Автор: Сазонова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ СМР "Детский сад № 30"
Населённый пункт: город Сокол Вологодская область
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТЕП– АЭРОБИКА «НЕПОСЕДЫ»
Раздел: дошкольное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЯ СТЕП- АЭРОБИКА
«НЕПОСЕДЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработчик: воспитатель Сазонова Н.Е.
Педагог, реализующий программу: воспитатель Сазонова Н.Е.
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: очная
Сокол
2016-2017 год
Содержание
1. Пояснительная записка..........................................................................................................3
1.1.Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы
объединения степ- аэробика «Непоседы»...............................................................3
1.2. Актуальность программы………………………………………..........................................3
1.3. Новизна программы……………………………………………….......................................4
1.4.Педагогическая целесообразность……………………………………………....................5
1.5.Цели и задачи………………………………………………………………………………..5
1.6.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих…….......................................................................................................................5
1.7. Анатомо - физиологические особенности возраста............................................................6
1.8. Срок реализации программы…………………………………………................................7
1.9. Формы и режимы занятий………………………………………………………………….7
1.10. Ожидаемые результаты и способы проверки…………………………………………....7
1.11. Требование к уровню подготовки дошкольников……………………………………....8
2.Организационно-педагогические условия.........................................................................8
2.1. Материально-технические условия....................................................................................8
3. Учебный план..........................................................................................................................8
3.1. Учебно-тематический план………………………………………………………………...9
3.2. Поурочное планирование.....................................................................................................9
4. Календарный учебный график...........................................................................................17
5. Организацияконтроля за выполнением программы....................................................18
6.Список используемой литературы.....................................................................................18
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Н ап р а вл е н н о с т ь
д о п ол н и т е л ь н о й
о б щ е о б р а з о в ат е л ь н о й
общеразвивающей программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на
детей дошкольного возраста 5-7 лет.
1.2.
Актуальность программы
В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает
центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются
2
основы
здоровья,
правильного
физического
развития,
формируются
двигательные
способности, интерес к занятиям любимым делом.
По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической
культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие
группы: упражнения циклического и ациклического характера.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла
и
изменяется
в
ходе
их
выполнения.
К
ним
относятся
гимнастические
и
силовые
упражнения,
прыжки,
метания,
спортивные
и
подвижные
игры.
Ациклические
упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного
аппарата,
в
результате
чего
повышаются
сила
мышц,
быстрота
реакции,
гибкость
и
подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.
Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное
время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним
относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
Традиционные формы физической культуры в детском саду (с использованием
ациклических
упражнений)
не
способствуют
существенному
росту
функциональных
возможностей
системы
кровообращения
и
уровня
физической
работоспособности,
а
значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.
Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим
развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых
осуществляется
за
счёт
использования
кислорода.
К
аэробным
относятся
только
те
циклические
упражнения,
в
которых
участвует
не
менее
2/3
мышечной
массы.
Для
достижения
положительного
эффекта
продолжительность
выполнения
аэробных
упражнений должна быть не менее 20 – 30 мин. Именно для циклических упражнений,
направленных
на
развитие
общей
выносливости,
характерны
важнейшие
морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы
сделать
их
ещё
более
интересными
и
насыщенными,
используются
индивидуальные
снаряды – степы.
Степ
–
это
небольшая
ступенька,
приподнятая
платформа,
название
которой
произошло от английского слова «step». Изобретена она была в Америке известным
фитнес-инструктором
Джином
Миллером.
С
помощью
степ-аэробики
можно
сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные,
плавные,
точные
движения.
Но
самый
главный
результат
занятий
степ-аэробикой
–
3
укрепление
нервной,
дыхательной,
мышечной,
сердечно-сосудистой
систем,
так
как
нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Плюсы использования стап-аэробики в работе с детьми:
Первый плюс – это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не
иссякающий на протяжении всего учебного года.
Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они
занимаются на уменьшенной площади опоры.
