,
головы и основных элементов классического танца. Раздел «Классический та-
нец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных
предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на фор-
мирование необходимых технических навыков, является источником высокой
исполнительской культуры. Упражнения исполняются лицом к станку. В 3
классе
происходит расширение
материала
народно-сценического
танца,
в
частности добавляются основные элементы белорусского народного танца.О-
собое внимание уделяется развитию координации движений, запоминанию
отдельных элементов и танцевальных комбинаций.
Классический танец.
Экзерсис у станка:
– постановка корпуса и головы;
– перегибы корпуса;
– позиции рук: 1, 2, 3 и подготовительное положение;
– позиции ног: 1, 2, 6;
– приседания (demi, grand-plies) по 1, 2 позициям;
– подъемы на полупальцы (releves) по 1 и 2 позициям;
14
– вattement tendus из 1 позиции;
– прыжки простые по 6 позиции;
– прыжки sote по 1 и 2 позициям.
Народно-сценический танец.
Элементы русского танца:
– «гармошка» в повороте;
– «веревочка»:
простая,
двойная,
с переступанием;
– «моталочка» в прямом положении;
– русские шаги:
переменный с притопом,
переменный с каблука,
шаг с приставкой (два небольших последующих шага с последу-
ющей мягкой приставкой в I прямую позицию в полуприседание);
– «дроби»:
простая дробь на месте;
дробная дорожка – непрерывная мелкая дробь с каблука (на месте, с
продвижением вперед);
– «хлопушки»:
одинарные и двойные, удары фиксирующие и скользящие (муж-
ские):
по бедру,
в ладоши;
– «ключ» простой на подскоках.
Элементы белорусского народного танца:
– притопы одинарные;
– подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте;
– тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции;
– простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад;
– основной ход «Крыжачка» и с поворотом;
– поочередные выбрасывания ног на каблук вперед;
15
– тройные притопы с поклоном;
– присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением из стороны
в сторону (для мальчиков);
– кружение с припаданием.
– Небольшие танцевальные этюды на материале классического, русского, бе-
лорусского танцев («Крыжачок», «Русская хороводная» и др.).
4 класс
Продолжение
изучения
движений
калассического
танца
у
станка,
расширение материала народно-сценического танца (элементы украинского,
итальянского, танцев прибалтийских народов). Продолжается
дальнейшее
формирование навыков грамотно и эмоционально исполнять программный
танцевальный материал.
Классический танец.
Экзерсис у станка:
– I-е port de bras;
– позиции ног: 5;
– приседания (demi, grand-plies) по 5 позиции;
– подъемы на полупальцы (releves) по 5 позиции;
– вattement tendus из 5 позиции;
– вattement tendus jetés из 1 и 5 позиций;
– rond de jambe parterre en dehors и en dedans;
– прыжки sote по 5 позиции;
– pas balancé;
– pas debasgue - вперед (сценический).
Народно-сценический танец.
Элементы украинского народного танца:
– медленный женский ход;
– ход с остановкой на третьем шаге;
– «веревочка» двойная;
– «тынок» (перескок с ноги на ногу);
– «выступцы» (подбивание одной ногой другую).
16
«Тарантелла» (итальянский народный танец).
– положения ног, характерные для танца;
– положения рук в танце;
– движения рук с тамбурином:
удары пальцами и с тыльной стороны ладони,
мелкие непрерывные движения кистью «трель»;
– бег тарантеллы (pasemboités) на месте и с продвижением;
– шаг с подскоком и одновременным сгибанием ноги (pasdellonné);
– перескоки с ноги на ногу.
Элементы танцев прибалтийских республик:
– простые шаги на приседании;
– перескоки с ноги на ногу, на месте и с продвижением;
– прыжки с перекрещенными ногами;
– прыжки с выбрасыванием ног в сторону.
В конце года рекомендуется показать небольшие композиции и этюды
на материале народно-сценического и классического танцев.
5 класс
Начинается
изучение
историко-бытового
танца XIX
века. Историко-
бытовой танец является частью мировой хореографической культуры. Этому
виду танца суждено было сыграть великую культурно-историческую роль,
став
связующим
звеном
между
народной
пляской
и
профессиональной
сценической хореографией, заложить основу формирования классического и
современного бального танца.
