Напоминание

Использование авторских музыкальных инструментов в работе над развитием музыкально – творческих способностей дошкольников. Средством реализации проекта «Сказка в музыке»


Автор: Фатихова Гульназ Ильдаровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №70
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование авторских музыкальных инструментов в работе над развитием музыкально – творческих способностей дошкольников. Средством реализации проекта «Сказка в музыке»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование авторских музыкальных инструментов в работе над

развитием музыкально - творческих способностей дошкольников.

Средством реализации проекта

«Сказка в музыке»

Подготовила:

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №70»

Фатихова Г.И

Введение

Процесс

всестороннего

развития

личности

включает

в

себя

целую

систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в

детстве

появляются

задатки

особенностей

характера,

способностей

и

интересов взрослого человека.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на

общее

развитие:

формируется

эмоциональная

сфера,

совершенствуется

мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только

развивая

эмоции,

интересы,

вкусы

ребенка,

можно

приобщить

его

к

музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения

музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет

сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно

для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия

лишена

непосредственной

видимости,

как

в

скульптуре

или

живописи,

лишена она и конкретности, но, несмотря на это музыка должна стать для

детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.

Игра

на

детских музыкальных

инструментах –

это

практический

вид

детской музыкальной

деятельности,

к о т о р ы й

в х о д и т

в

д е т с к о е

исполнительство и является одним из средств музыкального воспитания и

развития

детей.

Детям,

начиная

с

дошкольного

возраста,

свойственно

сочинительство

и

фантазирование

в

любой

деятельности,

в

том

числе,

и музыкальной. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек

обогащает музыкальные впечатления

дошкольников, р а з в и в а е т

и х

музыкальные и творческие способности.

Развивать творческие музыкальные способности детей необходимо как

можно раньше, так как творчество активно влияет на развитие музыкального

мышления детей, помогает осознанно воспринимать музыку, а затем более

в н и м а т е л ь н о

о т н о с и т с я

к

с в о е м у

и с п о л н е н и ю .

Д о к а з а н о ,

что творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что

помогает успешно усваивать знания и развивать умения и навыки, а также

активизировать малоактивных и малоэмоциональных детей, которые внешне

себя не проявляют.

Актуальность

С каждым годом все больше детей получает в детском саду

систематическое музыкальное развитие. Рассматривая картинки, дети учатся

понимать живопись, слушая рассказы и сказки воспринимать художественное

слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном

инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие

музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте

восприятия - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-

ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных

инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение

представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии.

Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение,

анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на

музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Задача музыкального руководителя научить детей понимать музыку, а

для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является

собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах –

один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных

инструментов и музыкальных игрушек (как на занятиях, так и в

повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников,

развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что

инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей

«барьера неполноценности». Далеко не сразу и не все дети могут правильно и

хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о

прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям

музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их

вынужденную бездеятельность, повышает интерес дошкольников к занятиям

музыкой.

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна

и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения

музыкальной деятельностью ребенка

Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и

сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим

занятиям в школе. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает

волю, стремление к достижению цели, воображение.

Ошибочно мнение, что вся музыка сосредоточилась только в

фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не

так. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых

импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути

самого музыкального воспитания. Необходимо обеспечить право

ребенка на выдумку, шутку, веселье, так как только в такой атмосфере

может формироваться полноценная личность.

Свой опыт я построила на применении самодельных авторских

детских музыкальных инструментов, которые, на мой взгляд, развивают у

детей интерес к музыке. Красочные, яркие изготовленные вручную

инструменты привлекают детей к игре. Ребенок начинает чувствовать себя

исполнителем - музыкантом, становится более внимательным к звуку и

активным в коллективе. Дети начинают понимать, откуда и как

рождаются звуки и, независимо от способностей, участвуют в

музицировании.

На музыкальных

встречах

с

детьми

я пытаюсь

создать

атмосферу радости, позволяю каждому ребёнку найти своё место

независимо от уровня музыкальных способностей.

Таким образом, актуальность моего опыта заключается в том, чтобы

самодельные авторские музыкальные

инструменты

помогали

детям

понимать и любить музыку, открывали для них удивительный мир

звуков, различать красоту тембрового звучания различных инструментов,

улучшать

качество

пения, чётче

воспроизводить

музыкально -

ритмические движения.

