Автор: Стрелец Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 20 "Гармония"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга
Наименование материала: Проект
Тема: Играем вместе весело
Раздел: дошкольное образование
Проект развития речи в младшей группе «Домисольки»
"Играем вместе весело"
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и
сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою
мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по
словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру;
имитировать действия людей и движения животных.
Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время
звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи
детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить
умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры,
драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя,
согласно правилам.
Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени,
используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к
художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.
Задачи : -целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
Формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством
речи;
- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;
- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и
произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей
действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и
наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными
на ознакомление с ними;
- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в
естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного
пола и возраста;
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Актуальность проблемы:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом
развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется
интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это
ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и
родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что
способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры
обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно
пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные
интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания
к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь
ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной,
четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно,
ежесекундно, постоянно.
Сроки выполнения:
Долгосрочный.
Проект включает три этапа:
|Подготовительный этап:
1) определение тематики и задач проекта;
2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта
для обучения детей развитию речи во время игры;
3) составление плана для реализации проекта;
|| Основной этап
Работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности :
Дидактические игры:
*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь
воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять
действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на
картинке.
* «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения
объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с
игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
* «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям
почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и
картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к
данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.
* «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры;
сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова.
Развивать наблюдательность.
* «Одень куклу Лизу на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия
одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить
употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как
интересно можно играть с куклой.
* «Кто спрятался под зонтиком» Цель: Учить детей находить и называть
насекомое; с помощью липучки закреплять их в нужном месте, выполнять
определенные движения для достижения нужного результата. Развивать
мелкую моторику пальцев.
* «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и
назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя
(«положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.
* «Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения
для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей
радостное настроение от совместной игры.
* «День рождения» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4
любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой
речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при
действии с предметами разного размера.
* «Шнуровка ботинка» Цель: Учить воспринимать и различать цвета;
действовать с предметами в определенной последовательности; развивать
умение вставлять шнурки в отверстие. Воспитывать игровые навыки.
* «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам,
изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое
животное что ест ( зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.);
активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как
они будут играть с этой игрушкой.
* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть
домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь
увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами;
способствовать развитию голосового аппарата (произнесение
звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.
Сюжетно-ролевые игры:
*«Украсим шнурком бабочку»
Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также
переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.
*«Напоим чаем куклу Лизу»
Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно,
воспроизводя в ней то , что близко и интересно. Активно используя в
процессе игры разговорную речь.
*«Полечим зайчику лапку»
Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и
действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять
цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.
*«Укачаем Лизу спать»
Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным
играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы
взаимоотношений.
*«Назови правильно цвет»
Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно
их называть, выбирать нужный цвет из предложенного .
*«В гости к зайчику»
Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить
правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать
дружеские отношения.
*«Парикмахерская «Красотка»»
Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить
играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова.
Прививать любовь к прекрасному.
*«Встречаем друзей »
Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова,
слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.
Подвижные игры:
« Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и
выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать
положительные эмоции от совершаемых действий.
« Зайка беленький» Цель : Обогащать двигательный опыт. Приучать детей
слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить
подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к
движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.
« Гуси – гуси» Цель : Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с
увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать
потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.
« У медведя во бору» Цель : Совершенствовать бег в одном и разных
направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия
детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.
« Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь
друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять
имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.
« Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять
движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя.
Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.
« Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании
животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать
воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.
Театрализованная деятельность:
Инсценировка сказок:
«Теремок», «Колобок», «Репка», «Рукавичка».
Художественная литература:
*Чтение и заучивание потешек:
«Водичка, водичка…»
«Огуречик, огуречик»
«Тили-тили-бом»
В.Берестова
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А.Барто:
«Лошадка»
«Мишка»
«Зайка»
«Бычок»
«Наша Таня громко плачет»
*Чтение русских народных сказок:
«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь»,
«Заюшкина избушка», «Три медведя», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Как помочь ребенку заговорить?»
«Речевые трудности. Игры по развитию речи»
« Речевое развитие у детей раннего возраста»
Памятки:
1.« Как развивать речь ребенка»
2. «Значение игры в развитии речи»
||| Заключительный этап
Анализ результатов реализации проекта.
Работа с родителями:
* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:
«Играя, развиваем речь».
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи
добились положительных результатов в работе по данной теме:
-Отмечается норма в развитии активной речи %; отставание %;
-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
- Создаем условия для проведения дидактических игр, пальчиковых игр,
артикуляционной гимнастики.
- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы
обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики,
воображения, активной речи.
-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память,
внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с
дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей
развивается на непосредственной образовательной деятельности;
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с
произведениями художественной литературы.
- В результате систематической работы по развитию речи добились
положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь,
отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с
воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают
сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры,
потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются
инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.
- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем
высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с
другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.
Список литературы:
Программы:
А) «От рождения до школы»
2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
3. М.Монтессори «Игры для малышей»
4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
6. А.Барто- сборник стихов.
7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».
Приложение:
Памятки родителям.
Консультации.
Создание буклетов.
Беседа.
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.