Напоминание

Трудные дети


Автор: Кулигина Анна Леонидовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г.Артем, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Трудные дети
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5" с. Кневичи Артемовского городского округа

Статья в электронных СМИ:

«ТРУДНЫЕ ДЕТИ»

Автор: Кулигина Анна Леонидовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №5»

Населенный пункт: Приморский край, г. Артем, с. Кневичи

Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то,

что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или, наоборот, очень робки.

Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном

развитии невнимательны на занятиях. Плохо воспринимают программный

материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной

адаптации - неумение общаться со взрослыми и сверстниками, высокая

конфликтность.

К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения

ребёнка, пытаются ругать, наказывать, тем самым ещё больше усугубляя его

неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный

подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины

эмоционального "неблагополучия".

Во-первых, неблагоприятная обстановка дома. От опытного воспитателя

не укроется подобное обстоятельство. Ведь своё отношение к "домашним

проблемам" ребёнок обязательно отражает в рассказах о семье, в рисунках,

играх. Например, Ваня, придя в детский сад после выходных дней, всегда

говорит о том, что дома ему было скучно. Родители занимались своими

делами, погулять или поиграть с ребенком им было некогда, и он весь день

рисовал. В группе же Ваня - заводила, всегда предлагает темы совместных

игр, участвует в распределении ролей. Денис - очень переживает из-за

конфликтов между мамой и папой. Мальчик добрый, но неуверенный в себе,

робкий, стеснительный, часто плачет. И когда воспитатели приобняв

мальчика, ласково спрашивают: "Что случилось у тебя, Дениска?", мальчик

тихонько рассказывает о том, как ему было страшно, когда папа на маму

кричал и как ему было маму жалко. В таком случае можно сказать так: "Не

переживай, мама с папой взрослые, они сами разберутся. Всё будет хорошо."

Во-вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда

деформирована самооценка (занижена, завышена или противоречива и

неустойчива). Например, Аня на вопрос о том, какая она девочка, отвечает:

"Я не знаю, потому что иногда хорошо себя веду, иногда плохо. Вообще-то,

мама думает, что я плохая". Олег - так себя характеризует: "Папа часто меня

ругает, когда я хулиганю, говорит, что я плохой. Я немного хорошо себя веду,

а немного плохо, но я - хороший".

В-третьих, для "трудных" детей характерен повышенный уровень

тревожности (реже - пониженный). Такие дети робки, беспокойны,

неуверенны в себе. К примеру, Серёжа всегда сомневается в себе и в своих

силах. Никогда не участвует в главных ролях, он вообще опасается того, что

его не примут в игру. Всегда думает, что не получится рисунок, аппликация.

И даже если результат налицо, обычно он недоволен им. Встречаются и такие

дети, которые подвержены разнообразным страхам. Часто испытывают

чувство тревоги за себя, своих близких. В течение дня несколько раз подходят

с вопросами: "А за мной мама придёт? А я буду играть с ребятами на улице?".

Для выявления эмоциональных нарушений у дошкольников существуют

специальные методы.

Детский рисунок на тему "Моя семья"

Для определения характера внутрисемейных взаимоотношений. По этой

методике педагог работает индивидуально с каждым ребёнком. При этом

фиксируются все проявления детей в процессе рисования (спонтанные

высказывания, паузы, разновидности штриховки во время изображения

различных объектов). Можно проводить рисование с подгруппой

дошкольников (8-10 чел.) в свободное время. Важно правильно разместить

детей: они должны сидеть достаточно изолированно друг от друга. Детям

предлагаются чистые листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель даёт

следующую инструкцию: "Нарисуйте цветными карандашами свою семью,

кто как может". Наблюдая за действиями детей, педагог отмечает, сразу, или

несколько помедлив, начал работать ребёнок и в какой последовательности

он рисует членов семьи. После выполнения задания проводится краткая

беседа с каждым ребёнком: кого он изобразил; что делают эти люди на

рисунке; кого из членов семьи он не нарисовал, и по каким причинам. Далее

воспитатель анализирует рисунки детей по следующим параметрам:

1.

Цветовая

характеристика

(всего

рисунка

и

каждого

персонажа

в

отдельности).

Преобладание

ярких

светлых

тонов

говорит

о

позитивном восприятии данного члена семьи; тёмных, мрачных тонов

- о негативном.

2.

Пространственное

расположение

персонажей

(показатель

эмоциональной

близости).

То

есть,

как

размещены

члены

семьи

относительно друг друга: рядом, взявшись за руки, образуют пары

или тройки; рядом, но не вместе, есть ли промежутки; отдалены ли

барьерами или неодушевлёнными предметами.

3.

Состав

изображённой

семьи

(соответствует

реальному

составу;

уменьшение

за

счёт

исключения

каких-либо

членов

семьи;

увеличение

за

счёт

"введения"

в

семью

друзей,

воспитателя,

животных).