Ведущая педагогическая идея опыта

Современные дети, безусловно, отличаются от детей, которые были

буквально пять – десять лет назад. Информационное пространство, в котором

они находятся, значительно расширяет их кругозор, развивает

познавательный интерес, но зачастую не может в полном объеме

удовлетворить духовные потребности и раскрыть индивидуальность ребенка.

Чтобы взаимодействовать с современными детьми, не отрицая традиционные

приемы и методы, было необходимо находить новые способы

сотрудничества с ними. Решение проблемы я искала в такой «педагогике»,

которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в

виду его интерес к игре и творчеству как внутренней сути детского познания

мира.

Мне очень хотелось создать необычные условия для раскрытия

творческого потенциала детей. Помогло в исполнении моего желания то, что

я занимаюсь творчеством. Я люблю лепить, вышивать, создавать миниатюры,

вязать. Мне было интересно, и я изготовила инструменты и предложила

детям выбрать тот инструмент, на котором они хотели бы сыграть. К моему

удивлению большинство детей выбрали именно авторские инструменты, а не

классические. Я поняла, что шумовые музыкальные инструменты - это

интересное и привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Я

считаю, что внешняя привлекательность и необычность инструментов и

определяет интерес к нему. Они просты и наиболее доступны детям

дошкольного возраста. И именно поэтому я использую в своей работе

на музыкальных занятиях авторские шумовые инструменты, на которых с

удовольствием играют дети.

Основной идеей моего опыта является создание условий для

развития интереса у детей к музыке через использование авторских

детских

музыкальных

инструментов.

Отсюда следует цель данного

проекта.

Цель: музыкальное развитие детей и развитие интереса к музыке через

использование авторских музыкальных инструментов.

Реализация цели осуществлялась через поставленные задачи:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации,

творчеству, к умению фантазировать, в увлекательной игре с авторскими

музыкальными инструментами;

- упражнять в игре на авторских музыкальных инструментах, в тренировке

различных видов внимания, умения слушать;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в коллективе;

- формирование музыкальных способностей: чувства ритма, звуковысотного

слуха.

- развитие творческой активности;

- приобщение к инструментальной музыке, самостоятельному, осмысленному

музицированию.

Средства для решения задачи:

- создание серии авторских музыкальных инструментов;

- методическая литература;

- изучение передового опыта;

- диагностика детей;

- игры, упражнения;

- фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;

- создание музыкальных уголков;

- работа с родителями.

Общение

с

музыкой,

формирует

творческую

личность,

создает

благоприятные

условия

для

развития

эстетических

эмоций

и

творческих

способностей дошкольников.

Педагогические условия использования авторских музыкальных

инструментов в музыкальном развитии детей

Наиболее полное раскрытие творческих способностей детей становится

возможным при создании педагогических условий. В качестве таких условий

может

выступать

специально

организованная

среда,

спланированная

целенаправленная

работа

по

развитию

творческих

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста,

повышение

компетентности

педагогов

и

родителей в вопросах развития творческих способностей.

Использование

авторских

музыкальных

инструментов

в

развитии

музыкальных,

творческих

способностей

-

это

творческие

задания,

специально организованные и включенные в процесс музыкальных занятий,

включающие в себя задачи: сфантазировать, «симпровизировать», сочинить,

изменить,

вообразить.

Проводя

эти

занятия

в

эмоциональной,

образной

форме

с

помощью

сказочных

сюжетов.

Тем

самым

развивая

гибкость

мышления, оригинальность любознательность.

На мой взгляд, для более полного раскрытия творческих способностей

ребенка помогают сказки. Все любят читать сказки. Причем это любят делать

независимо от того, сколько лет человеку. Смешные и добрые, трогательные

и грустные – они не оставляют равнодушными никого, ни взрослых, ни

малышей.

Жанр сказок наиболее

доступен

для

восприятия

детям

дошкольного возраста, он им близок и понятен.

Именно поэтому, я решила объединить эти два мощных ресурса как

музыка

и

сказка

для

того,

чтобы

дошкольники

наиболее

осмысленно

чувствовали и осознавали музыку, постигали выразительный смысл ее языка,

а так же получили

возможность выразить свои впечатления в различных

проявлениях музыкального творчества.

Импровизация, как вид творчества может быть частью занятия, оно

направлено

на

раскрытие

творческого

потенциала

ребенка.

Детское

музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на

развитие

его

творческих

способностей,

формирует

моральный

облик.

