Напоминание

«Хоровая работа в младших классах»


Автор: Боголь Елена Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Лянторская ДШИ 2"
Населённый пункт: город Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Хоровая работа в младших классах»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: «Хоровая работа в младших классах»

Дата проведения:

Цель урока:

Совершенствовать приемы формирования вокально-хоровых навыков на примере

разучивания песни «Детские игры» В.А.Моцарта.

Задачи урока:

1.

Обучать вокально-хоровым навыкам: певческому дыханию на опоре, ровности звучания на

протяжении всего диапазона, высокой вокальной позиции, точному интонированию, четкой

дикции и правильной артикуляции.

2.

Развивать

музыкальное

мышление,

внимание,

умение

анализировать

и

обобщать

прослушанные произведения.

3.

Воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная.

Методы урока: эвристический, иллюстративно-поисковый, аналитический, когнитивный.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Вокально-хоровая работа.

Физ. минутка.

5. Продолжение вокально-хоровой работы.

6.Этап закрепления новых знаний, обобщение.

7. Итог урока.

8.Домашнее задание.

Оборудование:

аудиозапись,

магнитофон,

видеофильм “Амадей”, телевизор, видеомагнитофон,

портрет В.

Моцарта,

опорные

карты

(рондо,

вариации),

словарь

эстетических

эмоций,

фортепиано, раздаточный материал (текст песни “Детские игры”).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного.

- Прежде чем мы обратимся к нашей теме, давайте вспомним:

- В чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека?

- Что заставило Снегурочку покинуть родной дом и уйти к людям? (Людские песни)

Слушание арии Снегурочки “С подружками по ягоду”.

- Что привлекало ее в этих песнях? (Красота музыки)

-Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то , что в жизни?

Можно ли поставить между ними знак равенства? Красота в искусстве – это действительно что-то

прекрасное.

- Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка? (Правда музыки –

это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)

3. Этап усвоения новых знаний.

-

Сейчас

услышим

фрагмент

произведения,

который

знаком

многим.

Музыка

вырастает

из

интонации трех нот, в которых можно уловить состояние человека.

Звучит фрагмент Симфонии №40

- Какое настроение несут в себе эти звуки? (Печальное, взволнованное, трепетное)

-В.Моцарт – вечный свет … Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе.

Музыка венского классика продолжает нас радовать и сегодня.

- Но почему музыка В.Моцарта так популярна до сих пор? (Красивы, удивительны мелодии,

которые можно спеть)

Звучит “Турецкое рондо”

- Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянное творческое

горение дали необычайные в своем роде результаты: 70 томов составляют его сочинения за 35 лет

жизни.

-

Особенностью

всех

выдающихся

композиторов

является

широта

жизненного

содержания

музыки.

Есть

музыка

трагическая,

шутливая,

драматическая,

лирическая,

есть

и

маленькие

пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку

В.А.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности.

Звучит “Маленькая ночная серенада” - Рондо

- Определите по характеру жизненное значение произведения. (Легкая, танцевальная, изящная,

светлая, музыка для праздников)

- Что такое “сюита”?

- Определите музыкальную форму. (Рондо)

4. Вокально-хоровая работа

- Многие из вас знают детскую песенку “Жил-был у бабушки серенький козлик”, и ее автор тоже

В.А.Моцарт.

- Давайте пропоём эту тему:

1.

По полутонам вверх на слоги “да”, “ла”.

2.

legato, non legato.

3.

Ритмический канон.

4.

Пение вокально-хоровых упражнений:

а) распевка на формирование гласных (слоги ду-ду-ду, ле-ле-ле и т.д.), на выработку навыков

певческого дыхания, отчетливой ясной артикуляции. Работа над унисоном.

б) распевка на развитие дикции в упражнениях подвижного темпа, на выработку плавного и

отрывистого характера звуковедения.

в) распевка на расширение диапазона (до октавы). Выравнивание, округление звучания гласных

при пении легато, выработка слитного хорового звучания. Работа над унисоном.