Третий
плюс
–
это
развитие
у
ребёнка
уверенности,
ориентировки
в
пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Четвёртый плюс – воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и
др.
Пятый плюс – это повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемость
организма.
Но
самое
главное
достоинство
степ-аэробики
–
её
оздоровительный
эффект.
Поэтому
возникла
необходимость
создания
программы
физкультурно-спортивной
направленности,
которая
дополняла
бы
программу
по
физическому
воспитанию
и
способствовала оздоровлению детей.
1.3. Новизна программы
Разработанная
программа
позволяет
добиться
оптимального
уровня
развития
физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а
так же носит профилактический характер.
Под
воздействием
упражнений
на
степ
–
платформе
улучшается
функция
сердечно
–
сосудистой
и
дыхательной
систем,
укрепляется
опорно
–
двигательный
аппарат,
регулируется
деятельность
нервной
системы
и
ряд
других
физиологических
процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными
формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике.
Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по
физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.
1.4. Педагогическая целесообразность
В
период
дошкольного
возраста
ребенок
интенсивно
растет
и
развивается,
движение
является
его
естественной
потребностью,
поэтому
физическое
воспитание
особенно важно в этот период. В последнее время в дошкольных организациях все чаще
4
стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Становится
популярной аэробика с использованием степ - платформ. Доступность этого вида аэробики
основывается
на
простых
общеразвивающих
упражнениях.
Эффективность
–
в
ее
разностороннем
воздействии
на
опорно-двигательный
аппарат,
сердечно-сосудистую,
дыхательную
и
нервную
системы
человека.
Эмоциональность
обусловлена
использованием музыки.
1.5. Цели и задачи
Цель: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма.
Задачи:
- формировать устойчивое равновесие и правильную осанку у детей;
- развивать координацию движений;
- развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость;
- воспитывать морально-волевые качества: уверенность, выдержку,
сосредоточенность, внимание;
- воспитывать интерес к физическим упражнениям и желание заниматься
физкультурой.
1.6. Отличительные особенности данной программы от уже существующих
Данная
программа
отличается
комплексом
упражнений,
рассчитанным
для
данной
возрастной категории.
Программа позволяет использовать степ- аэробику в системе тренировки как ключевое
звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения
циклического характера с использованием степ – платформы но и силовую гимнастику на степ-
доске. В программу включено множество упражнений на степ-платформе с предметом и без него,
интересные спортивные игры разной подвижности.
1.7.
Анатомо- физиологические особенности возраста
Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год
ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей пятого года жизни
чуть
ниже,
чем
у
воспитанников
старшей
и
подготовительной
к
школе
группы.
По
средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела -
17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц -
200,0 г, а роста - 0,5 см.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста
отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина
5
конечностей,
ширина
таза
и
плеч
у
детей
обоего
пола.
Вместе
с
тем
имеются
индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек.
Например,
окружность
грудной
клетки
у
девочек
увеличивается
интенсивнее,
чем
у
мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки,
ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это
влияет на физическую подготовленность детей.
Позвоночный
столб
ребенка
пяти-семи
лет
чувствителен
к
деформирующим
воздействиям.
Скелетная
мускулатура
характеризуется
слабым
развитием
сухожилий,
фасций, связок.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это
возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и
конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети
относительно
легко
усваивают
задания
на
ходьбу,
бег,
прыжки,
но
затрудняются
в
выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого
равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и
других
рефлексов,
а
также
от
массы
тела
и
площади
опоры.
С
возрастом
ребенка
показатели
сохранения
устойчивого
равновесия
улучшаются.
При
выполнении
упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
Старший
дошкольник
способен
дифференцировать
свои
мышечные
усилия.
Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной
амплитудой.
Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не
завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не
всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в
минуту.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100—1200 см3,
но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у
детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25.
У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и
физиологи
называют
период
от
пяти
до
семи
лет
«возрастом
двигательной
расточительности»
1.8. Срок реализации программы
6
Программа рассчитана на 9 месяцев работы с детьми, из расчёта 1 занятие
в неделю, продолжительностью 25 минут.