На первый план выходит развитие выразительности и танцевальности,
усложнение лексики и исполнение этюдов на основе изученного материала.
Историко-бытовой танец.
Поклон XVI-XVIIвека:
–реверанс дамы,
–поклон кавалера.
Танец «Полонез»:
– шаг полонеза сценический (акцентированный) вперед и назад:
17
обвод дамы (совместный поворот влево);
– «балансе» из стороны в сторону;
– «балансе» вперед-назад;
– «рas elevés» вперед и назад;
– положение в паре;
– построение пар на сценической площадке;
– «па де гаже» вперед назад с выносом ноги на носок.
– Танец «Полонез» (произвольная композиция).
Танец «Падеграс»:
– основной шаг;
– положение в парах;
–положение на сценической площадке;
– боковой шаг;
–«балансе– менуэт»;
–сочетание шагов и шага- купе;
– тройной шаг с пике.
– Танец «Падеграс» в редакции Е.Ивановой.
Танец «Полька»:
– положение в парах;
– построение пар на сценической площадке;
– основной ход - па польки;
– подскоки, перескоки;
– галоп;
– повороты в подскоках.
– Танец «ПОЛЬКА КРУГОВАЯ»
Постановка Т.Б. Хазанова. Составитель Н.М Томилов.
Танец «Менуэт» (XVII век):
– положение в парах;
– положение на сценической площадке (первенство короля);
18
– основной шаг па-менуэт;
– второй шаг па-менуэт;
– па-менуэт вправо-влево;
– «балансе»;
– «балансе–менуэт»;
– «балансе» вправо.
– Танец «Менуэт» (произвольная композиция).
6 класс
Дальнейшее
изучение
элементов
историко-бытового
т анца,
постепенное усложнение композиций. Особое значение придается манере
исполнения того или иного танца. Начинается изучение элементов бального
танца,
начиная
с
простейших
элементов. Бальный
танец
основан
на
многовековых национальных традициях, взаимном влиянии и обогащении
танцевальных культур народов разных стран, поэтому он имеет огромное
значение как средство воспитания национального самосознания.
Историко-бытовой танец.
Танец «Мазурка» (XIX век):
– положение пар на сценической площадке;
– первый основной ход –«па геля»;
– второй основной ход –«па курю»;
– поворот на месте;
– «хромой шаг»;
– «па купе»;
– поклон XIX века.
Танец «Фигурный вальс»:
– положение в паре;
– построение пар на сценической площадке;
–
изучение
основного
хода
(вальсовые
повороты
вправо-влево
по III
позиции);
19
– «па – балансе» (из стороны в сторону. вперед-назад);
– вальсовая дорожка;
– поклон.
–Танец «ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС»
Композиция свободная. Запись танца А. Дегтяренко
Бальный танец.
Латиноамериканская программа.
Танец «Ча-ча-ча»:
– «шассе в сторону» – вправо и влево;
– «лок вперед» с правой ноги и с левой ноги;
– «лок назад» с левой ноги и с правой ноги;
– «основное движение» (в закрытой позиции и в открытой позиции);
– «спот поворот» влево и вправо;
– «тайм стэп».
Танец «Джайв» :
– «основное движение» на месте;
–«фоллэвэй рок» («основное движение» из позиции фоллэвэй);
–«смена мест» слева направо;
–«американский спин»;
– «променадный ход» (медленный и быстрый).
Европейская программа.
Танец «Венский вальс»:
– «правый поворот».
7 класс
Продолжается изучение элементов бального танца, повышается
уровень
сложности
элементов
и
их
исполнения.
Особая
роль
отводится
взаимодействию
в
паре.
Вводится
современный
танец,
представленный
основами
джаз-танца. Джазовый
танец
–
одно
из
новых
направлений
20
хореографии, продолжающее переживать в наше время период становления и
развития. В России джазовый танец появился сравнительно недавно, как
синтез американской и африканской культуры, его популярность растет, а
формы
его
освоения
-
обновляются
и
расширяются.
Художественная
особенность джазового танца – это полная свобода движений танцора при его
крайней
эмоциональной
напряженности,
предельной
«самоотдаче»,
это
-
новый язык движения. На начальном этапе изучается только экзерсис у
станка.
