Автор: Бородуля Любовь Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№39"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация профориентационной работы в школе
Раздел: полное образование
Л.М. Бородуля
МБОУ «СШ№39», г.Норильск, р-н Талнах, Россия
Организация профориентационной работы в школе
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
основы
организации
профориентационной
работы
в
школе.
Современная
социально-экономическая
ситуация
делает
процесс
профессионального самоопределения молодежи все более сложным . Учащиеся должны
найти
оптимальное
соотношение
между
собственными
интересами
и
склонностями,
потребностями
рынка
труда
и
возможностями
,
предоставляемыми
рынком
образовательных услуг. Это ставит новые задачи перед системой общего образования.
Ученики и родители невольно начинают оценивать школу с точки зрения того, насколько
она
может
способствовать
верному
профессиональному
выбору.
При
этом
от
школы
ожидают, что она поможет и профессионально определиться, и обеспечит последующее
успешное освоение профессии (под которым родители обычно понимают поступление в
ВУЗ).
Все
более
привлекательными
для
родителей
становятся
образовательные
учреждения, где специализация начинается на самых ранних ступенях образования. Это
позволяет избавиться от сомнений и колебаний относительно дальнейшего жизненного
пути,
и
расширяет
диапазон
знаний
и
умений
в
выбранной
области.
Поэтому
профессиональное
образование
начинается
теперь
задолго
до
окончания
школы.
Представленная
статья
будет
интересна
педагогическим
работникам
образовательных
учреждений, курирующим направление профориентационной работы.
Ключевые слова
: профессиональное самоопределение, профессиограмма,
самооценка,
профессиональный
интерес,
профессиональные
с к лонно с т и,
профессиональный
план,
профессиональная
пригодность,
профессиональная
карьера,
профессиональная проба.
Текст статьи: опыт организации профориентационной работы в школе.
«Школа должна готовить школьника к жизни,
должна вооружить его в такой мере, чтобы
выйдя в бурное житейское море, он не
потерялся среди того разнообразия, какое
дает современная действительность,
и сумел верно и с полным самообладанием
реагировать на предъявляемые жизнью запросы».
П. Знаменский.
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных , жизненно-важных
практических задач, которые приходится решать человеку. Каждый, прежде
всего, хочет, чтобы работа была интересной, хорошо оплачивалась, пользова-
лась признанием в обществе, соответствовала способностям, вкусам и навы-
кам. И здесь очень важна профессиональная ориентация, представляющая
собой систему подготовки учащихся к свободному, сознательному выбору
жизненного пути, основанному на знании индивидуальных особенностей
личности и потребностей рынка труда своего региона и страны. Очень часто
возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением
учащихся.
Это
противоречия
между
их
склонностями,
способностями
и
требованиями
избираемой
профессии;
осознанием
уровня
своего
общего
развития
и
возможностью
менее
квалифицированной
работы;
их
притязаниями
и
реальными
возможностями
заполнения
вакантных
мест;
склонностью и представлением о престиже профессии; желанием заранее
попробовать
себя
в
избираемой
профессиональной
деятельности
и
отсутствием
таковой
возможности
в
школе;
несоответствием
здоровья,
характера,
привычек
требованиям,
предъявляемым
профессией
и
др.
Планируя профориентационную работу в школе, мы ставим перед собой
цель:
помочь
школьнику
выбрать
именно
ту
профессию,
в
которой
требования
предъявляемые
к
работающему,
совпали
с
его
личностными
качествами и возможностями. Идеальный вариант: построить эту работу так,
чтобы
каждый
выпускник,
вчерашний
школьник,
четко
отвечал
на
важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».
Профориентационая работа в МБОУ «СШ№39» г.Норильска , р-н Талнах,
строится на взаимодействии администрации школы, классных руководителей,
профориентатора, психолога, родителей и социальных партнеров: учебных
заведений города, градообразующего предприятия ПАО ГМК «Норильский
Никель»,
библиотек,
учреждений
дополнительного
образования,
Центра
занятости г. Норильска.
Основные этапы и цели профориентационной работы МБОУ«СШ№39»
Начальная ступень получения образования (1-4 классы)
Цель: Формирование у обучающихся ценностного отношения к труду,
понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к
учебно-познавательной
деятельности,
основанной
на
посильной
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую, исследовательскую.
Общая тема профориентационной работы в 1
классе – «Профессии
школьной
жизни»
(формирование
первоначальных
умений
и
навыков
общего
труда
на
пользу
людям,
культуры
труда,
расширение
знаний
о
производственной деятельности людей, о технике, воспитание уважения к
людям труда, понимание значения труда в жизни человека).
