Автор: Боголь Елена Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Лянторская ДШИ 2"
Населённый пункт: город Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Хоровая работа в младших классах»
Раздел: дополнительное образование
Тема: «Хоровая работа в младших классах»
Дата проведения:
Цель урока:
Совершенствовать приемы формирования вокально-хоровых навыков на примере
разучивания песни «Детские игры» В.А.Моцарта.
Задачи урока:
1.
Обучать вокально-хоровым навыкам: певческому дыханию на опоре, ровности звучания на
протяжении всего диапазона, высокой вокальной позиции, точному интонированию, четкой
дикции и правильной артикуляции.
2.
Развивать
музыкальное
мышление,
внимание,
умение
анализировать
и
обобщать
прослушанные произведения.
3.
Воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная.
Методы урока: эвристический, иллюстративно-поисковый, аналитический, когнитивный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Вокально-хоровая работа.
Физ. минутка.
5. Продолжение вокально-хоровой работы.
6.Этап закрепления новых знаний, обобщение.
7. Итог урока.
8.Домашнее задание.
Оборудование:
аудиозапись,
магнитофон,
видеофильм “Амадей”, телевизор, видеомагнитофон,
портрет В.
Моцарта,
опорные
карты
(рондо,
вариации),
словарь
эстетических
эмоций,
фортепиано, раздаточный материал (текст песни “Детские игры”).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного.
- Прежде чем мы обратимся к нашей теме, давайте вспомним:
- В чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека?
- Что заставило Снегурочку покинуть родной дом и уйти к людям? (Людские песни)
Слушание арии Снегурочки “С подружками по ягоду”.
- Что привлекало ее в этих песнях? (Красота музыки)
-Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то , что в жизни?
Можно ли поставить между ними знак равенства? Красота в искусстве – это действительно что-то
прекрасное.
- Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка? (Правда музыки –
это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)
3. Этап усвоения новых знаний.
-
Сейчас
услышим
фрагмент
произведения,
который
знаком
многим.
Музыка
вырастает
из
интонации трех нот, в которых можно уловить состояние человека.
Звучит фрагмент Симфонии №40
- Какое настроение несут в себе эти звуки? (Печальное, взволнованное, трепетное)
-В.Моцарт – вечный свет … Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе.
Музыка венского классика продолжает нас радовать и сегодня.
- Но почему музыка В.Моцарта так популярна до сих пор? (Красивы, удивительны мелодии,
которые можно спеть)
Звучит “Турецкое рондо”
- Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянное творческое
горение дали необычайные в своем роде результаты: 70 томов составляют его сочинения за 35 лет
жизни.
-
Особенностью
всех
выдающихся
композиторов
является
широта
жизненного
содержания
музыки.
Есть
музыка
трагическая,
шутливая,
драматическая,
лирическая,
есть
и
маленькие
пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку
В.А.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности.
Звучит “Маленькая ночная серенада” - Рондо
- Определите по характеру жизненное значение произведения. (Легкая, танцевальная, изящная,
светлая, музыка для праздников)
- Что такое “сюита”?
- Определите музыкальную форму. (Рондо)
4. Вокально-хоровая работа
- Многие из вас знают детскую песенку “Жил-был у бабушки серенький козлик”, и ее автор тоже
В.А.Моцарт.
- Давайте пропоём эту тему:
1.
По полутонам вверх на слоги “да”, “ла”.
2.
legato, non legato.
3.
Ритмический канон.
4.
Пение вокально-хоровых упражнений:
а) распевка на формирование гласных (слоги ду-ду-ду, ле-ле-ле и т.д.), на выработку навыков
певческого дыхания, отчетливой ясной артикуляции. Работа над унисоном.
б) распевка на развитие дикции в упражнениях подвижного темпа, на выработку плавного и
отрывистого характера звуковедения.
в) распевка на расширение диапазона (до октавы). Выравнивание, округление звучания гласных
при пении легато, выработка слитного хорового звучания. Работа над унисоном.
