Автор: Кулигина Анна Леонидовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г.Артем, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Трудные дети
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5" с. Кневичи Артемовского городского округа
Статья в электронных СМИ:
«ТРУДНЫЕ ДЕТИ»
Автор: Кулигина Анна Леонидовна
Организация: МБДОУ «Детский сад №5»
Населенный пункт: Приморский край, г. Артем, с. Кневичи
Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то,
что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или, наоборот, очень робки.
Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном
развитии невнимательны на занятиях. Плохо воспринимают программный
материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной
адаптации - неумение общаться со взрослыми и сверстниками, высокая
конфликтность.
К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения
ребёнка, пытаются ругать, наказывать, тем самым ещё больше усугубляя его
неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный
подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины
эмоционального "неблагополучия".
Во-первых, неблагоприятная обстановка дома. От опытного воспитателя
не укроется подобное обстоятельство. Ведь своё отношение к "домашним
проблемам" ребёнок обязательно отражает в рассказах о семье, в рисунках,
играх. Например, Ваня, придя в детский сад после выходных дней, всегда
говорит о том, что дома ему было скучно. Родители занимались своими
делами, погулять или поиграть с ребенком им было некогда, и он весь день
рисовал. В группе же Ваня - заводила, всегда предлагает темы совместных
игр, участвует в распределении ролей. Денис - очень переживает из-за
конфликтов между мамой и папой. Мальчик добрый, но неуверенный в себе,
робкий, стеснительный, часто плачет. И когда воспитатели приобняв
мальчика, ласково спрашивают: "Что случилось у тебя, Дениска?", мальчик
тихонько рассказывает о том, как ему было страшно, когда папа на маму
кричал и как ему было маму жалко. В таком случае можно сказать так: "Не
переживай, мама с папой взрослые, они сами разберутся. Всё будет хорошо."
Во-вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда
деформирована самооценка (занижена, завышена или противоречива и
неустойчива). Например, Аня на вопрос о том, какая она девочка, отвечает:
"Я не знаю, потому что иногда хорошо себя веду, иногда плохо. Вообще-то,
мама думает, что я плохая". Олег - так себя характеризует: "Папа часто меня
ругает, когда я хулиганю, говорит, что я плохой. Я немного хорошо себя веду,
а немного плохо, но я - хороший".
В-третьих, для "трудных" детей характерен повышенный уровень
тревожности (реже - пониженный). Такие дети робки, беспокойны,
неуверенны в себе. К примеру, Серёжа всегда сомневается в себе и в своих
силах. Никогда не участвует в главных ролях, он вообще опасается того, что
его не примут в игру. Всегда думает, что не получится рисунок, аппликация.
И даже если результат налицо, обычно он недоволен им. Встречаются и такие
дети, которые подвержены разнообразным страхам. Часто испытывают
чувство тревоги за себя, своих близких. В течение дня несколько раз подходят
с вопросами: "А за мной мама придёт? А я буду играть с ребятами на улице?".
Для выявления эмоциональных нарушений у дошкольников существуют
специальные методы.
Детский рисунок на тему "Моя семья"
Для определения характера внутрисемейных взаимоотношений. По этой
методике педагог работает индивидуально с каждым ребёнком. При этом
фиксируются все проявления детей в процессе рисования (спонтанные
высказывания, паузы, разновидности штриховки во время изображения
различных объектов). Можно проводить рисование с подгруппой
дошкольников (8-10 чел.) в свободное время. Важно правильно разместить
детей: они должны сидеть достаточно изолированно друг от друга. Детям
предлагаются чистые листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель даёт
следующую инструкцию: "Нарисуйте цветными карандашами свою семью,
кто как может". Наблюдая за действиями детей, педагог отмечает, сразу, или
несколько помедлив, начал работать ребёнок и в какой последовательности
он рисует членов семьи. После выполнения задания проводится краткая
беседа с каждым ребёнком: кого он изобразил; что делают эти люди на
рисунке; кого из членов семьи он не нарисовал, и по каким причинам. Далее
воспитатель анализирует рисунки детей по следующим параметрам:
1.
Цветовая
характеристика
(всего
рисунка
и
каждого
персонажа
в
отдельности).
Преобладание
ярких
светлых
тонов
говорит
о
позитивном восприятии данного члена семьи; тёмных, мрачных тонов
- о негативном.
2.
Пространственное
расположение
персонажей
(показатель
эмоциональной
близости).
То
есть,
как
размещены
члены
семьи
относительно друг друга: рядом, взявшись за руки, образуют пары
или тройки; рядом, но не вместе, есть ли промежутки; отдалены ли
барьерами или неодушевлёнными предметами.
3.
Состав
изображённой
семьи
(соответствует
реальному
составу;
уменьшение
за
счёт
исключения
каких-либо
членов
семьи;
увеличение
за
счёт
"введения"
в
семью
друзей,
воспитателя,
животных).
