Автор: Кравцова Светлана Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: КГКУЗ "Красноярский краевой дом ребенка №1"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей раннего возраста потребностей в экспериментальной деятельности
Раздел: дошкольное образование
«Формирование у детей раннего возраста потребностей в
экспериментальной деятельности»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В
условиях
быстро
меняющейся
жизни
от
человека
требуется
не
только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Важной
задачей является в развитии познавательной активности (стремление узнать
причину того или иного явления, оперирования приобретенными знаниями и
умениями, склонности к переносу знаний и т.п.) и общих познавательных
способностей у ребенка дошкольного возраста (умения обобщать, сравнивать,
анализировать,
предполагать,
устанавливать
причинноследственные
связи,
классифицировать и т. п.)
Обратимся
к
понятию “экспериментирование”.
В
литературе
“экспериментирование” понимается
как
особый
способ
практического
освоения действительности, направленный на создание условий, в которых
окружающие
предметы
наиболее
ярко
обнаруживают
свою
сущность,
скрытую в обычных ситуациях
Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н. Н.Поддьякова, ясно, что
между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра
– вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом
процессе,
а
через
экспериментирование
с
предметами
ребенок
ставит
определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать
игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Экспериментирование
как
специально-организованная
деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста
и
основ
культурного
познания
им
окружающего
мира.
Отечественный психолог Н.Н. Поддьяков впервые ввел понятие ―детское
экспериментирование‖,
которое,
согласно
его
позиции,
является
ведущим
функциональным механизмом творчества ребенка.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего
мира
и
экспериментирование
с
объектами
и
явлениями
реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий
мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками,
языком, понюхать, постучать им и т.п.
Экспериментирование может осуществляться в разных формах. Чем
старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может
овладеть.
Овладение
каждой
формой
экспериментирования
подчиняется
закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в
определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и
совершенствуется.
На
определенном
этапе
в
ее
недрах
создаются
предпосылки
для
возникновения
нового,
еще
более
сложного
способа
экспериментаторской деятельности.
Было бы неправильным понять вышесказанную мысль следующим
образом: «Как только очередная форма освоена, она заменяется новой».
Замены
быть
не
должно.
Освоенные
формы
не
отбрасываются
и
не
уничтожаются.
Они
продолжают
играть
важную
роль
в
познании
мира
выросшим ребенком, а позже и взрослым; но они наполняются новым, более
сложным
содержанием.
Освоенные
формы
продолжают
использоваться
человеком во все более широких масштабах, возникают их разнообразные
модификации.
Поэтому
они
не заменяются, а
дополняются новыми
формами.
Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм
экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы.
Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста
должен
свободно
владеть
всеми
формами,
присущими
предшествующим
возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к
данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в
двух
уровнях:
проводит
эксперименты,
соответствующие
достигнутым
возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению
новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы
существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует
верхнего предела.
Исходной же формой, из которой развились все остальные, является
манипулирование
предметами
(Л.С.
Выготский).Эта
форма
возникает
в
раннем
возрасте,
чаще
всего
—
примерно
в
3—
3,5
месяца,
когда
она
является единственной доступной ребенку формой экспериментирования.
Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него)
то появляются, то исчезают, то разбиваются со звоном. Взрослые то смеются,
то
что-то
рассказывают,
то
ругают.
Таким
образом,
идет
двойной
эксперимент:
и
природоведческий,
и
социальный.
Полученные
сведения
вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает,
что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку,
что одни вещи бьются, другие — нет, что из бабушки можно вить веревки, а
с мамой шутки плохи.
В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми
усложняется, но в принципе остается манипулированием. Данный период
можно было бы, вслед И.П. Павлову, назвать «Что такое?». Каждый ребенок
готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки и всех мебельных
ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки
предмет,
он
его
обнюхивает,
облизывает,
ощупывает,
т.е.
совершает
так
называемые
обследовательские
действия,
хорошо
знакомые
каждому
взрослому. Это — очень важный этап развития личности, поскольку в это
время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с
которыми сталкивается ребенок. Данный период длится первый, второй и
третий
годы
жизни.
В
это
время
происходит
становление
отдельных
фрагментов
экспериментаторской
деятельности,
пока
еще
не
связанных
между собой в какую-то систему.
После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок
переходит в следующий период — период любопытства («А что там?»).
Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость,
даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять
излишние
хлопоты.
Но
с
биологической
«точки
зрения»
чем
активнее
ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как
личность. Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями —
сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по
совершению тех или иных операций. Наши исследования показали, что
каждый ребенок пяти лет, если он воспитывался правильно, совершенно
трезво и объективно оценивает свои способности: это я смогу сделать, а это
— нет. Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни)
исходная
форма
деятельности
—
манипулирование
предметами
—
разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру,
второе— в экспериментирование, третье — в труд.
Вначале (в 4 года) это деление выражено слабо; оно заметно только
исследователю-теоретику, затем оно становится все более и более четки
Самые
ранние
зачатки
экспериментирования
относятся
к
тому
возрасту,
когда
ребенок
впервые
протянул
руку
к
погремушке.
