Автор: Мирзиянова Хамидя Халитовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Буинска РТ
Населённый пункт: Г.Буинск РТ
Наименование материала: методическая литература
Тема: "Совершенствование речевой деятельности учащихся на родном (татарском) языке: умение навыков, обеспечивающих владение татарским литературным языком"
Раздел: среднее образование
Совершенствование речевой деятельности учащихся
на родном (татарском)языке : умение
навыков,обеспечивающих владение татарским
литературным языком.
Родители – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной
(татарский)) язык, являясь одновременно и средством, и источником
интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует
ребенка как личность. Пользуясь родным языком как средством общения,
ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа,
познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального
взаимодействия. Речь малыша во многом зависит от родителей, их культуры,
образования, социального положения, от понимания ими важности
правильного речевого развития малыша. Семья должна осознавать особую
ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой
детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на
первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на
становление и развитие всех сторон речи - фонематической, лексической,
грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее
ребенок будет им пользоваться в дальнейшем
В основу начального курса татарского языка положено всестороннее
развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии,
элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи - это принцип в работе, как
по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением
и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и
правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и
связной речью, над орфографически грамотным письмом - вот основное
содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи - та необходимая составная часть содержания, то звено,
которое органически связывает все части начального курса языка и
объединяет их в учебный предмет – татарский язык. Наличие этого
связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных
связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков
грамматики и правописания
Речевая деятельность складывается из желания и
умения говорить и слушать, то есть общаться. В школе
формируются такие коммуникативные умения, как
умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно
понимать речь партнера и строить свое речевое
высказывание; контролировать и корректировать речь в
зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из
текста информацию в соответствии с коммуникативной
задачей.
Одно из решающих условий успешного формирования
коммуникативных действий — овладение учителями
методиками организации в классе учебного
сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик). По
своей мотивационной наполненности такого рода учебная
работа близка к игровой деятельности с характерной для
нее актуализацией соревновательных мотивов,
инициативным поведением и активным взаимодействием.
В порождении высказывания различается несколько
этапов. До языковой этап (звено ориентировки)
характеризуется наличием мотива и общего смысла
будущего высказывания. Мотив исходит из потребности
человека разрешить некую речевую ситуацию и образует
"сплав" с коммуникативным намерением (интенцией), т.е.
целью будущего коммуникативного акта. Этап
программирования и отбора языковых средств зависит от
таких условий, как речевой контекст (реплики
собеседника или исходный текст), степень владения
языком (правильность, темп, владение единицами),
соответствие ситуации, опыт коммуникации, аффективное
состояние и т.д. Этап реализации высказывания состоит
из 2х частей: а) лексическое и грамматическое структуры
во внутренней речи (отбор тематической лексики), б)
моторная реализация во внешней речи, зашифровка в
звуковые комплексы-слова, которые с помощью речевого
аппарата определяются в виде акустических сигналов
или графических знаков. Этап контроля (говорящий
оценивает результат своей речи, ее эффективность).
В 1 классе коммуникативно-речевые ситуации
наглядно показывают, как происходит процесс общения,
какими вербальными (словесными) или невербальными
средствами он обеспечивается. Уч-ся получают 1-ые
представления о речевом этикете, устной и письменной
речи, получают элементарные сведения о тексте. Текст
рассматривается как речевое произведение, как
результат общения. Дети учатся отличать текст от
предложения, упражняются в составлении текста на
определенную тему
по вопросам. Во 2 классе уделяется
внимание практическому освоению интонационно-
выразительной стороны речи, формируется культура
речевого общения. В учебники включаются упражнения,
помогающие уч-ся в процессе общения решить ту или
иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить
удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.).
Последние пять лет я занимаюсь изучением темы:
«Совершенствование речевой деятельности учащихся
на родном (татарском)языке : умение
навыков,обеспечивающих владение татарским
литературным языком.
Эту тему считаю актуальной, так как речевая культура в Татарстане
находится на низком уровне, отмечается бурная либерализация норм
литературного языка, активно в лексику его носителей проникают
профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по
тарскому языку усилен аспект культуры речи. Известно, что практическая
направленность каждого урока является важным условием обучения
татарскому языку, но диапазон работы по формированию коммуникативной
компетенции учащихся в практике гораздо шире. Необходимо искать пути и
способы формирования навыков речевого общения в актуальных для
учеников сферах — учебной, социально-бытовой, социально-культурной и
сфере общественной деятельности.
Одно из главных направлений в моей работе — систематизация большого
словарного материала, накопленного в ходе практической деятельности. В
своей работе я использую учебники татарского языка
Р.З. Хайдаровой,
тетради «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок», которые имеют
богатый материал для организации речевой деятельности. Курс «Татарский
язык » состоит из трёх взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: «Как
устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Основная задача —
это развитие речи учащихся.
Поэтому
задача
формирования
коммуникативной
компетенции
является
в
настоящее
время
одной
из
главных
задач
школы
и
в
первую
очередь
уроков
русского
языка
.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков,
способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Ребенок должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление,
задать вопрос, вести дискуссию. Именно языковая и коммуникативная
компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого
общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия
речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах:
чтении, говорении, письме, аудировании.
На уроке главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая
активность самих обучающихся на каждом уроке. Учитель сообщает новую
информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её,
овладевая речевой деятельностью.
Работа осуществляется на каждом уроке и ведётся в нескольких
направлениях:
-работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи,
-словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
-развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),
-работа над звуковой стороной речи,
-богатство и культура речи
К чему же должны стремиться учитель и ученик?
Какие требования мы должны предъявлять к речи наших учеников? Речь
должна быть:
-Правильной
-Ясной
-Чистой
-Точной
-Выразительной
-Богатой
Перед собой я ставлю две задачи:
-необходимость исправления недостатков речевого развития детей;
-использование возможностей урока для развития речи.
Первая задача включает:
1.Воспитание звуковой культуры речи
2.Уточнение словарного запаса.
3.Выявление уровня сформированности фразовой речи.
4.Совершенствование речевого общения
Использование возможностей урока для развития речи:
-Обязательное введение новых слов и лексическое их значение;
-Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений,
потешек, стихов.
-Организация диалога, т.к. монологическая речь формируется на основе
речевого общения.
-Проведение дидактических игр
Ознакомление
детей
с
литературой,
пересказ
художественных
произведений,
обучение
детей
составлению
коллективного
рассказа
способствуют
формированию
не
только
этических
знаний
и
нравственных
чувств,
но
и
нравственного поведения детей.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых
способностей рассматриваются как стержень формирования личности ребенка-
дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих
задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.