Общая тема профориентационной работы во 2 классе – «Профессии
моих
родителей»
(углубление
представлений
обучающихся
о
разных
профессиях, формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной
деятельности;
обучение
установлению
отношений
в
трудовых
группах,
освоение различных умений и навыков трудовой деятельности; воспитание
трудолюбия,
старательности,
аккуратности,
бережного
отношения
к
результатам своего и чужого труда).
Общая тема профориентационной работы в 3 классе – «Профессии в
моем
городе»
(продолжение
развития
общетрудовых
знаний,
умений
и
навыков,
знакомство
с
трудом
окружающих
людей
и
их
профессиями;
выработка
навыков
организации
своей
работы
и
работы
товарищей,
проявления активности и инициативы в поисках полезных дел; воспитание
чувства ответственности за качество выполняемой работы).
Общая тема профориентационной работы в 4 классе – «Профессии
Заполярного
филиала
«ГМК
«Норильский
Никель»»
(обобщение
и
развитие
представлений
о
труде,
полученных
учащимися
в
1-3
классах;
расширение
и
углубление
представлений
о
профессиях
и
отраслях
перерабатывающей
промышленности,
связанных
с
использованием
природных
ресурсов
Норильского
промышленного
района;
начальное
знакомство
с
технологией
переработки
и
организаций
производств;
воспитание
уважительного
отношения
к
людям
данных
профессий
и
бережного отношения к природным ресурсам).
Основная ступень получения образования -5-7 классы
Цель: Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении
познавательного
опыта
и
интереса
к
профессиональной
деятельности;
развитие
представлений
о
профессиях,
о
собственных
интересах,
возможностях в области тех или иных профессий (формирование образа «Я»)
и
соотнесение
своих
возможностей
с
требованиями,
предъявляемыми
профе ссиональной
деятельно стью
к
человеку;
п р и о б р е т е н и е
первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной
практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и
культуре и др. через формирование трудовых и коммуникативных навыков.
Расширение познания перечня профессий.
Общая
тема
профориентационной
работы
в 5
классе
– «Мир
профессий» (ознакомление
с
профессиями
различных
отраслей,
понятие
профессиограммы, типов профессий («человек-человек», «человек-техника»,
«человек-знаковая
система»,
«человек-художественный
образ»,
«человек-
природа»),
роль
интересов
и
их
развития
интересов
для
успешного
профессионального
самоопределения,
обсуждение
значимости
различных
профессий профессии для общества).
Общая тема профориентационной работы в 6 классе – «Человек и мир
п р о ф е с с и й » (ознакомление
с
понятиями
индивид,
л и ч н о с т ь ,
индивидуальность,
направленность
(мотивы
и
потребности);
составление
простых
профессиограмм
с
учетом
составляющих
структуры
личности;
введение
понятий
темперамент,
характер,
способности,
познавательные
психические
процессы;
обзор
познавательных
психических
процессов
и
рекомендации по их развитию, по развитию творческих способностей).
Общая
тема
профориентационной
работы
в 7
классе –
«Мои
возможности» (изучение собственных возможностей, рекомендации по их
развитию,
ознакомление
с
понятием
интеллекта,
видами
интеллекта
по
Гарднеру
(пространственный,
телесно-кинестетический,
музыкальный,
л и н г в и с т и ч е с к и й ,
л о г и ко - мат е мат и ч е с к и й ,
м е ж л и ч н о с т н ы й ,
внутриличностный), формирование навыков самопрезентации).
Профориентационая работа -8-9 классы
Цель:
Оказание
обучающимся
психолого-педагогической
поддержки
и
помощи в формировании и принятии осознанного решения о выборе профиля
обучения, направления дальнейшего получения образования и возможного
трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда; создание условий для
повышения
готовности
подростков
к
социальному,
профессиональному
и
культурному самоопределению через факультативные занятия и другие курсы
по выбору, групповые и индивидуальное консультирование, социальные и
профессиональные пробы, знакомство с рынком труда и востребованными
профессиями.
Общая тема профориентационной работы в 8 классе – «Мои желания»
(различение понятий «мечта» и «цель», примеры трансформации детских
увлечений в «прибыльное дело»; изучение способов реагирования в случаях
возникновения препятствий на пути к цели, моделирование затруднений в
достижении профессионального успеха; определение личностных качеств,
свойств, способностей и умений, позволяющих справляться с жизненными
трудностями).
