Напоминание

Организация профориентационной работы в школе


Автор: Бородуля Любовь Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№39"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация профориентационной работы в школе
Раздел: полное образование





Назад




Л.М. Бородуля

МБОУ «СШ№39», г.Норильск, р-н Талнах, Россия

Организация профориентационной работы в школе

Аннотация.

В

статье

рассматриваются

основы

организации

профориентационной

работы

в

школе.

Современная

социально-экономическая

ситуация

делает

процесс

профессионального самоопределения молодежи все более сложным . Учащиеся должны

найти

оптимальное

соотношение

между

собственными

интересами

и

склонностями,

потребностями

рынка

труда

и

возможностями

,

предоставляемыми

рынком

образовательных услуг. Это ставит новые задачи перед системой общего образования.

Ученики и родители невольно начинают оценивать школу с точки зрения того, насколько

она

может

способствовать

верному

профессиональному

выбору.

При

этом

от

школы

ожидают, что она поможет и профессионально определиться, и обеспечит последующее

успешное освоение профессии (под которым родители обычно понимают поступление в

ВУЗ).

Все

более

привлекательными

для

родителей

становятся

образовательные

учреждения, где специализация начинается на самых ранних ступенях образования. Это

позволяет избавиться от сомнений и колебаний относительно дальнейшего жизненного

пути,

и

расширяет

диапазон

знаний

и

умений

в

выбранной

области.

Поэтому

профессиональное

образование

начинается

теперь

задолго

до

окончания

школы.

Представленная

статья

будет

интересна

педагогическим

работникам

образовательных

учреждений, курирующим направление профориентационной работы.

Ключевые слова

: профессиональное самоопределение, профессиограмма,

самооценка,

профессиональный

интерес,

профессиональные

с к лонно с т и,

профессиональный

план,

профессиональная

пригодность,

профессиональная

карьера,

профессиональная проба.

Текст статьи: опыт организации профориентационной работы в школе.

«Школа должна готовить школьника к жизни,

должна вооружить его в такой мере, чтобы

выйдя в бурное житейское море, он не

потерялся среди того разнообразия, какое

дает современная действительность,

и сумел верно и с полным самообладанием

реагировать на предъявляемые жизнью запросы».

П. Знаменский.

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных , жизненно-важных

практических задач, которые приходится решать человеку. Каждый, прежде

всего, хочет, чтобы работа была интересной, хорошо оплачивалась, пользова-

лась признанием в обществе, соответствовала способностям, вкусам и навы-

кам. И здесь очень важна профессиональная ориентация, представляющая

собой систему подготовки учащихся к свободному, сознательному выбору

жизненного пути, основанному на знании индивидуальных особенностей

личности и потребностей рынка труда своего региона и страны. Очень часто

возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением

учащихся.

Это

противоречия

между

их

склонностями,

способностями

и

требованиями

избираемой

профессии;

осознанием

уровня

своего

общего

развития

и

возможностью

менее

квалифицированной

работы;

их

притязаниями

и

реальными

возможностями

заполнения

вакантных

мест;

склонностью и представлением о престиже профессии; желанием заранее

попробовать

себя

в

избираемой

профессиональной

деятельности

и

отсутствием

таковой

возможности

в

школе;

несоответствием

здоровья,

характера,

привычек

требованиям,

предъявляемым

профессией

и

др.

Планируя профориентационную работу в школе, мы ставим перед собой

цель:

помочь

школьнику

выбрать

именно

ту

профессию,

в

которой

требования

предъявляемые

к

работающему,

совпали

с

его

личностными

качествами и возможностями. Идеальный вариант: построить эту работу так,

чтобы

каждый

выпускник,

вчерашний

школьник,

четко

отвечал

на

важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».

Профориентационая работа в МБОУ «СШ№39» г.Норильска , р-н Талнах,

строится на взаимодействии администрации школы, классных руководителей,

профориентатора, психолога, родителей и социальных партнеров: учебных

заведений города, градообразующего предприятия ПАО ГМК «Норильский

Никель»,

библиотек,

учреждений

дополнительного

образования,

Центра

занятости г. Норильска.

Основные этапы и цели профориентационной работы МБОУ«СШ№39»

Начальная ступень получения образования (1-4 классы)

Цель: Формирование у обучающихся ценностного отношения к труду,

понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к

учебно-познавательной

деятельности,

основанной

на

посильной

практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,

трудовую, игровую, исследовательскую.

