Автор: Першина Оксана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ НСОШ №2
Населённый пункт: посёлок Новая Чара, Каларский район, Забайкальский край
Наименование материала: Окружающий мир 1 класс
Тема: Разработка рабочей программы
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 1 КЛАССА
АВТОР А.А. ПЛЕШАКОВ, ПРОГРАММА «ШКОЛА РОССИИ»
Планируемые результаты освоения предмета
1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки
можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
У учащегося будет сформировано:
принятие и освоение социальной роли школьника;
положительное отношение к изучаемому предмету;
уважительное отношение к иному мнению;
внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
понимать эмоции других людей, умение сочувствовать и сопереживать за другого человека;
невозможность разделить людей на хороших и плохих;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата
эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять
компенсирующие физические упражнения (зарядку);
доброжелательно относиться к одноклассникам, умение нравственно оценивать свои и чужие
поступки;
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,
«семья»;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Учащийся получит возможность для формирования:
внимание к красоте окружающего мира;
самооценки отдельных действий по критериям предложенным учителем (умение оценить себя);
осознания роли изучаемого предмета в жизни людей;
оценивания и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа»,
«семья»;
оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих,
нравственных и российских гражданских ценностей;
умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны;
правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;
мотивации к творческому труду и работе на результат;
готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
работать по предложенному учителем плану.
отличать верно выполненное задание от неверного.
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
проговаривать последовательность действий на уроке;
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном
(образцом);
Учащийся получит возможность научиться:
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях
под руководством учителя;
делать вывод о степень успешности выполненной работы, в диалоге признавать свою ошибку или
неудачу при выполнении задания;
вырабатывать критерии оценки;
осознавать причины своего успеха (неуспеха);
проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является
сформированность следующих умений:
учащиеся научатся :
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Учащиеся получат возможность научиться:
Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической
перспективы.
Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной
деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны.
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила,
в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены.
Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,
созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений
природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат,
дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе
наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые.
Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в
хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья).
Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и
отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
2. Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа
жизнеспособности общества.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.
Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный,
школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника.
Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила
противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования
транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг.
Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности.
Особенности труда людей родного края, профессии.
Важные сведения из истории родного края.
3. Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Первая помощь при лёгких травмах (ушиб,
порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное
время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством,
водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и
собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
1 класс по учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир»,
программа «Школа России»
(2 часа в неделю)
№п/п
Название раздела, тема
Кол-во часов
1
Вводный урок. Задавайте вопросы!
1
2,3
Экскурсия «Что такое наша школа?»
2
4
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
1
5
Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»
1
Кто и что? (19ч)
6
Что такое Родина?
1
7
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
1
8
Проект «Моя малая Родина».
1
9
Что у нас над головой?
1
10
Что у нас под ногами?
1
11
Что общего у разных растений?
1
12
Что растёт на подоконнике?
1
13
Что растёт на клумбе?
1
14
Что это за листья?
1
15
Что такое хвоинки?
1
16
Кто такие насекомые?
1
17
Кто такие рыбы?
1
18
Кто такие птицы?
1
19
Кто такие звери?
1
20
Что окружает нас дома?
1
21
Что умеет компьютер?
1
22
Что вокруг нас может быть опасным?
1
23
На что похожа наша планета?
1
24
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая родина»
1
Как, откуда и куда? (12ч)
25
Как живёт семья? Проект «Моя семья».
1
26
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
27
Откуда в наш дом приходит электричество?
1
28
Как путешествует письмо?
1
29
Куда текут реки?
1
30
Откуда берутся снег и лёд?
1
31
Как живут растения?
1
32
Как живут животные?
1
33
Как зимой помочь птицам?
1
34
Откуда берётся и куда девается мусор?
1
35
Откуда в снежках грязь?
1
36
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья»
1
Где и когда? (10ч)
37
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».
1
38
Когда придёт суббота?
1
39
Когда наступит лето?
1
40
Где живут белые медведи?
1
41
Где живут слоны
1
42
Где зимуют птицы?
1
43
Когда появилась одежда?
1
44
Когда изобрели велосипед?
1
45
Когда мы станем взрослыми?
1
46
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1
Почему и зачем? (20ч)
47
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
1
48
Почему Луна бывает разной?
1
49
Почему идёт дождь и дует ветер?
1
50
Почему звенит звонок?
1
51
Почему радуга разноцветная?
1
52
Почему мы любим кошек и собак?
1
53
Проект «Мои домашние питомцы»
1
54
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1
55
Зачем мы спим ночью?
1
56
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
57
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1
58
Зачем нам телефон и телевизор?
1
59
Зачем нужны автомобили?
1
60
Зачем нужны поезда?
1
61
Зачем строят корабли?
1
62
Зачем строят самолёты?
1
63
Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать
правила безопасности?
1
64
Зачем люди осваивают космос?
1
65
Почему мы часто слышим слово «экология»?
1
66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
1