Напоминание

«Внеклассная работа в детской школе искусств»


Авторы: Любченко Ольга Владимировна, Бобырь Татьяна Дмитриевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МБУДО Новоаннинская детская школа искусств
Населённый пункт: г. Новоаннинский Волгоградской области
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Внеклассная работа в детской школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Администрация Новоаннинского муниципального района

Волгоградской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

НОВОАННИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Методическое сообщение

«

Внеклассная работа в детской школе

искусств»

Подготовили преподаватели:

Любченко Ольга Владимировна

Бобырь Татьяна Дмитриевна

Духовная жизнь ребенка полноценна

тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок…

В.А. Сухомлинский

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Положение

искусства

в

обществе

всегда

определяется

тем

значением,

которое

придается

миру

человеческих

чувств,

переживаний,

эмоций.

Сегодня

в

обществе

господствуют

идеи

рационализма,

экономической

целесообразности,

сциентизма

и

техницизма.

В

современных

условиях,

когда падает интерес к классическому музыкальному и художественному

искусству, когда наши дети, по сути, стали жертвами массовой популярной

культуры, в значительной степени возрастает роль внеклассной работы в

школах.

Внеклассная воспитательная работа, - это организация педагогом различных

видов

деятельности

учащихся

во

внеурочное

время,

обеспечивающих

необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная

воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов

деятельности

и

обладает

широкими

возможностями

воспитательного

характера на ребенка. Разнообразная внеурочная деятельность способствует

более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,

которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Внеурочная деятельность

помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме

того,

разнообразные

виды

деятельности

способствуют

самореализации

ребенка,

повышению

его

самооценки,

уверенности

в

себе,

т.е.

положительному восприятию самого себя.

Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный

опыт

ребенка,

его

знания

о

разнообразии

человеческой

деятельности,

ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у

детей

интереса

к

различным

видам

деятельности,

желания

активно

участвовать

в

одобряемой

обществом

деятельности.

Если

у

ребенка

сформирован

интерес

к

труду

в

совокупности

с

определенными

практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении

заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную

деятельность. В различных формах внеурочной деятельности дети не только

проявляют

свои

индивидуальные

особенности,

но

и

учатся

жить

в

коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о товарищах, ставить

себя на место другого человека. Каждый вид внеурочной деятельности -

творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает

опыт

педагогического,

а

также

коллективного

взаимодействия,

что

дает

воспитательный эффект. Таким образом, внеурочная деятельность является

самостоятельной сферой, направленной на эффективность педагогического

взаимодействия.

H.K.

Крупская

и

А.В.

Луначарский

подчеркивали,

что

важнейшей

функцией

школы

являет ся

во спит ание

р е б е н к а ,

облагораживание его души, чувств. Полезны такие формы деятельности

ребят, как ансамбли, хоры, оркестры и т.д. Здесь желательно паритетное, на

равных

с

учениками

условиях,

участие

в

этих

обществах.

Специфика

внеурочной деятельности проявляется на уровне следующих задач:

Формирование у ребенка положительной «Я - концепции», которая

характеризует

позитивное

отношение

ребенка

к

самому

себе

и

объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего

развития индивидуальности ребенка.

Формирование

у

детей

навыков

сотрудничества,

коллективного

взаимодействия.

Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов

мировоззрения

детей.

Эмоциональная

сфера

формируется

через

эстетические представления в творческой деятельности.

Внеурочная

деятельность

оказывает

влияние

на

развитие

познавательного

интереса.

В

данной

задаче

от р а жа е т с я

преемственность

в

учебной

и

внеурочной

деятельности,

т.к.

внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в

конечном счете направлена на воздействие педагога и учащихся, а

следовательно на повышение продуктивности учебного процесса.

Цель и задачи внеурочной деятельности придают специфический характер

функциям

целостного

педагогического

процесса

-

обучающей,

воспитывающей и развивающей.

