Напоминание

Игроритмика «Солнечные лучики»


Автор: Туникова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №32 "Сказка"
Населённый пункт: Город Клинцы, Брянская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа социально–педагогический направленности
Тема: Игроритмика «Солнечные лучики»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №32 «Сказка»

г. Клинцы, Брянской области

Принято Утверждено

Педагогическим советом МБДОУ- Заведующей МБДОУ

детский сад компенсирующего вида детский сад компенсирующего вида

№ 32 «Сказка» № 32 «Сказка»

Протокол № от 201 г Приказ № от 201 г.

Дополнительная общеобразовательная

программа социально-педагогический

направленности

Игроритмика «Солнечные лучики»

Возраст обучающихся 5 – 7 лет

Срок реализации 2 года

Автор-составитель

Туникова Галина Николаевна

г. Клинцы, 2018г

.

1

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка ------------------------------------------------------------- 3

1.2. Цели и задачи обучения------------------------------------------------------------- 5

1.3. Принципы и подходы к обучению ------------------------------------------------ 8

1.4. Характеристика возрастных особенностей контингента обучающих ---- 15

1.5. Планируемые результаты освоения курса обучения ----------------------- 21

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы и виды образовательной деятельности --------------------------------- 22

2.2. Особенности методики работы. ---------------------------------------------------- 26

2.3. Примерная структура НОД ----------------------------------------------------- 28

2.4. Календарный учебный график ------------------------------------------------------ 29

2.4.1. Учебно-тематический план ------------------------------------------------------- 30

2.5. Режим дополнительной образовательной деятельности на

2018-

2019 уч. год --------------------------------------------------------------------------- 32

2.6. Перспективный план. ----------------------------------------------------------------- 33

2.7. Оценочные материалы ------------------------------------------------------------- 37

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально техническое обеспечение программы. -------------------------- 38

Литература ---------------------------------------------------------------------------- 39

Приложение

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игроритмика»

направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и

рассчитана на два год обучения – от 5 до 7 лет.

В программе «Игроритмика» представлены различные разделы, но основными

являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды

упражнений и креативная гимнастика.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика,

игрогимнастика, игротанец.

В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: игропластика, пальчиковая

гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры.

В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и

специальные задания.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой

метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму,

облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный

фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих

способностей ребёнка.

Актуальность программы

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи и

двигательной активности у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное

увеличение количества детей, имеющих координационные , двигательные

нарушения , и речевые нарушения . Причины роста двигательно- речевой

патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка,

несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей,

увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы,

информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с

ребенком телевидением, интернетом.).

Наблюдая за детьми, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у

детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические

проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность,

тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость,

трудности поведения. Наблюдаются патологические движения, синкинезии,

многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности

3

действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической

моторики, нарушение координации речи с движением.

В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия,

внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости

мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

В век гиподинамии , повального увлечения игровыми компьютерными

программами –родители зачастую недооценивают ценность двигательной и

речевой активности детей.

Ребенок, который увлечен компьютерными играми – не бегает и не мешает

родителям .

Однако у него идет застой в системе кровообращения, дыхания, искривляется и без

того не окрепший позвоночник. Дети часами сидят в одном положении , что

совершенно не способствует правильному формированию всех органов и систем

дошкольника.

Неразвитая мелкая моторика рук приводит к нарушению или позднему речевому

развитию детей. Кроме того многие дети рождены уже с диагнозом гипоксия плода,

с диагнозом недоношенность и многими другими.

В создавшихся условиях в помощь в решении данной проблемы может быть

применена данная комплексная программа , которая развивает детей сразу в

нескольких направлениях: развитие двигательных умений и навыков, речевая

коммуникативных способностей , формирование эмоциональной сферы.

Новизна программы «Игроритмика»

заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана

на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости

варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее

содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

А также предоставляет возможность для развития творческих способностей

обучающихся. В образовательном процессе программы используются

инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-

ориентированные на игровые технологии.

4

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.

Целью программы является комплексное развитие детей 5-7 лет, формирование

пластичности, ритмичности, выразительности движений, координации движений и

речи, развитие творческих проявлений у детей дошкольного возраста содействие

всестороннему развитию личности средствами ритмической гимнастики.

Задачи:

1. Укрепление здоровья: - содействовать развитию и функциональному

совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой, и

нервной систем организма;

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- формировать правильную осанку.

2.

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с

музыкой;

- формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных

движений;

- развивать координацию, гибкость, выносливость;

- развивать мелкую моторику.

3.