Бальный танец.
Латиноамериканская программа.
Танец «Самба» :
– основные движения:
с правой ноги,
с левой ноги,
в сторону,
поступательное;
– «виски» («самба виски») влево и вправо;
– «самба ход» в променадной позиции («променадный самба ход).
Танец «Пасодобль»:
– «аппэль»;
– «основное движение»;
– «шассе» вправо и влево (с подъемом и без подъема).
Европейская программа.
Танец «Медленный вальс»:
– «закрытая перемена» с правой ноги (из правого поворота в левый);
– «закрытая перемена» с левой ноги (из левого поворота в правый);
– «правый поворот».
21
Танец «Танго» :
–«ход»;
–«поступательный боковой шаг»;
–«закрытый променад».
Джаз-танец.
Экзерсис у станка:
– основные позиции ног: I, II, III и VI;
– рlie по I,
II параллельным позициям, позже по I,
II out позициям лицом к
станку;
– releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям лицом к
станку;
– flatback вперед:
на прямых ногах,
на plie;
– battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад
лицом к станку;
– battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и на-
зад лицом к станку;
– relevélent на 45
о
лицом к станку во всех направлениях;
– grand battements на 90
о
в сторону лицом к станку.
8 класс
Продолжается
изучение
элементов
бального
танца,
в
исполнении
небольших
композиций
особая
роль
отводится
манере
танца
и
выразительности исполнения. Продолжается освоение элементов джаз-танца,
повышается уровень сложности элементов. Наряду с повторением экзерсиса
у станка, изучается экзерсис на середине зала и кросс.
Бальный танец.
22
Латиноамериканская программа.
Танец «Самба» :
– «самба ход» в сторону, на месте;
– «вольта в продвижении» вправо и влево в закрытой позиции («простая
вольта» вправо и влево в закрытой позиции).
Танец «Пасодобль»:
– «перемещение» (включая« Атаку»);
– «променад»;
– «разъединение» с обходом дамы вокруг мужчины (движение типа «плащ»).
Европейская программа.
Танец «Медленный вальс»:
– «левый поворот»;
– «шассе» из променадной позиции.
Танец «Танго» :
–«основной левый поворот», исполняемый в ритме «ББМ ББМ»;
–«фор стэп».
Джаз-танец.
Экзерсис на середине зала:
– основные позиции рук: пресс-позиция, I, II, III и V положения;
– plie по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям;
– releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям;
– flatback вперед:
на прямых ногах,
на plie;
– battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад;
– battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и на-
зад.
23
Кросс:
– шаги:
pas de bourre,
pas chasse;
– прыжки:
jumpпо I, II параллельным и out позициям,
hop;
– подготовка к вращениям.
9 класс
Закрепляются
умения
и
навыки,
полученные
ранее.
Усложняются
движения джаз-танца и у станка, и на середине. На первый план выходит
развитие
выразительности
и
танцевальности,
усложнение
лексики
и
появление этюдов на основе изученного материала.
В конце года рекомендуется показать небольшие композиции и этюды
на материале джазового танца.
Джаз-танец.
Экзерсис у станка:
– основные позиции ног: IV параллельная позиция, IV out позиция;
– рlie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным и I, II out позициям од-
ной рукой за станок:
по IV out позиции,
в координации с сontraction / release;
– flatback вперед:
на полупальцах,
с plie;
– port de bras;
24
– battement tendu;
– battement tendu jeté:
положения flex/point стопы;
– rond de jambe par terre по I out и параллельной позиции – en dehors и en
dedans;
– arch;
– stretch;
– lay out;
– relevélent на 90
о
одной рукой за станок во всех направлениях по I па-
раллельной и out позиции;
– grand battements на 90
о
одной рукой за станок во всех направлениях лицом
к станку.
Экзерсис на середине зала:
– rolldown/ rollup;
– contraction / release;
– swing;
– flatback вперед:
на plie;
– plie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным и I, II out позициям;
– battement tendu с координацией движения рук;
– battement tendu jeté:
положения flex/point колена и стопы,
с координацией движения рук;
– rond de jambe par terre по I out ипараллельнойпозиции – en dehors и en de-
dans;
– deep body bend;
– arch;
– stretch;
25
– lay out;
– relevélent на 90
о
во всех направлениях по I параллельной и out позициям.