Отсутствие
какого-либо
члена
семьи
выражает
стремление "избавиться" от него в эмоциональном плане, введение
дополнительных
членов
семьи
также
свидетельствует
о
недо статочной
удовлетворённо сти
ребёнка
общением
с
окружающими его дома людьми.
4.
Величина изображённых персонажей: кто доминирует (возвышается),
кто
"занижен"
(неправдоподобно
мал).
Если
ребёнок
рисует
себя
большим, то возможно, предположить, что он преувеличивает свою
значимость в семье, если же рисует себя слишком маленьким, то это
говорит о его неуверенности в себе.
Анализируя работы детей, воспитатель должен следовать таким принципам:
Во-первых, следует помнить, что результат изображения детьми может
зависеть
от
разных
причин:
их
настроения,
самочувствия,
взаимоотношения с родителями на данный период времени, даже от
изобразительных навыков ребёнка.
Во-вторых,
желательно
провести
рисование
на
тему
"Моя
семья"
повторно и сделать сравнительный анализ рисунков.
В-третьих, результатом этой методики являются не научные факты,
подтверждённые
цифрами,
а
лишь
предположения,
зависящие
в
известной мере от того, кто интерпретирует рисунок.
Главное - это сотрудничество с родителями, даже если очевидно явное
эмоциональное неблагополучие ребёнка, выраженное в рисунке. Поэтому
первые результаты рисования (особенно отрицательные), лучше не доносить
до сведения родителей, а дополнить их другими методами исследования
эмоционального состояния ребёнка.
"Лесенка" или "Самооценочная шкала"
Шкала представляет собой "лесенку", состоящую из шести ступенек,
окрашенных в различные цвета: от тёмных внизу, "где живут плохие дети", до
ярких, радостных наверху, "где живут самые хорошие дети". Проведение
такой методики не представляет особого труда и может осуществляться
воспитателем в свободное время индивидуально с каждым ребёнком. Даётся
следующая инструкция: "Посмотри внимательно на эту лесенку. На самой
нижней ступеньке живут очень плохие дети, на второй - чуть получше, но
тоже плохие. На третьей - неплохие дети, на четвёртой - хорошие, на пятой -
очень хорошие. На шестой - самые лучшие, самые умные и самые добрые
дети. На какой ступеньке живёшь ты? На какую ступеньку тебя поставил бы
воспитатель? Лучший друг? Объясни свои действия" Ответы детей могут
быть самые разные. У кого заниженная самооценка скажут, что живут на
первой ступеньке, так как привыкли, что окружающие их постоянно ругают,
называют плохими. Или им кажется из-за неуверенности в себе, что у них всё
плохо. Но могут и сказать, что живут на самой верхней ступеньке, им хочется
исправиться, таким детям надо помочь стать лучше. Дети самоуверенные в
себе, с завышенной самооценкой, как правило, говорят, что живут в верхней
ступеньке. Воспитателю рекомендуется попросить ребёнка объяснить свою
точку зрения, чем ребёнок обоснует свою позицию на "лесенке", тем самым
"спуская его с небес на землю".
Ответы детей записываются, обсчитываются (в виде условных единиц) по
шестибальной шкале. Полученные результаты, позволяющие сделать вывод
об эмоциональном состоянии ребёнка, дают материал для бесед с
родителями. Конечно же, родители будут поражены сведениями. Возможны
даже негативные реакции на услышанное или увиденное. Педагогу важно
правильно разъяснить, "вырулить" из ситуации. То, что вы увидите,
практически не связано с изобразительными навыками (методика рисунка
"Моя семья"). Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у
них примерно одинаковы. Кроме того, Вы прекрасно знаете другие работы
своих детей - они неоднократно выставлялись для просмотра в группе.
Связано это, в первую очередь с эмоциональным дискомфортом ребёнка в
семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его
душевного состояния. Дети всегда понимают, любят ли их родители и
значимы ли они для них, и в соответствии с этим формируют своё отношение
к ним, проявляя его в высказываниях и поступках.
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка - это основные жизненные
потребности ребёнка. Никогда и не при каких условиях у него не должно
возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической
защищённости. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете
ребёнку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными
способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: "Я очень
скучала по тебе, пока была на работе", "Я очень люблю играть с тобой" и т.д.
Обнимайте ребёнка несколько раз в день, говорят, что четыре объятия
совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего
самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребёнку, но и
взрослому. Удовлетворение потребности в любви и приятии - необходимое
условие нормального психического развития детей. Если они не получают
знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными
словами, эмоциональные нарушения. Дошкольный возраст - самое
подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе,
своих силах, построить гармоничные взаимоотношения в семье. Позже это
будет сделать очень трудно.