Общая тема профориентационной работы в 1

классе – «Профессии

школьной

жизни»

(формирование

первоначальных

умений

и

навыков

общего

труда

на

пользу

людям,

культуры

труда,

расширение

знаний

о

производственной деятельности людей, о технике, воспитание уважения к

людям труда, понимание значения труда в жизни человека).

Общая тема профориентационной работы во 2 классе «Профессии

моих

родителей»

(углубление

представлений

обучающихся

о

разных

профессиях, формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной

деятельности;

обучение

установлению

отношений

в

трудовых

группах,

освоение различных умений и навыков трудовой деятельности; воспитание

трудолюбия,

старательности,

аккуратности,

бережного

отношения

к

результатам своего и чужого труда).

Общая тема профориентационной работы в 3 классе – «Профессии в

моем

городе»

(продолжение

развития

общетрудовых

знаний,

умений

и

навыков,

знакомство

с

трудом

окружающих

людей

и

их

профессиями;

выработка

навыков

организации

своей

работы

и

работы

товарищей,

проявления активности и инициативы в поисках полезных дел; воспитание

чувства ответственности за качество выполняемой работы).

Общая тема профориентационной работы в 4 классе – «Профессии

Заполярного

филиала

«ГМК

«Норильский

Никель»»

(обобщение

и

развитие

представлений

о

труде,

полученных

учащимися

в

1-3

классах;

расширение

и

углубление

представлений

о

профессиях

и

отраслях

перерабатывающей

промышленности,

связанных

с

использованием

природных

ресурсов

Норильского

промышленного

района;

начальное

знакомство

с

технологией

переработки

и

организаций

производств;

воспитание

уважительного

отношения

к

людям

данных

профессий

и

бережного отношения к природным ресурсам).

Основная ступень получения образования -5-7 классы

Цель: Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении

познавательного

опыта

и

интереса

к

профессиональной

деятельности;

развитие

представлений

о

профессиях,

о

собственных

интересах,

возможностях в области тех или иных профессий (формирование образа «Я»)

и

соотнесение

своих

возможностей

с

требованиями,

предъявляемыми

профе ссиональной

деятельно стью

к

человеку;

п р и о б р е т е н и е

первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной

практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и

культуре и др. через формирование трудовых и коммуникативных навыков.

Расширение познания перечня профессий.

Общая

тема

профориентационной

работы

в 5

классе

«Мир

профессий» (ознакомление

с

профессиями

различных

отраслей,

понятие

профессиограммы, типов профессий («человек-человек», «человек-техника»,

«человек-знаковая

система»,

«человек-художественный

образ»,

«человек-

природа»),

роль

интересов

и

их

развития

интересов

для

успешного

профессионального

самоопределения,

обсуждение

значимости

различных

профессий профессии для общества).

Общая тема профориентационной работы в 6 классе«Человек и мир

п р о ф е с с и й » (ознакомление

с

понятиями

индивид,

л и ч н о с т ь ,

индивидуальность,

направленность

(мотивы

и

потребности);

составление

простых

профессиограмм

с

учетом

составляющих

структуры

личности;

введение

понятий

темперамент,

характер,

способности,

познавательные

психические

процессы;

обзор

познавательных

психических

процессов

и

рекомендации по их развитию, по развитию творческих способностей).

Общая

тема

профориентационной

работы

в 7

классе

«Мои

возможности» (изучение собственных возможностей, рекомендации по их

развитию,

ознакомление

с

понятием

интеллекта,

видами

интеллекта

по

Гарднеру

(пространственный,

телесно-кинестетический,

музыкальный,

л и н г в и с т и ч е с к и й ,

л о г и ко - мат е мат и ч е с к и й ,

м е ж л и ч н о с т н ы й ,

внутриличностный), формирование навыков самопрезентации).

Профориентационая работа -8-9 классы

Цель:

Оказание

обучающимся

психолого-педагогической

поддержки

и

помощи в формировании и принятии осознанного решения о выборе профиля

обучения, направления дальнейшего получения образования и возможного

трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; создание условий для

повышения

готовности

подростков

к

социальному,

профессиональному

и

культурному самоопределению через факультативные занятия и другие курсы

по выбору, групповые и индивидуальное консультирование, социальные и

профессиональные пробы, знакомство с рынком труда и востребованными

профессиями.

Общая тема профориентационной работы в 8 классе«Мои желания»

(различение понятий «мечта» и «цель», примеры трансформации детских

увлечений в «прибыльное дело»; изучение способов реагирования в случаях

возникновения препятствий на пути к цели, моделирование затруднений в

достижении профессионального успеха; определение личностных качеств,

свойств, способностей и умений, позволяющих справляться с жизненными

трудностями).