Развитие творческих и созидательных способностей детей:

- формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;

- развивать мышление, воображение, находчивость,

- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

Программа рассчитана на два года обучения – старшая, подготовительная группа

детского сада. В программе представлены следующие разделы:

- Игроритмика,

-Танцевально-ритмическая гимнастика,

- Музыкально-подвижные игры,

- Хореографические упражнения,

- Танцевальные щаги,

- Игропластика, акробатические упражнения,

- Креативная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж

Все разделы программы объединяет метод игровых технологий , который придает

учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс

запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,

способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей

ребенка.

5

При распределении разделов программы по годам обучения учитывались основные

принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические

возможности и психологические особенности детей 5-7 лет. Занятия проводятся 2

раза в неделю. Продолжительность занятий: не более 30 минут. Включены в

режимные моменты ДОУ.

Раздел программы: «Игроритмика» является основой для развития чувства

ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и

координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее

структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам

музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для

согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры (Приложение 1).

Раздел программы: «Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь

представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет

целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения,

входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей,

решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности,

двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-

коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов

(Приложение 2).

Раздел программы: «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике

развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы

древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в

игровой сюжетной форме). Использование данных упражнений, кроме радостного

настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать,

погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения

(Приложение 3).

Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и

суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению

позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так

же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и уверенности в

себе

Раздел программы: «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой

для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.

Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только

обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие

на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором,

необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все

подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание

малышей и легко запоминаются (Приложение 4).

6

Раздел программы: «Строевые упражнения» являются средством организации

занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения

способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно

находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг

за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов (Приложение 5).

Раздел программы: «Игровой самомассаж» является основой закаливания и

оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой

форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения

способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,

развивая навык собственного оздоровления (Приложение 6).

Раздел программы: «Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения,

применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом

деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания,

образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для

достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике (Приложение 7).

Раздел программы: «Креативная гимнастика» предусматривает

целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений,

специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки,

творческой инициативы. Благодаря этим играм создаются благоприятные

возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной

активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности

(Приложение 8).

Раздел программы: «Элементы хореографии». Они используются с целью

развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и

туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством

формирования осанки и культуры движений (Приложение 9).

Раздел программы: «Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание

основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения

птиц, зверей и т.д. (Приложение 10). Для детей среднего дошкольного возраста

предлагается следующая последовательность использования образов:

знакомые детям животные и птицы;

интересные предметы;

растения и явления природы;

люди, профессии.

7

1.2.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ.

При распределении разделов программы обучения учитывались основные

принципы дидактики, возрастные особенности, физические возможности и

психологические особенности детей данного возраста.

Общепедагогические принципы:

Для достижения цели образовательной программы использовались следующие

основные принципы:

1.

Принцип научности

2.

Принцип наглядности

3.

Принцип доступности

4.

Принцип активности и сознательности

5.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности

6.

Принцип развивающего обучения

7.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к

детям в обучении

Выдвижение на передний план социальной функции современного образования

заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации

процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Известная оторванность дошкольного учреждения от реального мира, строгий

научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ

воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными

процессы присвоения ребенком культурно - исторического опыта, развития и

саморазвития в осмысленной деятельности.

Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое

отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о

попытках преодоления вышеуказанного противоречия.

Воспитательная личностно ориентированная деятельность имеет своим

основанием новое понимание функции дошкольного учреждения, как открытого

социально-образовательного учреждения, оказывающего педагогическую помощь и

поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирующего имеющиеся

проблемы в их поведении и развитии. Последнее возможно только при условии

наличия доверия, партнерского взаимодействия и сотрудничества с родителями и

родственниками детей. В данной работе раскрыты способы и пути "выращивания"

совместного бытия значимых для ребенка взрослых - воспитателей и родителей, а

также возможности вовлечения в процесс обучения в детском саду целостного

социального пространства жизни детей, событий и ситуаций, имеющих для них

личностный смысл. При этом мы обращаемся к анализу как отечественной, так и

зарубежной современной теории и практики дошкольного образования.

8

Определение принципов обучения детей дошкольного возраста

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым

звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление

основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией

развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет,

когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и

интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических

процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период

дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять

педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития,

воспитания и обучения.

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к

трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно

находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая - обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса

имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и

психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и

воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но

по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче

дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою

воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех

этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание - обучающим.

Принципами обучения называют такие исходные положения, которыми пользуется

воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они

отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка,

определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при

различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере

развития психолого - педагогической науки они совершенствуются, приобретая

более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего

обучения и т. д.) .

Организационной формой обучения являются занятия, которые отличаются от

уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями, большей степенью

сотрудничества педагога с детьми. Главная особенность учебных занятий с

дошкольниками в том, что познавательная деятельность строится на основе

практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой.

