Автор: Федорова Людмила Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры на развитие логического мышления
Раздел: дошкольное образование
Игры на развитие логического мышления
Сентябр
ь
«Раздели на группы»
Цель. Развитие логического
мышления, умения делить
предметы на группы по каком у
либо признаку. См. папку педа-
гога психолога
«Четвертый лишний»
Цель. Развиать логическое
мышление, внимание, умение
анализировать и находить несо-
ответствие. Игра в группе
«Лабиринты»
Цель. Развитие логического
мышления, внимания, наблюда-
тельности и усидчивости.
Игра в группе
«Загадки»
Развитие логического мышле-
ния, умения применять ранее
полученные знания, внимания.
Октябрь
«Сложи узор»
Цель . Развитие логиче-
ского мышления, разви-
вать операции анализа и
синтеза, комбинаторные
способности. Игра в
группе
«На что похоже»
Цель. Развивать логиче-
ское мышление, вообра-
жение, умение приду-
мать образ по контурно-
му изображению
«Парочки»
Цель . Учить связывать
пары слов , развивать
логическое мышление,
память.
«Цветное панно»
Цель. Развитие умения
оценивать ситуацию, ве-
сти элементарный рас-
чет и принимать верное
решение, умение думать
за себя и соперников.
Игра в группе
«Найди по схеме»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления, внима-
ния, наблюдательности и
усидчивости.
Игра в группе
Ноябрь
«Четвертый лишний»
Цель. Развиать логическое
мышление, внимание, умение
анализировать и находить несо-
ответствие. Игра в группе
«Таинственные лабиринты»
Цель. Развитие логического
мышления, внимания, 1наблю-
дательности и усидчивости.
Игра в группе
«Волшебный поясок»
Цель. Развитие логического
мышления, умения задавать во-
прос, классифицировать, де-
лать выводы. Игра в группе
«Логические задачи »
Цель. Развитие логического
мышления. Научить решать ло-
гические задачи на основе зри-
тельно воспринимаемой инфор-
мации. Стр.60 Л.Д.Комарова
«Как работать с палочками Кю-
изенера»
Декабрь
«Волшебный поясок»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления, умения
задавать вопрос, класси-
фицировать, делать вы-
воды. Игра в группе
«Серия игр «Голово-
ломки»»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления, умения
собирать целое из ча-
стей, развитие операций
анализа и синтеза
«Сложи узор»
Цель . Развитие логиче-
ского мышления, разви-
вать операции анализа и
синтеза, комбинаторные
способности. Игра в
группе
«Как изменилась фигу-
ра»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления на ана-
логовой зависимости
между парами или груп-
пами объектов. Стр 59
В.Г.Глаголева «Логиче-
ская азбука»
«Задачи – шутки»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления, сме-
калки, находчивости.
Стр 56. З.А.Михайлова
«Игровые заниматель-
ные задачи для дошколь-
ников»
Январь
«Таинственные лабиринты»
Цель. Развитие логического
мышления, внимания, наблюда-
тельности и усидчивости.
Игра в группе
«Волшебный поясок»
Цель. Развитие логического
мышления, умения задавать во-
прос, классифицировать, делать
выводы. Игра в группе
«Логические задачи»
Цель. Развитие логического
мышления. Упражнять на по-
иск отличия одной группы фи-
гур от другой. Стр. 34. З.А.Ми-
хайлова «Игровые заниматель-
ные задачи для дошкольников»
«Найди по схеме»
Цель. Развитие логического
мышления, внимания, наблюда-
тельности и усидчивости.
Игра в группе
Февраль
«Сложи узор»
Цель . Развитие логического
мышления, развивать операции
анализа и синтеза, комбинатор-
ные способности. Игра в груп-
пе
«Как изменилась фигура»
Цель. Развитие логического
мышления на аналоговой зави-
симости между парами или
группами объектов. Стр 59
В.Г.Глаголева «Логическая аз-
бука»
«Таинственные лабиринты»
Цель. Развитие логического
мышления, внимания, наблюда-
тельности и усидчивости.
Игра в группе
«В чем секрет превращения»
Цель.Развитие логического
мышления Учить выстраивать
логические цепочки, анализи-
руя и сопоставляя способы
преобразования. Стр 85
В.Г.Глаголева «Логическая аз-
бука»
Март
«Четвертый лишний»
Цель. Развиать логическое
мышление, внимание, умение
анализировать и находить несо-
ответствие. Игра в группе
«Серия игр «Головоломки»»
Цель. Развитие логического
мышления, умения собирать
целое из частей, развитие опе-
раций анализа и синтеза
«Волшебный поясок»
Цель. Развитие логического
мышления, умения задавать во-
прос, классифицировать, де-
лать выводы. Игра в группе
«Логические задачи»
Цель. Развитие логического
мышления. Упражнять на по-
иск отличия одной группы фи-
гур от другой. Стр. 34. З.А.Ми-
хайлова «Игровые заниматель-
ные задачи для дошкольников»
Апрель
«Как изменилась фигу-
ра»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления на ана-
логовой зависимости
между парами или груп-
пами объектов. Стр 59
В.Г.Глаголева «Логиче-
ская азбука»
«Таинственные лаби-
ринты»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления, внима-
ния, наблюдательности и
усидчивости.
