Автор: Лазорцева Антонина Анатольевна Должность: директор Учебное заведение: ГКУСО МО "Клинский РЦ "Радуга" Населённый пункт: Клин, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Деонтология в социальной работе". Раздел: среднее профессиональное
как важнейший деонтологический принцип.
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности представителей
профессий, объектом деятельности которых является человек и где профессиональные
действия направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и
благополучия
человека,
его
социального
окружения
и
общества.
К
таким
профессиональным группам относятся медики, педагоги, психологи, юристы, социальные
работники.
Профессиональная деонтология – это наука о долге и обязанностях представителя
профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и
перед людьми, на которых в конечном итоге направлена деятельность.
Исходя из этого определения, деонтология социальной работы – это комплекс норм,
установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях социального
работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и
государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед
коллегами и перед клиентом социальной службы.
Обобщив вышеизложенное можно сделать следующий вывод: деонтология показывает,
какие
требования
к
труду
социального
работника
предъявляет
общество
как
к
специалисту, гражданину и человека.
Деонтологию социальной работы по типу взаимодействия субъектов и объектов можно
рассматривать по следующим направлениям:
- ответственность перед обществом и государством;
-ответственность перед профессией;
- ответственность перед коллегами;
- ответственность перед клиентом и его близкими.
Решая ту или иную конкретную задачу, социальный работник руководствуется
различными интересами – интересами клиента, своими личными, профессиональными.
Деятельность социального работника столь сложна и многообразна, содержит
в себе
возможность возникновения такого огромного количества нестандартных и неформальных
ситуаций,
что
он
довольно
часто
оказывается
в
ситуации
выбора,
не
исключена
и
вероятность развития ситуации конфликта.
Любая из форм ответственности требует от социального работника в первую очередь
использования в своей деятельности всех профессиональных знаний и навыков, таланта и
душевных качеств, необходимых для достижения максимального эффекта.
Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны
влиять
общественную нравственность через непосредственные контакты со своими клиентами и
их
близкими
в
процессе
работы,
и,
опосредованно,
с
помощью
пропаганды
профессиональных ценностей и личных примеров специалистов.
Трудовому коллективу учреждения системы социальной защиты населения свойственны
такие же нравственные отношения, как любому трудовому коллективу вообще, однако
имеются
и
специфические
черты
взаимоотношений
специалистов,
обусловленные
особенностями
социальной
работы
как
профессии
-
ее
условиями
и
задачами,
личностными характеристиками специалистов.
Социальная работа является делом не только одного конкретною социального
работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, работающего в тесном
сотрудничестве с представителями общественности, отдельными гражданами и т.п.. Само
учреждение социальной защиты невозможно без наличия в нем единого, сплоченного
коллектива, обеспечивающего весь
спектр социальных
услуг в соответствии со своим
профилем
.
Поэтому
профессиональным
долгом
каждого
специалиста
является
поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в
котором он работает, создание в
нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной
поддержки, поскольку усилия
коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо
более высокие, нежели
усилия одиночек.
Коллектив социальных работников состоит из людей разного возраста и пола, с различным
образовательным уровнем и жизненным опытом, различными интересами, взглядами и
убеждениями,
характерами
и
нравственными
идеалами.
Однако
есть
и
нечто
общее,
объединяющее этих разных людей - это в первую очередь цели, которые они перед собой
ставят и достижения, которых добиваются сообща. Вторым по значимости фактором,
объединяющим
социальных
работников
в
коллектив,
является
единство
моральных
законов,
профессиональный
этический
кодекс.
Все
противоречия,
которые
могут
возникать и возникают в процессе повседневной практической деятельности должны
разрешаться
в
интересах
достижения
общих
целей
и
на
основе
единых
моральных
принципов.
Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам,
коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения
единым
для
всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей,
о б е с п е ч е н и е
с о г л а с о в а н н о с т и
д е й с т в и й
в с е х
ч л е н о в
к о л л е к т и в а
Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы
вызвана необходимостью целенаправленного, слаженного действия
всех его членов,
принимающих участие в рещении общих проблем, стоящих перед коллективом.
Коллектив учреждения социальной защиты является для социального работника
его
ближайшем окружением, важнейшей средой, в которой развиваются его
творческие
профессиональные
возможности и личностные качества. В коллективе он
получает помощь и поддержку , защиту своего
достоинства. Однако эти функции по
отношению к своему члену
коллектив может выполнить лишь в том случае, когда в нем
господствует
профессиональная
мораль
и
все
его
члены
соблюдают
определенные
обязательства друг перед другом. Важным для специалиста является уважение к
опыту коллектива. Его авторитет - повседневная забота специалиста социальной сферы.
Сотрудничество
с
коллегами
в
интересах
дела,
содействие
повышению
профессионального мастерства и авторитета, служебному росту и личностному уровню, а
вместе
с
тем
и
повышению
авторитета
и
работоспособности
коллектива,
является
важнейшим
деонтологическим
принципом
. Каждый
член
коллектива.
несет
ответственность за эффективность деятельности всего коллектива.
В отношениях с коллегами
основными моральными нормами являются открытость,
и
взаимная
поддержка
и
выручка,
разумная
требовательность к
коллегам и еще более
высокая - к себе самому. Социальный работник обязан быть тактичным и вежливым с
коллегами,
способствовать
повышению
их
авторитета,
не
стремясь
поднять
свой
собственный престиж за счет принижения других специалистов или создавая видимость
кипучей
деятельности,
занимаясь
прожектерством
в
ущерб
конкретной
работе.
Поддержка
деятельности
коллег,
подчеркивание
её
значимости
и
важности
-
долг
социального работника перед ними.
Взаимопомощь членов коллектива, передача своего мастерства всем коллегам повышает
профессиональный
уровень
всего
коллектива
в
целом
и
тем
самым
повышает
эффективность работы, а следовательно, его значимость и авторитет, самоуважение и
взаимоуважение , создает творческую, товарищескую атмосферу.
А.А. Лазорцева, директор ГБУ СО МО КРЦ «Радуга»