г) пение упражнений с нисходящей мелодией при сохранении высокой позиции с первого до
последнего звука.
Физическая минутка.
Дыхательные упражнения на формирование навыка певческого дыхания
(три группы приемов)
Первая группа приемов - специальные физиологические упражнения.
1.
«Крепкий выдох»
2.
«Шипящий выдох»
3.
«Йога»
4.
«Качаем насос»
5.
Чередование вдоха и выдоха с поворотом головы.
6.
«Вдыхаем цветочный аромат»
Вторая группа приемов – технические приемы, способствующие выработке навыка
дыхания (применение на первоначальном этапе разучивания песни).
Третья группа приемов – приемы, употребляемые в процессе работы над песней.
5. Продолжение вокально-хоровой работы.
“Детские игры” - работа над песней. ( Приложение 1)
1.
Приемы формирования навыка певческого дыхания.
а) распределение дыхания по всей фразе с учетом его содержания и физиологического
удобства исполнения.
б)
«музыкальная
цепочка».
Друг
за
другом,
по
руке
учителя,
дети
«подхватывают»
музыкальную фразу. В момент, когда следующий ребенок начинает петь, предыдущий
заканчивает.
2.
Приемы формирования артикуляции и дикции.
а) артикуляционная гимнастика: активизация полости рта через различные движения губ;
активизация лицевой мускулатуры в игровой форме; игра «суфлер»
б) проговаривание текста песни шепотом.
в) чередование звучного и беззвучного произнесения текста.
3.
Приемы формирования чистоты интонирования.
а) настройка в тональности перед работой над песней.
б) выбор наиболее удобного темпа и динамики.
в) пропевание мелодии песни на различные слоги.
г) пропевание песни с закрытым ртом с соблюдением правильной вокальной позиции.
д) пение «цепочкой», которое подразумевает поочередное исполнение детьми фрагментов
мелодии песни.
е) игра «поймай звук». Смысл заключается в точном звуковысотном воспроизведении
детьми звука, сыгранного или спетого учителем. Звуки исполняются на слоги: «ам», «ням»,
«бим»,
«бом»,
«дзинь»
и
т.д.
Задание
может
выполняться
как
всем
классом,
так
и
индивидуально.
4. Приемы формирования ансамбля.
а) прохлопывание ритмического рисунка.
б) проговаривание текста в ритме песни.
в) проговаривание текста в различных темпах.
- В чем смысл песни?
- Всегда в истории - каждое предыдущее рождает последующее. Так и в жизни: вчерашний день
рождает наш сегодняшний, а сегодня мы готовим наш завтрашний день.
-
В.Моцарт,
вслед
за
Бахом
попытался
разрушить
тягостную
и
унизительную
зависимость
музыканта-слуги. Глубокая серьезность, драматизм музыки В.Моцарта, его последних лет жизни,
предвосхищают последующую музыку Л.Бетховена. Жизнь никогда не бывает только светлой,
ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования.
последнее сочинение В.Моцарта, которое он даже не успел закончить, называется “Реквием”.
Воплощает душевные переживания и мир человеческих чувств картина великой скорби и горя по
утраченному.
- Раскрывая тайны жизни и смерти В.А. Моцарта, мы в последние годы по-новому преподносим
значение его замечательного «Реквиема», не включая в контекст беседы пушкинский тезис об
отравителе Сальери. Исторические свидетельства доказывают, что этого на самом деле не было,
Антонио Сальери не имел никакого отношения к смерти Моцарта. Более того, Сальери отдал
много сил подготовке «композиторских кадров». Среди его учеников – Л.Бетховен, Ф.Шуберт,
младший сын Моцарта Фридрих, немецкий композитор и пианист И. Мошелес, Ф.Лист. Сегодня
снято «табу» на исполнение его произведений.
Прозвучит
последняя
и
прекрасная
часть
“Лакримоза”
(слезная).
Сопровождение
скрипок
передает плач и слезы.
- Определите характер музыки. (Состояние возвышенно-лирической скорби и печали)
6. Этап закрепления новых знаний. Обобщение (Просмотр фрагмента видеофильма “Амадей”).