Кросс:
– шаги:
grand battements во всех направлениях на 90
о
,
pas de bourre en tournent;
– прыжки:
jump с координацией движения рук,
hop: рабочая нога открывается в сторону на 45
о
;
– вращения:
chaînés,
preparation к пируэтам.
5 (6) лет обучения
1 класс
К основной задаче первого года обучения относится воспитание основ
танцевальной культуры на образцах детского танца; развитие координации
движений, умение слушать музыку, согласовывая движения и отражая ее
характер.
На
первом
этапе
обучения
происходит
формирование
знаний
о
графическом рисунке танца, по линии танца, против линии танца, о роли
центра,
об
интервалах
в
рисунке
танца,
а
также
формирование
умения
ориентироваться в пространстве. Развивается умение танцевать в ансамбле,
воспитание дисциплинированности, манеры исполнения.
Элементы детского танца:
–
работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии,
перед грудью, положение рук в кулаки, за юбку, позиции рук 1, 2, 3;
–
позиции ног: понятие «правая» и «левая» нога, первая позиция свободная,
вторая позиция параллельная, вторая свободная, третья;
26
–
работа головы: наклоны и повороты;
–
движения корпуса: наклоны вперед, назад, в сторону, с сочетанием работы
головы;
–
приседания: полуприседания, полуприседания с каблучком;
–
музыкально-ритмические упражнения: притопы (простой, двойной, трой-
ной), хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в парах с парт-
нером), изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте);
–
шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких полу-
пальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед, перемен-
ный, мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный), приставной шаг с
приседанием;
– бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте, стре-
мительный, «лошадки» на месте и в продвижении;
– подскоки: на месте, в продвижении;
– галоп: прямой, боковой;
– прыжки по 6 позиции;
– понятия: направления в танце, рисунок танца;
– упражнения на ориентировку в пространстве:
повороты вправо и влево,
движения по линии танца и против линии танца,
движение по диагонали;
– построения и перестроения:
в колонну по одному,
в пары и обратно,
из колонны по два - в колонну по четыре,
из колонны в шеренгу,
в круг.
–Танцы «Мы стирали», «Вару-вару».
2 класс
Основной задачей второго класса является изучение позиций рук, ног,
головы и основных элементов классического танца.
Раздел «Классический
танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных
предметов,
ориентирован
на
развитие
физических
данных
учащихся,
на
27
формирование
необходимых
технических
навыков,
является
источником
высокой
исполнительской
культуры.
Упражнения
у
станка
исполняются
лицом к станку. Во 2 классе вводятся элементы народно-сценического танца,
в частности русского и белорусского. Обучение народно-сценическому танцу
совершенствует
координацию
движений,
способствует
дальнейшему
укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало
участвуют в процессе классического тренажа, даёт возможность учащимся
овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных
народов, сложностью их темпов и ритмов.
Классический танец.
Экзерсис у станка:
– постановка корпуса и головы;
– перегибы корпуса;
– позиции рук: 1, 2, 3 и подготовительное положение;
– I-еport de bras;
– позиции ног: 1, 2, 5, 6;
– приседания (demi, grand-plies) по 1, 2, 5 позициям;
– подъемы на полупальцы (releves) по 1, 2, 5 позициям;
– вattement tendus из 1 и 5 позициям;
– прыжки простые по 6 позиции;
– прыжки sote по 1, 2 и 5 позициям;
– рas balancé;
– рas debasgue - вперед (сценический).
Народно-сценический танец.
Элементы русского народного танца:
– русский поклон, поясной русский поклон;
– положения рук, характерные для русского танца:
свободно опущенные вниз,
руки в бок;
– шаги:
простой русский шаг,
переменный,
28
назад в медленном темпе;
– бег:
бег с согнутыми ногами сзади,
бег с вынесением ног вперед;
– положение кисти:
ладонь на талии,
кулачок на талии;
– русский переменный ход в сочетании с руками;
– «припадание» в сторону из III свободной позиции.
Элементы белорусского народного танца:
– притопы одинарные;
– подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте;
– простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад;
– основной ход «Крыжачка» и с поворотом;
– поочередные выбрасывания ног на каблук вперед;
– присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением из стороны
в сторону (для мальчиков);
– кружение с припаданием.
