Напоминание

"Традиции моей России"


Авторы: Гончарова Инна Алексеевна, Опара Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Аленушка"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Традиции моей России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД :

« Традиции моей России».

Уточнение элементарных сведений об истории России.

Составили воспитатели: Гончарова И.А.

Опара Н.В.

Цель: Продолжать формировать интерес к истории родной страны, воспитывать

чувство гордости за ее достижения.

Задачи: - воспитательные: воспитывать интерес к познанию, уважение к традициям,

чувство патриотизма к Родине, активность, организованность;

-развивающие: развивать наблюдательность, развивать зрительное восприятие сюжетных

изображений, развивать активный словарь; развивать познавательную активность;

-образовательные: познакомить с понятием «традиции», закрепить знание

государственных символов, народных музыкальных инструментов, умение

ориентироваться на листе бумаги; творческие навыки.

Интеграция образовательных областей «Познавательное» , «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Материалы: карта России, изображение скачущего коня, изображения музыкальных

инструментов ( или их уменьшенные копии), рушник - хлебник, каравай, соль, фото

колпаков, картузов, кокошников, атрибуты для танцевальной физминутки ( девочкам –

кокошники, мальчикам – картузы), аудиозапись народной песенки, материалы для

аппликации (шаблон балалайки, заготовки цветов из цветной бумаги; картон, клей).

Ход занятия

1.Вводное слово

- Мы живем с вами в великой стране. Как она называется?

П.о.- Россия.

- Россия- наша Родина. Как вы понимаете слово «Родина»?

П.о. – страна, в которой мы родились и растем, которую мы любим, страна, которой мы

гордимся.

2. – На всей земле не найти страны больше России. Кто покажет на карте границы нашей

Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны).

– На силуэт какого животного похоже изображение нашей страны?

П.о. – На скачущего коня. (Показать картину)

3. - Молодцы. Да, наша страна очень красивая и богатая. Но не всегда она была такой

большой. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в

России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у

друга земли. Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал

и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали

внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними. И однажды они

поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда.

Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем. А иноземные враги, уже

опасались постоянно нападать на Русь, разорять ее. - Как вы

думаете, почему иноземцы опасались нападать на Русь, после того, как все княжества

объединились? П.о.-

потому, что увидели, страна стала единой, сильной, может дать отпор врагам.

4. - Но Россия известна не только своей силой, но и хлебосольными традициями.

Как вы понимаете слово « традиции»? (Ответы детей).

-Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача»,

то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают

семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей). — Почти во

всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во

всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

- Многие традиции сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. На Руси

есть традиция встречать гостей, друзей хлебом - солью. Хлеб на Руси всегда был

символом благополучия и богатства, а соль должна была защитить от враждебных сил.

Хлеб подносился на вышитом рушнике – хлебнике. (Дети подходят к столу,

рассматривают, пробуют хлеб, соль). Длинный рушник – символ того, что гостю желают

долгого здоровья. Даже сам царь мог послать кому- либо со своего стола «хлеб да соль».

Получить такой дар считалось высшей честью. А отказ гостя принять это угощение

воспринимался как большое оскорбление, повод для ссоры.

- А в вашей семье как принято встречать гостей?

П.о. – Готовят угощение, красиво одеваются, включают музыку, организуют чаепитие.

5.- Еще замечательная древняя традиция на Руси - отмечать праздники всей семьей.

Слово « праздник» - исконно русское, происходит оно от древнеславянского «праздь»-

«отдых», «безделье». На праздники было принято наряжаться украшать свою одежду и

дом. Мужчины надевали колпаки или картузы ( показ фото), украшали их цветами.

Женщины – кокошники (показ фото). У богатых кокошники были расшиты жемчугами и

драгоценными камнями. А еще был такой вид кокошника, как венец или обычный венок.

Их носили незамужние девушки - он не прикрывал волосы. Замужние женщины волосы

прикрывали.

Фронтальный опрос: - Какие уборы вам понравились? Чем?

6. Физминутка.

–Я приглашаю вас на русский народный праздник, выберите себе нарядные головные

уборы. ( Дети надевают головные уборы. Воспитатель показывает, называет основные

движения русского народного танца: хлопушки, дроби, присядка. Дети танцуют под

музыку).

7. – Я приглашаю вас познакомиться с русскими музыкальными инструментами, на

которых играли на праздниках. (Дети рассматривают инструменты, пробуют поиграть на

них).

Ложки. Известны всему миру, в наше время изготовили электроложки, на них сейчас

играют даже некоторые рок музыканты.

Трещотка - это дощечки, скрепленные с одной стороны. На Руси на трещотках часто

играли на ярмарках и праздниках. Специальный музыкант ходил рядом с торговцем-

коробейником и таким образом привлекал внимание к нему.

Гусли – это самый древний музыкальный инструмент на Руси. Примечательно, что для

игры на ложках или трещотках в те времена не надо было знать нотную грамоту, а для

игры на гуслях это было обязательно.

Свистульки - делали из глины, из дерева их дарили детям на праздники, детям

нравилось самим их раскрашивать. Даже царевны любили получать свистульки в

подарок.

Балалайка- один из любимых на Руси музыкальных инструментов.

8. – Я предлагаю вам украсить балалайку для самого веселого праздника. ( Дети садятся

за столы, наклеивают украшения (цветы) на балалайки из бумаги. Воспитатель хвалит

ребят за работу ).

9. Итог.

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского

народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких

обрядах они принимали участие; какие русские традиции еще они помнят.



В раздел образования




Яндекс.Метрика