Общая
тема
профориентационной
работы
в 9 классе «Я выбираю
профессию
–
мои
профессиональные
намерения»
(уточнение
образовательного запроса, формирование адекватного принятия решения о
выборе
профиля
обучения
в
рамках
освоения
программы
занятий
профориентационной и информационной работы (34 часа), группового и
индивидуального
консультирования,
участия
в
мероприятиях
плана
по
предпрофилю, прохождение профпроб).
Старшая ступень получения образования -10-11 классы
Ц е л ь : обучение
действиям
по
самоподготовке
и
саморазвитию,
самореализации,
формирование
профориентационных
компетенций,
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Общая
тема
профориентационной
работы
в 10-11 классах – «Мое
б уд у щ е е » (развитие
мотивов
самоактуализации,
ознакомление
с
особенностями
современного
рынка
труда,
современными
критериями
оценки
специалистов;
анализ
профессиональных
учебных
заведений,
изучение юридических аспектов поступления, прохождение профпроб).
Основные направления и формы организации Профориентации
Профессиональное
просвещение
–
ознакомление
обучающихся
с
современными
видами
трудовой
деятельности, с
правилами
выбора
п р о ф е с с и и , социально-экономическими
и
психофизиологическими
особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных
кадрах,
требованиями,
предъявляемыми
профессиями
к
человеку,
возможно стями
профе ссионально-квалификационного
ро ста
и
самосовершенствования
в
процессе
трудовой
деятельности,
а
так
же
информирование
о
кадровом
запросе
рынка
труда.
Профессиональное
просвещение направлено на формирование у подростков мотивированных
профессиональных
намерений,
в
основе
которых
лежит
осознание
и
соотне сение
социально-экономиче ских
потребно стей
и
с в о и х
интеллектуальных и психофизиологических возможностей.
Ф о р м ы : Б е с е д ы ,
к л а с с н ы е
ч а с ы ,
д и с п у т ы ,
л е к ц и и
профориентационной тематики, видеолектории о профессиях как в рамках
внеклассной, так и в рамках преподавания учебных предметов (в процессе
изложения
учебного
теоретического
материала,
при
выполнении
практических
и
лабораторных
занятий,
решения
задач),
экскурсии
(на
предприятия,
организации,
учреждения,
профессиональные
учебные
заведения, и др.), рефераты по предмету, в которых используется информация
о
профессиях,
производстве,
профессиональные
пробы,
мастер-классы,
детско-родительские
игры,
встречи
с
руководителями
предприятий,
с
передовиками производства, молодыми специалистами и др.
Профессиональное консультирование
– оказание индивидуальной
помощи
обучающимся
в
профессиональном
самоопределении
и
предоставление
им
рекомендаций
о
возможных
напра вле ниях
профессиональной
деятельности,
наиболее
соответствующих
его
интеллектуальным,
психологическим,
психофизиологиче ским,
физиологическим
особенностям,
на
основе
результатов
психологической,
психофизиологической
и
медицинской
диагностики.
Консультирование
основывается
на
знании
наклонностей
и
интересов
консультируемого,
его
личностных
качеств.
В
ходе
консультации
определяются
пути
получения
образования
по
выбранной
специально сти,
с р о к и
обучения,
перспективы
профессионального
роста,
востребованность
специалистов
на рынке труда.
Формы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося,
изучение результатов учебной и внеучебной деятельности, индивидуальные
беседы
с
профконсультантом, анкетирование, тестирование и другие виды
диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их
основе
разработка
и
предоставление
рекомендаций
о
выборе
будущей
профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о
возможных
путях
ее
получения,
профессиональные
игры,
ситуации,
тренинги.
Психологическая поддержка – методы, способствующие адекватной
самооценке
личных
способностей,
склонностей
и
предпочтений,
позитивному восприятию любых индивидуальных особенностей,
снижению
психологической
напряженности,
формированию
позитивного
настроя
и
уверенности
в
будущем,
разрешению
межличностных
и
эмоциональных
проблем,
при
необходимо сти,
с во е в р е м е н н о й
переориентации.
Ф о р м ы : тьюторство,
индивидуальные
беседы
и
консультации,
направленные
на
оказание
социально-педагогической
и
психологической
помощи при профсамоопределении и др.