–
Небольшие танцевальные этюды на материале классического, русского,
белорусского танцев («Крыжачок», «Русская хороводная» и др.)
3 класс
Продолжение изучения народно-сценического танца, расширение мате-
риала (более сложные элементы русского танца, элементы украинского, ита-
льянского, танцев прибалтийских народов). Продолжается дальнейшее фор-
мирование навыков грамотно и эмоционально исполнять программные дви-
жения и танцы. Особое внимание уделяется развитию координации движе-
ний, запоминанию отдельных элементов и танцевальных комбинаций.
Народно-сценический танец.
Элементы русского танца:
– перескоки с ноги на ногу (подготовка к дробям);
29
– «гармошка» в повороте;
– «гармошка» из стороны в сторону:
с приседаниями и без;
– «веревочка»:
простая;
– «моталочка» в прямом положении;
– русские шаги:
переменный с притопом,
переменный с каблука;
– «дроби»:
простая дробь на месте,
дробная дорожка – непрерывная мелкая дробь с каблука (на месте, с
продвижением вперед);
– «хлопушки»:
одинарные и двойные, удары фиксирующие и скользящие (муж-
ские),
по бедру,
в ладоши;
– «ключ» простой на подскоках;
– «елочка»;
– «ковырялочка»:
с двойным притопом.
– Маленькие этюды на материале русского танца («Веночки»З.Бархатовой и
др.).
Элементы украинского народного танца:
–
медленный женский ход;
–
ход с остановкой на третьем шаге;
–
«веревочка» двойная;
–
«тынок» (перескок с ноги на ногу);
–
«выступцы» (подбивание одной ногой другую).
«Тарантелла» (итальянский народный танец).
– положения ног, характерные для танца;
– положения рук в танце;
30
– движения рук с тамбурином:
удары пальцами и с тыльной стороны ладони,
мелкие непрерывные движения кистью «трель»;
– бег тарантеллы (pasemboités) на месте и с продвижением;
– шаг с подскоком и одновременным сгибанием ноги (pasdellonné);
– перескоки с ноги на ногу.
Элементы танцев прибалтийских республик:
– простые шаги на приседании;
– перескоки с ноги на ногу, на месте и с продвижением;
– прыжки с перекрещенными ногами;
– прыжки с выбрасыванием ног в сторону.
4 класс
Начинается
изучение
элементов
историко-бытового
танца XIX века.
Историко-бытовой
танец
является
частью
мировой
хореографической
культуры.
Этому
виду
танца
суждено
было
сыграть
великую
культурно-
историческую
роль,
став
связующим
звеном
между
народной
пляской
и
профессиональной
сценической
хореографией,
заложить
о снову
формирования классического и современного бального танца.
На первый план выходит развитие выразительности и танцевальности,
усложнение лексики и исполнение этюдов на основе изученного материала.
Историко-бытовой танец.
Поклон XVI-XVII века:
– реверанс дамы,
– поклон кавалера.
Танец «Полонез»:
– шаг полонеза сценический (акцентированный) вперед и назад:
обвод дамы (совместный поворот влево);
– «балансе» из стороны в сторону;
– «балансе» вперед-назад;
– положение в паре;
– построение пар на сценической площадке.
31
– Танец «Полонез» (произвольная композиция).
Танец «Падеграс»:
– основной шаг;
– положение в парах;
–положение на сценической площадке;
– боковой шаг;
–«балансе– менуэт»;
–сочетание шагов и шага- купе;
– тройной шаг с пике.
– Танец «Падеграс» в редакции Е.Ивановой.
Танец «Полька»:
– положение в парах;
– построение пар на сценической площадке;
– основной ход – па польки;
– подскоки, перескоки;
– галоп;
– повороты в подскоках.
– Танец «ПОЛЬКА КРУГОВАЯ»
Постановка Т.Б. Хазанова. Составитель Н.М Томилов.
Танец «Менуэт» (XVII век):
– положение в парах;
– положение на сценической площадке (первенство короля);
– основной шаг па-менуэт;
– второй шаг па-менуэт;
– па-менуэт вправо-влево;
– «балансе»;
– «балансе–менуэт».