Однако общие закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста

и младших школьников одни и те же. Знания этих принципов обеспечивают

продуктивность решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми

руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы

обучения получили в педагогике название - дидактические принципы обучения.

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность

педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Незнание принципов

9

или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение

знаний, формирование качеств личности ребенка.

Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все

стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей. В практике

используются следующие принципы обучения детей дошкольного возраста.

1. Принцип научности

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные

знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель

определенно формирует у детей конкретные представления, знания об

окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать

школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а

на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким

образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе

менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при

объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана

подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он

правильно отражал окружающую действительность, а с другой - был бы понятен и

доступен детям. Принцип научности обеспечивает формирование у детей

дошкольного возраста элементов диалектико - материалистического понимания

окружающего мира .

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж,

указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда

нужно начинать формирование элементов материалистического понимания

окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и

актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах

оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного

возраста?

2 Принцип наглядности обучение воспитание дошкольный

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления

ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым. При этом не

исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо

противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства - благоприятное время для постепенного

формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на

этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения - все

это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который

происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной

ступени - школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык,

представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные

мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и

сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с

конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало

потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы

способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей.

10

Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в

которых показано, что основная информация усваивается человеком через

зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается

мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и

занимает гораздо больше времени .

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада -

значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка

уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются

следующие виды наглядности:

1.предметная;

2.образная;

3.условно - символическая наглядность.

Используя предметную наглядность, показываю детям натуральные предметы

внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей,

фруктов).

При использовании образной наглядности показываю детям картины,

иллюстрации, слайды.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется, прежде всего, в связи с

сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации

самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования:

они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития

дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

3 Принцип доступности

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно

соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности.

Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми,

которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить

нельзя, то знания будут недоступны детям.

Однако, доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое

обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а

следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда

предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или

выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое

напряжение их умственных сил.

4 Принцип активности и сознательности

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к

учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими.

Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая

извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-

за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в

11

нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и

поведение ребенка, когда все до мелких деталей "разжевывает" сам, не опираясь на

активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только

"проглотить" очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает

практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его

развитие. Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление

детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции

лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. От воспитателя и

применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных

способностей и творческих сил ребенка .

5 Принцип систематичности, последовательности и постепенности

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают

всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от

уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого

к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом,

чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и

подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.

Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения

очередную "дозу" учебного материала. Каждая такая "доза", часть учебного

материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона

единства теории и практики. Конечно, связь с жизнью для маленьких детей

ограничена их возможностями. Их жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые

знания следует использовать в указанных видах деятельности.

6 Принцип развивающего обучения

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком

происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился.

То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети

постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно

учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом,

нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание

узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом

самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к

учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении

роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше

успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание

приобретать новые знания.

7 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к

детям в обучении

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте

12

мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются

различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и

воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются

систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы;

оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том,

чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и

преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии

ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 20 ребятишек

быстро схватывает учебный материал, а кто - медленно. Нельзя требовать от

дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к

нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего

развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных

обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях сажают

ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали

объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает,

развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто

отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя

торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное

отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду,

они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать

возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию

занятия, к умственному труду.

В работе воспитателя учитываются следующие параметры индивидуальности

ребенка:

1.характер переключения умственных процессов;

2.уровень знаний и умений;

3.работоспособность;

4.уровень самостоятельности и активности;

5.отношение к обучению;

6.уровень волевого развития.

Руководствуясь дидактическим принципами, можно достичь лучших результатов в

обучении детей дошкольного возраста.

Таким образом, названные выше принципы обучения придают единство

практической деятельности педагога и познавательной деятельности детей.

Методы, содержание, организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста

находятся в существенной зависимости от понимания педагогом принципов

обучения и умения применять их в своей деятельности.

Таким образом, для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было

эффективным и приносило хорошие результаты, достаточно соблюдать основные

принципы обучения:

13

1. Принцип обучения в игровой деятельности. Игровая деятельность в дошкольном

возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего

проводить занятия по обучению в игровой форме.

2. Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если

занятия интересны ребенку - он активно принимает в них участие и тем самым

знания усваиваются быстрее и надежнее.

3. Принцип наглядности. В работе с малышами этот принцип в обучении является

одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление.

Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

4. Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть

знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения

следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и

эффективно.

14

1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХ.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир,

окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль

деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования

самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная

физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей

этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики

помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается,

раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает

намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала,

более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех

познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается

фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется

восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по

возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку

геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;

ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую

музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна

быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в

пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение

времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее

устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности,

элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное

запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и

произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и

зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но

нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания,

развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное

мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с

15

использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К

наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых

связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть

перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия

собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития

словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании

объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные

причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный

опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять

основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает

способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится

доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.

Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении

стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется

грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются

синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста

сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и

воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос,

космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д.

Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной

деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких

второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль).

Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный

мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует,

проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как

игра отражает реальные социальные роли.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками,

в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского

сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных

симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими

группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во

взаимоотношениях и общении.

16

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к

совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между

собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает.

Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает

почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра,

основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта

деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация

важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка

навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в

связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного

характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего

мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают

себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети

создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных

характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам

в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника,

адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в

дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования,

выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и

познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода - становление процесса

произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции

Л.С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств.

Видоизменяются и формы выражения чувств.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный

субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения

лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется

мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных

по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие

делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает

регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое

плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и

возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает

чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и

смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая

самооценка детей представляет собой глобальное, положительное

недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием

эмоционального отношения со стороны взрослых.

17

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в

эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая

эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С

другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных

проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать

эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они

непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу

дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные

представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения –

ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя

«хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что

полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким

изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее

ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других

людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со

взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и

сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать

о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного

взаимодействия. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни

создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок

становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со

взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно

важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.

Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период

зарождается детская дружба. Они могут внимательно слушать друг друга,

эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно

сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в

общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя,

привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать

такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать

негативных форм поведения.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные

события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть

несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная

линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя

от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с

несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную

роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою

очередь выполняют ее указания).

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и

самостоятельное использование двигательного опыта.

18

В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей

о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может

различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например,

красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и

бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно

различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и

т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от

шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по

величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень

выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно

обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на

единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).

Внимание. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается

устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей

отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять

своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность

деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание

мальчиков мене устойчиво.

Память. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им

непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем

информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-

либо запомнить, используя при этом простейший механический способ

запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо

шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок

может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание:

разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события

рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство

─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут

использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его

помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к

определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические

связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно

запоминать информацию с использованием различных средств и способов,

непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца

дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Мышление. В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного

мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с

использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и

обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из

нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в

уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях

затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять

уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или

явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого,

непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание

19

изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения.

Классифицируют изображения предметов также по существенным,

непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо-видовой

принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность

успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с

тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается

речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения

существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых

понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными,

теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным

опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из

функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно

совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие

животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и

платья будет объединены, «потому что она его носит».

Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта,

однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены

на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки

ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания,

отличаются тщательностью их исполнения.

Развитие речи. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с

разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и

незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают

фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет

им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы

существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети

чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других

людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические

особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует

сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7

лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи

своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов,

пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей

понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или

неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также

переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское

понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам

задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами

других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут

последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте

высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы

его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно

использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7

годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на

протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода

20

она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной

деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий

самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более

устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного

источника получения информации о человеке и окружающем мире.

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Итогом работы является создание творческих программ, праздников,

тематических занятий, детских утренников, где дети используют не только

полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить

движения, танец образно, выразительно, в соответствии как с темпом, характером,

так и стилем музыкального и танцевального произведения.

Занятия привлекают с самых ранних лет хороший вкус, закладывают те добрые

основы, которые помогут им вырасти настоящими людьми. Эти занятия являются

хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы,

взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, радости.

Танец учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру,

развивает физическую силу, выносливость, легкость. Приобретается культура

движения, развиваются музыкальные способности, что способствует более тонкому

восприятию мира искусства и всего прекрасного.

Проявление самостоятельности, уверенности в себе, качественное исполнение

танцев, любовь и уважение к партнеру, к старшим, чувство коллективизма,

устойчивый интерес к танцевальному искусству, ко всему прекрасному.

21

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И ИХ ЗАДАЧИ.

1.

Танцевально- ритмческая гимнастика:

Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с

музыкой.

Задачи: развивать чувство ритма и координационно-двигательные способности

детей, позволяющие свободно, красиво и координационно правильно выполнять

движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру,

ритму, темпу.

Виды упражнений:

хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);

акцентированная ходьба;

движения руками в различном темпе;

хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт;

сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт;

выполнение ходьбы, бега, движений туловища в различном темпе;

акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта;

поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2счёта, на каждый счёт;

поочередное поднимание и опускание рук по линиям.