Игра в группе
«Логические задачи»
Цель. Развитие логиче-
ского мышления. Упраж-
нять на поиск отличия
одной группы фигур от
другой. Стр. 34. З.А.Ми-
хайлова «Игровые зани-
мательные задачи для
дошкольников»
«Сложи узор»
Цель . Развитие логиче-
ского мышления, разви-
вать операции анализа и
синтеза, комбинаторные
способности. Игра в
группе
«Четвертый лишний»
Цель. Развиать логиче-
ское мышление, внима-
ние, умение анализиро-
вать и находить несоот-
ветствие. Игра в группе
Май
«Задачи – шутки»
Цель. Развитие логического
мышления, смекалки, находчи-
вости. Стр 56. З.А.Михайлова
«Игровые занимательные зада-
чи для дошкольников»
«Волшебный поясок»
Цель. Развитие логического
мышления, умения задавать во-
прос, классифицировать, делать
выводы. Игра в группе
«В чем секрет превращения»
Цель.Развитие логического
мышления Учить выстраивать
логические цепочки, анализи-
руя и сопоставляя способы
преобразования. Стр 85
В.Г.Глаголева «Логическая аз-
бука»
«Серия игр «Головоломки»»
Цель. Развитие логического
мышления, умения собирать
целое из частей, развитие опе-
раций анализа и синтеза
Оперирование категориями все, некоторые, отдельные и установление отношений между членами
множеств.
- В парке растут деревья и кустарники. Сирень – кустарник. Растет ли в парке сирень?
- У Тани, Оли и Наташи были обруч, скакалка и мяч. У Наташи не было мяча и скакалки, у Тани не было мяча.
У кого какой предмет был?
- Учитель выдает детям тетради после проверки. Может ли он выдать Оле любую тетрадь? Объясни ответ.
- Учитель раздал детям новые, неподписанные тетради. Может ли он выдать Оле любую тетрадь?
- Для урока рисования ученики должны были принести краски или карандаши.
*Готов ли Петя к уроку, если он приготовил краски?
*Женя не принес ни карандашей, ни красок. Готов ли он к уроку?
*Лена принесла и краски и карандаши. Готова ли она к уроку?
- Строители ремонтировали дорогу. Несколько участков дороги оказались выше уровня земли, несколько –
ниже уровня земли. На каких участках после дождя образуются лужи?
- Про всякий квадрат можно сказать, что он прямоугольник. Можно ли наоборот, про всякий прямоугольник ска-
зать, что он – квадрат?
- Группа туристов состоит из 6 человек. Они говорят только по-английски или французски. 3 человека говорят
только по-английски, 2 человека – только по-французски. Сколько человек говорит на двух языках?
- Играя, каждая из трех девочек – Катя, Галя, Оля – спрятали одну из игрушек – медвежонка, зайчика, слони-
ка. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика , ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?
- Три подруги – Надя, Вера и Зина – пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом, синем. Надя
была не в красном, не в голубом. Зина была не в голубом. В каком платье была каждая?
-Диме, Саше и Жене дали два мяча и скакалку. У кого что было, если у Димы и Жени оказались одинаковые
предметы?
-2-
- В первой коробке 6 карандашей, во второй столько, сколько в первой, а в третьей столько, сколько во вто-
рой.
- На дереве сидели 4 сороки и 5 галок. Улетели все сороки и столько же галок. Сколько птиц осталось?
- Во дворе поровну красных и желтых скамеек. Красных – 5. Сколько желтых?
Задачи на установление временных, пространственных функциональных отношений.
- Как отмерить 3 л воды, если есть банка емкостью 5 л и 2 л?
- Коля живет на 6 этаже, а Петя на 3 этаже того же подъезда. Сколько ступенек до Петиной квартиры, если до
Колиной 60?
- Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что тяжелее – сахар или конфеты?
- Раскрась квадраты так, чтобы желтый был между синим и зеленым, а красный рядом с синим.
- Если сегодня в полночь идет дождь, можно ли сказать, что завтра в то же время будет солнечная погода?
- У Саши и у Пети есть велосипеды. На двух велосипедах мальчики насчитали 5 колес. Известно, что один из
велосипедов не двухколесный. Какие велосипеды у мальчиков?