Возраст обучающихся: Программа разработана для детей от 5 до 7 лет.
1.9.Формы и режимы занятий
Основной формой организации деятельности является групповое занятие ( в
группе не более 15 человек). Для того чтобы избежать монотонности образовательного
процесса,
для
достижения
оптимального
результата
на
занятиях
с
воспитанниками
используются:
Круговая тренировка
Подвижные игры
Сюрпризные моменты
.
1.10. Ожидаемые результатыи формы подведения итогов
К концу учебного года:
• У детей сформируется правильная осанка, укрепится костно-мышечный корсет,
улучшится музыкальная и двигательная память.
• Повысится уровень двигательной активности.
•
Возрастёт
интерес
к
занятиям
по
физической
культуре,
сформируется
осознанное отношение к укреплению своего здоровья.
• Воспитанники, прошедшие курс степ-аэробики, освоят все базовые шаги и
будут
применять
их
в
самостоятельной
деятельности
при
выполнении
музыкально-
ритмических комплексов.
Формой подведения итогов реализации программы являются:
- тестовые задания;
- наблюдения за активностью ребенка в различные периоды занятия;
- открытые мероприятия, участие в концертах, утренниках, фестивалях.
Один раз в квартал проводится открытое занятия для родителей.
1.11. Требования к уровню подготовки дошкольников
Занятия
объединения
посещают
дети
старшего
дошкольного
возраста,
не
имеющие медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
При посещении занятий детьми с
нарушениями осанки педагог контролирует
осанку обучающихся, исключает виды упражнений, во время которых увеличивается
нагрузка на позвоночник, следует рекомендациям врачей.
7
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Материально-технические условия:
Для успешной реализации программы необходимы:
1.
Степ – платформы по количеству детей
2.
Спортивная форма для взрослого и обучающихся
3.
Магнитофон
4.
CD и аудио материал
5.
Атрибуты для сюжетных номеров
Занятия проводятся в физкультурном зале ДОО.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ "СТЕП - АЭРОБИКА"
« Степ - аэробика»
Количество часов
Максимальный
объём
учебной
нагрузки
детей
за
неделю
1 час
Максимальный объём учебной нагрузки детей за месяц
4 часа
Максимальный объём учебной нагрузки детей за год
31 час
3.1. Учебно-тематический план объединения
Месяц
Комплекс упражнений
Кол-во часов
Октябрь
Комплекс №1
3
Ноябрь
Комплекс № 2
4
Декабрь
Комплекс №3
4
Январь
Комплекс № 4
3
Февраль
Комплекс № 5
4
Март
Комплекс № 6
5
Апрель
Комплекс № 7
4
8
Май
Комплекс № 8
4
Всего:
31
3.2. Поурочное планирование
Комплексы упражнений.
Октябрь – Комплекс № 1.
В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы.
Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
1.
Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить
темп движения, соответственно настроиться).
2.
Ходьба на степе.
3.
Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой
ноги, бодро работая руками.
4.
Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа.
5.
Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз.
Основная часть.
1.
Шаги со степа на степ. Руки в стороны, руки к плечам, в стороны.
2.
Ходьба на степе, руки к плечам, локти отведены в стороны. Круговые
движения согнутыми руками вперёд и назад.
3.
Ходьба на степе, руки внизу вдоль туловища, плечи верх, плечи назад, плечи
вниз.
4.
И.п.: стойка на степе, правая рука на пояс, левая вниз.
1 – шаг правой ногой в сторону со степа; левая рука через сторону вверх;
2 – приставить левую ногу к правой, левую руку вниз;
3 – правую руку вниз, левой ногой встать на степ;
4 – левую руку на пояс, приставить правую ногу к левой;
5 – 8 – то же, что на счёт 1 – 4, но в другую сторону.
5. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт
бубен):
«Бубен, бубен, долгий нос,
Почём в городе овёс?»