Внеклассная работа понимается сегодня как деятельность, организуемая с

группой

обучающихся

во

внеурочное

время

для

удовлетворения

потребностей

учащихся

в

содержательном

досуге,

для

их

участия

в

самоуправлении

и

общественно

полезной

деятельности.

Эта

работа

позволяет выявить потенциальные возможности и интересы ребят и помочь

их реализовать. Внеклассная работа ориентирована на создание условий для

неформального общения детей, имеет ярко выраженную воспитательную и

социально-педагогическую направленность. В основе внеклассной работы

лежит

совместная

деятельность

детей

и

взрослых,

ученика

и

педагога,

ребенка и родителя.

Цель внеклассной работы – формирование особой культурной

компетентности учащихся, включающей в себя:

– способность к самореализации своих творческих способностей, к

самоорганизации и самодисциплине;

– стремление к расширению кругозора и развитию мышления,

эстетического и художественного вкуса;

– умение реализовать себя в коллективной деятельности;

– способность к продуктивному творческому взаимодействию со

сверстниками, педагогами, родителями.

Внеклассная работа решает следующие задачи:

– воспитание учащихся с ориентацией на общечеловеческие духовные

ценности, понимание и поддержание нравственных устоев;

– развитие творческих способностей, личностного потенциала

обучающихся;

– создание условий для самореализации учащихся в различных видах

деятельности;

– формирование патриотического сознания, интереса к национальной

культуре;

– организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

– развитие инициативы, самостоятельности и познавательной активности;

– формирование коммуникативных способностей и социальных навыков;

– приобщение к творческому наследию выдающихся писателей, музыкантов,

композиторов, художников и т.д.

– формирование эстетического и этического отношения к искусству,

социуму и окружающему миру в целом.

Благодаря внеклассной работе ребенок включается в интеллектуальную и

психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и

самоутверждения. Внеклассная работа создает “ситуацию успеха”, помогает

ребенку

в

изменении

своего

статуса,

поскольку

в

процессе

репетиций,

подготовки к школьным мероприятиям, которые ребенок может выбрать

самостоятельно в соответствии с личными интересами и потребностями, он

вступает в равноправный диалог с педагогом.

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность внеклассной работы.

Она

противостоит

некоторой

“сухости”

учебного

процесса,

где

логика

учебных занятий грозит привести к подавлению эмоционально-образного

восприятия мира, столь значимого в детском возрасте.

Один

из

компонентов

внеклассной

деятельности

концертно-

просветительская

работа,

которую

необходимо

заранее

планировать,

и

умело, продуманно сочетать с образовательным процессом школы искусств.

Основные формы концертно-просветительской деятельности это:

– концерты-лекции;

– концерты-викторины;

– концерты, посвященные праздничным и юбилейным датам;

– концерты класса;

– отчетные концерты;

– музыкальные спектакли;

– творческие вечера и др.

Подготовка

к

концерту

серьезная

коллективная

работа,

которая

способствует созданию атмосферы горячей заинтересованности, формирует

у ребят чувство ответственности за общее дело, позволяет юному музыканту

непосредственно ощутить, как много зависит от него самого. Выступления

на концертах помогают учащимся научиться владеть собой перед большой

аудиторией,

справляясь

со

сценическим

волнением,

способствуют

формированию у юных исполнителей умения дать верную оценку своему

выступлению.

Участие в концерте для начинающего музыканта – это всегда праздник,

который должен войти в его жизнь ярким событием и остаться в памяти

надолго.

Концерт

важное

средство

художественного

воспитания,

это

торжество,

которое

объединяет

людей

общностью

переживаний,

эмоциональным

настроем,

“лекарство”

против

чувства

одиночества

и

неуверенности.

Участие

во

всей

этой

столь

желанной

для

детей

деятельности,

обуславливается добросовестностью в отношении к занятиям, активностью

в повседневной работе, хорошей успеваемостью. Ощутить себя артистом,

пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей –

все это мощный стимул для самоутверждения и самореализации личности

ребенка, на что в конечном итоге и направлена вся деятельность детской

школы искусств.

