Напоминание

"Как Васютка выжил в тайге" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")


Авторы: Ибрагимова Альфия Николаевна, Савельева Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: разработка интегрированного урока
Тема: "Как Васютка выжил в тайге" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")
Дата публикации: 12.05.2019
Раздел: среднее образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 5, интегрированный (литература/физкультура)

Учителя: Савельева Л.А., Ибрагимова А.К.

Тема

урока: Как

Васютка

выжил

в

тайге

(по

рассказу

В.П.Астафьева

«Васюткино озеро») с элементами ориентирования

Цели урока для учителя:

Обучающие:

- создать условия для подготовки обучающихся к написанию памятки, для

осознания неразрывных связей между природой и человеком, активизировать

познавательные

интересы

обучающихся

средствами

информационно-

коммуникативных технологий и метода проектной деятельности;

Развивающие:

-

развивать

устную

и

письменную

речь

обучающихся,

их

творческие

способности;

развивать

наблюдательность,

воображение

на

основе

восприятия образов художественных произведений, картин, музыкальных

произведений;

Воспитательные:

- помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как

пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания памятки

Образовательный продукт: памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты

заблудился»

Оборудование:

Компьютер, проектор, учебник, тетрадь, толковый словарь

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная, групповая

Ход урока:

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Надеюсь, наше общение на уроке

будет успешным и интересным, и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас

сегодня открыл для себя что-то новое.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

обучающихся.

- Откроем тетради, запишем

число, классную работу, оставим место для

темы.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь

сами, ответив на мои вопросы:

- Она величественна и похожа на океан.

- Она щедра и сурова.

1

- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской

России.

- Что это? (Тайга)

- Действительно, это тайга.

- Вторая часть вопросов:

- Он маленький, как песчинка в океане.

- Он беззащитный и в то же время сильный.

- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

- Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это? (Васютка)

- Правильно, это главный герой рассказа Васютка

- Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)

-

Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и

величавой природой, Васютка борется за выживание).

- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»

- Как вы можете объяснить, что такое поединок?

- Перед вами словарь Д.Даля, можно обратиться к нему за помощью.

Работа со словарём (Один из обучающихся находит это слово в словаре и

читает объяснение) (Поединок – это борьба двух противников)

- Были ли тайга и Васютка противниками?

- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они

находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу

тайги», жил по ее законам , и она указала мальчику выход из тупика.

- К уроку я взяла такой эпиграф: «Природа – это книга, которую надо

прочитать и правильно понять» М. Налбандян

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

-Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: Как Васютка выжил в

тайге

- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего

урока . (Природа – друг или враг? Как вести себя наедине с природой?

Спасение

Васютки

чудо

или

закономерность? Почему

Васютка

смог

выжить в тайге? Что ему помогло? Какие уроки дает природа герою и

читателю? Выдержал ли Васютка испытание тайгой?

- Какую цель мы должны поставить перед собой? Что бы вы хотели узнать

сегодня? ( Узнать, как Васютка выжил в тайге?)

- А для чего нам это надо? (Попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать

трудности, не падать духом)

- Мы должны сделать вывод, как нужно вести себя в подобной ситуации.

- И сегодня мы с вами попробуем создать памятки «Советы идущему в

лес» и «Если ты заблудился»

3. Актуализация знаний.

2

- Посмотрите на фото,эскизы(слайд)

- Какие слова возникают у вас в воображении при слове «тайга»?

- Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

- А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном

одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя.

-Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?

-Как поведем себя, если заблудимся в лесу?

Работа с ассоциограммой.

(Ассоциограмма - это метод “вживания” в художественное произведение,

позволяющий детям глубже понять произведение и, в конечном счете,

интерпретировать его).

- Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с текстом. Фронтальный опрос.

- Послушайте отрывок из рассказа В.П.Астафьева:

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая,

равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не

обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё

ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но

чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые

проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и

она растворялась в них».

- Главный герой попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от

человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих

практических знаний и умений.

-

Астафьев

писал: «Природа

не

только

источник

жизни.

Она

и

воспитатель души»

- Какой же увидел тайгу мальчик?

«Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой

— равнодушные, безучастные к человеческой беде облака.

-

А как же повёл себя Васютка? Попытаемся понять Васютку.

3

- Давайте обратимся к тексту(чтение с остановками)

«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в

тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было

настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя.

Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают

люди в лесу и погибают иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень

просто всё получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто

начинается очень просто. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не

услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он

вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и

снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с

треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз

лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил.

«Будь что будет», — отрешённо подумал он».

- Что почувствовал Васютка? (Страх, отчаяние, ужас)

- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? (четыре)

- Сколько километров прошёл по тайге? (60 километров)

-

Почему

Васютка

смог

выжить

в

тайге?

Что

ему

помогло?

(Он

стал

припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников)

5. Мини-исследование в группах.