Две копейки с пятаком,
Овса Ваня не купил,
9
Только лошадь утопил
Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!
6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и
дыхание.
Ноябрь – Комплекс № 2.
В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под
бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
1.
И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять
обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз).
2.
Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с
поворотом туловища вправо-влево (5 раз).
3.
Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа
назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи.
4.
Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз).
(Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия).
Основная часть.
1.
И.п.: шаг со степа правой ногой, левая на степе.
1 – поворот туловища направо, правую руку в сторону ладонью кверху;
2 – вернуться в и.п.;
3 – 4 – тоже в другую сторону.
2. Стоя на коленях на степе, руки в стороны.
1 – прогибаясь и поворачивая туловище направо, пальцами левой руки коснуться
пяток;
2 – и.п.;
3 – 4 – то же в другую сторону.
3. И.п.: сидя, руками держаться за края степа.
1 – 2 – поднять тело и прогнуться;
3 – 4 – вернуться в и.п.
4. И.п.: сидя на степе, ноги врозь, руки согнуты и сплетены перед грудью
(пальцами левой руки обхватить правый локоть, а пальцами правой руки – левый локоть).
1 – 3 – три пружинистых наклона вперёд, стараясь коснуться предплечьями пола
как можно дальше, ноги в коленях не сгибать;
4 – вернуться в и.п.
10
5. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра
упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут
змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге –
«Стойкий оловянный солдатик»).
6.После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и
дыхание.
Декабрь – Комплекс № 3.
В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую
ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
1.
Ходьба и бег змейкой вокруг степов.
2.
Ходьба с перешагиванием через степы.
Основная часть.
1.
И.п.: упор присев на степе.
1 – 2 – ноги поочерёдно (правую, затем левую) отставить назад, упор лежа;
3 – 4 – поочерёдно сгибая ноги, вернуться ви.п. Руки должны быть прямыми,
плечи не опускать.
2. И.п.: упор присев на правой ноге на степе, левую – назад на носок.
1 – 4 – пружинить на ноге;
5 – подтянуть левую ногу к степ-платформе, поднять руки верх, потянуться. То же
левой ногой.
3. Шаг правой ногой на степ, левой выполнить мах назад.
4. Шаг правой ногой на степ, левую подтянуть как можно выше к груди, затем
поменять ногу.
5. Подвижная игра для профилактики плоскостопия (игровые действия
выполняются в соответствии с текстом)
Вылез мишка из берлоги,
Разминает мишка ноги.
На носочках он пошёл
И на пяточках потом.
На качелях покачался,
И к лисичке он подкрался:
«Ты куда бежишь, лисица?
Солнце село, спать пора,
Хорошо, что есть нора!» (каждый ребёнок бежит в свою норку – на свой степ).
11
6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и
дыхание.
Январь – Комплекс № 4.
В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы.
Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
1.
Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить
темп движения, соответственно настроиться).
2.
Ходьба на степе.
3.
Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой
ноги, бодро работая руками.
4.
Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа.
5.
Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз.
Основная часть.
1.
Ходьба на степе. Руки рисуют поочерёдно большие круги вдоль туловища,
пальцы сжаты в кулаки.
2.
Шаг на степ – со степа. Кисти рук поочерёдно рисуют маленькие круги
вдоль туловища. (№ 1-2 - повторить 3 раза).
3.
Приставной шаг на степе вправо – влево. Одновременно прямые руки
поднимаются вперёд – опускаются вниз.
4.
Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг –
присесть). Кисти рук, согнутых в локтях, идут к плечам, затем вниз.
5.
Ходьба на степе с высоким подниманием колен. Одновременно выполняются
хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.
6.
Шаг на степ – со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за
спиной. (№ 3,4,5,6 – повторить 3 раза).
7.
Подвижная игра «Цирковые лошади». Круг из степов – это цирковая арена.
Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошади в цирке»), затем по
сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке
музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2 – 3 меньше, чем участников
игры.
8.
