Напоминание

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРИРОДУ»


Автор: Захарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Руза, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРИРОДУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Захарова Е.Н., воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №3

общеразвивающего вида»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРИРОДУ»

Земля страдает, земля вздыхает

И стон последний к нам обращает:

«Забудьте, люди, свои раздоры,

Скорей спасайте поля и горы,

Спасайте реки, леса спасайте,

Животных слабых оберегайте.

Вас умоляю, к вам обращаюсь,

От дыма злого я задыхаюсь.

Меня токсины всю пропитали,

Галлоны нефти в моря попали.

Ещё немного, и будет поздно.

Не простирайте ладони к звёздам

И не молите тогда о чуде,

Другого дома у вас не будет!

//О. Романенко

В течение 2018-2019учебного года в старшей группе №10 МАДОУ

«Детский

сад

№3

общеразвивающего

вида»

успешно

реализуется

дополнительная

общеразвивающая

программа

естественнонаучной

1

направленности «Первые шаги в природу», одним из авторов-разработчиков

которой являюсь я.

Почему

именно

эту

программу

выбрали

мы,

воспитатели

и

наши

воспитанники вместе со своими родителями?

В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения

окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали

ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к

природе,

когда

состояние

среды

обитания

отрицательно

сказалось

на

здоровье

огромного

количества

людей,

когда

на

планете

практически

не

осталось

уголков

нетронутой

природы.

Рост

промышленно сти,

нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к

гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной

проблемы

является

воспитание

«нового»

человека,

становление

экологической культуры личности и общества.

Программа естественнонаучной

направленности

«Первые

шаги

в

природу» предназначена для обучения детей дошкольного возраста от 5 до 6

лет.

Цель программы

- Формирование у

дошкольников системы знаний об

окружающем мире;

развитие

навыков

изучения

и

сохранения

живой

п р и р од ы ;

рационального природопользования

Задачи программы:

Формирование

элементарных естественнонаучных представления

об

о к р у ж а ю щ е м

м и р е

( к о м п л е к с н о е

п р е д с т а в л е н и е

о

природе, многообразии ее объектов и проявлений);

Систематизация

представлений

о

сезонных

изменениях

в

живой

и

неживой природе;

Обобщение

знаний

детей

о

живом

объекте

на

примере

животных

(дышит, двигается, питается, растёт, размножается.)

Формирование

интереса

к

человеку

как

биологическому

объекту.

Устанавление связи между внешним строением человека и его образом

жизни.

Развитие способности к первоначальной систематизации представлений

о живой и неживой природе в целом;

2

Развитие первичных приемов логического мышления (формирование

способности к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации,

установлению закономерностей, интеграции информации);

Развитие речи как средство и форму мыслительной деятельности.

Воспитание

умения

выражать

своё

отношения

к

окружающим

адекватными, социально - допустимыми способами, доброжелательно и

мотивированно высказывать свои притязания.

Воспитание

любознательности,

любви

и

интереса

к

родному

краю,

Родине, природе;

Воспитание творческого созидательного отношения к природе.

Для реализации данной программы в групповом помещении созданы и

оборудованы мини-центры:

н а л и ч и е

ц е н т р а

л а б о р а т о р и и

д л я

д е т с к о г о

экспериментирования в группе;

демонстрационное лабораторное оборудование;

дидактический материал, игры экологического содержания;

уголок природы.

Мини-библиотека. Здесь

собраны

разнообразные

красочные

книги,

энциклопедии

для

детей.

Литература

известных

детских

писателей

природоведов :Пришвина, Бианки используется на занятиях, тематических

чтениях.

Часто

с

детьми

разучиваем

стихи

о

природе

известных

наших

поэтов: А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других. В свободное

от

занятий

время

воспитанники

имеют

возможность

самостоятельно

рассматривать

книги

писателей-природоведов.

Этот

уголок

постоянно

пополняется и обновляется.

Уголок природы. Уголок природы — обязательная часть развивающей среды

детского

сада. Учитывая это, уголки природы в старшей группе детского

сада,

служат

отличным

подспорьем

для

воспитателя

при

осуществлении

программных

задач

в

области

ознакомления

с

природой

и

воспитания

экологической культуры:

Ознакомление с природой и природными явлениями.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями.

3

Формирование первичных представлений о природном многообразии

планеты Земля.

Формирование элементарных экологических представлений.

Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он

должен

беречь,

охранять

и

защищать

её,

что

в

природе

все

взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от

окружающей среды.

