Автор: Абдуллаева Лейла Магеррамовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1474"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Исторические аспекты нравственного воспитания младших школьников"
Раздел: начальное образование
Исторические аспекты нравственного воспитания младших
школьников
Проблемой
нравственного
воспитания
занимались
многие
учёные.
Одним из них был немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт. Он
придерживался теории авторитарного воспитания. Эта теория и по сей день
существует
в
различных
формах.
Она
подразумевает
воспитание
как
управление
детьми,
то
есть
полное
их
подчинение
взрослым.
Основной
целью данной теории является подавление дикой резвости ребёнка, которая
«кидает его из стороны в сторону». Одними из приёмов такого воспитания
Гербарт считал угрозу, запугивание запрещения, приказы, надзор за детьми и
т. п.
Полной
противоположностью
авторитарного
стиля
воспитания
является
теория
так
называемого
свободного
воспитания,
выдвинутая
французским
мыслителем
Ж.Ж.
Руссо.
Он
призывал
уважать
растущего
ребёнка, не стеснять его никакими запретами, а наоборот стимулировать и
поощрять
его
естественное
развитие.
В
последствии
эта
теория
оказала
большое влияние на педагогику в целом, в том числе и на отечественную.
В.А. Сухомлинский считал, что нравственность в ребёнке необходимо
воспитывать, надо учить его «умению чувствовать человека». "Всё дело в
одной,
в
очень
важной
закономерности
нравственного
воспитания.
Если
человека
учат
добру
–
учат
умело,
умно,
настойчиво,
требовательно,
в
результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате
будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и
человеком его надо сделать».
Таким образом, Сухомлинский считал, что воспитание нельзя пускать
на самотёк, необходимо учить детей добру, необходимо объяснять им, что
можно делать, а что нельзя.
В
первые
послереволюционные
годы
по
требованиям
новой
социалистической школы педагоги пытались по-новому раскрыть понятие
процесса воспитания. Так, например, П.П.Блонский считал, что воспитание
—
это
целенаправленное,
специально
организованное,
длительное
воздействие на любое живое существо — на человека, животное или даже
растение.
В
свою
очередь
советский
педагог
А.П.
Пинкевич
определял
воспитание
как
преднамеренное,
целенаправленное
воздействие
одного
человека на другого с целью развития в нём биологических и социально
значимых качест.
Учёные
считают,
что
нравственность
появилась
в
то
время,
когда
формировалось и развивалось общество. Кроме того, этому способствовало
возникновение трудовой деятельности людей.
Общество не может существовать без взаимной помощи людей, без
поддержки, без определённых обязанностей по отношению друг к другу.
Когда
человек
руководствуется
в
своей
деятельности
нравственными
нормами, он тем самым помогает обществу существовать и развиваться. В то
же время общество, которое поддерживает ту или иную нравственную норму,
формирует личность человека, соответствующую своим идеалам.
Итак, из вышесказанного можно понять, что нравственное воспитание
необходимо каждому человеку, и что само собой оно не появится, необходимо
целенаправленное воздействие.