Музыкальный

опыт,

который

дети

приобретают

на

занятиях,

позволяет

успешно применять полученные знания на детских праздниках, развлечениях

и, конечно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

Самодельные

инструменты

позволяют

начать

процесс

приобщения

детей к музыке в дополнении к настоящим инструментам. Идея использовать

в

работе

с

детьми

самодельные:

детские

музыкальные

инструменты

на

первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом значении этого

слова.

Музыкальными

игрушками,

которые

будят

творческую

мысль,

помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо

больше.

Они

ограничены

лишь

фантазией

и

желанием

изобретать.

Для

изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

1.

Бумага (целлофан, газета, гофре и пр.);

2.

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной

толщины, брусочки;

3.

Коробочки

из

разных

материа лов

( к а р т о н н ы е ,

пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных

яиц, ячейки);

4.

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

5.

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи,

скорлупки от них, камешки, ракушки;

6.

Кусочки

пластика,

небольшие

металлические

предметы

(ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

7.

Стеклянные бутылки и фужеры;

9.

Пуговицы,

шарики,

резиночки,

колокольчики,

пустые

тюбики от губной помады, расчёски.

10.

Различная крупа (гречка, горох, рис, манка)

Для

изготовления

более

сложных

музыкальных

инструментов

использую следующие материалы:

1.

Полимерная (запекаемая) глина;

2.

Самозатвердевающая глина;

3.

Металлические пластинки;

4.

Акриловые краски.

Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его

компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка) -

является определяющим для успешного дальнейшего музыкального развития

и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты

чувства

ритма

при

этом

имеют

большое

значение,

но

главным

является

чувство

равномерной

метрической

пульсации

и

на

протяжении

всего

обучения уделяется пристальное внимание его формированию и развитию.

Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие

задания

как:

услышать,

отметить

его

самыми разными

способами

в

инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих

жестах» даются детям на каждом занятии.

Для

многих

детей

игра

на

самодельных

и

детских музыкальных

инструментах

это

средство

преодоления

застенчивости,

скованности,

формирования

умения передать

чувства,

внутренний

духовный

мир,

развития

музыкальной

памяти,

внимания,

творческой

инициативы,

расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак,

игра

на

самодельных

музыкальных

инструментах,

позволяет

ребенку:

1.

Знакомиться

с

историей

возникновения

музыкальных

инструментов;

2.

Р а з в и в а т ь м у з ы к а л ь н ы й

с л у х

и

в н и м а н и е ,

метроритмическое чувство;

3.

Способствовать практическому усвоение

музыкальных

знаний;

4.

Формировать качества способствующие самоутверждению

личности:

самостоятельности

и

свободы

творческого

мышления,

ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия;

5.

Воспитывать потребность к музицированию;

6.

Развивать способности детей в креативных отношениях на

занятии;

7.

Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты;

8.

Способствовать

воспитанию

лидерских качеств личности

ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля;

9.

Развивать воображение.

Теоретическая основа проекта авторских музыкальных инструментов

«Сказка в музыке» в музыкально-творческом развитии дошкольников.

Проект «Сказка в музыке» был разработан с целью создания условий для

формирования у воспитанников основ музыкальной и эстетической культуры,

развития творческого потенциала и воображения.

Мною были изготовлены авторские инструменты для разных возрастных

групп. В зависимости от возможностей детей можно использовать и группы

инструментов других возрастных категорий в работе с детьми.

Серия колокольчиков по мотивам сказки «Теремок» были сделаны для

детей подготовительной группы. Инструменты выполнены в смешанной

технике, применены такие материалы как полимерная глина, дерево, металл.

Колокольчики разные по звучанию, мы с детьми выбирали, какой колокольчик

будет определять героя. Определив, какой колокольчик будет определять

героя, я сделала полимерные фигурки персонажей и украсила ими

колокольчики. Так же в комплекте к инструментам я сделала фетровые маски

персонажей сказки, чтобы дети могли в полной мере перевоплощаться в

понравившихся героев, преодолевать застенчивость и развивать воображение.

На занятии дети выбирали себе понравившуюся роль, примеряли маски и мы

разыгрывали сказку.