Отсутствие

какого-либо

члена

семьи

выражает

стремление "избавиться" от него в эмоциональном плане, введение

дополнительных

членов

семьи

также

свидетельствует

о

недо статочной

удовлетворённо сти

ребёнка

общением

с

окружающими его дома людьми.

4.

Величина изображённых персонажей: кто доминирует (возвышается),

кто

"занижен"

(неправдоподобно

мал).

Если

ребёнок

рисует

себя

большим, то возможно, предположить, что он преувеличивает свою

значимость в семье, если же рисует себя слишком маленьким, то это

говорит о его неуверенности в себе.

Анализируя работы детей, воспитатель должен следовать таким принципам:

Во-первых, следует помнить, что результат изображения детьми может

зависеть

от

разных

причин:

их

настроения,

самочувствия,

взаимоотношения с родителями на данный период времени, даже от

изобразительных навыков ребёнка.

Во-вторых,

желательно

провести

рисование

на

тему

"Моя

семья"

повторно и сделать сравнительный анализ рисунков.

В-третьих, результатом этой методики являются не научные факты,

подтверждённые

цифрами,

а

лишь

предположения,

зависящие

в

известной мере от того, кто интерпретирует рисунок.

Главное - это сотрудничество с родителями, даже если очевидно явное

эмоциональное неблагополучие ребёнка, выраженное в рисунке. Поэтому

первые результаты рисования (особенно отрицательные), лучше не доносить

до сведения родителей, а дополнить их другими методами исследования

эмоционального состояния ребёнка.

"Лесенка" или "Самооценочная шкала"

Шкала представляет собой "лесенку", состоящую из шести ступенек,

окрашенных в различные цвета: от тёмных внизу, "где живут плохие дети", до

ярких, радостных наверху, "где живут самые хорошие дети". Проведение

такой методики не представляет особого труда и может осуществляться

воспитателем в свободное время индивидуально с каждым ребёнком. Даётся

следующая инструкция: "Посмотри внимательно на эту лесенку. На самой

нижней ступеньке живут очень плохие дети, на второй - чуть получше, но

тоже плохие. На третьей - неплохие дети, на четвёртой - хорошие, на пятой -

очень хорошие. На шестой - самые лучшие, самые умные и самые добрые

дети. На какой ступеньке живёшь ты? На какую ступеньку тебя поставил бы

воспитатель? Лучший друг? Объясни свои действия" Ответы детей могут

быть самые разные. У кого заниженная самооценка скажут, что живут на

первой ступеньке, так как привыкли, что окружающие их постоянно ругают,

называют плохими. Или им кажется из-за неуверенности в себе, что у них всё

плохо. Но могут и сказать, что живут на самой верхней ступеньке, им хочется

исправиться, таким детям надо помочь стать лучше. Дети самоуверенные в

себе, с завышенной самооценкой, как правило, говорят, что живут в верхней

ступеньке. Воспитателю рекомендуется попросить ребёнка объяснить свою

точку зрения, чем ребёнок обоснует свою позицию на "лесенке", тем самым

"спуская его с небес на землю".

Ответы детей записываются, обсчитываются (в виде условных единиц) по

шестибальной шкале. Полученные результаты, позволяющие сделать вывод

об эмоциональном состоянии ребёнка, дают материал для бесед с

родителями. Конечно же, родители будут поражены сведениями. Возможны

даже негативные реакции на услышанное или увиденное. Педагогу важно

правильно разъяснить, "вырулить" из ситуации. То, что вы увидите,

практически не связано с изобразительными навыками (методика рисунка

"Моя семья"). Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у

них примерно одинаковы. Кроме того, Вы прекрасно знаете другие работы

своих детей - они неоднократно выставлялись для просмотра в группе.

Связано это, в первую очередь с эмоциональным дискомфортом ребёнка в

семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его

душевного состояния. Дети всегда понимают, любят ли их родители и

значимы ли они для них, и в соответствии с этим формируют своё отношение

к ним, проявляя его в высказываниях и поступках.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка - это основные жизненные

потребности ребёнка. Никогда и не при каких условиях у него не должно

возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической

защищённости. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете

ребёнку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными

способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: "Я очень

скучала по тебе, пока была на работе", "Я очень люблю играть с тобой" и т.д.

Обнимайте ребёнка несколько раз в день, говорят, что четыре объятия

совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего

самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребёнку, но и

взрослому. Удовлетворение потребности в любви и приятии - необходимое

условие нормального психического развития детей. Если они не получают

знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными

словами, эмоциональные нарушения. Дошкольный возраст - самое

подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе,

своих силах, построить гармоничные взаимоотношения в семье. Позже это

будет сделать очень трудно.



В раздел образования




Яндекс.Метрика