7. Итог урока
-Сила музыки В. А. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной
правде.
“Маленькая
ночная
серенада”
-
соответствует
настроению
ночного
праздника,
“Лакримоза” - глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора
может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.
8. Домашнее задание
Пение песни «Детские игры» В.А.Моцарта на разные слоги и с названием нот.
Приложение 1
«Детские игры»
Музыка В.А. Моцарта.
1.Мы дети, мы в радости светлой живем
Резвимся, играем, танцуем, поем,
Из комнаты нашей мы в поле бежим
Там скачем и пляшем, поем и шумим.
2. Как в травах медовых отрадно лежать -
Ни песнью, ни словом нельзя передать.
Смотрите, усатый какой мотылек,
Скорее, ребята, готовьте сачок.
3.Но солнце садиться за дальней горой,
Ну, будет резвиться, пора на покой!
А завтра какое веселье опять,
Как солнце златое вновь будет сиять!
Аспектный анализ урока хора,
проведённого Боголь Е.В.,
преподавателем хора первой категории.
МБОУ ДОД «Лянторская детская школа искусств №1»
Сургутский район, ХМАО-Югра.
Тема урока: «Хоровая работа в младших классах»
Дата проведения: 13.05.2017год
Цель урока: Совершенствовать приемы формирования вокально-хоровых навыков на примере
разучивания песни «Детские игры» В.А. Моцарта.
Задачи урока:
4.
Обучать вокально-хоровым навыкам: певческому дыханию на опоре, ровности звучания на
протяжении всего диапазона, высокой вокальной позиции, точному интонированию, четкой
дикции и правильной артикуляции.
5.
Развивать
музыкальное
мышление,
внимание,
умение
анализировать
и
обобщать
прослушанные произведения.
6.
Воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: аналитический, эвристический, иллюстративно-поисковый, когнитивный.
Класс: младший хор II-III классы.
Аспект: педагогический
1.Место урока в системе уроков
Восьмой урок в разделе «Вокально-хоровая работа»
2.Правильность постановки цели урока
Учителем поставлена триединая цель, направленная на расширение представлений учащимися
о
культурно-историческом
процессе,
на
развитие
вокально-хоровых
навыков
и
музыкально-
эстетического вкуса, воспитание чувства сопричастности.
Воспитательные и развивающие аспекты урока планируется реализовать и через уровень
раскрытия
учебного
материала,
и
через
использование
аналитического,
когнитивного,
эвристического и иллюстративно-поискового методов, и через индивидуальный и фронтальный
способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.
Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.
3.Организация урока
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Этап проверки знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Вокально-хоровая работа. Физ. минутка.
5. Продолжение вокально-хоровой работы.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Оборудование: аудиозапись, магнитофон, видеофильм “Амадей”, телевизор, видеомагнитофон,
портрет В. Моцарта, опорные карты (рондо, вариации), Словарь эстетических эмоций,
фортепиано, раздаточный материал (текст песни “Детские игры”).
4.Содержание урока
Учитель выделяет этап введения учащихся в атмосферу урока. Много решают первые минуты. Не
уловишь, не почувствуешь пульса класса, и … не получится урок. Задача этого этапа не столько
учебно-воспитательная сколько психологическая. А заключается она в следующем: обеспечить
нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к
общению и предстоящему занятию. За счет построения серии ситуаций, требующих догадок,
практически
каждый
ребенок
упражняется
в
определении
приемов,
с
помощью
которых
музыкальное произведение воздействует на человека. Повторение содержания этого материала
частично-поисковым методом осуществлялось через фронтальную форму деятельности (беседа,
слушание музыкальных произведений), что тоже оправдано, так как позволило включить учащихся
в активную познавательную деятельность.
Центром следующего этапа являются Симфония № 40, «Турецкое рондо», В.А.Моцарта. Ведь
главное богатство каждого урока музыки – звучащее в классе произведение. Объяснение нового
шло
через
создание
проблемной
ситуации
(вопроса).
