Напоминание

"Готовимся к школе"


Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ–детский сад "Колосок"
Населённый пункт: р.п.Краснообск, Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовимся к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Готовимся к школе

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

(Венгер Л.А.)

По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских

садов уйдут на адаптацию к новым условиям, речь идет именно о

психологической перестройке жизни малышей. В первом классе дети чаще всего

страдают от смены режима.

В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе —

предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять. Очень

часто приходится слышать фразу: «Ребенок должен быть психологически готов в

школе»… Что следует подразумевать родителям под этой фразой, и можно ли

подготовить первоклассника к школе?

Психологическая готовность представляет собой сочетание

интеллектуального и личностного развития ребенка. Многие родители считают,

что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только

интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать, и это

обеспечит его полную подготовку к школе, но очень важным аспектом в

подготовке является внутренняя личностная готовность: его уровень

приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и

самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил.

В 6-7 лет меняется весь психологический облик ребенка, преобразуются

его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и

переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо

осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал

взрослым.

Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с

появлением «внутренней позиции школьника». Существует такое понятие, как

частичная готовность к школе, когда ребенок не способен быстро усваивать

новые знания, ему требуется дополнительное время, поэтому учебные программы

всегда рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности. Многие из

сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных

занятиях еще до прихода в школу.

Усиленная подготовка, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д.

зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка

элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. К тому же,

программа, рассчитанная для среднего учащегося, им кажется неинтересной, уже

изведанной.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника»

неоценимая роль принадлежит родителям. Совет родителям: ваше серьезное

отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам,

терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка

помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют

повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

У некоторых детей есть проблема неусидчивости, они не могут более 20

минут высидеть на месте. У многих современных детей не сформированы навыки

самостоятельности, самообслуживания, они не могут приготовиться к уроку,

теряют вещи во время занятий физкультурой, в раздевалке, забывают про

портфели. В классе много ребят, и к каждому нужно искать подход. Необходимо

привыкать к учителю, к его манерам поведения, к его голосу и т.д. Многие очень

негативно реагируют к обращению по фамилии, они обижаются, им сложно

принимать себя как отдельную самостоятельную личность, но это необходимо

прививать. Для того, чтобы процесс адаптации проходил наиболее

безболезненно, родителям необходимо приложить усилия уже в летний период.

В августе за 2-3 недели до начала учебного года необходимо

урегулировать режим дня, который будет действовать в учебный период,

утренний подъем должен соответствовать тому времени, когда вам придется

просыпаться в учебное время. Постепенно приучая ребенка к режиму дня,

родители помогут ребенку облегчить период адаптации к новым обстоятельствам.

При выполнении занятий, взрослым важно соблюдать положительный

настрой, чтобы не отпугнуть ребенка. Занятия лучше проводить в игровой форме,

обязательно делая перерывы для отдыха и игр. Максимальная концентрация

внимания у детей в этом возрасте 20 минут, после этого наступает утомление,

через 5-7 минут смены деятельности, ребенок снова готов активно трудиться.

При этом он должен понимать, что его труды достойно поощряются

взрослыми, подкрепляются похвалой.

Ребенку будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с

ним в классе будет обучаться кто-то из его знакомых. Постарайтесь организовать

для ребенка возможность общения со сверстниками, по возможности с будущими

одноклассниками.

Самым рациональным распределением времени будущего первоклассника

является режим дня, в котором будут учтены индивидуальные особенности

самого ребенка. Наиболее активные часы детей 6-7 лет: 8.00-11.00 часов и 16.00-

17.00.

Например, если ваш ребенок жаворонок, то самые активные мероприятия

необходимо планировать на первую половину дня, а если он сова, то будет более

активен во второй половине дня.

В первом классе домашнего задания не задают, но это время можно

потратить на то, чтобы пролистать вместе с ребенком изученный в школе

материал, помочь ребенку воспроизвести то, что ему запомнилось больше всего в

течение дня, выяснить с какими темами могли возникнуть затруднения и помочь

ему разобраться.

После приготовления домашнего задания ваше чадо может пойти в секцию

или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. И никаких

домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно

занятие, чем перенести уроки на вечернее время. Перевозбуждение, накопившееся

за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая

активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять

напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00,

то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина. Отход ко сну должен

быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о

досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Некоторые дети, походив немного в школу говорят — не хочу, не пойду,

не интересно…Что ответить? Дети могут говорить — не хочу, не пойду, не

интересно по нескольким причинам: родители сами «боятся» школы; нервничают,

что им придется брать на себя дополнительную нагрузку и тветственность; когда

дети видят, что родители негативно относятся к школе, и даже к учителям; когда

у самих родителей отсутствует интерес к знаниям, они не читают; когда ребенок

не ощущает поддержки со стороны родителей.

Если учитель жалуется на поведение ребенка, а родители, не разбираясь

его наказывают, у него закрепляется в сознании, что в школе плохо. Нередко

перед поступлением в школу ребенка усиленно готовят, а потом ему не интересна

программа, которую он уже освоил в дошкольном возрасте.

Психологически ребенок упустил период, когда ведущей деятельностью

являлась сюжетно-ролевая игра, одним словом – он не наигрался. Поэтому

позитивное отношение к школе, к учебе напрямую зависит от отношения к школе

значимого взрослого, его родителей.

Самое главное, по мнению психологов, поддержать первоклассника в его

желании добиться успеха. Хвалить начинающего ученика надо за каждое

достижение. Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо

справился!») способны повысить интеллектуальные достижения даже взрослого

человека, не говоря уже о ребенке. Мамам и папам также советуют не забывать, о

том, что когда человек учится, у него может что-то не получаться и это вполне

естественно — ребенок имеет право на ошибку.

Специалисты рекомендуют не отправлять ребенка в школу без завтрака,

быть внимательным к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие

— чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

Кроме того, нужно контролировать количество времени проведенного за

гаджетами, для семилетки норма — всего 15-20 минут в день.



В раздел образования




Яндекс.Метрика