Напоминание

Разработка требований к составлению проектных заданий для исследовательского проекта по моделированию в рамках кружковых занятий.


Автор: Зинченко Алексей Алексеевич
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1252
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка требований к составлению проектных заданий для исследовательского проекта по моделированию в рамках кружковых занятий.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработка требований к составлению проектных заданий для

исследовательского проекта по моделированию в рамках кружковых

занятий.

Сейчас проектный метод уже шагнул за пределы школьных стен и учебные

проекты могут применяться не только на уроке или во внеурочной деятельности,

но

и

реализовываться

с

помощью

сети

Интернет,

так

называемые

сетевые

(дистанционные)

проекты.

Жизнь

требует

применения

современных

информационных технологий, использования компьютера на уроках, что является

очень актуальным в наш век информационных технологий [1].

Работа

над

проектной

методикой

с

использованием

информационных

технологий очень хорошо воспринимается детьми, присутствует огромное их

желание принимать участие в работе над проектами, а то, что у большинства

учеников компьютеры есть дома значительно упрощает задачу учителя. Проектная

деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий имеет по

ряду причин преимущества перед традиционной методикой. Проектная методика

позволяет каждому учащемуся освоить на достаточно хорошем уровне создание

презентаций,

публикаций

[4],

что

несомненно

повышает

интерес

и

к

информационным

технологиям

и

к

физике

или

другому

предмету.

Результат

работы над проектом может быть внешним и внутренним. Внешний результат

можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности,

внутренний

результат

(опыт

деятельности)

становится

достоянием

учащихся,

соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [5].

Основные требования к использованию метода проектов:

1.

наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы

(задачи), требующей интегрированного знания;

2.

практическая,

теоретическая

значимость

предполагаемых

результатов;

3.

cамостоятельная

(индивидуальная,

групповая)

деятельность

учащихся;

4.

cтруктурирование содержательной части проекта;

5.

использование исследовательских методов;

6.

ограниченность (по времени, целям, задачам и результатам

7.

этапы и конкретные сроки их реализации;

8.

четкие и измеряемые задачи;

9.

конкретные и измеряемые результаты;

10.

планы и графики выполнения работ;

11.

конкретное

количество

и

качество

ресурсов,

необходимых

для

реализации;

12.

целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его

часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату;

13.

последовательность и связность - логика построения частей, которые

соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из

поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с

планом;

14.

объективность и обоснованность - доказательность того, что идея

проекта,

подход

к

решению

проблемы

появились

не

случайным

образом,

а

являются

следствием

работы

авторов

по

осмыслению

ситуации

и

оценки

возможностей воздействия на нее;

15.

компетентность авторов и членов команды - адекватное выражение

осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения

вопроса. Владение членами команды технологиями, механизмами, формами и

методами реализации проекта;

16.

жизнеспособность -

определение

перспектив

развития

проекта

в

дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть

продолжен;

Приведем пример проектного задания, составленного в соответствии с

указанными выше требованиями, и начнём с преамбулы к проектной задаче.

Проектное

задание:

создание

концепции

гибридного

беспилотного

аппарата для наблюдений за флорой и фауной заповедников.

Еще

в

древние

времена,

когда

люди

поняли

необходимость

в

сохранении живой природы, начали появляться заповедники — специальные

охраняемые территории, предназначенные для сохранения и изучения живой

природы.

Однако,

такие

островки

первозданной

природы

нередко

оказываются под угрозой, причем не только из-за деятельности человека.

Известно, что ежегодно на территории России повреждаются леса

насекомыми-вредителями

на

площади

более 2 млн га, что сопоставимо с

ущербом

от

лесных

пожаров.

Особенно

это

важно

в

условиях

ограниченности

посадки

зеленых

насаждений

в

мегаполисах

«лёгких»

города. В 2015 году власти Сочи ввели режим повышенной готовности к

борьбе

с

вредителями

субтропических

растений,

сотрудникам

зеленого

хозяйства города предписано ежедневно обследовать деревья и кустарники и

уничтожать

личинки

вредных

насекомых,

сообщили

в

управлении

лесопаркового хозяйства администрации курорта.

Но задача, например, мониторинга насекомых не заключается в том,

чтобы уничтожить всех вредных насекомых, т.к. они служат пищей более

высокоорганизованных организмов (птицы, земноводные, млекопитающие и

т.д.), а в контроле за балансом между вредителями и полезными насекомыми.

Задача: придумать концепцию беспилотного аппарата, сочетающего

возможности передвижения в двух средах (например по воздуху и по воде, по

воздуху и под водой, по земле и по воде и т.д.) для наблюдений за флорой и

фауной в заповедниках.