Игрогимнастика.

Задача: способствовать освоению ребёнком различных видов движений.

В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также

задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.

Строевые упражнения.

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, осваивать различные

виды движений, обеспечивающих эффективное

формирование двигательно-координационных умений и навыков, развивать у

детей способность к реакции и согласованности движений.

Виды упражнений:

построение в шеренгу и в колонну по команде;

повороты прыжком;

построение из одной шеренги в две;

ходьба и бег «змейкой»;

ходьба и бег врассыпную;

перестроение в три или четыре колонны по ориентирам;

ходьба и бег в колонне по диагонали зала;

22

ходьба и бег в колонне со сменой направления движения по команде

воспитателя;

перестроение в две колонны расхождением через одного через центр зала;

ходьба с перестроением парами;

ходьба с перестроением тройками.

Акробатические упражнения и элементы художественной гимнастики.

Задачи: развивать у детей мышечную силу, способность к равновесию, точности

выполнения движений, гибкость, пластичность,

формировать правильную осанку.

Виды упражнений:

группировки сидя, лёжа на спине;

перекаты в положении сидя, лёжа («орешек», «брёвнышко»);

равновесие на носках («балерина»);

равновесие, стоя на одной ноге («петушок», «цапля», «ласточка»);

равновесие в упоре сидя («самолёт»);

на гибкость («мостик», «кольцо», «шпагат», «берёзка», «птица», «книжка»);

на формирование осанки («стрела», «ракета», «веточка», «змея»).

Игротанец.

Задачи: способствовать формированию у детей танцевальных движений,

доставлять эстетическую радость занимающимся.

В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и

элементы различных танцев: народного, бального, современного.

Танцевальные шаги.

Задачи: содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать

движения с музыкой, формировать навыки выразительности, грациозности и

изящества танцевальных движений.

Виды упражнений:

шаг с носка, на носках;

приставной шаг в сторону с приседанием, с хлопком;

шаг с подскоком;

скрестный шаг;

русский хороводный;

шаг с поворотом на 180*, на 360*;

галоп прямой и боковой;

шаг с притопом;

русский шаг-«припадание»;

«гармошка»;

23

«ковырялочка»;

тройной шаг с притопом;

комбинации из танцевальных шагов.

2. Нетрадиционные виды упражнений:

Игропластика.

Задачи: развитие мышечной силы и гибкости, обретение ребёнком

умиротворенности, открытости и внутренней свободы.

Пальчиковая гимнастика.

Задачи: развитие ручной умелости, мелкой моторики, обогащение внутреннего

мира ребёнка, оказание положительного воздействия на улучшение памяти,

мышления, развитие фантазии.

Игровой самомассаж.

Задачи: закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком

радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного

стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

Варианты упражнений:

«Носом - вдох, а выдох – ртом»;

«Вороны»;

«У меня спина прямая»;

«Разотру ладошки сильно»;

«Руки к солнцу поднимаю»;

«Я лежу на воде, как медуза на спине»;

«Шалтай – Болтай сидит на стене»;

«Ныряние»;

«Подуем на плечо, подуем на другое»;

«Руки кверху поднимаем»;

«Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем»;

«Один, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать».

«Ветер дует нам в лицо»;

«Ладошки, ладошки, утюжки- недотрожки»;

«Вот встречаются зайчата, как погреться нам ребята»;

«Ручки разотру, тепло сохраню».

Музыкально – подвижные игры.

Задачи: содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения

согласовывать движения с музыкой; развивать скоростно-силовые и

координационные способности, формировать навыки самостоятельного выражения

движений под музыку,

24

используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации,

соревнования.

Варианты игр:

«Найди своё место»;

«Нитка – иголка»;

«Мы – весёлые ребята»;

«Совушка»;

«Цапля и лягушки»;

«У медведя во бору»;

«Море волнуется»;

«Ровным кругом»;

«Карлики и великаны»;

«Два мороза»;

«Космонавты»;

«Музыкальные стулья»;

«Музыкальные змейки»;

«Волк во рву»;

«Запев – припев»;

«Горелки»;

«Эхо»;

«Мы пойдём сначала вправо»;

«Магазин игрушек»;

«Мяч по кругу»;

«Давайте все делать как я»;

«Лавота»;

«Ну-ка повторяй»

«Это что за маскарад».

2.

Креативная гимнастика.

Музыкально-творческие игры.

Специальные задания.

Задачи: способствовать развитию выдумки, творческой инициативы, создавать

благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их

познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

25

2.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ

Для овладения разнообразием движений, комбинаций и упражнений, входящих в

программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения упражнениям и танцам ,речедвигательным

упражнениям можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению ,

логоритмическому упражнению);

Этап углубленного разучивания упражнения (использование в играх , песенках ,

хороводах.миниатюрах)

Этап закрепления и совершенствования упражнения (законченного образца).