- По двору ходят куры и кролики. У них всго 12 ног. Сколько кур и сколько кроликов во дворе?
- Из-за пенька видны 4 заячьих уха. Сколько зайцев за пеньком?
- Пете сейчас 3 года. Сколько лет ему будет через года?
- К Алеше пришли два мальчика. Мама дала ему два яблока и сказала сыну, чтобы он поделился с друзьям.
Алеша ответил так: «Я дам каждому по яблоку, а они пусть дадут мне по половинке яблока». Кто получил
большую долю?
- На первую машину погрузили половину холодильников На вторую – оставшиеся 5. Сколько всего было холо-
дильников?
-3-
- Таня слепила из пластилина столько же игрушек, сколько и Наташа. Таня начала лепить раньше Наташи, а
закончили одновременно. Кто лепил быстрее?
-Таня ходила в садик всю осень, зиму, весну, а Петя – целый год. Кто из детей меньше ходил в детский сад?
-Оля не ходила в детский сад 4 дня, а Сережа – 1 неделю. Кто из детей больше времени ходил в детский сад?
- Катя живет на 7 этаже. Квартира Наташи находится над квартирой Кати. На каком этаже живет Наташа?
Комбинаторика
- Составь всевозможные сочетания букв А,Б,В,Г.
- В темной кладовой лежат ботинки одного размера: 5 пар черных и 5 пар коричневых. Найти наименьшее
число ботинок, чтобы среди них оказалась хотя бы одна пара (левый и правый) одного цвета.
- У мальчика было 33 монеты. Одна из них – фальшивая, она легче по весу. Он взял только две монеты из
трех и взвесил их на весах. Эти монеты были одного веса. Теперь он точно мог сказать, какая из его монет
была фальшивая. Как за одно взвешивание ему удалось это определить?
- У кошки Мурки 4 котенка – 3 белых и черный. Котят посадили в две корзины – по 2 в каждую. Корзины за-
крыли крышками. Если из одной корзины достали черного котенка, какой по цвету котенок остался в этой кор-
зине? Можно ли сказать, какой по цвету котенок останется, если достали белого?
- В саду распустились 5 астр и 7 георгинов. Девочка сорвала 7 цветов. Ответь:
*Был ли среди них хотя бы 1 георгин?
*Была ли среди них хотя бы 1 астра?
- Инопланетянин, прилетев на планету Земля, в понедельник воскликнул АМ! Во вторник – МА! В среду – АМ-
АМ! Что он скажет в четверг?
Задания на активный перебор вариантов отношений. Смекалка. Логика.
- В доме живут Коля и Наташа. Наташа гуляет около дома, где Коля?
-4-
- Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок на дубе?
- Один ослик нес 10 кг ваты, другой – 10 кг сахара. У кого поклажа тяжелее?
- Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало у крышки этого стола?
- Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей?
- Масса (вес) дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапах 3 кг. Сколько будет весить собачка,
если она встанет на 4 лапы?
- Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый из них?
- Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой шел без товара?
- У бабушки Даши внучка Маша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько внуков у бабушки?
- На столе стояло 3 стакана с вишнями. Костя съел вишни из одного стакана и поставил пустой стакан на стол.
Сколько стаканов на столе?
- 4 Маринки шли по тропинке, 4 Маринки нашли по картинке.
А если бы 10 Маринок пошли, сколько картинок Маринки б нашли?
- На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила Аленушку и братца Иванушку съесть по 2 яблочка. Сколько
яблок осталось на яблоньке?
- На лугу прыгало 3 кузнечика. К ним в гости пришел ежик. Сколько насекомых на лугу?
- На ветке сидело 4 попугая. Кот прыгнул и ни одного не поймал. Сколько попугаев осталось сидеть на ветке?
- На сосне созрело 3 банана. Сорвали 2 банана. Сколько бананов осталось?
- Батон разрезали на 3 части. Сколько разрезов сделали?
- Сколько хвостов у пяти бесхвостых обезьян?
-5-
- Сколько звезд на небе?
- Ваня составил из 5 палочек пятиугольник, потом одну палочку убрал, а из оставшихся сложил другой много-
угольник. Какой многоугольник получился у Вани?
- Как узнать, давно ли стоит возле дома машина или только что подъехала?
- Марина и Оля – сестры. Марина сказала, что у нее есть 2 брата и Оля сказала, что у нее есть 2 брата.
Сколько детей в семье?
- Чем можно измерить глубину океана и ведра, мыслей и знаний?
- У доски стоят три мальчика – Дима, Витя, Сережа. Витя посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним,
не перемещая его?
- Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата находится круг. Где находится квадрат. Сде-
лай рисунок.