Напоминание

"Исторические аспекты нравственного воспитания младших школьников"


Автор: Абдуллаева Лейла Магеррамовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1474"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Исторические аспекты нравственного воспитания младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Исторические аспекты нравственного воспитания младших

школьников

Проблемой

нравственного

воспитания

занимались

многие

учёные.

Одним из них был немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт. Он

придерживался теории авторитарного воспитания. Эта теория и по сей день

существует

в

различных

формах.

Она

подразумевает

воспитание

как

управление

детьми,

то

есть

полное

их

подчинение

взрослым.

Основной

целью данной теории является подавление дикой резвости ребёнка, которая

«кидает его из стороны в сторону». Одними из приёмов такого воспитания

Гербарт считал угрозу, запугивание запрещения, приказы, надзор за детьми и

т. п.

Полной

противоположностью

авторитарного

стиля

воспитания

является

теория

так

называемого

свободного

воспитания,

выдвинутая

французским

мыслителем

Ж.Ж.

Руссо.

Он

призывал

уважать

растущего

ребёнка, не стеснять его никакими запретами, а наоборот стимулировать и

поощрять

его

естественное

развитие.

В

последствии

эта

теория

оказала

большое влияние на педагогику в целом, в том числе и на отечественную.

В.А. Сухомлинский считал, что нравственность в ребёнке необходимо

воспитывать, надо учить его «умению чувствовать человека». "Всё дело в

одной,

в

очень

важной

закономерности

нравственного

воспитания.

Если

человека

учат

добру

учат

умело,

умно,

настойчиво,

требовательно,

в

результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате

будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и

человеком его надо сделать».

Таким образом, Сухомлинский считал, что воспитание нельзя пускать

на самотёк, необходимо учить детей добру, необходимо объяснять им, что

можно делать, а что нельзя.

В

первые

послереволюционные

годы

по

требованиям

новой

социалистической школы педагоги пытались по-новому раскрыть понятие

процесса воспитания. Так, например, П.П.Блонский считал, что воспитание

это

целенаправленное,

специально

организованное,

длительное

воздействие на любое живое существо — на человека, животное или даже

растение.

В

свою

очередь

советский

педагог

А.П.

Пинкевич

определял

воспитание

как

преднамеренное,

целенаправленное

воздействие

одного

человека на другого с целью развития в нём биологических и социально

значимых качест.

Учёные

считают,

что

нравственность

появилась

в

то

время,

когда

формировалось и развивалось общество. Кроме того, этому способствовало

возникновение трудовой деятельности людей.

Общество не может существовать без взаимной помощи людей, без

поддержки, без определённых обязанностей по отношению друг к другу.

Когда

человек

руководствуется

в

своей

деятельности

нравственными

нормами, он тем самым помогает обществу существовать и развиваться. В то

же время общество, которое поддерживает ту или иную нравственную норму,

формирует личность человека, соответствующую своим идеалам.

Итак, из вышесказанного можно понять, что нравственное воспитание

необходимо каждому человеку, и что само собой оно не появится, необходимо

целенаправленное воздействие.



В раздел образования




Яндекс.Метрика