Начальный этап обучения -характеризуется созданием предварительного

представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает,

объясняет и демонстрирует упражнения (движения), с привлечением игрушек ,

предметов , активизируя все анализаторы детей, а дети пытаются воссоздать

увиденное, опробуют упражнение.

Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия

для формирования его образа, активизирует работу ЦНС детей.

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и

понятным, желательно в зеркальном изображении. Показ упражнения является

наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для дошкольников,

где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором.

Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует

представление о нем и о способе его выполнения.

Объяснение технике исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую

ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким, с

использованием различных наглядных средств( игрушек , картин, предметов)

Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при

дальнейшем формировании двигательного навыка. Воспитанник впервые

выполняет упражнение на основе тех представлений, которые он получил. Важно,

чтобы между ощущениями первой попытки и уже создавшимся представлении об

упражнении (на основе его названия, показа и объяснения) не было больших

расхождений.

По первым попыткам выполнения упражнения педагог может судить, как

обучаемый понял свою задачу, и в зависимости от этого планировать дальнейший

путь обучении. При обучении несложным упражнениям (например, основные

движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.).

Начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. Педагог

должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего

формирования представления о технической основе упражнения.

При проведении занятия, необходимо использовать разнообразные методические

приемы обучения двигательным и речевым действиям. Так, образные сравнения,

приводимые в объяснении движения, помогают детям правильно его осваивать, так

как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно

действовать, сопереживать. Положительные эмоции при игровом обучении,

похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Необходимо

26

увлекать, заинтересовывать ребят – только тогда обучение движениям будет

эффективным.

Успех начального этапа обучения зависит также от умелого и своевременного

предупреждения и исправления ошибок. Это дополнительные и ненужные

движения, несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность

основных мышечных групп, значительное наклонение от направления и амплитуды

движений, искажения общего ритма упражнения. Данные ошибки являются

характерными на стадии формирования умения.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз,

закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение

упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его

деталей. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с

предыдущим этапом.

На втором этапе –углубленного разучивания успех упражнения зависит и от

активности обучаемых. Повышению активности детей способствуют изменение

условий выполнения упражнения, постановка определенных двигательных задач. С

этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее

исполнение. Другим эффективным методом является запоминание упражнения с

помощью представления – «идеомоторной тренировки». В этом случае дети

создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку,

а затем и без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его

деталей, двигательных действий. Только тогда, когда выполнение изучаемого

упражнения отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает

определенную школу движений, связь речи , движения и ритма

Создают целостный образ у детей.

Третий этап -закрепления и совершенствования характеризуется образованием

двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь

применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль

приобретают методы разучивания в целом – соревновательный и игровой.

По мере многократного повторения упражнения двигательный и речевой навык

формируется в основном варианте. Задача педагога на этом этапе состоит не только

в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для

формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было

бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Здесь необходимо,

совершенствуя качество исполнения упражнения, формировать индивидуальный

стиль.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь тогда,

когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической

отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее

изученными упражнениями в различных комбинациях, комплексах и танцах.

27

2.3. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА НОД.

1. Разминка. - Разогревание организма. Игровая разминка, пальчиковая и речевая

гимнастика.

2. Игропластика. - последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища,

ног.

3. Обучение движением танца. - максимальная нагрузка.

4. Музыкально- подвижные игры. - комплексная проработка всех групп мышц.

5. Игровой массаж, игры с музыкальным сопровождением

- восстановление, упражнения на гибкость и расслабление.

Структура комплекса ритмической гимнастики и направленность

каждой из его частей:

подготовительная часть, или игроритмика , обеспечивает разогревание организма,

подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения,

непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического

характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие

упражнения. Упражнения на дыхание, речевая гимнастика.

в начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание

рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия упражнений –

нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные

наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким

расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит

в быстром темпе. ИГРОТАНЦЫ.

заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в

интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Здесь не предусмотрено,

какие виды прыжков вы будете делать. Главное – добиться высокой интенсивности в этой

части комплекса. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнения, позволяющих

немного отдохнуть и восстановить свои силы.

затем следует серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений

предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного

пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как

они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на

дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на

гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы

наиболее эластичны.

завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление. Игровым

массажем и подвижными играми с музыкальным сопровождением .Цель которых –

обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть

упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Дети выполняют бег . прыжки по

характеру игры. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его

к дальнейшей деятельности.