Ложки разных размеров, а так же материала были расписаны для детей

второй младшей группы по сказке «Три медведя». При знакомстве с

инструментами мы сначала рассматриваем расписную деревянную ложку,

ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка,

обратная ее сторона называется «щекой». Наглядно объясняю детям различие

в размерах между ложками и учу соотносить их с силой звучания ложек и

соответственно героев сказки – медведей (Большие – папа медведь, средние –

мама, маленькие – малыш медвежонок). Маленькие металлические ложки

олицетворяют Машеньку, веселую маленькую девочку. Перед тем как дать в

руки детям ложки мы с ними ведем подготовку исполнительского аппарата –

рук, хлопаем в ладошки ритмические рисунки и как только исполнение

становится ритмичным, я даю им инструмент. Давая малышу в руки ложки, я

учу стучать в соответствии с героем сказки, т.е. папа медведь - большие

ложки будут стучать громче и ритмически реже, чем маленькие ложки -

Мишутки. Как только все этапы усвоены детьми мы уже можем разыгрывать

мини сценки из сказки.

В основе «инструментов» для средней группы лежат коробочки из - под

больших киндер сюрпризов. Маракасы были сделаны по сюжету сказки «Под

грибом». Каждая коробочка обвязана в виде определенного героя сказки.

Внутри каждой коробочки лежат разные наполнители (стеклянные камушки,

горох, песок, монетки, рис), которые «изображают» героев. Помимо развития

музыкальных способностей инструменты помогают и в развитии тактильных

ощущений. Для изготовления инструмента – «гриб», была использована

бутылочка из – под питьевого йогурта, а шапочку для него я изготовила из

поролона. Грибов в комплекте два, маленький- в начале сказки и большой - в

конце, они так же отличаются по силе звучания и форме. Этот комплект

инструментов изготовлен у меня в двух экземплярах, как только дети

достаточно хорошо ознакомились с музыкальными героями, могут отличать

их по слуху, я добавляю в работу второй комплект инструментов. С помощью

которого, мы играем в такую игру как подбери друга по звуку. И обязательной

частью занятия является разыгрывание сценок, если дети достаточно

подготовлены разыгрывание сказки целиком.

В виде фетровых погремушек я изготовила героев сказки «Рукавичка»

для детей старшей группы. Изобразительным средством каждого героя здесь

выступают бубенчики и колокольчики разных размеров. В домик рукавичку

мы селим животных, разыгрывая сказку. После того как дети достаточно

познакомились с инструментами мы играем в такую игру как «Угадай что за

герой».

Еще в своей работе я использую музыкальные инструменты,

характеризующие природные явления, и имитацию движения животных

(тучки – колокольчики, изображение капелек дождя, деревянные кастаньеты –

лошадка, дятел). Эти инструменты мы используем не только как

музыкальные, а еще и как изобразительные средства в танцах и

инсценировках.

А чтобы заинтересовать моих самых маленьких воспитанников я

придумала забавный оркестр «Тутти – фрутти» или по другому «Съедобный

оркестр» в который вошли такие инструменты как – овощи и фрукты –

шуршалки (из них мы можем варить или музыкальный компот или борщ),

музыкальные морковки – с которыми мы с удовольствием перевоплощаемся в

зайчат, шишки и грибочки шуршалки – любимое лакомство бельчат или

лисичек, в которых превращаются с большой охотой девочки.

Экспериментальное исследование использования авторских

музыкальных инструментов в работе над музыкальным развитием

дошкольников.

Показатели

результативности

обучению

детей

к

музыке

через

использование самодельных музыкальных инструментов можно проследить

по диагностике и диаграмме.

Д л я

комплексного исследования проблемы музыкального развития и

развития творческих способностей в работе были применены следующие

методы исследования: наблюдения за детьми в разных ситуациях, беседа с

детьми, создание проблемных ситуаций.

Основные показатели уровня развития творческих способностей

Показатель

Критерии оценки

Балл

Любознательность

Присутствует одна идея;

Е с т ь

1 - 2

х о р о ш о

изложенных идей;

Предлагает

3

и

более

идей.

1

2

3

Оригинальность

(статистическая редкость ответа)

Н е

м о ж е т

в о о б щ е

сочинить;

С о ч и н я е т ,

н о

с

затруднениями;

Быстро

придумывает

свою историю.

1

2

3

Гибкость мышления

(количество

идей

во спроизводимых

ребёнком)

Отсутствуют решения;

Пытается

предложить

оригинальное решение;

С лёгкостью предлагает

решения.

1

2

3

По каждому из данных показателей были выделены основные критерии,

отражающие развитие творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста:

для

показателя

оригинальности

-

оценивалась

статистическая

редкость ответа; для гибкости мышления - количество идей воспроизводимых

ребенком;

для

любознательности

-

оценивался

интерес

к

творческой

музыкальной деятельности.

