Напоминание

"Деонтология в социальной работе".


Автор: Лазорцева Антонина Анатольевна
Должность: директор
Учебное заведение: ГКУСО МО "Клинский РЦ "Радуга"
Населённый пункт: Клин, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Деонтология в социальной работе".
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Деонтология в социальной работе.

Ответственность перед коллективом

как важнейший деонтологический принцип.
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности представителей профессий, объектом деятельности которых является человек и где профессиональные действия направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. К таким профессиональным группам относятся медики, педагоги, психологи, юристы, социальные работники. Профессиональная деонтология – это наука о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном итоге направлена деятельность. Исходя из этого определения, деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы. Обобщив вышеизложенное можно сделать следующий вывод: деонтология показывает, какие требования к труду социального работника предъявляет общество как к специалисту, гражданину и человека. Деонтологию социальной работы по типу взаимодействия субъектов и объектов можно рассматривать по следующим направлениям: - ответственность перед обществом и государством; -ответственность перед профессией; - ответственность перед коллегами; - ответственность перед клиентом и его близкими. Решая ту или иную конкретную задачу, социальный работник руководствуется различными интересами – интересами клиента, своими личными, профессиональными. Деятельность социального работника столь сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения такого огромного количества нестандартных и неформальных ситуаций, что он довольно часто оказывается в ситуации выбора, не исключена и вероятность развития ситуации конфликта. Любая из форм ответственности требует от социального работника в первую очередь использования в своей деятельности всех профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств, необходимых для достижения максимального эффекта. Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны влиять общественную нравственность через непосредственные контакты со своими клиентами и их близкими в процессе работы, и, опосредованно, с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Трудовому коллективу учреждения системы социальной защиты населения свойственны такие же нравственные отношения, как любому трудовому коллективу вообще, однако имеются и специфические черты взаимоотношений специалистов, обусловленные особенностями социальной работы как профессии - ее условиями и задачами, личностными характеристиками специалистов. Социальная работа является делом не только одного конкретною социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, работающего в тесном сотрудничестве с представителями общественности, отдельными гражданами и т.п.. Само учреждение социальной защиты невозможно без наличия в нем единого, сплоченного коллектива, обеспечивающего весь спектр социальных услуг в соответствии со своим профилем . Поэтому профессиональным долгом каждого специалиста является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в
нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек. Коллектив социальных работников состоит из людей разного возраста и пола, с различным образовательным уровнем и жизненным опытом, различными интересами, взглядами и убеждениями, характерами и нравственными идеалами. Однако есть и нечто общее, объединяющее этих разных людей - это в первую очередь цели, которые они перед собой ставят и достижения, которых добиваются сообща. Вторым по значимости фактором, объединяющим социальных работников в коллектив, является единство моральных законов, профессиональный этический кодекс. Все противоречия, которые могут возникать и возникают в процессе повседневной практической деятельности должны разрешаться в интересах достижения общих целей и на основе единых моральных принципов. Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, о б е с п е ч е н и е с о г л а с о в а н н о с т и д е й с т в и й в с е х ч л е н о в к о л л е к т и в а Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы вызвана необходимостью целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в рещении общих проблем, стоящих перед коллективом. Коллектив учреждения социальной защиты является для социального работника его ближайшем окружением, важнейшей средой, в которой развиваются его творческие профессиональные возможности и личностные качества. В коллективе он получает помощь и поддержку , защиту своего достоинства. Однако эти функции по отношению к своему члену коллектив может выполнить лишь в том случае, когда в нем господствует профессиональная мораль и все его члены соблюдают определенные обязательства друг перед другом. Важным для специалиста является уважение к опыту коллектива. Его авторитет - повседневная забота специалиста социальной сферы. Сотрудничество с коллегами в интересах дела, содействие повышению профессионального мастерства и авторитета, служебному росту и личностному уровню, а вместе с тем и повышению авторитета и работоспособности коллектива, является важнейшим деонтологическим принципом . Каждый член коллектива. несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. В отношениях с коллегами основными моральными нормами являются открытость, и взаимная поддержка и выручка, разумная требовательность к коллегам и еще более высокая - к себе самому. Социальный работник обязан быть тактичным и вежливым с коллегами, способствовать повышению их авторитета, не стремясь поднять свой собственный престиж за счет принижения других специалистов или создавая видимость кипучей деятельности, занимаясь прожектерством в ущерб конкретной работе. Поддержка деятельности коллег, подчеркивание её значимости и важности - долг социального работника перед ними. Взаимопомощь членов коллектива, передача своего мастерства всем коллегам повышает профессиональный уровень всего коллектива в целом и тем самым повышает эффективность работы, а следовательно, его значимость и авторитет, самоуважение и взаимоуважение , создает творческую, товарищескую атмосферу. А.А. Лазорцева, директор ГБУ СО МО КРЦ «Радуга»


В раздел образования




Яндекс.Метрика