28

2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Годовой календарный учебный график на 2018 – 2019 учебный год

Cодержание

Наименование возрастных групп

Старшая группа «Тигрёнок»

( 5 - 6 лет)

1

Количество возрастных групп

1

2

Начало учебного года

01.09.2018г

3

Окончание учебного года

31.05.2019г

4

Продолжительность учебной

недели

5 дней (понедельник – пятница)

5

Продолжительность учебного

года

38 недель

6

Летний оздоровительный

период

с 14.07.2019г по 31.08.2019г

(1июня по 14 июля детский сад не работает)

7

Режим работы ДОУ в учебном

году

7.30 – 18.00 (10.5 часов)

8

Режим работы ДОУ в летний

оздоровительный период

7.30 – 18.00 (10.5 часов)

9

График каникул

Зимние каникулы – 01.01.2019г - 10.01.2019г

Летние каникулы – 1.06.2019г – 14.07.2019г

10

Анализ заболеваемости детей

Ежемесячно, до 7 числа текущего месяца

11

Праздничные (выходные) дни

17 сентября – День освобождения Брянщины от немецко -

фашистских захватчиков;

4 ноября – День народного единства;

01.01.2019г – 10.01.2019г – новогодние каникулы

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1-2 мая – Праздник весны и труда;

9 мая – День Победы;

12 июня – День России.

2.4.1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

29

Цель:

Научить слышать музыку, понимать значение танцевального искусства, определить

характер танца, приобрести культуру движения, музыкальность. Воспитать

нравственно-волевые качества.

Задачи:

Вырабатывать осанку, умение держать голову и корпус прямо, свободно

ориентироваться в пространстве. Добиваться подтянутости, собранности, прививать

навыки выразительности и эмоциональности.

п/п

Тема

Кол-

во

часов

Форма учебного

занятия

Форма

отслеживания

результатов

1.

2.

3.

4.

Ознакомительное занятие: введение

детей в мир танца, прослушивание

музыки, ознакомление с танцами разных

национальностей.

Подготовительный этап: упражнение на

развитие основных навыков и умений

(для головы, рук, ног и корпуса),

ритмические упражнения, танцевальные

элементы, упражнения на полу.

Основной этап: совершенствование

ранее полученных навыков, применение

их в танцах, работа над развернутыми

композициями, танцами.

Заключительный этап: закрепление

изученных танцев, работа над

выразительностью. Подготовка к

самостоятельным выступлениям перед

аудиторией.

4

20

20

20

Рассказ,

видеопоказ

детских танцев.

Практическое

занятие.

Практическое

занятие.

Репетиционное

занятие.

Итого: 64 часа.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

- умение правильно двигаться, прямо держать голову, корпус

- умение отличать характер и темп музыки, выразительно двигаться

- качественное исполнение танцевальных движений, композиций, танцев

разного характера

2.4. 1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

30

Цель:

Раскрыть индивидуальные особенности и творческие способности. Добиться высоких

результатов исполнительского мастерства.

Задачи:

Участие в детских утренниках и праздниках

п/п

Тема

Кол-во

часов

Форма

учебного

занятия

Форма

отслеживания

результатов

1.

2.

3.

4.

Повторение и закрепление

пройденного материала.

Продолжение работы над

развитием ритмичности и

выразительности движений.

Исполнение движений в паре,

работа над рисунком танца,

сюжетные танцы, работа над

техникой исполнения.

Разучивание танцев разных

национальностей(татарский,

башкирский, русский, вальс,

игровые танцы)

Репетиционный этап. Подготовка к

выпускному балу.

10

20

20

14

Практическое

занятие.

Практическое

занятие.

Практическое

занятие с

игровыми

элементами.

Практическое

занятие.

Итого: 64 часа

Ожидаемые результаты на второй год обучения:

- повышение технического уровня исполнения танцевальных движений,

исполнительской выразительности, эмоциональности

- проявление самостоятельности, уверенности в себе

- качественное исполнение танцев

- любовь и уважение к партнеру, к старшим, чувство коллективизма,

устойчивый интерес к танцевальному искусству, ко всему прекрасному

2.5.

Режим дополнительной образовательной деятельности

31

на 2018 - 2019 уч. год

МБДОУ –детский сад компенсирующего вида №32 «Сказка»

на 2018 – 2019 учебный год

Дни недели

Название

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Игроритмика

«Солнечные лучики»

Старшая группа

16:00-16:30

Музыкальный

зал

16:00-16:30

Музыкальный

зал

2.6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.

32

Октябрь

1. Разминка.

Ходьба обыкновенная по кругу - следить за осанкой, учить двигаться в

соответствии

с

характером

музыки.

Добиваться

четкого,

ритмичного

и

бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга.

Ходьба,

повернувшись

спиной

по

ходу

движения,

в

кругу

-

учить

ориентироваться

в

пространстве,

бегать

легко,

непринужденно,

не

наталкиваясь друг на друга.

Бег, высоко поднимая колени - чувствовать характер музыки и передавать его

в движении. Учить бегать легко, ритмично.