Профессиональное
воспитание
–
система
мер
по
формированию
профессиональных
интересов
и
развитию
склонностей
и
способностей
обучающихся
через
вовлечение
их
в
разнообразные
виды
внеучебной
общественно-полезной
деятельности,
стимулирование
их
познавательных
возможностей, самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Формы: Тематические родительские собрания, педагогические советы,
семинары, предметные и познавательно-развивающие кружки, спецкурсы,
элективные и факультативные занятия, профориентационные мероприятия
муниципального уровня («Мечтая о будущей карьере»,
«Я б в рабочие
пошел!»,
чемпионат
рабочих
профессий
«Умные
игры»,
конкурсы
юных
художников,
журналистов,
фотовыставки
и
т.д.),
социальные
и
профессиональные пробы, тематические вечера, клубы интересных встреч,
ток-шоу профориентационной работы, вовлечение обучающихся в работу по
оформлению кабинета профориентации, стендов, плакатов и др.
Профессиональная
диагностика
– система
применения
диагностических
и
профориентационных
методик
для
выявления
профессиональных интересов и склонностей, изучения личности подростков,
процесса
роста,
формирования
качеств,
способностей,
мотивов
в
профессиональной направленности.
Формы:
п р о ф е с с и о н а л ь н ы е
о п р о с ы
и
а н к е т и р о в а н и е ,
психодиагностическое тестирование, профориентационные карты и др.
Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения
вероятности
оценки
пригодности
человека
к
овладению
специальностью,
достижения
требуемого
уровня
мастерства
и
успешного
выполнения
профессиональных обязанностей. В школе в рамках профориентации в этом
направлении
осуществляется
деятельность,
направленную
на
создание
условий,
способствующих
формированию
у
обучающихся
качеств,
необходимых для работы по избранной ими специальности.
Ф о р м ы : диагностирование,
направленное
на
определение
профессиональных
приоритетов
обучающих
и
выявляющее
возможные
противопоказания
к
выбранной
профессии,
анкетирование
обучающихся,
направленное на выявление приоритетов обучения, установление возможных
ограничений
по
медицинским показаниям для определенных видов трудовой
деятельности, профессиональные пробы, стажировка и практики.
Медицинская
профессиональная
ориентация
– система
мер,
направленных
на
оказание
помощи
обучающимся
с
отклонениями
в
состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и
места
работы
с
учетом
возможного
неблагоприятного
воздействия
на
здоровье производственных факторов.
Формы: медицинские
осмотры
обучающихся
с
целью
выявления
отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, их коррекции и
лечения, индивидуальные врачебные профессиональные консультирования,
экспертные профессиональные заключения и рекомендации.
Одним
из
актиных
средств
решения
самоопределения
учащихся
в
нашей школе является кабинет профориентации.
Кабинет
по
профориентации
– это
центр
для
организации
и
проведения
профориентационной
работы
с
учителями,учащимися
и
родителями
,
а
также
для
самостоятельного
ознакомления
школьников
с
материалами о разных профессиях, их требованиях к качествам личности,
индивидуальных и групповых консультаций , проведения факультативных
занятий.
Основные направления функциональной деятельности на базе кабинета
внедрение
методических
достижений
в
области
профориентации
в
практику работы;
оказание
информационно-справочных
консультаций
обучающимся,
учителям,
родителям;
помощь
в
самоопределении
и
организации
самоподготовки к труду и выбору профессии;
установление устойчивых связей с производствами и организациями,
Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости города
Норильска»
с целью систематического пополнения содержания наглядных
материалов новыми данными профориентационного характера;
проведение занятий по профориентационным и элективным курсам:
«Человек-труд-профессия», «Самоопределение», «Мой выбор» и др.;
ведение
индивидуальной
работы
с
учащимися,
испытывающими
затруднения
в
выборе
профессии,
либо
имеющими
противопоказания
к
избранному виду трудовой деятельности;
пропаганда
профессий,
востребованных
на
рынке
труда
с
учетом
особенностей региона и страны в целом.
Диагностическая и консультационная работа:
-
использование ресурсов кабинета для изучения индивидуальных
особенностей
учащихся,
их
интересов,
склонностей,
способностей,
личностных качеств и др.;
функциональная база данных специалистов, взаимодействующих
с
школой
по
вопросам
организации
и
проведения
индивидуальных
и
групповых консультаций (психологи, работники КГКУ «ЦЗН», медицинские
работники,
представители
различных
профессий,
представители
учебных
заведений и др.).