(учащиеся

делятся

на

5

команды,

учитель

физкультуры

дает

рисунки,

в

течение 5 минут необходимо рассказать о способе ориентирования)

Простейшие способы ориентирования в лесу без карты и компаса, а из

природных ресурсов

По Полярной звезде. Через крайние звезды ковша Большой Медведицы

проводят прямую и откладывают на ней пятикратное расстояние между

этими звездами. На конце прямой находится Полярная звезда, которая и

укажет направление на север.

По муравейникам. Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших

деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим , чем

северный.

По деревьям, пням и лишайникам.

Стволы сосен только сверху покрыты

светлой коркой, на нижней части их-грубая, более темная, вторичная корка. С

северной стороны эта корка заходит выше на один ,два метра.

Лишайник покрывает стволы деревьев с северной стороны. Теневые ,

северной стороны скал., больших камней, также очень часто покрыты

лишайником.

Ветви дерева , как правило ,гуще и длиннее с южной стороны.

4

Годичные кольца прироста древесины на пне спиленного дерева шире с

южной стороны и уже с северной.

По ручьям-

Вода - лучший проводник . Да-да именно вода, как это ни странно. Не смотря

на кажущийся хаос лесных ручейков, овражков и.т.п. – все это сложная

система, которая и выведет вас из сложной ситуации к людям. Так уж

устроена водная система, что все от малейших капель, стекает вниз, образуя

овражки, промоины и другие характерные рельефные формы. Вода из

оврагов попадает в мелкие ручьи и речки и несется к большой реке. А как

известно, большая река – верный признак человеческого жилья. А значит, чем

ближе к реке – тем ближе к спасению.

По Солнцу.

Если при входе в лес солнце находится справа, то при

возвращении из леса оно будет слева. Чтобы правильно выйти из лесу,

пробыв там больше часа, необходимо уклонится от первоначального

направления влево на 15 градусов, так как вследствие вращения Земли

кажется, что солнце ушло вправо.

6.Проверка понимания

- Как повёл себя Васютка? ( Развёл костёр, запасся на ночь дровами, сгрёб

костёр в сторону, выкопал яму, положил туда птицу, приготовил место для

ночлега)

- Сделайте вывод (Природа помогла Васютке: в тайге он нашёл пищу, дрова)

- Какие

качества

помогли

выжить

Васютке? (решительность,

смекалка,

мужество, терпение, упорство)

- Как слова Б. Паскаля связаны с нашим сегодняшним разговором?

«Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это

тростинка мыслящая» Б. Паскаль

-

Но

не

только

самообладание

помогло

герою.

Что

же

еще?

(Его

поддерживали

мудрость

деда,

навыки,

сформированные

отцом,

доброта

матери и умение разгадать тайны природы).

- Какими знаниями и умениями владел Васютка?

7.

Работа в парах (Составление памяток)

Памятка №1. Советы идущему в лес

1.

Продумай тщательно маршрут.

2.

Возьми компас, спички, хлеб.

3.

Оденься потеплее.

5

4.

Предупреди взрослых.

5.

Умей ориентироваться на местности.

или

Памятка №2. Если ты заблудился.

1.

Не паникуй, успокойся.

2.

Прекрати бесполезное движение.

3.

Осмотри место, где находишься.

4.

Собери хворост, дрова для костра .

5.

Разожги костер, приготовь пищу.

6.

Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7.

Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Чтение памяток и оценивание

- Послушайте высказывание китайского мыслителя:

«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто

правильно отмечает мои верные поступки, - тот мой друг…»

Сюнь-цзы

- Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа? (Природу)

- Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а

сложный мир, который вбирает в себя человека, определяет его ценности.

учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в

выборе

пути.

Васютка,

оказавшись

один

на

один

с

природой,

начинает

чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает

малейшие изменения.

- Как вы думаете, почему так назван рассказ? (Рассказ назван так не только

потому,

что

Васютка

нашел

это

озеро,

он

нашел,

прежде

всего,

себя,

преодолев все трудности, собственные недостатки, страх)

- Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться? (У

него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению,

упорству)

8.Итоги урока

- А теперь давайте подведём итоги урока.

- Какова была тема урока?

- Вернёмся к проблемному вопросу( Выдержал ли Васютка испытание

тайгой?)

- Соответствовала ли наша работа теме урока? (Да, соответствовала)

- Чему мы сегодня научились? (Как вести себя в экстремальной ситуации)

- Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли)

- Я предлагаю каждому подвести итог своей работы, дописав предложения:

6

Рефлексия.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

Своей работой на уроке я…

Мое настроение…

- Подводя итоги урока , хочу сказать, что мне приятно было работать с вами.

Я увидела результат нашего общего труда.

9.Информация о домашнем задании.

Свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе.

- Письменно ответьте на вопрос: «Чему меня научил рассказ В.П.Астафьева

«Васюткино озеро»

- Составьте кроссворд по произведению

- Нарисуйте иллюстрацию к рассказу

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика