Напоминание

Эффективные формы взаимодействия учителя–логопеда с родителями детей ОВЗ.


Автор: Буянова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад №332
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы взаимодействия учителя–логопеда с родителями детей ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эффективные формы взаимодействия учителя-

логопеда с родителями детей ОВЗ.

В современных образовательных условиях, в рамках ФГОС, родители

являются непосредственными полноправными участниками

образовательного процесса. Для наиболее эффективной и продуктивной

совместной работы, учитель-логопед находит инновационные методы и

формы взаимодействия с семьёй ребёнка. Нередко педагоги испытывают

затруднения в установлении контакта с родителями воспитанников с ОВЗ.

Родители часто не компетентны в вопросах речевого развития детей. Для

того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным,

необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда

важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с

приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную

проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им

определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо

закреплять изученный материал в домашних условиях.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации,

родительские собрания) не позволяют им стать полноценными участниками

обучающего процесса. Как правило, они выступают в роли пассивных

наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяют

учитывать особенность ребёнка и семьи.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно,

достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так

как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со

всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы

работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи

индивидуально.

Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее

эффективным, необходимо убедить родителей в том, что необходимо

закреплять изученный материал в домашних условиях. Тетрадь по

формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

Не тетрадь для домашних заданий, а в этих тетрадях логопед занимается на

групповых и подгрупповых занятиях в детском саду, а родители закрепляют

дома. Данный вид взаимодействия очень ценен тем, что здесь можно

проследить эффективность организации взаимодействия всех участников

образовательного процесса. Тетрадь является связующим звеном в системе

«логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность

проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в

выполнении заданий. Данный вид работы наиболее оптимальный способ

индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере

становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в

выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится

его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо

справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень

участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по

качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё

индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере

реализовать индивидуальный подход. Дети с ОВЗ часто болеют простудными

заболеваниями, пропускаю занятия, поэтому тетрадь хороший помощник,

чем занять ребёнка дома.

-

Артикуляционные

упражнения.

(

материал

меняется

в

зависимости

от

постановки звука у ребёнка)

-

Мои

достижения.

(после

проверенного

задания,

учитель-логопед

раскрашивает

звёздочки

красным

цветом,

если

задание

выполнено

правильно, желтым цветом, есть замечания, зелёным – задание не выполнено

или выполнено с ошибками.

-

Лексические

темы.

(

понедельная

тематика,

рекомендуется

родителям

дополнительно посмотреть наглядный материал - картинки в Интернете)

-

Задания

и

игры

по

формированию

лексико-грамматических

категорий.

(обогащение словаря ребёнка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры,

нарисовать или приклеить картинки, рассказать рассказ и т.п.)

Тетрадь

родителям

отдаётся

в

четверг

на

выходные,

а

в

понедельник

приносится,

проверяется

учителем-логопедом

совместно

с

детьми,

на

групповом занятии.

Организация родительского сообщества в социальной сети "В

Контакте", «Одноклассники», и др.

Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и

популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам

позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями

воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут

быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об

образовательном процессе, даже при ограниченном времени и

невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей "Логопедическая гостиная" Данная форма

взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают

активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку

выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем.

Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей.

Таким образом, в полной мере могут реализоваться как полноправные

участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее

актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду

организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с

потребностями родителей.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень

интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание

игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы

поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге

в детский сад", "В свободную минутку".

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в

организации домашней работы родителями в группах компенсирующей

направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация,

рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех

навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток

времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на

текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и

подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо

закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам

приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Родители получают возможность

кратковременной личной консультации учителя-логопеда.

Семинары - практикумы. На таких мероприятиях родители имеют

возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют

возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных

заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении

артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой

гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед

использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей

очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше

понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на

ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе

со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия

привлекаются родители. В конце года или в течении года родители

приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои

знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также

становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного

процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для

реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и

насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В

проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же,

специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно

участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к

книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-

логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист

размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации

на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и

проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и

итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих

мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет

взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного

ресурса повышает компетентность, образованность и информированность

родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы

позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель

имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и

получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики

установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для

родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится

с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся

или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные

средства:

- специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы

логопеда»;

- информационные стенды;

- тематические выставки книг;

- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить,

приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в

неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов

используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и

фотографии.

Преимущество инновационных форм и методов взаимодействия педагогов с

родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и

родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители

всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических

проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и

предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь,

заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в

самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется

данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно

поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и

учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению

эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению,

является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний

день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и

развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех

недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ

результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они

начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь,

контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.



В раздел образования




Яндекс.Метрика