Приведем виды и формы внеклассной работы, практикуемой в детской

школе искусств:

I.

Собрания для родителей и учащихся.

Целью

данных

мероприятий

является

создание

единого

творческого

коллектива родителей и учащихся, предоставление возможности критически

взглянуть

на

себя

со

стороны,

расположить

родителей

к

желанию

поделиться

опытом

воспитания лучших качеств

своих

детей,

а

также

творческий отчет учащихся перед родителями;

1.

Вечер «Огонек».

2.

Собрание с концертом ансамблей малых форм.

3.

«Чему учат в школе?»

4.

«Вот и стали мы на год взрослей».

5.

Новогодний вечер «Сюрприз».

6.

«Музыка нашего быта».

7.

«Вечер старинной музыки», или «Вечер при свечах»;

8.

«Новогодняя музыкальная сказка».

9.

Игра-лотерея «На чем я умею играть».

10.

«Музыкальная сказка»

11.

Тематические собрания, посвященные юбилейным датам.

12.

Конкурсы.

II.

Классные концерты учащихся

Цель

классных

концертов

учащихся

исполнительская

практика,

возможность

ощутить

ответственность

выступления

перед

своим

коллективом,

проанализировать

выступление

своих

товарищей

исполнителей и, конечно, - воспитание дружного коллектива.

К виду «классные концерты учащихся» относятся такие формы, как:

1.

Выступления на дополнительных музыкальных инструментах.

2.

Классные конкурсы:

3.

Конкурс летней программы;

4.

Конкурс «На каких инструментах я умею играть;

5.

Конкурс концертных репертуаров.

III.

Классные собрания

Целью

классных собраний

является воспитание личностных качеств.

Данное

мероприятие

предоставляет

возможность

взглянуть

на

себя

со

стороны, и, является еще одним этапом в сплочении дружного

классного

коллектива:

1)

Просмотр

видеофильмов:

(региональные,

международные,

российские конкурсы).

2) Прослушивание музыкальных дисков.

3) «КВН»

.

4) «Угадай мелодию» (классические мелодии).

5) «Старшеклассники играют для младшеклассников».

6) «Познай себя». Анкета. Тест.

7) Беседа о методах подготовки для преодоления сценического

волнения.

8) Опыт и эксперименты.

IV.

Тематические вечера

В ДШИ возникает необходимость проведения

тематических вечеров

,

целью

которых

является

создание

условий

для

развития

учащихся

получения

ими

дополнительных

знаний,

повышение

уровня

образованности детей. К формам таких вечеров относятся:

1) Тематический концерт в форме классного часа «Танцевальная

музыка» (Приложение).

2)

Тематический

классный

час

для

учащихся

и

их

родителей

«Музыкальные иллюстрации по произведениям А.С. Пушкина».

V.

Для

эффективности

педагогического

взаимодействия

важная

роль

отводится совместному

проведению

каникулярного

и

воскресного

времени,

Данный вид работы предполагает наблюдение за ребенком в

неформальной

обстановке,

более

глубокое

познание

его

внутреннего

мира, раскрытие

свойств характера.

К таким формам работы относятся:

1) Поездки на концерты, выступления в школе, в ДК для жителей

города.

2) Походы в лес, зимние и летние спортивные игры.

3)

Выезды

на

турбазы

(совмещение

концертной

деятельности

и

отдыха).

В общении с детьми должны перекрещиваться два начала – духовно-

творческое, идущее от культуры, и экологическое, идущее от природы.

Последнее неразрывно связано с игровыми проявлениями, основанными

на сущности. Игра помогает увидеть могучее средство, соединяющее

духовное и природное начало. Игра на вольном просторе обнаружила

разные проявления

в детях. Ю.П. Азаров в своих работах предлагает

объединить эта два

начала (духовное и природное), что по его мнению

означает

приблизиться

к

познанию

великой

человеческой

гармонии,

именуемой воспитанием.



В раздел образования




Яндекс.Метрика