Проблемная ситуация №1 для выявления оригинальности.

Оборудование: на столе разложены музыкальные инструменты. С одной

стороны - деревянные ложки, трещотки, треугольник, дудочка, колокольчики,

погремушки, маракас, бубен. На другом столе лежат авторские самодельные

инструменты.

Педагог

предлагает

выбрать

ребенку

музыкальные

инструменты, лежащие на столе, и просит его придумать и обыграть свою

историю, или сказку.

Оценка результатов деятельности:

2 балла - ребенок с радостью откликается на предложения педагога, быстро и

интересно сочиняет рассказ или сказку.

1 балл - ребенок берется за дело, но долго выбирает инструменты, думает,

сочиняет с затруднениями.

0 баллов – ребенок не может сочинить историю, отказывается выполнять

задание.

Проблемная ситуация № 2. Для выявления гибкости мышления.

Оборудование:

стол

с

детскими

музыкальными

инструментами,

и

настольный кукольный театр. Педагог предлагает ребенку обратить внимание

на

персонажей

кукольного

театра,

и

на

музыкальные

инструменты.

Представь,

что

мы

готовимся

показывать

кукольный

театр

или

сказку.

Каждого

героя,

нам

необходимо

озвучить

музыкальными

инструментами.

Педагог - «Я попрошу тебя взять в руки каждый инструмент и подумать, кого

мы можем изобразить этими звуками».

Оценка результатов деятельности.

2 балла - ребенок с легкостью предлагает решения, слышит какой инструмент

более подходит к конкретному герою.

1 балл- ребенок пытается предложить вариант инструмента к данному герою

кукольного театра, но делает это с трудом.

0

баллов

-

у

ребенка

отсутствуют

решения,

он

отказывается

выполнять

задание.

Проблемная ситуация №3. Для выявления любознательности.

Оборудование:

авторские

самодельные

колокольчики.

Педагог

предлагает ребенку выслушать историю о происхождении колокольчиков.

Обращаясь к ребенку: «Сейчас я тебе расскажу легенду о колокольчике.

Послушай ее, и скажи, истории, каких инструментов ты хотел бы узнать».

Оценка результатов деятельности:

2 балла - ребенок, эмоционально реагирует, предлагает рассказать ему о

нескольких инструментах.

1

балл-

ребенок,

спокойно

выслушивает

историю,

интересуется

одним

инструментом.

0 баллов – ребенку не интересно слушать легенду, не интересуется ни одним

инструментом или не знает музыкальные инструменты.

Средний балл: 0 - 1,3 - низкий уровень; 1,4 - 2,3 - средний уровень;

2,4 - 3,0 - высокий уровень.

Из результатов опроса мы видим, что в основном у детей присутствует

одна идея по предложенной первой проблемной ситуации. 7 (46%) детей

хотят узнать только об одном инструменте, есть 1-2 хорошо изложенных идей

у

8

(54%)

детей;

11(73%)

детей

не

могут

сочинить

свою

историю

про

музыкальный инструмент. Они, молча, выкладывают инструменты рядом на

стол, но историю не рассказывают; 4(27%) могут сочинить свою историю, но

с большими затруднениями, путаются в сюжете, не могут подобрать нужные

слова. Опрашивая детей по третьей проблемной ситуации, можно увидеть,

что

9

(60%)

детей

пытаются

предложить

свое

оригинальное

решение,

ассоциируют музыкальный инструмент с животным, но им нужна помощь

словесная, иногда показ; 4(26%) ребенка с легкостью предлагают решение

этой

проблемы

и

могут

даже

озвучить,

сыграть

свою

мелодию;

3(14%)

ребенка нуждаются в любой помощи, т.к. у них отсутствуют решения этой

проблемы.

В

контрольной

группе

результаты

примерно

одинаковые

с

детьми

экспериментальной группы. 8 (53%) детей хотят узнать только об одном

инструменте, есть 1-2 хорошо изложенных идей у 7 (47%) детей; 12 (80%)

детей

не

могут

сочинить

свою

историю

про

музыкальный

инструмент;

3(20%)

могут

сочинить

свою

историю,

но

с

большими

затруднениями,

путаются в сюжете, не могут подобрать нужные слова. Опрашивая детей по

третьей проблемной ситуации, мы видим, что 11 (74%) детей пытаются

предложить

свое

оригинальное

решение,

ассоциируют

музыкальный

инструмент с животным, но им нужна словесная помощь, иногда показ;

2(13%) ребенка с легкостью предлагают решение этой проблемы и могут

даже озвучить, сыграть свою мелодию; 2(113%) ребенка нуждаются в любой

помощи,

т.к.