Учитель
использовал
иллюстративно-
поисковый, эвристический методы. Учителем подводится итог о необычайном таланте В.А.Моцарта
и его богатом музыкальном наследии. Затем вопросы учителя направлены на закрепление понятий
«сюита», «рондо».
Данный урок предполагает восприятие и исполнение музыки венского композитора – классика
В.А. Моцарта, знакомство с его музыкальным творчеством. Это осуществляется главным образом в
процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме
того, на уроке вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная). Все это
используется, как эффективное средство, помогающее учащимся лучше почувствовать и понять
музыку В.А. Моцарта.
Следующий этап имеет учебно-воспитательную задачу: работа по формированию вокально-
хоровых навыков. На материале песни «Детские игры» не забыв о физ.паузе, учитель заостряет
внимание на работе над дикцией, фразировкой, используя как индивидуальную (по партиям), так и
фронтальную (хор) формы работы. Учитель при выборе приемов работы над разучиванием песни
исходит из ее эмоционально-образного содержания, этапов работы и индивидуальных особенностей
класса. Точность и конкретность заданий учителя позволили учащимся успешно справиться с
вокально-хоровыми
задачами,
стоящими
перед
ними.
Упражнения,
предлагаемые
учителем,
грамотно скомпонованы, легки для детского восприятия и запоминания, отличаются методическим
разнообразием, структурной завершенностью.
Слово учителя о вкладе В.А.Моцарта в мировое
искусство завершается отрывком из его последнего произведения «Реквием», частью «Лакримоза»
(слёзная), в которой сопровождение скрипок передаёт плач и слёзы, вызывает в слушателях чувство
великой скорби и горя по утраченному. Так вводятся понятия «реквием», «месса».
В
качестве
обобщения
учащимся
предлагается
просмотр
отрывка
фильма
«Амадей»,
посвящённого творчеству великого В.А.Моцарта. Подобранный музыкальный и видео
материал
способствует
более
глубокому
восприятию
учащимися
замечательной
музыки
и
говорит
о
стремлении учителя развить в учениках навыки внимательного и заинтересованного слушателя.
5.Методика урока
Структура урока содействовала конечному результату урока.
Наиболее удачные - этап актуализации знаний и анализ музыкальных произведений, так как в
них
особенно
ярка
была
взаимообусловленность
содержательной,
методической
и
организационной сторон. На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски
решения
проблемы,
а
значит
в
активную
познавательную
деятельность.
Учащиеся
продемонстрировали хороший уровень подготовки. Осмысленные ответы, осмысленное пение
показали владение материала и его понимание.
В
основе
урока
лежат
методы
как
словесного
показа,
пояснение
материала,
так
и
непосредственного
участия
детей
в
музыкальной
деятельности.
На
уроке
использовались
различные виды музыкальной деятельности, что способствовало общей заинтересованности всего
коллектива и каждого ученика в отдельности. Стремление учителя к достижению основной цели –
совершенствованию приемов формирования вокально-хоровых навыков – придает всей структуре
урока внутреннее единство.
Репертуар детского хора сформирован грамотно, что способствует развитию и укреплению
детских голосов. Учитель умело использует детские песни, продолжая вырабатывать навыки
рационального
звукообразования,
дыхания,
дикции.
Репертуар
подобран
рационально,
разнопланово, как по образному содержанию, так и по своим вокально-хоровым трудностям.
6.Взаимоотношения учителя и учеников
Задачи
воспитания
осуществлялись
через
создание
атмосферы
урока,
доброжелательных
отношений учителя и учеников.
7.Деятельность учащихся, дисциплина
На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой,
учебное сотрудничество с учителем и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в
процессе учения. Ученики проявляли активность при анализе произведений и в высказывании
собственного
суждения.
Прослеживалась
эмоциональность
и
выразительность
речи,
чему
способствовало использование Словаря эстетических эмоций.
Урок представляет собой целостную систему.
Цели, поставленные на уроке, достигнуты.