Автор: Сухорукова Ольга Ахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Освоение детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе через организацию экскурсий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Освоение детьми системы экологических представлений и элементарных
(предметных) понятий о природе через организацию экскурсий в ДОУ
Сухорукова Ольга Ахметовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
«Кто не любит природы,
тот
не
любит
и
человека,
–
тот
плохой
гражданин»
Федор Достоевский
05 января Президент России Владимир Путин подписал Указ, которым 2017 год в
России объявлен Годом экологии.
Провозглашение
2017
года
годом
экологии
подразумевает
цикл
мероприятий.
В
их
проведении
будет
задействована
широкая
общественность,
в
том
числе
работники
образовательного процесса, учащиеся, воспитанники детских садов.
Указанные
документы
подразумевают
создание
в
регионах
страны
непрерывного
экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом
возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему
миру.(рисунок 1)
1
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес. Именно в этом
возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического
мировоззрения.
Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.
Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления,
где
воспитанники
самостоятельно
познают
окружающий
мир,
выделяют
связи
и
зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и
неживой природы.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях,
экскурсиях, в повседневной жизни.
Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий
ребенок наблюдает в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения,
видит как человек преобразовывает природу в соответствии с требованиями жизни и как
природа служит людям.
Преимущество экскурсий – занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть
растения
и
животных
в
среде
обитания.
Экскурсии
помогают
сформировать
у
детей
первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях существующих в природе,
материалистическое миропонимание.
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы
экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности
экскурсий:
природоведческая,
экологическая,
на сельскохозяйственный объект,
экскурсия эстетического характера.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного,
образовательного и развивающего характера.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е.
накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных
особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных
биоценологических связей в мире природы:
между органами животных и растений и их функциями
2
между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа
жизни
между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
между различными живыми существами в одной экосистеме.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о
труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота,
уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц,
рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как
человек
влияет
на
природу,
выращивает
растения
и
животных,
ухаживает
за
ними.
Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют
машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту
природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы,
воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые
впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно
и нужно решать при организации и других видов экскурсий.Вместе с тем, использование
всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и
бережное отношение к ней.
Большое внимание в своей профессиональной деятельности следует уделять подготовке к
экскурсиям .(рисунок2)
Рисунок 2 «Структура экскурсии»
3
Структура
экскурсии
Вводная
беседа
Индивидуальное
самостоятельное
наблюдение детей
Сбор
материала
Коллективное
наблюдение
Заключительная
часть
-итог
экскурсии
Игры детей
с собранным
материалом
Экскурсии
за
пределы
детского
сада
проводятся
со
средней,
старшей
и
подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём
земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк
(лес). Подготовка воспитателя заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и
отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований
программы и особенностей окружающей местности.
Определяя
место
экскурсии,
воспитатель
выбирает
наилучший
путь
к
нему
-
не
утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до
места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность
пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин,
в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать
особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до
неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут,
находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны
получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей
экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для
отдыха
детей.
Предварительное
ознакомление
с
местом
будущей
экскурсии
даёт
возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её
ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить
стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята
должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.Воспитанники должны
знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на
сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть
дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения
на улице.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны
быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и
оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к
его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей
экскурсии.(таблица1)
4
Таблица1 «Примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу»
вид
инвентарь
количество
Оборудование для сбора
растений:
Лопатки или совочки для выкапывания
растений
3 шт.
Нож складной для срезания веток с дерева или
кустарника
1шт.
Папки для растений.
2шт
Корзиночки для шишек, листьев — 2.
2шт
Сачки водяные для вылавливания растений из
водоемов
2шт
Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для
переноски растений
2-3шт.
Оборудование для сбора
животных:
Сачки воздушные для ловли насекомых в
воздухе
1-2шт.
Сачки водяные для вылавливания животных из
водоема
1-2шт.
Коробки с отверстиями для переноски
животных
4-5шт.
Посуда для переноски водных животных
2-3шт
Примечание
Всё оборудование должно находиться в определённом месте.
Перед экскурсией воспитатель должен тщательно
продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы
в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.
При проведении экскурсии воспитателю следует помнить что:
Природоведческая
экскурсия
включает
вводную
беседу,
коллективное
наблюдение,
индивидуальные
самостоятельные
детские
наблюдения
и
сбор
природного
материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель,
5
подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и
последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя
детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им
осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная
часть
экскурсии
—
коллективное
наблюдение.
Здесь
решаются
основные
программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные
признаки
предметов
и
явлений.
Это
достигается
различными
приемами.
Воспитатель
дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим
детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь
между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной
литературы,
стихотворения,
загадки.
Обращение
к
поэзии
должно
быть
естественным,
ненавязчивым. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить
любознательность
в
индивидуальных
самостоятельных
наблюдениях
и
сборе
природоведческого
материала.
Однако,
давая
задание
собрать
материал,
следует
строго
ограничивать
его
количество,
с
тем,
чтобы
сосредоточить
внимание
ребят
только
на
определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного
отношения к природе.
Когда
дети
работают
самостоятельно,
воспитатель
не
должен
оставаться
пассивным
наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако
нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по
папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами
их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по
запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню
(липе) беги!» и др.
Сельскохозяйственная экскурсия.
Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека,
и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают
люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших
взаимоотношениях, результатах труда.
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача
-
вызвать
интерес
к
предстоящим
наблюдениям.
В
задачу
самой
экскурсии
входит
6
рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда
взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин.
Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело
(кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают
рассказ о труде.
При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с
объектом
наблюдения,
получает
разрешение
на
проведение
экскурсии,
договаривается
о
времени
посещения,
об
участии
детей
в
труде,
определяет
содержание
беседы
детей
с
рабочими.
Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом
объекте,
явлении,
раскрыть
его
новые
качества,
свойства,
характеризующие
процесс
изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и
несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес,
парк, на водоем, в поле.
Цикл
повторных
экскурсий
проводится
по
усмотрению
воспитателя
на
отдельные
объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить
сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные
наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены
характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.
При
планировании
системы
экскурсий
рекомендует
придерживаться
следующих
принципов:
они
должны
обеспечить
первоначальное
яркое
целостное
восприятие
предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального
фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;
повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом
объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти
по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное
углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая
последовательность экскурсий и взаимосвязь меж, ними.
На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве.
Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также
продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.
При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей
бережного
отношения
к
природе,
вовлечения
их
в
доступную
природоохранительную
7
деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких
животных, в сезонных работах в саду, парке и т. д.
Реализацию требований к планированию можно проиллюстрировать на примере осенней
экскурсии
в
плодовый
сад
(средняя
группа):
«Узнавать
и
называть
известные
деревья,
отметить, какие изменения произошли с ними (закончилось цветение, появились плоды);
учить определять спелые плоды, отличать их по вкусу и форме; активизировать словарь; учить
рассказывать об увиденном; воспитывать уважение к тем, кто ухаживает за садом»
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее
структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.
Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных
практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное
познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор
природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для
поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).
При проведении экскурсий необходимо иметь в виду следующее. Часто дети находят в лесу, на
лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в
детский сад, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Задача воспитателя заключается в
том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они
не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не найдут свой «дом», их выходят
птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут
погибнуть.
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной
форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу»
(старшая группа), после знакомства с огородными культурами — игра «Узнай по описанию»
(средняя группа).
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в
наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с
экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить
в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями
и животными организовать наблюдения.
Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного
материала,
рисование,
лепку,
дидактические
игры
с
природным
материалом,
читает
художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В
заключение проводится обобщающая беседа.
8
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в
памяти
детей
восстановить
весь
ход
экскурсии,
подчеркнуть
наиболее
важные
в
образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей
между явлениями.
Таким
образом,
экскурсии
в
природу
являются
эффективным,
средством
воспитания
и
обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон
личности дошкольника. На экскурсиях они проверяют на практике многие теоретические
знания и переводят их в умения и навыки.
В
общении
с
родной
природой
формируются
основы
материалистического
понимания
окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются
добрые чувства.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно -
экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 1997 г.
2.
Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками», ж.//Дошкольное воспитание,
2002 г. № 7 с. 18.
3.
Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». - М.: Просвещение, 1988
г.
4.
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», в 2-х частях - Минск:
«Аскар», 1996 г.
5.
«Мы», программа экологического образования детей. СПб: «Детство - Пресс», 2001 г.
6.
Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», ж// Дошкольное
воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.
7.
Николаева С.Н. «Обзор зарубежных и отечественных программ экологического
образования и воспитания детей» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7, с.52.
8.
Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» ж// Дошкольное
воспитание, 2002 г. № 10, с. 40.
9.
Попова Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-
экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
-1998 г. Педагогика - 2002 г. , № 7.
9
10.
Рыжова Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ»
ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9 с. 40.
11.
Станция юных натуралистов «Экологические проблемы глобального и регионального
уровней» Орск - 2001 г.
10
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Конспект экскурсии на луг
11
(подготовительная к школе группа)
Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие
для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер,
луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика,
стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и
сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье
лугов, напоенных ароматом трав.
Ход экскурсии. Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее
особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с
граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с
детьми любуется лугом.
Смотрите, как луга благоухают,
Упитана дождем зеленая трава,
И легкий ветерок с волной реки играет,
И рожь златистая колышется едва…
Прекрасен этот мир!
Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое!), но предупреждает,
что рвать его нельзя.
Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название,
определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает
вспомнить, какие цветы находили на таких же прогулках прошлым летом. Детей следует
подвести к суждению о разнообразии и красоте луговых растений.
Затем, выбрав 3-4 растения, которые встречаются и на лесных полянах (например,
гвоздику, луговую герань и др.), задает вопрос: «Где вы еще видели эти растения?» (или
конкретнее: «Видели ли эти растения в лесу? В каких местах: на солнечных полянах или в
чаще леса?») После этого предлагает подумать, почему эти растения можно увидеть на
лугах повсюду, а в лесу только на светлых, солнечных полянках. Этими и подобными
вопросами воспитатель подводит детей к выводу, что на лугах растут растения, которым
нужно много света и солнца.
Конспект экскурсии в лес
(подготовительная к школе группа)
12
Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и
кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть
поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу
живут звери – белка, еж, лиса и др.; птицы – дятел, кукушка, синица; насекомые – муравьи,
жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах – лягушек; на полянах и в
чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе – охраняют его от пожара, расчищают,
сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.
Ход экскурсии. Подойдя к лесу, рассмотреть опушку. Вспомнить, как называется
«край леса» его «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья и
кустарники стоят стеной, они значительно выше, чем растения луга). Пересечь опушку,
вновь оглядеться и сравнить лес и луг («где больше, где меньше света? Почему? Где
прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом,
чтобы дети могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.
В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники,
травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы.
Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что растут и на лугу. Воспитатель
уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти травы растут в лесу, на лугу.
Подойдя к «кузнице» дятла или «столовой» белки, предложить рассмотреть шишки,
лежащие под деревом, определить, кто из них достал семена: белка или дятел. Дети
вспоминают, какие птицы живут в лесу, где их еще встречали. В ходе экскурсии, если будут
слышны птичьи голоса, учить различать 2-3 птиц.
После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не
появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить детям о том, какую
пользу приносят муравьи.
Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить
внимание на то, как люди заботятся о лесе. На участке молодых посадок деревья заметно
подросли. Напомнить детям о необходимости беречь лес – он растет долго, требует много
труда и забот.
13
14