у

них

отсутствуют

решения

этой

проблемы.

Результаты

я

п о м е с т и л а

в

т а б л и ц у

( Т а б л и ц а

1

)

Уровень развития творческих способностей детей на констатирующем

этапе эксперимента, в %

Группа

Уровень развития творческих способностей

высокий

средний

низкий

экспериментальная

-

7(47%)

8(53%)

контрольная

-

8(53%)

7(4%)

По данным таблицы 1 построим гистограмму

Рис Уровень развития творческих способностей детей на констатирующем

этапе эксперимента

Анализируя рисунок, мы видим, что уровень развития творческих

способностей детей находится на среднем и низком уровнях. Высокого

уровня в группах нет, средний уровень имеют 53% детей (КГ) и 47% детей

(ЭГ); низкий уровень имеют 53% детей в экспериментальной и 47% - в

контрольной группе.

На основании полученных результатов и наблюдая за детьми в ходе

музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности,

было замечено, что задания, где требуется импровизация, творческое

применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения.

Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг

друга. Работа педагогов не достаточна, направлена на развитие творческих

способностей детей, а родители не компетентны в вопросах данной

проблемы. Это, на мой взгляд, доказывает необходимость проведения

специальной работы, направленной на повышение показателей уровня

развития музыкальных и творческих способностей.

На

заключительном

(контрольном)

этапе

эксперимента

детям

были

предложены

те

же

задания,

что

и

в

начале

исследования.

Результаты

исследования занесены в таблицу.

Из результатов опроса мы видим, что дети стали предлагать несколько

идей по предложенной первой проблемной ситуации, могут сочинить свою

историю

про

музыкальный

инструмент.

Опрашивая

детей

по

третьей

проблемной

ситуации,

мы

видим,

что

дети

смело,

предлагают

свое

оригинальное решение, ассоциируют музыкальный инструмент с животным,

но иногда им нужна помощь словесная, иногда показ.

В контрольной группе результаты получились примерно одинаковые, с

полученными на констатирующем эксперименте.

На

основе

полученных

результатов

я

подсчитала

средний

балл,

и

выявила наличие высокого, среднего и низкого уровня у детей в проявлении

оригинальности, любознательности, гибкости мышления.

На контрольном этапе я проанализировала предложенные мною детям

проблемные ситуации. По каждому из данных показателей были выделены

основные критерии, отражающие развитие творческих способностей детей

старшего

дошкольного

возраста.

Дети

стали

оригинальнее

отвечать

на

вопросы;

количество

идей

воспроизводимых

ребенком

стало

значительно

богаче;

заметен

-

интерес

к

творческой

музыкальной

деятельности,

что

является показателем любознательности.

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня развития творческих способностей в

экспериментальной и контрольной группах, в %

Группа

Уровень развития творческих способностей

Средний

пр-сс

высокий

средний

низкий

1эт

3эт

пр

1эт

3эт

пр

1эт

3эт

пр

Экспериментальная

-

47

47

47

40

7

53

13

40

32

Контрольная

-

9

9

53

65

12

47

26

21

14

Уровень развития творческих способностей детей на контрольном этапе

эксперимента.

Диагностика

проводилась

с

учетом

возрастных

особенностей

дошкольников

по

следующим

направлениям:

развитие

оригинальности

мышления, гибкости мышления, любознательности.

Заключение

Результаты моей работы показывают, что использование авторских

детских музыкальных инструментов содействует развитию творческих

способностей дошкольников, природной музыкальности, создает условия

для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных

впечатлений, развитию творческого потенциала, музыкальному развитию ,

помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Кроме того, я обогатила предметно-развивающую среду, пополнила

музыкальные уголки в экспериментальной группе и музыкальном зале;

провела работу с родителями и педагогами в форме мастер – классов в этом

направлении.

Рекомендации по использованию опыта.

Используя данный материал, рекомендую:

-

знакомство

с

музыкальными

инструментами

осуществлять

с

учетом возрастных особенностей дошкольников;

-

на каждом этапе обучения детям надо предлагать только одну

новую игру на развитие музыкальных способностей;

-

обучение должно проходить в игровой форме;

-

каждый

раз

разыгрывать

сюжет

сказок

с

разными

детьми,

вовлекая и заинтересовывая каждого.



В раздел образования




Яндекс.Метрика