Общая

тема

профориентационной

работы

в 9 классе «Я выбираю

профессию

мои

профессиональные

намерения»

(уточнение

образовательного запроса, формирование адекватного принятия решения о

выборе

профиля

обучения

в

рамках

освоения

программы

занятий

профориентационной и информационной работы (34 часа), группового и

индивидуального

консультирования,

участия

в

мероприятиях

плана

по

предпрофилю, прохождение профпроб).

Старшая ступень получения образования -10-11 классы

Ц е л ь : обучение

действиям

по

самоподготовке

и

саморазвитию,

самореализации,

формирование

профориентационных

компетенций,

профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Общая

тема

профориентационной

работы

в 10-11 классах – «Мое

б уд у щ е е » (развитие

мотивов

самоактуализации,

ознакомление

с

особенностями

современного

рынка

труда,

современными

критериями

оценки

специалистов;

анализ

профессиональных

учебных

заведений,

изучение юридических аспектов поступления, прохождение профпроб).

Основные направления и формы организации Профориентации

Профессиональное

просвещение

ознакомление

обучающихся

с

современными

видами

трудовой

деятельности, с

правилами

выбора

п р о ф е с с и и , социально-экономическими

и

психофизиологическими

особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных

кадрах,

требованиями,

предъявляемыми

профессиями

к

человеку,

возможно стями

профе ссионально-квалификационного

ро ста

и

самосовершенствования

в

процессе

трудовой

деятельности,

а

так

же

информирование

о

кадровом

запросе

рынка

труда.

Профессиональное

просвещение направлено на формирование у подростков мотивированных

профессиональных

намерений,

в

основе

которых

лежит

осознание

и

соотне сение

социально-экономиче ских

потребно стей

и

с в о и х

интеллектуальных и психофизиологических возможностей.

Ф о р м ы : Б е с е д ы ,

к л а с с н ы е

ч а с ы ,

д и с п у т ы ,

л е к ц и и

профориентационной тематики, видеолектории о профессиях как в рамках

внеклассной, так и в рамках преподавания учебных предметов (в процессе

изложения

учебного

теоретического

материала,

при

выполнении

практических

и

лабораторных

занятий,

решения

задач),

экскурсии

(на

предприятия,

организации,

учреждения,

профессиональные

учебные

заведения, и др.), рефераты по предмету, в которых используется информация

о

профессиях,

производстве,

профессиональные

пробы,

мастер-классы,

детско-родительские

игры,

встречи

с

руководителями

предприятий,

с

передовиками производства, молодыми специалистами и др.

Профессиональное консультирование

оказание индивидуальной

помощи

обучающимся

в

профессиональном

самоопределении

и

предоставление

им

рекомендаций

о

возможных

напра вле ниях

профессиональной

деятельности,

наиболее

соответствующих

его

интеллектуальным,

психологическим,

психофизиологиче ским,

физиологическим

особенностям,

на

основе

результатов

психологической,

психофизиологической

и

медицинской

диагностики.

Консультирование

основывается

на

знании

наклонностей

и

интересов

консультируемого,

его

личностных

качеств.

В

ходе

консультации

определяются

пути

получения

образования

по

выбранной

специально сти,

с р о к и

обучения,

перспективы

профессионального

роста,

востребованность

специалистов

на рынке труда.

Формы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося,

изучение результатов учебной и внеучебной деятельности, индивидуальные

беседы

с

профконсультантом, анкетирование, тестирование и другие виды

диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их

основе

разработка

и

предоставление

рекомендаций

о

выборе

будущей

профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о

возможных

путях

ее

получения,

профессиональные

игры,

ситуации,

тренинги.

Психологическая поддержка – методы, способствующие адекватной

самооценке

личных

способностей,

склонностей

и

предпочтений,

позитивному восприятию любых индивидуальных особенностей,

снижению

психологической

напряженности,

формированию

позитивного

настроя

и

уверенности

в

будущем,

разрешению

межличностных

и

эмоциональных

проблем,

при

необходимо сти,

с во е в р е м е н н о й

переориентации.

Ф о р м ы : тьюторство,

индивидуальные

беседы

и

консультации,

направленные

на

оказание

социально-педагогической

и

психологической

помощи при профсамоопределении и др.

