Автор: Хайбуллина Лидия Раульевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ АСОШ № 2
Населённый пункт: Челябинская область, с. Аргаяш
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование смыслового чтения с применением активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Формирование смыслового
чтения с применением
активных методов обучения
на уроках литературного
чтения в начальной школе
Хайбуллина Лидия Раульевна,
учитель начальных классов
МОУ Аргаяшская СОШ №2
Первостепенная задача учителей
начальных классов:
каждый ученик
начальной школы должен овладеть
прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения складывается из двух сторон:
Смысловая
Смысловая
Федеральные государственные образовательные
стандарты начального и основного общего
образования включают в себя:
овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и
письменной формах; [1, с. 9].
овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и
письменной формах; [1, с. 9].
Что такое «смысловое чтение»?
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из
прочитанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной
информации;
свободная ориентация в восприятии текстов
художественного, научного, публицистического,
юридического, исторического, социологического
и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка СМИ.
Развитие способностей смыслового чтения
помогает овладеть искусством аналитического,
интерпретирующего и критического мышления.
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из
прочитанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной
информации;
свободная ориентация в восприятии текстов
художественного, научного, публицистического,
юридического, исторического, социологического
и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка СМИ.
Развитие способностей смыслового чтения
помогает овладеть искусством аналитического,
интерпретирующего и критического мышления.
Активные методы обучения в первую
очередь следует применять:
Активные методы обучения - это система методов,
обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной
и практической деятельности учащихся в процессе
освоения учебного материала
Активные методы обучения - это система методов,
обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной
и практической деятельности учащихся в процессе
освоения учебного материала
для повышения учебной мотивации ;
для активизации познавательной активности
учащихся;
развития способности к самостоятельному обучению;
выработки навыков работы в коллективе;
коррекции самооценки учащихся;
формирования и развития коммуникативных навыков
(навыков общения со сверстниками, и с учителями).
для повышения учебной мотивации ;
для активизации познавательной активности
учащихся;
развития способности к самостоятельному обучению;
выработки навыков работы в коллективе;
коррекции самооценки учащихся;
формирования и развития коммуникативных навыков
(навыков общения со сверстниками, и с учителями).
Метод «Мой цветок»
Учитель раздает учащимся заранее заготовленные
разноцветные лепестки цветка. Участники заполняют
их, отвечая на вопросы: моя любимая сказка, мой
любимый поэт, мой любимый литературный герой,
моя любимая книга. Вопросы могут быть разными .
Когда работа закончена, каждый ученик выходит в
центр и делает презентацию о себе. Все цветки
прикрепляются на стену и остаются там до окончания
урока.
«Инфо-угадайка»
Знакомство с биографией В.М. Гаршина
Отметьте на листочках + или -
1. Автор сказки “Лягушка-путешественница”
2. Родился в дворянской семье.
3. В четыре года собрался на войну.
4. Воспитывал отец.
5. Учился плохо.
6. В семь лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго.
7. Имеет образование горного инженера.
8. Произведен в офицеры.
Учащиеся читают биографию писателя , делая пометки: (прием инсерт)
«+» -я это знал
«-» - я этого не знал
«!» - это меня удивило (думал иначе)
«?» - не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее
Метод «Автобусные остановки» на примере произведения
В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»( 4 класс)
Класс работает в группах, две группы ребят будут
художниками, должны нарисовать розу и жабу, какими
они себе их представляют, а четыре группы ребят
распределяются по автобусным остановкам. На каждой
остановке (на стене или на столе) расположен лист
большого формата с записанным на нем вопросом по
теме:
1.Мир, в котором живёт роза.
2.Отношение розы к жизни .
3. Мир, в котором живёт жаба.
4. Отношение жабы к жизни
«Мухомор»
Учащимся дается круг, разделенный на
сектора (сколько вопросов, столько и
секторов).
Отвечая на вопросы по изучаемому
произведению, нужно ставить точки, разной
степени удаленности от центра.
Учитель, анализируя «мухоморы»,
корректирует дальнейшую работу.
«Мухомор»
Учащимся дается круг, разделенный на
сектора (сколько вопросов, столько и
секторов).
Отвечая на вопросы по изучаемому
произведению, нужно ставить точки, разной
степени удаленности от центра.
Учитель, анализируя «мухоморы»,
корректирует дальнейшую работу.
«Чтение - ничто; осмысленное чтение - кое-
что; чтение осмысленное и
прочувствованное - совершенство»
А.С.Пушкин
Формирование смыслового
чтения с применением
активных методов обучения
на уроках литературного
чтения в начальной школе
Хайбуллина Лидия Раульевна
учитель начальных классов
МОУ Аргаяшская СОШ №2