– Танец «Менуэт» (произвольная композиция).
5 класс
32
Дальнейшее
изучение
элементов
историко-бытового
танца,
постепенное усложнение композиций. Особое значение придается манере
исполнения того или иного танца. Начинается изучение элементов бального
танца,
начиная
с
простейших
элементов. Современный
бальный
танец
основан на многовековых национальных традициях, взаимном влиянии и
обогащении танцевальных культур народов разных стран, поэтому он имеет
огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Историко-бытовой танец.
Танец «Мазурка» (XIX век):
– положение пар на сценической площадке;
– первый основной ход –«па геля»;
– второй основной ход –«па курю»;
– поворот на месте;
– «хромой шаг»;
– поклон XIX века.
Танец «Фигурный вальс»:
– положение в паре;
– построение пар на сценической площадке;
–
изучение
основного
хода
(вальсовые
повороты
вправо-влево
по III
позиции);
– «па – балансе» (из стороны в сторону, вперед-назад);
– вальсовая дорожка;
– поклон.
– Танец «ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС». Композиция свободная. Запись танца
А.Дегтяренко
Бальный танец.
Латиноамериканская программа.
Танец «Ча-ча-ча»:
– «шассе в сторону» – вправо и влево;
– «лок вперед» с правой ноги и с левой ноги;
33
– «лок назад» с левой ноги и с правой ноги;
– «основное движение» (в закрытой позиции и в открытой позиции);
– «тайм стэп».
Танец «Джайв» :
– «основное движение» на месте;
– «фоллэвэй рок» («основное движение» из позиции фоллэвэй);
– «смена мест» слева направо.
Танец «Самба» :
– основные движения:
с правой ноги;
с левой ноги;
в сторону;
– «виски» («Самба виски») влево и вправо;
– «самба ход» в променадной позиции («променадный самба ход»);
– «вольта в продвижении» вправо и влево в закрытой позиции («простая
вольта» вправо и влево в закрытой позиции).
Европейская программа.
Танец «Медленный вальс»:
– «закрытая перемена» с правой ноги (из правого поворота в левый);
– «закрытая перемена» с левой ноги (из левого поворота в правый);
– «правый поворот»;
– «левый поворот».
Танец «Венский вальс» :
– «правый поворот».
6 класс
Продолжается
изучение
элементов
бального
танца,
в
исполнении
небольших
композиций
особая
роль
отводится
манере
танца
и
34
выразительности исполнения. Вводится современный танец, представленный
основами
джаз-танца. Джазовый
танец
–
одно
из
новых
направлений
хореографии, продолжающее переживать в наше время период становления и
развития. В России джазовый танец появился сравнительно недавно, как
синтез американской и африканской культуры, его популярность растет, а
формы
его
освоения
-
обновляются
и
расширяются.
Художественная
особенность джазового танца – это полная свобода движений танцора при
его крайней эмоциональной напряженности, предельной «самоотдаче», это
новый язык движения.
Бальный танец.
Европейская программа.
Танец «Танго» :
– «ход»;
– «поступательный боковой шаг»;
– «закрытый променад»;
– «открытый левый поворот», дама – сбоку (с закрытым или открытым окон-
чанием);
– «открытый левый поворот», дама – в линию (с закрытым или открытым
окончанием);
– «основной левый поворот»,исполняемый в ритме «ББМ ББМ».
Джаз-танец.
Экзерсис у станка:
– основные позиции ног: I, II, III и VI;
– рlie по I,
II параллельным позициям, позже по I,
II out позициям лицом к
станку;
– releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям лицом к
станку;
– flatback вперед:
35
на прямых ногах,
на plie;
– battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад
лицом к станку;
– battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и на-
зад лицом к станку;
– arch;
– stretch;
– layout;
– relevélent на 45
о
лицом к станку во всех направлениях;
– grand battements на 90
о
в сторону лицом к станку.
Экзерсис на середине зала:
– rolldown/ rollup;
– contraction / release;
– oсновные позиции рук: пресс-позиция, I, II, III и V положения;
– plie по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям;
– releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям;
– flatback вперед:
на прямых ногах,
на plie;
– battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад;
– battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и на-
зад;
– deep body bend;
– arch;
– stretch;
– lay out.
