Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ–детский сад "Колосок"
Населённый пункт: р.п.Краснообск, Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовимся к школе"
Раздел: дошкольное образование
Готовимся к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
(Венгер Л.А.)
По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских
садов уйдут на адаптацию к новым условиям, речь идет именно о
психологической перестройке жизни малышей. В первом классе дети чаще всего
страдают от смены режима.
В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе —
предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять. Очень
часто приходится слышать фразу: «Ребенок должен быть психологически готов в
школе»… Что следует подразумевать родителям под этой фразой, и можно ли
подготовить первоклассника к школе?
Психологическая готовность представляет собой сочетание
интеллектуального и личностного развития ребенка. Многие родители считают,
что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только
интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать, и это
обеспечит его полную подготовку к школе, но очень важным аспектом в
подготовке является внутренняя личностная готовность: его уровень
приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и
самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил.
В 6-7 лет меняется весь психологический облик ребенка, преобразуются
его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и
переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо
осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал
взрослым.
Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с
появлением «внутренней позиции школьника». Существует такое понятие, как
частичная готовность к школе, когда ребенок не способен быстро усваивать
новые знания, ему требуется дополнительное время, поэтому учебные программы
всегда рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности. Многие из
сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных
занятиях еще до прихода в школу.
Усиленная подготовка, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д.
зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка
элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. К тому же,
программа, рассчитанная для среднего учащегося, им кажется неинтересной, уже
изведанной.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника»
неоценимая роль принадлежит родителям. Совет родителям: ваше серьезное
отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам,
терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка
помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют
повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
У некоторых детей есть проблема неусидчивости, они не могут более 20
минут высидеть на месте. У многих современных детей не сформированы навыки
самостоятельности, самообслуживания, они не могут приготовиться к уроку,
теряют вещи во время занятий физкультурой, в раздевалке, забывают про
портфели. В классе много ребят, и к каждому нужно искать подход. Необходимо
привыкать к учителю, к его манерам поведения, к его голосу и т.д. Многие очень
негативно реагируют к обращению по фамилии, они обижаются, им сложно
принимать себя как отдельную самостоятельную личность, но это необходимо
прививать. Для того, чтобы процесс адаптации проходил наиболее
безболезненно, родителям необходимо приложить усилия уже в летний период.
В августе за 2-3 недели до начала учебного года необходимо
урегулировать режим дня, который будет действовать в учебный период,
утренний подъем должен соответствовать тому времени, когда вам придется
просыпаться в учебное время. Постепенно приучая ребенка к режиму дня,
родители помогут ребенку облегчить период адаптации к новым обстоятельствам.
При выполнении занятий, взрослым важно соблюдать положительный
настрой, чтобы не отпугнуть ребенка. Занятия лучше проводить в игровой форме,
обязательно делая перерывы для отдыха и игр. Максимальная концентрация
внимания у детей в этом возрасте 20 минут, после этого наступает утомление,
через 5-7 минут смены деятельности, ребенок снова готов активно трудиться.
При этом он должен понимать, что его труды достойно поощряются
взрослыми, подкрепляются похвалой.
Ребенку будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с
ним в классе будет обучаться кто-то из его знакомых. Постарайтесь организовать
для ребенка возможность общения со сверстниками, по возможности с будущими
одноклассниками.
Самым рациональным распределением времени будущего первоклассника
является режим дня, в котором будут учтены индивидуальные особенности
самого ребенка. Наиболее активные часы детей 6-7 лет: 8.00-11.00 часов и 16.00-
17.00.
Например, если ваш ребенок жаворонок, то самые активные мероприятия
необходимо планировать на первую половину дня, а если он сова, то будет более
активен во второй половине дня.
В первом классе домашнего задания не задают, но это время можно
потратить на то, чтобы пролистать вместе с ребенком изученный в школе
материал, помочь ребенку воспроизвести то, что ему запомнилось больше всего в
течение дня, выяснить с какими темами могли возникнуть затруднения и помочь
ему разобраться.
После приготовления домашнего задания ваше чадо может пойти в секцию
или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. И никаких
домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно
занятие, чем перенести уроки на вечернее время. Перевозбуждение, накопившееся
за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая
активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять
напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00,
то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина. Отход ко сну должен
быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о
досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.
Некоторые дети, походив немного в школу говорят — не хочу, не пойду,
не интересно…Что ответить? Дети могут говорить — не хочу, не пойду, не
интересно по нескольким причинам: родители сами «боятся» школы; нервничают,
что им придется брать на себя дополнительную нагрузку и тветственность; когда
дети видят, что родители негативно относятся к школе, и даже к учителям; когда
у самих родителей отсутствует интерес к знаниям, они не читают; когда ребенок
не ощущает поддержки со стороны родителей.
Если учитель жалуется на поведение ребенка, а родители, не разбираясь
его наказывают, у него закрепляется в сознании, что в школе плохо. Нередко
перед поступлением в школу ребенка усиленно готовят, а потом ему не интересна
программа, которую он уже освоил в дошкольном возрасте.
Психологически ребенок упустил период, когда ведущей деятельностью
являлась сюжетно-ролевая игра, одним словом – он не наигрался. Поэтому
позитивное отношение к школе, к учебе напрямую зависит от отношения к школе
значимого взрослого, его родителей.
Самое главное, по мнению психологов, поддержать первоклассника в его
желании добиться успеха. Хвалить начинающего ученика надо за каждое
достижение. Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо
справился!») способны повысить интеллектуальные достижения даже взрослого
человека, не говоря уже о ребенке. Мамам и папам также советуют не забывать, о
том, что когда человек учится, у него может что-то не получаться и это вполне
естественно — ребенок имеет право на ошибку.
Специалисты рекомендуют не отправлять ребенка в школу без завтрака,
быть внимательным к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие
— чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
Кроме того, нужно контролировать количество времени проведенного за
гаджетами, для семилетки норма — всего 15-20 минут в день.