г) пение упражнений с нисходящей мелодией при сохранении высокой позиции с первого до

последнего звука.

Физическая минутка.

Дыхательные упражнения на формирование навыка певческого дыхания

(три группы приемов)

Первая группа приемов - специальные физиологические упражнения.

1.

«Крепкий выдох»

2.

«Шипящий выдох»

3.

«Йога»

4.

«Качаем насос»

5.

Чередование вдоха и выдоха с поворотом головы.

6.

«Вдыхаем цветочный аромат»

Вторая группа приемов – технические приемы, способствующие выработке навыка

дыхания (применение на первоначальном этапе разучивания песни).

Третья группа приемов – приемы, употребляемые в процессе работы над песней.

5. Продолжение вокально-хоровой работы.

“Детские игры” - работа над песней. ( Приложение 1)

1.

Приемы формирования навыка певческого дыхания.

а) распределение дыхания по всей фразе с учетом его содержания и физиологического

удобства исполнения.

б)

«музыкальная

цепочка».

Друг

за

другом,

по

руке

учителя,

дети

«подхватывают»

музыкальную фразу. В момент, когда следующий ребенок начинает петь, предыдущий

заканчивает.

2.

Приемы формирования артикуляции и дикции.

а) артикуляционная гимнастика: активизация полости рта через различные движения губ;

активизация лицевой мускулатуры в игровой форме; игра «суфлер»

б) проговаривание текста песни шепотом.

в) чередование звучного и беззвучного произнесения текста.

3.

Приемы формирования чистоты интонирования.

а) настройка в тональности перед работой над песней.

б) выбор наиболее удобного темпа и динамики.

в) пропевание мелодии песни на различные слоги.

г) пропевание песни с закрытым ртом с соблюдением правильной вокальной позиции.

д) пение «цепочкой», которое подразумевает поочередное исполнение детьми фрагментов

мелодии песни.

е) игра «поймай звук». Смысл заключается в точном звуковысотном воспроизведении

детьми звука, сыгранного или спетого учителем. Звуки исполняются на слоги: «ам», «ням»,

«бим»,

«бом»,

«дзинь»

и

т.д.

Задание

может

выполняться

как

всем

классом,

так

и

индивидуально.

4. Приемы формирования ансамбля.

а) прохлопывание ритмического рисунка.

б) проговаривание текста в ритме песни.

в) проговаривание текста в различных темпах.

- В чем смысл песни?

- Всегда в истории - каждое предыдущее рождает последующее. Так и в жизни: вчерашний день

рождает наш сегодняшний, а сегодня мы готовим наш завтрашний день.

-

В.Моцарт,

вслед

за

Бахом

попытался

разрушить

тягостную

и

унизительную

зависимость

музыканта-слуги. Глубокая серьезность, драматизм музыки В.Моцарта, его последних лет жизни,

предвосхищают последующую музыку Л.Бетховена. Жизнь никогда не бывает только светлой,

ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования.

последнее сочинение В.Моцарта, которое он даже не успел закончить, называется “Реквием”.

Воплощает душевные переживания и мир человеческих чувств картина великой скорби и горя по

утраченному.

- Раскрывая тайны жизни и смерти В.А. Моцарта, мы в последние годы по-новому преподносим

значение его замечательного «Реквиема», не включая в контекст беседы пушкинский тезис об

отравителе Сальери. Исторические свидетельства доказывают, что этого на самом деле не было,

Антонио Сальери не имел никакого отношения к смерти Моцарта. Более того, Сальери отдал

много сил подготовке «композиторских кадров». Среди его учеников – Л.Бетховен, Ф.Шуберт,

младший сын Моцарта Фридрих, немецкий композитор и пианист И. Мошелес, Ф.Лист. Сегодня

снято «табу» на исполнение его произведений.

Прозвучит

последняя

и

прекрасная

часть

“Лакримоза”

(слезная).

Сопровождение

скрипок

передает плач и слезы.

- Определите характер музыки. (Состояние возвышенно-лирической скорби и печали)

6. Этап закрепления новых знаний. Обобщение (Просмотр фрагмента видеофильма “Амадей”).