После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на
расслабление и дыхание.
Февраль – Комплекс № 5.
12
В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под
бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
2.
И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять
обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз).
3.
Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с
поворотом туловища вправо-влево (5 раз).
4.
Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа
назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи.
5.
Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз).
(Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия).
Основная часть.
1.
Одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой рукой левое плечо,
левой рукой – правое плечо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи (5
– 6 раз).
2.
Шаг на степ со степа; одновременно энергично разгибать вперёд согнутые в
локтях руки (пальцы сжаты в кулаки). Отводить руки назад и выпрямлять в стороны из
положения – руки перед грудью.
3.
Одновременно с ходьбой на степе делать прямыми руками круговые
движения вперёд и назад попеременно и вместе (5 раз).
4.
Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо и влево, руки
на поясе (5 – 6 раз). (№ 1,2,3,4 повторить 2 раза).
5.
Сидя на степе, опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые
ноги (5 – 6 раз).
6.
Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену,
касаясь его лбом (можно помогать себе руками).
7.
Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками.
8.
Шаг со степа вправо, влево. (№5,6,7,8 повторить 2 раза).
9.
Подвижная игра «Физкульт-ура!». Дети переносят степы для игры в разные
места, расположив их в две шеренги по разные стороны зала. На одной стороне на один
степ меньше. Самостоятельно становятся туда, где степов больше, по два человека на степ.
Это линия старта. На противоположной стороне – финиш. Дети говорят:
Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим,
Спорт – помощник!
13
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Физкульт-ура!
С окончанием слов участники игры бегут на перегонки на противоположную
сторону. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых
занимает степ.
10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление
и дыхание.
Март – Комплекс № 6.
В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую
ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
3.
Ходьба и бег змейкой вокруг степов.
4.
Ходьба с перешагиванием через степы.
Основная часть.
1.
И.п.: Стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте
раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади (5 раз).
2.
И.п.: основная стойка на степе. Шаг вправо со степа, руки в стороны,
вернуться в исходное положение; то же влево (по 5 раз).
3.
И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты
вправо и влево со свободными движениями рук (5 – 6 раз).
4.
И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками
(5 – 6 раз).
5.
Сидя на степе скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену,
касаясь его лбом.
6.
И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под
ногой хлопок. (5 – 6 раз).
7.
Прыжки на степ и со степа чередуются с ходьбой. 6.
И.п.: основная стойка
на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок. (5 – 6 раз).
7.
Прыжки на степ и со степа чередуются с ходьбой.
8.
Подвижная игра «Скворечники». Занимать место (только в своём)
скворечнике (степе), можно по сигналу «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника
надо по сигналу «Скворцы летят!». Тот, кто займёт степ последним, считается
проигравшим.
14
9.
После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на
расслабление и дыхание.
Апрель – Комплекс № 7.
В хорошо проветренном зале степы расположены в хаотичном порядке. Под
бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
1.
Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки,
посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.
2.
Шаг на степ – со степа, бодро работая руками.
3.
Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперёд-назад с хлопками
спереди и сзади.
4.
Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук.
(В одну и другую сторону).
Основная часть.
1.
Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой,
хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой – по левому плечу.
2.
Шаг со степа в сторону, чередуются с приседанием, поднимая руки вперёд.
3.
Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и
хлопнуть над головой.
4.
Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.
5.
Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.
6.
И.п.: то же. Взмахнув руками вперёд, быстро встать, вернуться ви.п.
7.
Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в
стороны, вернуться ви.п.
8.
Ходьба на степе, бодро работая руками.
9. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт
бубен):
«Бубен, бубен, долгий нос,
Почём в городе овёс?»
Две копейки с пятаком,
Овса Ваня не купил,
Только лошадь утопилБубен, бубен, беги за нами, хватай руками!
10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление
и дыхание.
Май– Комплекс № 8.
15
В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую
ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов.
Подготовительная часть.
1.
Наклон головы вправо-влево.
2.
Поднимание плеч вверх-вниз.