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская

руки, - добиваться четкости при выполнении движений.

Приседания в пружине - закреплять навык пружинящего движения, избегать

напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность

движений различных частей тела.

2. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

Морские фигуры: «Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в

стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову. «Краб»

- передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» -

лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

3. Обучение движениям танца.

4. Музыкально – подвижная игра «Нитка- иголочка», «Найди своё место».

5. Игровой самомассаж:

Поглаживание

рук

и

ног

в

обзорно-игровой

форме

(«Ладошки-мочалка»,

смываем водичкой руки и ноги).

Ноябрь-декабрь

1. Разминка.

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать

легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их,

продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не

отрывая

носков

от

пола,

покачивая

при

этом

бедрами.

Координировать

движения рук и ног.

33

Ходьба на месте, вращая кисти рук, поднимая и опуская их.

Прыжки - учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую

ногу.

2. Игроритмика «Снежинки», «Фонарики».

Пружинки с покачиванием рук вправо, лево.

Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально - подвижная игра «Цапля и лягушка», У медведя во бору»,

«Нитка и голка» .

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Речитатив:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

А теперь на облака

И остановимся пока.

Январь-февраль

1. Разминка.

Ходьба,

высоко

поднимая

ноги

в

коленях,

закреплять

навык

четкого

ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни

становить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и

передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном

энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания

на

пружинке,

избегать

напряженности

в

ступнях,

коленях,

бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые

движения

бедрами,

покачивать

бедрами

вперед-назад,

вправо-

влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

34

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение

прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игроритмика

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

3. Обучение танцам.

4.

Музыкально

-

подвижная

игра

«Эхо»,

«Отгадай

чей

голосок»,

«Совушка»

5. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в

кулак.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Март-апрель

1. Разминка.

Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на

каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня

ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками,

сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в

полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать

движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять

движение ритмично в соответствии с характером музыки.

Прыжки:

боковой

галоп,

повернувшись

лицом

(спиной)

к

центру

круга;

высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки.

По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за

правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом

шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение

детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

2. Игроритмика.

Акцентированная

ходьба

с

выделением

сильной

доли

(счет

1

и

3

при

музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

3. Разучивание танца.

35

4. Музыкально-подвижная игра «Поезд», «Погода».

5. Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

Поднимание рук - на вдохе. Свободное опускание рук - на вдохе.

Речитатив: Носом - вдох, а выдох - ртом,

Дышим глубже, а потом –

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

Май

1. Разминка.

Ходьба,

высоко

поднимая

ноги

в

коленях,

закреплять

навык

четкого

ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни

становить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и

передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном

энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания

на

пружинке,

избегать

напряженности

в

ступнях,

коленях,

бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые

движения

бедрами,

покачивать

бедрами

вперед-назад,

вправо-

влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение

прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

Движений различных частей тела.

2. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

«Ветер дует нам в лицо», «Магазин игрушек».

3. Обучение движениям танца.

4.

Музыкально

подвижная

игра «Нитка-

иголочка»,

«Отгадай

чей

голосок».

5. Игровой самомассаж: «Ветер дует нам в лицо», «Шалтай – Болтай сидит

на стене»

Отчетный концерт «Солнечные лучики».

2.7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

36

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую

оценку обучающихся и проводятся за счѐт времени, предусмотренного на освоение

Программы.

Текущий контроль происходит в форме педагогических наблюдений.

Промежуточная

и

итоговая

оценка

выполняется

в

форме

итогового

педагогического мероприятия два раза в год.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все

необходимые технические средства обучения:

1.Магнитафон

2. Компьютер

3. CD, DVD диски

4. Учебно- наглядные пособия

5. Атрибуты для игротанцев (ленты, мячи, степы, колокольчики,

гимнастические палочки ,погремушки и т .д )

6. Дидактические игры

7. Игрушки (куклы, кубики,)

ЛИТЕРАТУРА.

37

1.

Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для

детей 5-6 лет. – М., 1983.

2.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.

3.

Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб, 1997.

4.

Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 1987.

5.

Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

6.

Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.

7.

Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.

8.

Ротэрс Т.Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная

гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.

9.

Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.

10.

Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб.: Москва, Минск, Харьков, 1997.

11.

Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.

12.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая

гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2000.

13.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.

14.

Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция:

теория и практика. – М., 1995.

Список литературы для родителей

1

Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках

ритмики и хореографии /Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.

2

Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.

3

Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное

пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”,

2004.

4

Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и

танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.

5

Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в

хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им.

Г.Р. Державина, 2001. – 80с.

6

Савенков И.А. Одаренные дети в детском саду и школе, стр. 5.

38



В раздел образования




Яндекс.Метрика