7. Итог урока

-Сила музыки В. А. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной

правде.

“Маленькая

ночная

серенада”

-

соответствует

настроению

ночного

праздника,

“Лакримоза” - глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора

может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

8. Домашнее задание

Пение песни «Детские игры» В.А.Моцарта на разные слоги и с названием нот.

Приложение 1

«Детские игры»

Музыка В.А. Моцарта.

1.Мы дети, мы в радости светлой живем

Резвимся, играем, танцуем, поем,

Из комнаты нашей мы в поле бежим

Там скачем и пляшем, поем и шумим.

2. Как в травах медовых отрадно лежать -

Ни песнью, ни словом нельзя передать.

Смотрите, усатый какой мотылек,

Скорее, ребята, готовьте сачок.

3.Но солнце садиться за дальней горой,

Ну, будет резвиться, пора на покой!

А завтра какое веселье опять,

Как солнце златое вновь будет сиять!

Аспектный анализ урока хора,

проведённого Боголь Е.В.,

преподавателем хора первой категории.

МБОУ ДОД «Лянторская детская школа искусств №1»

Сургутский район, ХМАО-Югра.

Тема урока: «Хоровая работа в младших классах»

Дата проведения: 13.05.2017год

Цель урока: Совершенствовать приемы формирования вокально-хоровых навыков на примере

разучивания песни «Детские игры» В.А. Моцарта.

Задачи урока:

4.

Обучать вокально-хоровым навыкам: певческому дыханию на опоре, ровности звучания на

протяжении всего диапазона, высокой вокальной позиции, точному интонированию, четкой

дикции и правильной артикуляции.

5.

Развивать

музыкальное

мышление,

внимание,

умение

анализировать

и

обобщать

прослушанные произведения.

6.

Воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: аналитический, эвристический, иллюстративно-поисковый, когнитивный.

Класс: младший хор II-III классы.

Аспект: педагогический

1.Место урока в системе уроков

Восьмой урок в разделе «Вокально-хоровая работа»

2.Правильность постановки цели урока

Учителем поставлена триединая цель, направленная на расширение представлений учащимися

о

культурно-историческом

процессе,

на

развитие

вокально-хоровых

навыков

и

музыкально-

эстетического вкуса, воспитание чувства сопричастности.

Воспитательные и развивающие аспекты урока планируется реализовать и через уровень

раскрытия

учебного

материала,

и

через

использование

аналитического,

когнитивного,

эвристического и иллюстративно-поискового методов, и через индивидуальный и фронтальный

способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.

Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.

3.Организация урока

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Этап проверки знаний.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Вокально-хоровая работа. Физ. минутка.

5. Продолжение вокально-хоровой работы.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, видеофильм “Амадей”, телевизор, видеомагнитофон,

портрет В. Моцарта, опорные карты (рондо, вариации), Словарь эстетических эмоций,

фортепиано, раздаточный материал (текст песни “Детские игры”).

4.Содержание урока

Учитель выделяет этап введения учащихся в атмосферу урока. Много решают первые минуты. Не

уловишь, не почувствуешь пульса класса, и … не получится урок. Задача этого этапа не столько

учебно-воспитательная сколько психологическая. А заключается она в следующем: обеспечить

нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к

общению и предстоящему занятию. За счет построения серии ситуаций, требующих догадок,

практически

каждый

ребенок

упражняется

в

определении

приемов,

с

помощью

которых

музыкальное произведение воздействует на человека. Повторение содержания этого материала

частично-поисковым методом осуществлялось через фронтальную форму деятельности (беседа,

слушание музыкальных произведений), что тоже оправдано, так как позволило включить учащихся

в активную познавательную деятельность.

Центром следующего этапа являются Симфония № 40, «Турецкое рондо», В.А.Моцарта. Ведь

главное богатство каждого урока музыки – звучащее в классе произведение. Объяснение нового

шло

через

создание

проблемной

ситуации

(вопроса).

