Автор: Ракитских Галина Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ" Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков№4" г. Курчатова Курской области
Населённый пункт: г. Курчатов Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных УУД при обучени иностранным языкам
Раздел: среднее образование
Формирование коммуникативных УУД на уроках английского
языка
Из опыта работы учителя английского языка высшей
квалификационной категории МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углублённым изучением
иностранных языков № 4» г. Курчатова
Ракитских Галины Васильевны
С 2014 года по 2017 год я работала на стажировочной площадке по
иностранному языку. Тема экспериментальной работы «Формирование
ключевых компетенций учителя и ученика как фактор повышения качества
знаний в рамках проекта Программы развития «Качественное
лингвистическое образование». Предмет исследования: процесс
формирования ключевых компетенций учителя и ученика.
Задача практического овладения иностранным языком требует поиска путей
совершенствования обучения речевым умениям и организации языкового
материала, так как овладение словарем играет большую роль в развитии
речевых умений обучающихся в современных условиях при сдаче устного
экзамена по иностранному языку должно наблюдаться такое понятие как»
варьирование лексики». Поэтому в рамках изучения лексики необходимо
говорить о формировании коммуникативных УУД. Только лишь
целенаправленная работа может привести к формированию
коммуникативных УУД. Мы знаем, что при презентации и отработке ЛЕ
нужно обязательно создавать коммуникационный фон, коммуникативную
направленность, которая и будет способствовать ученикам употреблять слова
в речи.
В рамках изучения иностранного языка мы говорим о коммуникативных УУД
как:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(определение функций);
- способах взаимодействия (постановка вопросов-инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации);
- умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение
монологической-диалогической речью согласно нормативам грамматики и
синтаксиса).
Для развития коммуникативных УУД я использую следующие технологии:
- информационно-коммуникативные
- технология интерактивного обучения
- метод проектов
Хотелось бы остановиться на технологии интерактивного обучении и методе
проектов, которые я использую для работы с обучающимися 7 «А» и 4 «А»
классов. Так, на начальном этапе обучения иностранному языку говорение
непосредственно связано с участием обучающихся в разных видах диалогов
таких как диалог-расспрос и этикетный диалог.
С обучающимся 7 «А» класса мы вступили в группу в социальных сетях
«Facebook», которая называется «Our International Friends», на протяжении
многих лет ведем переписку с обучающимися из Колумбии, обмениваемся
видеороликами на темы: «Seasons», «My favorite season», «Motherland», «My
native town», «Russian Winter Festivals,» «Russian traditions and customs»,
«Museums and Galleries», где обучающиеся демонстрируют свои познания
языка как в монологической, так и диалогической речи, рассказывая о
российских традициях и обычаях: «Cucumber Festival in Suzdal» (Праздник
Огурца в Суздале»,» Russian Stacking Doll»( Матрешка), рассказывая и
показывая на слайдах историю развития русской матрешки.
Особый интерес у наших партнеров по сотрудничеству вызвал наш
школьный музей – музей Курчатовского учительства, который является
единственным в Курской области. Мы создали презентацию и сняли ролик о
нашем школьном музее и на английском языке рассказали о его роли и
функции в жизни школы и нашего города. О школьном музее учительства мы
рассказываем также и нашим зарубежным гостям (студентам и
преподавателям из США, которые приезжают в нашу школу каждый год.)
Сценарий встречи иностранных гостей:
P1: Dear guests, we welcome you to our school. Now we are in our school
museum, it is named «Museum of Teaching». This museum is dedicated to the life
and work of whole generations of teachers in our city. It`s the only in our region
and we are very proud of it!
P2: The museum was founded in 2010 and since then has become a high
reputation. Delegations from different places of our region visit it every year.
P3: We have collected rich material about teacher dynasties and use it in preparing
for history lessons and English when we study topics» «Сareer and Jobs», «Life of
Great People» and others.
Teacher:
Our school museum is designed to show that pedagogy is worthy of
respect and that the teacher profession still remains in demand.
Коммуникативный фон, создаваемый ситуациями при презентации,
направляет внимание ученика на высказывание с изученными ЛЕ и
РО.
Поэтому можно сказать, что проигранные ситуации позволяют:
- активизировать у обучающихся речевые возможности, вносят разнообразие
в учебный процесс;
- развивают творчество школьников;
- учат организовывать свою деятельность.
Считаю, что такой вид работы как проекты, очень убедительно доказывают
желание детей изучать иностранный язык, особенно для общения со своими
зарубежными сверстниками.
Много фотографий с комментариями на английском языке мы отослали в
Колумбию, а видеоролики о нашем городе «My native town Kurchatov», «My
school», «School Life» можно посмотреть в социальной сети «Facebook».
S
В заключении хотелось бы сказать, что знание иностранных языков,
владение иностранными языками является сейчас важнейшим фактором
успешного самоопределения личности. Вступая в диалог культур, мы уделяем
должное внимание проблеме воспитания толерантного отношения к другим
культурам, прививая интерес и уважение к ним.