Кросс:
36
– шаги:
pas de bourre,
pas chasse.
– прыжки:
jumpпо I, II параллельным и out позициям,
hop.
– вращения:
chaînés.
37
III.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
знание основной терминологии в области хореографического искусства;
знание элементов и основных комбинаций классического, народного сце-
нического, историко-бытового, бального и джазового танцев;
знание средств художественной выразительности при создании образа в
танцевальном жанре;
знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных вырази-
тельных средств;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического, на-
родного сценического, историко-бытового, бального и джазового танцев;
умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
навыки по применению упражнений с целью преодоления технических
трудностей;
а также:
знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца,
слаженности и культуре исполнения танца;
умение ориентироваться на сценической площадке;
умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
владение
различными
танцевальными
движениями,
упражнениями
на
развитие физических данных;
навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
владение
первоначальными
навыками
постановки
корпуса,
ног,
рук,
головы;
навыки комбинирования движений;
навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
38
При реализации данной программы учебного предмета используются
две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
отношение
обучающегося
к
занятиям,
его
старания
и
прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности;
темпы продвижения.
На
основании
результатов
текущего
контроля
выводятся
оценки
за
полугодие. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет. Особой
формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Виды текущего контроля:
оценка за работу в классе;
текущая сдача выученного элемента или комбинации;
контрольный урок.
Виды промежуточного контроля:
контрольный урок (с приглашением комиссии);
зачёт в форме просмотра танцевальных номеров (комбинаций);
отчётный концерт.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации про-
водятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
выступления ученика в течение учебного года.
Таблица 5
Таблица контрольных точек
8 (9) лет обучения
Класс
Форма контроля
Количество в год
1 класс
Контрольный урок
2
раза
в
конце
каждого
учебного полугодия
39
2-9 классы
Контрольный урок
Зачёт (в форме просмотра танцевальных но-
меров (комбинаций))
1 раз в конце первого учеб-
ного полугодия
1 раз в конце второго учеб-
ного полугодия
5 (6) лет обучения
Класс
Форма контроля
Количество в год
1-6 классы
Контрольный урок
Зачёт (в форме просмотра танцевальных но-
меров (комбинаций))
1 раз в конце первого учеб-
ного полугодия
1 раз в конце второго учеб-
ного полугодия
4.2.
Критерии оценки
Качество
подготовки
учащихся
оценивается
по
пятибалльной
шкале:
5
(«отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»).
Критерии оценки качества подготовки учащегося по предмету «Танец»:
5
(«отлично»).
Учащийся
усваивает
материал
на
высоком
уровне.
Инициативен, сценически выразителен. Пластичен, хорошо запоминает учебный
материал.
4 («хорошо»). Материал усваивает, но есть недочеты в работе. Необходимо
развивать сценическую выразительность, пластичность, внимание. Но учащийся
трудоспособен, виден прогресс в развитии.
3(«удовлетворительно»).
Материал
усваивает
частично,
недостаточно
пластичен.
Часто
невнимателен,
но
просматривается
желание
и
стремление
развиваться.
2
(«неудовлетворительно»).
Недисциплинирован.
Не
может
учиться
в
коллективе, не усваивает учебный материал.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной.
40
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Методические рекомендации преподавателям
Необходимым условием подготовки актера всегда было всестороннее
пластическое и двигательное развитие. Занятия танцем не только формируют
специальные
знания,
умения
и
навыки,
но
и
развивают
физически,
способствуют
преодолению
скованности
движения,
мышечных
зажимов,
неверной осанки или походки.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу «от
простого к сложному» и учитывать индивидуальные особенности ученика:
интеллектуальные,
физические,
музыкальные
и
эмоциональные
данные,
уровень его подготовки.
При
работе
над
программным
материалом
преподаватель
должен
опираться на следующие основные принципы:
целенаправленность учебного процесса;
систематичность и регулярность занятий;
постепенность
в
развитии
танцевальных
возможностей
учащихся;
строгая последовательность в процессе освоения танцевальной
лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее
танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с
программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на
середине класса, по диагонали и по кругу класса.
41
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.
Барышникова,
Т.
Азбука
хореографии.