Учитель

использовал

иллюстративно-

поисковый, эвристический методы. Учителем подводится итог о необычайном таланте В.А.Моцарта

и его богатом музыкальном наследии. Затем вопросы учителя направлены на закрепление понятий

«сюита», «рондо».

Данный урок предполагает восприятие и исполнение музыки венского композитора – классика

В.А. Моцарта, знакомство с его музыкальным творчеством. Это осуществляется главным образом в

процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме

того, на уроке вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная). Все это

используется, как эффективное средство, помогающее учащимся лучше почувствовать и понять

музыку В.А. Моцарта.

Следующий этап имеет учебно-воспитательную задачу: работа по формированию вокально-

хоровых навыков. На материале песни «Детские игры» не забыв о физ.паузе, учитель заостряет

внимание на работе над дикцией, фразировкой, используя как индивидуальную (по партиям), так и

фронтальную (хор) формы работы. Учитель при выборе приемов работы над разучиванием песни

исходит из ее эмоционально-образного содержания, этапов работы и индивидуальных особенностей

класса. Точность и конкретность заданий учителя позволили учащимся успешно справиться с

вокально-хоровыми

задачами,

стоящими

перед

ними.

Упражнения,

предлагаемые

учителем,

грамотно скомпонованы, легки для детского восприятия и запоминания, отличаются методическим

разнообразием, структурной завершенностью.

Слово учителя о вкладе В.А.Моцарта в мировое

искусство завершается отрывком из его последнего произведения «Реквием», частью «Лакримоза»

(слёзная), в которой сопровождение скрипок передаёт плач и слёзы, вызывает в слушателях чувство

великой скорби и горя по утраченному. Так вводятся понятия «реквием», «месса».

В

качестве

обобщения

учащимся

предлагается

просмотр

отрывка

фильма

«Амадей»,

посвящённого творчеству великого В.А.Моцарта. Подобранный музыкальный и видео

материал

способствует

более

глубокому

восприятию

учащимися

замечательной

музыки

и

говорит

о

стремлении учителя развить в учениках навыки внимательного и заинтересованного слушателя.

5.Методика урока

Структура урока содействовала конечному результату урока.

Наиболее удачные - этап актуализации знаний и анализ музыкальных произведений, так как в

них

особенно

ярка

была

взаимообусловленность

содержательной,

методической

и

организационной сторон. На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски

решения

проблемы,

а

значит

в

активную

познавательную

деятельность.

Учащиеся

продемонстрировали хороший уровень подготовки. Осмысленные ответы, осмысленное пение

показали владение материала и его понимание.

В

основе

урока

лежат

методы

как

словесного

показа,

пояснение

материала,

так

и

непосредственного

участия

детей

в

музыкальной

деятельности.

На

уроке

использовались

различные виды музыкальной деятельности, что способствовало общей заинтересованности всего

коллектива и каждого ученика в отдельности. Стремление учителя к достижению основной цели –

совершенствованию приемов формирования вокально-хоровых навыков – придает всей структуре

урока внутреннее единство.

Репертуар детского хора сформирован грамотно, что способствует развитию и укреплению

детских голосов. Учитель умело использует детские песни, продолжая вырабатывать навыки

рационального

звукообразования,

дыхания,

дикции.

Репертуар

подобран

рационально,

разнопланово, как по образному содержанию, так и по своим вокально-хоровым трудностям.

6.Взаимоотношения учителя и учеников

Задачи

воспитания

осуществлялись

через

создание

атмосферы

урока,

доброжелательных

отношений учителя и учеников.

7.Деятельность учащихся, дисциплина

На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой,

учебное сотрудничество с учителем и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в

процессе учения. Ученики проявляли активность при анализе произведений и в высказывании

собственного

суждения.

Прослеживалась

эмоциональность

и

выразительность

речи,

чему

способствовало использование Словаря эстетических эмоций.

Урок представляет собой целостную систему.

Цели, поставленные на уроке, достигнуты.



В раздел образования




Яндекс.Метрика