Авторы: Гончарова Инна Алексеевна, Опара Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Аленушка"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Традиции моей России"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД :
« Традиции моей России».
Уточнение элементарных сведений об истории России.
Составили воспитатели: Гончарова И.А.
Опара Н.В.
Цель: Продолжать формировать интерес к истории родной страны, воспитывать
чувство гордости за ее достижения.
Задачи: - воспитательные: воспитывать интерес к познанию, уважение к традициям,
чувство патриотизма к Родине, активность, организованность;
-развивающие: развивать наблюдательность, развивать зрительное восприятие сюжетных
изображений, развивать активный словарь; развивать познавательную активность;
-образовательные: познакомить с понятием «традиции», закрепить знание
государственных символов, народных музыкальных инструментов, умение
ориентироваться на листе бумаги; творческие навыки.
Интеграция образовательных областей «Познавательное» , «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Материалы: карта России, изображение скачущего коня, изображения музыкальных
инструментов ( или их уменьшенные копии), рушник - хлебник, каравай, соль, фото
колпаков, картузов, кокошников, атрибуты для танцевальной физминутки ( девочкам –
кокошники, мальчикам – картузы), аудиозапись народной песенки, материалы для
аппликации (шаблон балалайки, заготовки цветов из цветной бумаги; картон, клей).
Ход занятия
1.Вводное слово
- Мы живем с вами в великой стране. Как она называется?
П.о.- Россия.
- Россия- наша Родина. Как вы понимаете слово «Родина»?
П.о. – страна, в которой мы родились и растем, которую мы любим, страна, которой мы
гордимся.
2. – На всей земле не найти страны больше России. Кто покажет на карте границы нашей
Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны).
– На силуэт какого животного похоже изображение нашей страны?
П.о. – На скачущего коня. (Показать картину)
3. - Молодцы. Да, наша страна очень красивая и богатая. Но не всегда она была такой
большой. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в
России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у
друга земли. Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал
и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали
внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними. И однажды они
поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда.
Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем. А иноземные враги, уже
опасались постоянно нападать на Русь, разорять ее. - Как вы
думаете, почему иноземцы опасались нападать на Русь, после того, как все княжества
объединились? П.о.-
потому, что увидели, страна стала единой, сильной, может дать отпор врагам.
4. - Но Россия известна не только своей силой, но и хлебосольными традициями.
Как вы понимаете слово « традиции»? (Ответы детей).
-Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача»,
то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают
семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей). — Почти во
всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во
всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
- Многие традиции сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. На Руси
есть традиция встречать гостей, друзей хлебом - солью. Хлеб на Руси всегда был
символом благополучия и богатства, а соль должна была защитить от враждебных сил.
Хлеб подносился на вышитом рушнике – хлебнике. (Дети подходят к столу,
рассматривают, пробуют хлеб, соль). Длинный рушник – символ того, что гостю желают
долгого здоровья. Даже сам царь мог послать кому- либо со своего стола «хлеб да соль».
Получить такой дар считалось высшей честью. А отказ гостя принять это угощение
воспринимался как большое оскорбление, повод для ссоры.
- А в вашей семье как принято встречать гостей?
П.о. – Готовят угощение, красиво одеваются, включают музыку, организуют чаепитие.
5.- Еще замечательная древняя традиция на Руси - отмечать праздники всей семьей.
Слово « праздник» - исконно русское, происходит оно от древнеславянского «праздь»-
«отдых», «безделье». На праздники было принято наряжаться украшать свою одежду и
дом. Мужчины надевали колпаки или картузы ( показ фото), украшали их цветами.
Женщины – кокошники (показ фото). У богатых кокошники были расшиты жемчугами и
драгоценными камнями. А еще был такой вид кокошника, как венец или обычный венок.
Их носили незамужние девушки - он не прикрывал волосы. Замужние женщины волосы
прикрывали.
Фронтальный опрос: - Какие уборы вам понравились? Чем?
6. Физминутка.
–Я приглашаю вас на русский народный праздник, выберите себе нарядные головные
уборы. ( Дети надевают головные уборы. Воспитатель показывает, называет основные
движения русского народного танца: хлопушки, дроби, присядка. Дети танцуют под
музыку).
7. – Я приглашаю вас познакомиться с русскими музыкальными инструментами, на
которых играли на праздниках. (Дети рассматривают инструменты, пробуют поиграть на
них).
Ложки. Известны всему миру, в наше время изготовили электроложки, на них сейчас
играют даже некоторые рок музыканты.
Трещотка - это дощечки, скрепленные с одной стороны. На Руси на трещотках часто
играли на ярмарках и праздниках. Специальный музыкант ходил рядом с торговцем-
коробейником и таким образом привлекал внимание к нему.
Гусли – это самый древний музыкальный инструмент на Руси. Примечательно, что для
игры на ложках или трещотках в те времена не надо было знать нотную грамоту, а для
игры на гуслях это было обязательно.
Свистульки - делали из глины, из дерева их дарили детям на праздники, детям
нравилось самим их раскрашивать. Даже царевны любили получать свистульки в
подарок.
Балалайка- один из любимых на Руси музыкальных инструментов.
8. – Я предлагаю вам украсить балалайку для самого веселого праздника. ( Дети садятся
за столы, наклеивают украшения (цветы) на балалайки из бумаги. Воспитатель хвалит
ребят за работу ).
9. Итог.
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского
народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких
обрядах они принимали участие; какие русские традиции еще они помнят.