Профессиональное

воспитание

система

мер

по

формированию

профессиональных

интересов

и

развитию

склонностей

и

способностей

обучающихся

через

вовлечение

их

в

разнообразные

виды

внеучебной

общественно-полезной

деятельности,

стимулирование

их

познавательных

возможностей, самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Формы: Тематические родительские собрания, педагогические советы,

семинары, предметные и познавательно-развивающие кружки, спецкурсы,

элективные и факультативные занятия, профориентационные мероприятия

муниципального уровня («Мечтая о будущей карьере»,

«Я б в рабочие

пошел!»,

чемпионат

рабочих

профессий

«Умные

игры»,

конкурсы

юных

художников,

журналистов,

фотовыставки

и

т.д.),

социальные

и

профессиональные пробы, тематические вечера, клубы интересных встреч,

ток-шоу профориентационной работы, вовлечение обучающихся в работу по

оформлению кабинета профориентации, стендов, плакатов и др.

Профессиональная

диагностика

система

применения

диагностических

и

профориентационных

методик

для

выявления

профессиональных интересов и склонностей, изучения личности подростков,

процесса

роста,

формирования

качеств,

способностей,

мотивов

в

профессиональной направленности.

Формы:

п р о ф е с с и о н а л ь н ы е

о п р о с ы

и

а н к е т и р о в а н и е ,

психодиагностическое тестирование, профориентационные карты и др.

Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения

вероятности

оценки

пригодности

человека

к

овладению

специальностью,

достижения

требуемого

уровня

мастерства

и

успешного

выполнения

профессиональных обязанностей. В школе в рамках профориентации в этом

направлении

осуществляется

деятельность,

направленную

на

создание

условий,

способствующих

формированию

у

обучающихся

качеств,

необходимых для работы по избранной ими специальности.

Ф о р м ы : диагностирование,

направленное

на

определение

профессиональных

приоритетов

обучающих

и

выявляющее

возможные

противопоказания

к

выбранной

профессии,

анкетирование

обучающихся,

направленное на выявление приоритетов обучения, установление возможных

ограничений

по

медицинским показаниям для определенных видов трудовой

деятельности, профессиональные пробы, стажировка и практики.

Медицинская

профессиональная

ориентация

система

мер,

направленных

на

оказание

помощи

обучающимся

с

отклонениями

в

состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и

места

работы

с

учетом

возможного

неблагоприятного

воздействия

на

здоровье производственных факторов.

Формы: медицинские

осмотры

обучающихся

с

целью

выявления

отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, их коррекции и

лечения, индивидуальные врачебные профессиональные консультирования,

экспертные профессиональные заключения и рекомендации.

Одним

из

актиных

средств

решения

самоопределения

учащихся

в

нашей школе является кабинет профориентации.

Кабинет

по

профориентации

это

центр

для

организации

и

проведения

профориентационной

работы

с

учителями,учащимися

и

родителями

,

а

также

для

самостоятельного

ознакомления

школьников

с

материалами о разных профессиях, их требованиях к качествам личности,

индивидуальных и групповых консультаций , проведения факультативных

занятий.

Основные направления функциональной деятельности на базе кабинета

внедрение

методических

достижений

в

области

профориентации

в

практику работы;

оказание

информационно-справочных

консультаций

обучающимся,

учителям,

родителям;

помощь

в

самоопределении

и

организации

самоподготовки к труду и выбору профессии;

установление устойчивых связей с производствами и организациями,

Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости города

Норильска»

с целью систематического пополнения содержания наглядных

материалов новыми данными профориентационного характера;

проведение занятий по профориентационным и элективным курсам:

«Человек-труд-профессия», «Самоопределение», «Мой выбор» и др.;

ведение

индивидуальной

работы

с

учащимися,

испытывающими

затруднения

в

выборе

профессии,

либо

имеющими

противопоказания

к

избранному виду трудовой деятельности;

пропаганда

профессий,

востребованных

на

рынке

труда

с

учетом

особенностей региона и страны в целом.

Диагностическая и консультационная работа:

-

использование ресурсов кабинета для изучения индивидуальных

особенностей

учащихся,

их

интересов,

склонностей,

способностей,

личностных качеств и др.;

функциональная база данных специалистов, взаимодействующих

с

школой

по

вопросам

организации

и

проведения

индивидуальных

и

групповых консультаций (психологи, работники КГКУ «ЦЗН», медицинские

работники,

представители

различных

профессий,

представители

учебных

заведений и др.).