Просветительская работа:
Наличие систематизированных ресурсов в кабинете для:
информирования
заинтересованных
участников
образовательного
процесса (педагоги, обучающиеся, родители) о состоянии и перспективах
муниципального, краевого и российского рынка труда на основе данных,
предоставляемых специалистами КГКУ «ЦЗН»;
проведения занятий по профориентационным и элективным курсам:
«Человек-труд-профессия»,
«Самоопределение»,
«Мой
выбор»
и
др.;
плановых тематических групповых консультаций, тренингов для учащихся
школы;
проведения семинаров по вопросам организации профориентационной
работы
для членов педагогического коллектива, подготовки необходимых
рекомендаций по совершенствованию профориентационной работы в школе;
информирования родителей о методах профессиональной ориентации
детей в семье;
организации
плановых
встреч
обучающихся
и
их
родителей
со
с пе циа лис т а ми
К ГКУ
«Ц З Н »,
пред с т а в ит е ля ми
у ч р е ж д е н и й
профессионального образования, работодателями;
организации
и
проведения
встреч
с
представителями
различных
профессий по запросам обучающихся;
организации
различных
профориентационных
мероприятий
для
учащихся
школы
(лекции,
семинарские
занятия,
деловые
игры,
беседы,
конференции,
«путешествия»
в
профессию,
обзоры
литературы
и
др.)
с
привлечением
родительской
общественности,
представителей
шефских
организаций, КГКУ «ЦЗН», учреждений профессионального образования и
др.
Методическая работа:
Наличие информационно-методических ресурсов для:
разработки
рекомендаций
с
целью
с о в е р ш е н с т в о в а н и я
профориентационного
направления
деятельности
школы
по
развитию
личностных
качеств
и
способностей
обучающихся,
обеспечивающих
успешное профессиональное самоопределение каждого школьника;
отслеживания, отбора и подготовки рекомендаций педагогическому
коллективу
школы
современных
методов
и
форм
профориентационной
работы с обучающимися;
подбора
вариативных
практических
форм
работы
(программ
тренинговых
занятий,
профессиональных
проб
и
др.),
способствующих
организации
эффективной
профориентационной
работы
в
школе
и
формирующих осознанный профессиональный выбор обучающихся.
И этот перечень образовательно-воспитательных событий, формирующих
профессиональное
самоопределение
школьников,
можно
продолжать
и
продолжать.
Кроме
того,
огромную
помощь
и
поддержку
в
реализации
основных направлений профориентационной работы , мы имеем в форме
мероприятий, проводимых по плану Управления образования
совместно с
ПАО
ГМК
«Норильский
никель»
и
Центром
Занятости
г.
Норильска.
Активность
участия
наших
учеников
в
предлагаемых
конкурсах,
интеллектуальных
играх,
марафонах
подтверждается
многочисленными
грамотами,
дипломами,
сертификатами.
Победив
на
научно-техническом
марафоне «АРКТИК. ПРО» ,наши учащиеся в течении трех лет выезжали на
зимние
школы
в
города
Санкт-Петербург,
Красноярск,
Казань,
где
продолжали знакомить с профессиями , связанными с техникой. В поездке в
Казань наши учащиеся многое узнали об ИТ- специалистах. За активное
участие в профориентационном марафоне школа была награждена Грантом
150000 тысяч рублей на развитие кабинета профориентации.
Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека
начинается еще в детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя
разные профессиональные роли и проигрывает связанные с ним поведения.
Заканчивается оно в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,
которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Как видите, в течение
всего периода самоопределения подрастающий человек находится в поле
зрения образовательной организации, и отчасти нашей заслугой будет, если
наш выпускник никогда не задаст себе вопрос « Правильно ли я поступил?»,
«Ту ли профессию выбрал?». Свой доклад хочется закончить словами:
«Чтобы быть собой, нужно быть кем-то»- С.Э. Леу.
Библиографический список.
1.
Арефьева
И.П.
Технология.
Профориентация:
Тесты.
–М.:
НЦ
ЭНАС,
2005.96с
2.
Лернер
П.С.,
Михайличенко
Г.Ф.,
Прудило
А.В.
и
др.
Твоя
профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных
учреждений под ред. С.Н. Чистяковой- М.:»Просвещение», 2006. 204с
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения,
опросники. – М.: «Вако»,2008.288с.
4.
Павлова
Т.Л.
Профориентация
старшеклассников.
–
М.:
«Творческий
центр», 2005. 265с.
5. Чернякова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников.-М.:
Глобус , 2006. 256с.
6. Климов Е.А. Как выбрать профессию –М.: Просвещение.1990.145с
7.
Чистякова
С.Н.
Технология
профессионального
успеха.
–
М.:
«Просвещение»,2003, 167с.
Непубликуемая информация:
Бородуля
Любовь
Михайловна,
учитель
технологии
высшей
категории,
профориентатор школы, МБОУ «СШ№39» (г.Норильск, р-н Талнах, Россия),
электронная почта : lubania9@mail.
ru