Автор: Муратова Анна Викторовна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская Музыкальная школа
Населённый пункт: Иркутская область г.Черемхово
Наименование материала: методический материал
Тема: «Игра в ансамбле в классах специального фортепиано».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» г. Черемхово
«Игра в ансамбле в классах специального фортепиано».
Методический материал.
Выполнила: Муратова Анна Викторовна.
Преподаватель по классу фортепиано.
Черемхово
2019г.
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" – подбор учеников-
партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности. В
работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности,
постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения
строится
с
учетом
принципа:
от
простого
к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика:
интеллектуальные,
физические,
музыкальные
и
эмоциональные
данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в
4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров ( если
произведение
исполняется
на
одном
инструменте),
партнеры
при
игре
должны
уметь
поделить клавиатуру
итак держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при
перекрещивающемся и сближающемся голосоведении;
Словесный метод работы - это необходимость совместно с учениками анализировать
форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками раздельно. Форма произведения является также важной составляющей частью
общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Предметом
постоянного
внимания
преподавателя
должна
являться
работа
над
синхронностью
в
исполнении
партнеров,
работа
над
звуковым
балансом
их
партий,
одинаковой фразировкой, агогикой. Синхронность звучания, является первым техническим
требованием совместной игры. Нужно вместе взять и вместе снять звук, вместе выдержать
паузу и т.д. Нужно объяснить учащимся, чем технически обусловлен прием дирижерского
замаха «ауфтакта»
и как он может быть применен в данном случае. При исполнении за
одним или двумя инструментами, когда руки каждого видны - это будет являться мягкое
движение кисти или кивок головой;
Умение слушать партнера, пианист – солист привык слушать себя. Пианист – ансамблист
должен отказаться от привычной для солиста фокусировки слуха, звучание инструмента
зависит уже не только от него, но и от его партнера. Недостаточно сказать ученику : « Ты не
слушаешь
партнера»,
это
приведет
только
к
раздвоению
фокуса
внимания,
нечеткому
слушанию. Нужно слушать только общее звучание ансамбля, необходимой предпосылкой для
активного слушания является уверенное знание своей партии – внимание ученика должно
быть свободно от текстовых забот.
Педагог должен много работать в этой области динамики и динамического равновесия,
еще не начав играть партнеры договариваются, какой должен быть характер звучания, и с
какой силы будет начата пьеса. В процессе репетиции нужно выяснить, что при нюансе forte,
для каждой партии
оно будет несколько индивидуальным.
Forte ведущей партии
будет
несколько интенсивным, чем forte сопровождения. Аналогичные замечания следует сделать и
о другом динамическом нюансе – piano. В отдельных случаях, в целях общего равновесия,
этот нюанс будет исполняться несколько громче, что не в коем случае не должно приводить к
огрублению звучания инструмента;
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание
одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В
этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Ритм,
в
ансамбле
должен
быть
коллективным,
работа
начинается
с
устранения
индивидуальных недостатков в исполнении учащихся – отсутствие четкости, устойчивости.
Искажение чаще всего бывают в пунктирном ритме, при смене длительностей, изменении
темпа, размера в условиях полиритмии. Отсутствие ритмической устойчивости чаще всего
связано
с
тенденцией
начинающих
музыкантов
к
ускорению,
обычно
это
бывает
при
нарастании звучности, в пассажах и в трудных местах ( желание быстрее проскочить).В этом
случае
полезно
сравнить
темп
коды
с
началом,
решать
проблему
путем
настойчивого
изучения разнохарактерных произведений, и развития всесторонних контактов партнеров в
процессе исполнения;
Педализация, при игре в ансамбле пользуется исполнитель партии Secondo, при этом
действуют законы педализации общие для фортепианного искусства.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения
камерной
музыки
и
посещение
концертов
для
повышения
общего
уровня
развития учеников;
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и
образной
сложности,
высокохудожественные
по
содержанию,
разнообразные
по
стилю,
жанрам,
форме
и
фактуре.
Партнеров
следует
менять
местами
в
ансамбле,
чередовать
исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки , с которых удобнее всего начинать, следует
познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик
работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной
игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить
указанные
преподавателем
недостатки
в
игре.
Важно,
чтобы
партнеры
по
фортепианному
ансамблю
обсуждали
друг
с
другом
свои
творческие
намерения,
согласовывая их, друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для
достижения
наибольшей
синхронности
звучания,
а
также
звукового
баланса
между
исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой
(там, где это предусмотрено).