[Текст]
/Т.Барышникова.
-
М.:Просвещение, 2000. – 280 с.
2.
Беликова, А.Н. Бальные танцы. [Текст] /А.Н.Беликова. - М.: Советская
Россия, 1976. – 190 с.
3.
Бондаренко, Л. Ритмика и танец. [Текст] / Л.Бондаренко. – Киев:Музична
Украина, 1972. – 315 с.
4.
Буренина,
А.И.
Ритмическая
мозаика.
Программа
по
ритмической
пластике
для
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
[Текст] /А.И.Буренина. - СПб: ЛОИРО, 2000. – 286 с.
5.
Васильева, Е. Классический танец [Текст] /Е.Васильева. - М.: Искусство,
1968. – 170 с.
6.
Васильева-Рождественская
М.В.
«Историко-бытовой
т анец».
[Текст] /М.В.Васильева-Рождественская. - М. «Искусство», 1969. – 286 с.
7.
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. [Текст] /Н.А.Ветлугина.
- М.:Музыка, 1968. – 230 с.
8.
Воронина,
И.
Историко–бытовой
танец
[Текст]
/
И.Воронина. -
М.:
Искусство, 1980. – 280 с.
9.
Горшкова, Е. С. От жеста к танцу. [Текст] /Е.С.Горшкова. - М.: Гном и Д,
2004. – 190 с.
10.
Зимина, А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально- ритмическом
развитии детей. [Текст] / А.Н.Зимина. - М.:Просвещение, 1998. – 155 с.
11.
Клейтон П., Гэммонд П. Джаз. Притворись его знатоком. [Текст] / –
П.Клейтон, П.Гэммонд. - СПб, Амфора, 2000. – 168 с.
12.
Колодницкий,
Г.
А.
Музыкальные
игры,
ритмические
упражнения
и
танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. [Текст] /
Г.А.Колодницкий-М.:Искусство, 2000. – 320 с.
13.
Конорова, Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического
искусства. [Текст] /Е.В.Конорова. - М.:Советская Россия, 1963. – 240 с.
14.
Костровицкая
В.С.,
Писарев
А.А.
Школа
классического
танца.
[Текст] /В.С.Костровицкая, А.А.Писарев. – Л., Искусство, 1968. – 276 с.
15.
Лифиц,
И.,
Франио,
Г.
Методическое
пособие
по
ритмике. [Текст]
/
И.Лифшиц, Г.Франио - М.:Просвещение, 1987. – 276 с.
42
16.
Никитин
В.Ю.
Модерн-джаз
танец.
Начало
обучения.
[Текст]
/
В.Ю.Никитин. – М.: ВЦХТ, 1998. – 320 с.
17.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. [Текст]
/ В.Ю.Никитин. - М.: Изд-во "ГИТИС", 2000. – 197 с.
18.
Плетнев Л. С реверансом. [Текст] / Л.С.Плетнев. -
М., Маренго Интер-
нэйшнлПринт, 2001. – 280 с.
19.
Пустовойтова, М. Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие.
[Текст] / М.Б.Пустовойтова. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 229 с.
20.
Руднева,
С.,
Фиш,
Э.
Ритмика.
Музыкальное
движение. [Текст]
/
С.Руднева, Э.Фиш. - М.: Просвещение, 1972. – 168 с.
21.
Степанова, Л.Г. Новые бальные танцы [Текст] /Л.Г.Степанова. -
М.:
Советская Россия,
1973. – 197 с.
22.
Стриганова, В.М., Уральская, В.И. Современный бальный танец [Текст] /-
В.М.Стриганова, В.И.Уральская.-
М.: Просвещение, 1978. – 269 с.
23.
Томилов Н.М. В свободный час [Текст] /- Южно-уральское издательство,
Челябинск, 1970. – 137 с.
24.
Франио, Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. [Текст] /
Г.Франио- М.:Искусство, 1989. – 146 с.
25.
Холл, Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/ Джим Холл;
пер. с англ. Т.В. Сидориной. [Текст] /- М.: АСТ: Астрель, 2009. – 279 с.
26.
Чибрикова-Луговская, А. Е. Ритмика. [Текст] /А.Е.Чибрикова-Луговская-
М.: Дрофа, 1998. – 258 с.
43
44