С
этого
момента
он
начинает
бессознательно
манипулировать
предметами,
а
его
анализаторы фиксируют все события. Память обогащается все новыми и
новыми
фактами,
и
наконец,
наступает
такой
момент,
когда
благодаря
переходу количественных изменений в качественные появляется новая форма
манипулирования
—
сознательная.
Теперь
ребенок
осмысленно
бросает
игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много
действуют, и многое запоминают путем запечатления, но наблюдение как
целенаправленный процесс у них еще отсутствует.
Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен
обогащать
среду
различными
объектами
—
как
игрушечными,
так
и
настоящими. Все действия — и свои, и ребенка — взрослый сопровождает
словами. Их смысла ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой
образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам и действиям. Таким
образом, в течение первого года жизни ребенок должен:
манипулировать
предметами; смотреть, как это делает взрослый;
н ач ат ь
з а п о м и н а т ь
значение некоторых слов.
На втором году жизни взрослый еще более расширяет возможности
ребенка
по
манипулированию
предметами.
Новым
в
данном
возрасте
становится
управляемое
манипулирование.
Малыш
начинает
выполнять
отдельные
действия
по
просьбе
взрослого.
Одновременно
он
должен
запомнить слово «Нельзя!». К пониманию смысла этого слова он должен
прийти через собственный опыт, который бывает не только приятным, но и
огорчительным. Чрезмерное увлечение словом «Нельзя!», использование его
без
подкрепления
реальными
отрицательными
последствиями
лишает
ребенка
возможности
приобретать
собственный
опыт,
вследствие
чего
теряется вера в это слово.
Речь
взрослого
становится
более
лаконичной
и
четкой,
поскольку
теперь ребенок должен понимать почти все слова. Внимание детей крайне
неустойчиво, поэтому взрослые должны принимать самое непосредственное
участие в экспериментировании
На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает
своего
максимального
развития.
Манипулирование
предметами
начинает
напоминать
экспериментирование.
Продолжая
обогащать
среду
ребенка
более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его
самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту
любовь
словами:
«Я
хочу
сделать
то-то»,
«Я
сам!»
Это
—
основное
новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии,
как
экспериментирования,
так
и
личности
в
целом.
Если
взрослые
ограничивают
самостоятельное
экспериментирование,
то
возможны
два
исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо
возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у
ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».
К
концу
второго
года
жизни
все
нормально
развивающиеся
дети
должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с
ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о
многих
объектах
и
их
частях,
о
наиболее
распространенных
формах
поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми
наблюдения
являются
кратковременными
и
осуществляются
либо
индивидуально, либо небольшими группами.
Дети
уже
способны
выполнять
отдельные
простейшие
поручения,
следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако
к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен
быть рядом.
В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и
целенаправленному
рассматриванию
объектов
и
событий.
Это
дает
возможность
приступить
к
осуществлению
простейших
наблюдений
(до
этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости
внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен
постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному
объекту.
К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно,
можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ
они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется,
внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У
детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не
применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы
природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех
важных достижениях:
у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по
совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать
между
ними
хотя
бы
простейшие
отношения
и
видеть
пробелы
в
собственных знаниях;
появилось понимание, что знания можно получить вербальным
путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку
получить
их
самостоятельно,
поставив
небольшой
опыт.
В
этом
случае
детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает
малышу
продумать
методику
проведения
опыта,
дает
советы
и
рекомендации,
вместе
с
ним
осуществляет
необходимые
действия.
Дети
этого возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают
это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых
действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка
ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить проверить это
самому. Перед кошкой кладут кусочек помидора и наблюдают, чем кончится
дело. В конце взрослый задает ребенку его же вопрос: «Ну что, съела?» — и
тот хорошо понял: нет.
Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два
действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую»,
«Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать
детей
к
прогнозированию
результатов
своих
действий:
«Игорь,
что
получится, если мы подуем на одуванчик?» У детей четвертого года жизни
начинает
формироваться
произвольное
внимание.
Это
позволяет
делать
первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые
формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые
съел хомячок», «Вот две картинки. На какой из них изображено такое же
дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты
и давать словесный отчет об увиденном. Дети уже способны улавливать
простейшие
причинно-следственные,
связи,
поэтому
впервые
начинают
задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые
из них.
Приобретая
личный
опыт,
дети
четырех
лет
уже
могут
иногда
предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют
на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за
выполнением правил безопасности совершенно не способны.
В
результате
регулярной
и
систематической
экспериментальной
деятельности с различными объектами дети перешли от манипулятивных
действий
с
предмет ами
к
элемент арному
с а м о с тоя т е л ь н ом у
экспериментированию, к отысканию метода и способов решения возникшей
проблемы. Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных
задач.
Систематические занятия по развитию детского экспериментирования
во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного
становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса,
воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Красноярский краевой дом ребенка № 1»
Доклад на тему:
«Формирование у детей раннего возраста
потребностей в экспериментальной деятельности»
Выполнил:
Старший воспитатель
КГКУЗ ККДР № 1
Кравцова Светлана
Анатольевна
2018 год
г. Ачинск