Просветительская работа:

Наличие систематизированных ресурсов в кабинете для:

информирования

заинтересованных

участников

образовательного

процесса (педагоги, обучающиеся, родители) о состоянии и перспективах

муниципального, краевого и российского рынка труда на основе данных,

предоставляемых специалистами КГКУ «ЦЗН»;

проведения занятий по профориентационным и элективным курсам:

«Человек-труд-профессия»,

«Самоопределение»,

«Мой

выбор»

и

др.;

плановых тематических групповых консультаций, тренингов для учащихся

школы;

проведения семинаров по вопросам организации профориентационной

работы

для членов педагогического коллектива, подготовки необходимых

рекомендаций по совершенствованию профориентационной работы в школе;

информирования родителей о методах профессиональной ориентации

детей в семье;

организации

плановых

встреч

обучающихся

и

их

родителей

со

с пе циа лис т а ми

К ГКУ

«Ц З Н »,

пред с т а в ит е ля ми

у ч р е ж д е н и й

профессионального образования, работодателями;

организации

и

проведения

встреч

с

представителями

различных

профессий по запросам обучающихся;

организации

различных

профориентационных

мероприятий

для

учащихся

школы

(лекции,

семинарские

занятия,

деловые

игры,

беседы,

конференции,

«путешествия»

в

профессию,

обзоры

литературы

и

др.)

с

привлечением

родительской

общественности,

представителей

шефских

организаций, КГКУ «ЦЗН», учреждений профессионального образования и

др.

Методическая работа:

Наличие информационно-методических ресурсов для:

разработки

рекомендаций

с

целью

с о в е р ш е н с т в о в а н и я

профориентационного

направления

деятельности

школы

по

развитию

личностных

качеств

и

способностей

обучающихся,

обеспечивающих

успешное профессиональное самоопределение каждого школьника;

отслеживания, отбора и подготовки рекомендаций педагогическому

коллективу

школы

современных

методов

и

форм

профориентационной

работы с обучающимися;

подбора

вариативных

практических

форм

работы

(программ

тренинговых

занятий,

профессиональных

проб

и

др.),

способствующих

организации

эффективной

профориентационной

работы

в

школе

и

формирующих осознанный профессиональный выбор обучающихся.

И этот перечень образовательно-воспитательных событий, формирующих

профессиональное

самоопределение

школьников,

можно

продолжать

и

продолжать.

Кроме

того,

огромную

помощь

и

поддержку

в

реализации

основных направлений профориентационной работы , мы имеем в форме

мероприятий, проводимых по плану Управления образования

совместно с

ПАО

ГМК

«Норильский

никель»

и

Центром

Занятости

г.

Норильска.

Активность

участия

наших

учеников

в

предлагаемых

конкурсах,

интеллектуальных

играх,

марафонах

подтверждается

многочисленными

грамотами,

дипломами,

сертификатами.

Победив

на

научно-техническом

марафоне «АРКТИК. ПРО» ,наши учащиеся в течении трех лет выезжали на

зимние

школы

в

города

Санкт-Петербург,

Красноярск,

Казань,

где

продолжали знакомить с профессиями , связанными с техникой. В поездке в

Казань наши учащиеся многое узнали об ИТ- специалистах. За активное

участие в профориентационном марафоне школа была награждена Грантом

150000 тысяч рублей на развитие кабинета профориентации.

Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека

начинается еще в детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя

разные профессиональные роли и проигрывает связанные с ним поведения.

Заканчивается оно в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,

которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Как видите, в течение

всего периода самоопределения подрастающий человек находится в поле

зрения образовательной организации, и отчасти нашей заслугой будет, если

наш выпускник никогда не задаст себе вопрос « Правильно ли я поступил?»,

«Ту ли профессию выбрал?». Свой доклад хочется закончить словами:

«Чтобы быть собой, нужно быть кем-то»- С.Э. Леу.

Библиографический список.

1.

Арефьева

И.П.

Технология.

Профориентация:

Тесты.

–М.:

НЦ

ЭНАС,

2005.96с

2.

Лернер

П.С.,

Михайличенко

Г.Ф.,

Прудило

А.В.

и

др.

Твоя

профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных

учреждений под ред. С.Н. Чистяковой- М.:»Просвещение», 2006. 204с

3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения,

опросники. – М.: «Вако»,2008.288с.

4.

Павлова

Т.Л.

Профориентация

старшеклассников.

М.:

«Творческий

центр», 2005. 265с.

5. Чернякова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников.-М.:

Глобус , 2006. 256с.

6. Климов Е.А. Как выбрать профессию –М.: Просвещение.1990.145с

7.

Чистякова

С.Н.

Технология

профессионального

успеха.

М.:

«Просвещение»,2003, 167с.

Непубликуемая информация:

Бородуля

Любовь

Михайловна,

учитель

технологии

высшей

категории,

профориентатор школы, МБОУ «СШ№39» (г.Норильск, р-н Талнах, Россия),

электронная почта : lubania9@mail.

ru



В раздел образования




Яндекс.Метрика