Напоминание

«Игра в ансамбле в классах специального фортепиано».


Автор: Муратова Анна Викторовна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская Музыкальная школа
Населённый пункт: Иркутская область г.Черемхово
Наименование материала: методический материал
Тема: «Игра в ансамбле в классах специального фортепиано».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» г. Черемхово

«Игра в ансамбле в классах специального фортепиано».

Методический материал.

Выполнила: Муратова Анна Викторовна.

Преподаватель по классу фортепиано.

Черемхово

2019г.

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" – подбор учеников-

партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности. В

работе

с

учащимися

преподаватель

должен

следовать

принципам

последовательности,

постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения

строится

с

учетом

принципа:

от

простого

к

сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности

ученика:

интеллектуальные,

физические,

музыкальные

и

эмоциональные

данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в

4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров ( если

произведение

исполняется

на

одном

инструменте),

партнеры

при

игре

должны

уметь

поделить клавиатуру

итак держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при

перекрещивающемся и сближающемся голосоведении;

Словесный метод работы - это необходимость совместно с учениками анализировать

форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются

учениками раздельно. Форма произведения является также важной составляющей частью

общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Предметом

постоянного

внимания

преподавателя

должна

являться

работа

над

синхронностью

в

исполнении

партнеров,

работа

над

звуковым

балансом

их

партий,

одинаковой фразировкой, агогикой. Синхронность звучания, является первым техническим

требованием совместной игры. Нужно вместе взять и вместе снять звук, вместе выдержать

паузу и т.д. Нужно объяснить учащимся, чем технически обусловлен прием дирижерского

замаха «ауфтакта»

и как он может быть применен в данном случае. При исполнении за

одним или двумя инструментами, когда руки каждого видны - это будет являться мягкое

движение кисти или кивок головой;

Умение слушать партнера, пианист – солист привык слушать себя. Пианист – ансамблист

должен отказаться от привычной для солиста фокусировки слуха, звучание инструмента

зависит уже не только от него, но и от его партнера. Недостаточно сказать ученику : « Ты не

слушаешь

партнера»,

это

приведет

только

к

раздвоению

фокуса

внимания,

нечеткому

слушанию. Нужно слушать только общее звучание ансамбля, необходимой предпосылкой для

активного слушания является уверенное знание своей партии – внимание ученика должно

быть свободно от текстовых забот.

Педагог должен много работать в этой области динамики и динамического равновесия,

еще не начав играть партнеры договариваются, какой должен быть характер звучания, и с

какой силы будет начата пьеса. В процессе репетиции нужно выяснить, что при нюансе forte,

для каждой партии

оно будет несколько индивидуальным.

Forte ведущей партии

будет

несколько интенсивным, чем forte сопровождения. Аналогичные замечания следует сделать и

о другом динамическом нюансе – piano. В отдельных случаях, в целях общего равновесия,

этот нюанс будет исполняться несколько громче, что не в коем случае не должно приводить к

огрублению звучания инструмента;

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание

одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В

этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Ритм,

в

ансамбле

должен

быть

коллективным,

работа

начинается

с

устранения

индивидуальных недостатков в исполнении учащихся – отсутствие четкости, устойчивости.

Искажение чаще всего бывают в пунктирном ритме, при смене длительностей, изменении

темпа, размера в условиях полиритмии. Отсутствие ритмической устойчивости чаще всего

связано

с

тенденцией

начинающих

музыкантов

к

ускорению,

обычно

это

бывает

при

нарастании звучности, в пассажах и в трудных местах ( желание быстрее проскочить).В этом

случае

полезно

сравнить

темп

коды

с

началом,

решать

проблему

путем

настойчивого

изучения разнохарактерных произведений, и развития всесторонних контактов партнеров в

процессе исполнения;

Педализация, при игре в ансамбле пользуется исполнитель партии Secondo, при этом

действуют законы педализации общие для фортепианного искусства.

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров

исполнения

камерной

музыки

и

посещение

концертов

для

повышения

общего

уровня

развития учеников;

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников

самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,

фразировку и динамику произведения.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и

образной

сложности,

высокохудожественные

по

содержанию,

разнообразные

по

стилю,

жанрам,

форме

и

фактуре.

Партнеров

следует

менять

местами

в

ансамбле,

чередовать

исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,

так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки , с которых удобнее всего начинать, следует

познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик

работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной

игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы

исправить

указанные

преподавателем

недостатки

в

игре.

Важно,

чтобы

партнеры

по

фортепианному

ансамблю

обсуждали

друг

с

другом

свои

творческие

намерения,

согласовывая их, друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для

достижения

наибольшей

синхронности

звучания,

а

также

звукового

баланса

между

исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой

(там, где это предусмотрено).



В раздел образования




Яндекс.Метрика