3.
Ходьба обычная на месте, на степе.
4.
Приставной шаг вперёд со степа на пол и обратно на степ.
5.
Приставной шаг назад.
6.
Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться ви.п.
Основная часть.
1.
Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в
сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.
2.
Правую (левую) ногу вперёд перед степом поставить на носок, правую
(левую) руку резко вытянуть вперёд. Вернуться в и.п.
3.
То же вправо-влево от степа. Назад от степа.
4.
Правую (левую) ногу поставить резко вперёд; вправо (влево); назад и
вернуться ви.п.
5.
Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степа; вернуться ви.п.
6.
Приставной шаг на степе в полуприседанием.
7. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра
упражняет детей в равновесии – ведущий – «иголка», все остальные – «нитка», дети бегут
змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге –
«Стойкий оловянный солдатик»).
8. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и
дыхание.
Ожидаемые результаты:
- укрепилось здоровье детей;
- у них сформировалось устойчивое равновесие, улучшилась координация
движений;
- повысились физические качества;
- сформировался устойчивый интерес к занятиям степ-аэробикой.
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
16
При
составлении
учебного
плана
объединения
дополнительного
образования
учитывается, что занятия в объединении дополнительного образования проходят во второй
половине дня в рабочие дни.
Содержание
Возраст детей
5-7 лет
Начало учебного года
1 сентября
График каникул
с 28 декабря 2015 года
по 10.01.2016 года
Окончание учебного года
31 мая 2017 год
Продолжительность уч. года,
всего, в том числе:
36 недель 3 дня
I полугодие
17 недель 1 дня
II полугодие
19 недель 2 дня
Продолжительность учебной
недели
5 дней
Объем недельной образовательной
нагрузки по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе
социально-педагогической
направленности
25 минут
В I-ю половину дня
-
Во II-ю половину дня
25 минут
Сроки проведения контроля
с 25.05.2016 по 30.05.2016
Официальные праздничные и
выходные дни
4ноября - День народного единства
с 1 по 10 января (Новогодние каникулы и
Рождество Христово)
21
-
23
февраля
-День
защитника
Отечества
5-8 марта -Международный женский день
1- 3 мая - Праздник Весны и Труда
7 - 9 мая -День Победы
5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Контроль
за
ходом
реализации программы
состоит
из
двух
компонентов:
административного
контроля
(промежуточный,
итоговый),
проводит
ответственный
за
17
организацию
и
осуществление
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам и самоконтроль (контрольное занятие). Результаты
обсуждаются
на
педсоветах,
административных
совещаниях
при
заведующем,
в
индивидуальных беседах.
Методические рекомендации
Содержание
занятий
степ-аэробикой
учитывает
морфофункциональные
особенности
дошкольников,
уровень
их
физической
подготовленности
и
развития,
соблюдаются основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики носят преимущественно циклический характер (в
основном,
это
ходьба),
вызывают
активную
деятельность
органов
кровообращения
и
дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и
доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части.
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной
физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается
комплекс степ-эаробики упражнениями на дыхание и расслабление,
выполняемые в
медленном темпе.
Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и
правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
18
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую
нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150 – 160 уд./мин.
Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой,
которая создаёт у детей хорошее настроение.
Один комплекс степ-аэробики
выполняется детьми в течение одного месяца;
некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.
Для занятий степ – аэробикой необходимо рекомендовать родителям приобрести
для
детей
устойчивые
кроссовки,
которые
крепко
держаться
на
ноге
ребёнка.
Обязательным
условием
считается
правильный
выбор
носков
из
хлопчатобумажных
материалов, они помогают связкам избегать микротравм, поддерживают необходимую
температуру тела. Нельзя заниматься на степе босиком или в обуви с мягкой подошвой,
так как это может привести к повреждению ступни или вывиха лодыжки.
Комплексы упражнений рассчитаны на детей 5– 7 лет . Один комплекс степ-
аэробики выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения, по мере
их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.
19