Требования к концепции аппарата:

- скрытность (маскировка) от объектов наблюдения (в зависимости от

объекта);

- минимальный вес с учетом объекта мониторинга;

-

максимальное

время

полёта

с

учетом

типа

и

размера

объекта

мониторинга;

- минимальное время на трансформацию из одного состояния в другое

(или отсутствие такового);

- наличие «машинного зрения» (для распознавания препятствий и

различия объектов мониторинга);

- умение «остановиться» рядом с объектом мониторинга (для его

д о с т аточ н о

д л и т е л ь н о го

и зу ч е н и я / н а бл юд е н и я

п р и

п ом о щ и

фото/видеотехники);

-

устойчивость

эксплуатации

при

различных

погодных

условиях

(широкий

диапазон

температур,

влажности

и

вибраций)

уплотнители,

смазки,…;

- простота сборки и монтажа;

- система стабилизации для устройств мониторинга;

- ремонтопригодность;

- автономность работы.

Проект,

представляет

собой

модель,

включающую

элементы,

напечатанные на 3D-принтере, сопровождается презентацией в свободном

стиле, удовлетворяющей требованиям по содержанию:

Проблема. (на решение которой нацелен проект)

Перечислить и

обосновать.Какое

исследование

помогло

сформулировать

проблему

и

заняться поиском её решения.Какие источники вы использовали: мониторинг

рынка, опрос пользователей.

Конкурентная

среда.

Здесь

вам

необходимо

рассказать

об

уже

существующих решениях проблемы. В презентации нужно указать краткую

информацию.

Решение

проблемы.

Здесь

должно

быть

описание

решения

существующей проблемы за счет создания вашего проекта –по сути, это

сформулированное

конкурентное

предложение.Можете

указать

какое

исследование помогло вам в поиске решения (использованные источники для

поиска решения: мониторинг рынка, опрос пользователей).

Цель

и

задачи

проекта.

Кратко

формулируется

цель.

Кратко

перечисляются задачи для осуществления поставленной цели.

План

работы

над

проектом.

Какие

этапы

включала

работа

над

проектом. Этапы перечислить кратко. Будет приветствоваться размещение

фото участников: общие, комбинированные фото, отражающие работу над

проектом.

Распределение ролей. Здесь важно показать хорошую организацию

командной работы. За какую задачу кто отвечал, какие средства использовал

в её решении. Чему научился за время работы над проектом. Оформить слайд

н е о б х о д и м о

в

в и д е

б л о к - с х е м ы

к л а с с и ч е с ко й

с т р у к т у р ы

"предприятия"(проекта). Важно раскрыть роль каждого участника.

Экономические показатели проекта. Представьте расчет бюджета на

изготовление изделия – финансовый план.

Результат: достижения и планы. Результат – чего удалось достичь,

возможно, даже сверх поставленных целей, что осталось нереализованным и

над чем еще нужно поработать.

Область применения и перспективы развития. Перечислить сферы

применения проекта, перспективы развития данного проекта.

Индивидуальный

результат.

Перечислите

навыки

и

программы,

полученные и освоенные во время участия в конкурсе – кратко, как итог.

Работа

над

проектом

подразумевает

два

промежуточных

смотра

готовности и финальную защиту. Во время первого смотра предоставляется

словесное

описание

концепции

будущего

беспилотного

аппарата,

производится корректировка. Во время второго смотра демонстрируется 3д

модель аппарата. Во время защиты проекта группа учащихся делает доклад в

виде презентации и демонстрирует напечатанную на 3д принтере модель

аппарата.

Библиография

1.

Воронова C.В. Интегрированный подход и сетевая проектная деятельность в

преподавании

информатики

и

во

внеурочной

деятельности

как

средство

воспитания разносторонне развитой личности.// Интернет и образование, - 2009

– Декабрь - № 15.

2.

Голдобин

С.Е.

Активизация

познавательной

деятельности

учащихся

через

различные

формы

внеклассной

работы

по

информатике./

Голдобин

С.Е.

//Интернет и образование. – 2010 – Май – № 20.

3.

Горуцкий А.И. Внеклассная работа в школе/ Информатика. Приложение к газете

1 сентября. – 2006. № 10

4.

Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во

внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед наук / Козлова Елена Владимировна

– Оренбург, 2000.– 168 с.

5.

Лебедев

В.В.

Повышения

мотивации

учащихся

в

изучении

информатики

посредствам внеурочной деятельности. – 1999 г.

6.

Сипаренко О.И. Внеурочная деятельность и информатика // Школа: день за днем.

Педагогический альманах.



В раздел образования




Яндекс.Метрика