Воспитание умения правильно вести себя в природе.

Воспитание любви к природе, желания беречь её.

Уголок

экспериментирования.

Зд е с ь

п р о вод я т с я

о п ы т ы

и

эксперименты

в

соответствии

с

учебным

планом

и

содержанием

программного материала. В уголке опытно-экспериментальной деятельности

выделены следующие мини-зоны:

1) место для приборов: лупы, микроскоп, воронки, стаканчики

2)место

для

хранения

материалов:

семена

цветочных

растений,

фасоль,

крупы, песок и др.

3) место для проведения опытов: стол

Так,

в

течение

учебного

года

проведены

практические

занятия

по

проращиванию семян, изучению свойств воды, свойств почвы, воздуха.

Опыты с семенами крайне интересны для детей старшего дошкольного

возраста. Мы проводили эксперимент с проращиванием семян: поместили

семена

подсолнечника

и

гороха

в

миску

под

влажную

марлю,

через

несколько дней оценили, насколько они проросли, осмотреть ростки .

Проводили практическую работу по выращиванию лука. С интересом

обучающиеся

выращивали

цветковые

растения

на

подоконнике,

а

затем

высаживали их в открытый грунт. Опытно-экспериментальную деятельность

мы организуем не только в центре экспериментирования, но и на улице.

Составляя программу «Первые шаги в природу», педагог обязательно

планирует прогнозируемые результаты. Какие же планируемые результаты

указаны в нашей программе?

Хочу обратить внимание, что кроме предметных знаний, умений и навыков,

необходимо предусмотреть и

формирование

универсальных

учебных

действий (УУД): личностных, коммуникативных и познавательных.

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

4

сопереживать и заботиться о живых объектах;

занимать активную позицию по охране природы;

активно

принимать

участие

в

экологических

и

природоохранных

мероприятиях;

Обучающийся получит возможность научиться:

составлять план своих действий во время творческой работы;

уметь находить причинно-следственные связи в природе;

составлять экологические модели.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

вести фенологические наблюдения;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами

и в практической деятельности по сохранению природного окружения

и своего здоровья;

Обучающийся получит возможность научиться:

различать методы познания окружающего мира;

в ы я в л я т ь

о с о б е н н о с т и

р а з н ы х

п р и р о д н ы х

о б ъ е к т о в .

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

работать в группе;

проявлять социальную компетентность и учет позиции других людей,

партнеров по общению или деятельности;

слушать и вступать в диалог;

выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми;

Обучающийся получит возможность научиться:

формировать

ценностные

установки

по

отношению

к

явлениям

и процессам природы.

Периодичность проведения кружка – 1 раз в неделю, общее количество

занятий- 36 часов.

Организуя занятия кружковой деятельности, педагогу

необходимо

использовать разнообразные

формы

взаимодействия

5

воспитателя с детьми и детей между собой. Какие же формы организации

использовали мы?

фронтальные

развивающие

занятия

основе

которых

лежит

личностно-ориентированная

модель

взаимодействия

педагога

и

ребенка);

занятия-инсценировки;

игры;

занятия путешествия;

ситуативные занятия;

проведение опытов и экспериментов

экологическая акция

творческая мастерская

исследовательская деятельность

занятия-презентации и др.

Содержание программного материала включает в себя 6 разделов:

Раздел: Введение в программу

Раздел: «Осень в гости к нам пришла»

Раздел: «Здравствуй, зимушка-зима!»

Раздел: «Весна-красна»

Раздел: «Мир вокруг нас»

Раздел: Подведение итогов.

В

начале

учебного

года,

на

первом

занятии

мы

проводим

индивидуальную стартовую диагностику обучающихся, которая позволяет

выявить

интерес

воспитанников

к

объектам

живой

и

неживой

природы,

проанализировать умение контролировать поведение в природе и узнать,

насколько

ребятам

интересно

заниматься

изучением

объектов

природы.

Диагностику

проходим

в виде теста с помощью иллюстраций.

Каждый

ребенок выполняет определенные задания по картинкам, а воспитатель по

5-тибалльной шкале оценивает знания и умения воспитанника.

Большое внимание на занятиях кружка мы уделяем изучению природы

родного

края,

используя

при

этом

разнообразные

дидактические

игры,

совершая экскурсии в парки. Традиционно каждый месяц мои кружковцы

проводят «банный день» для комнатных растений не только нашей группы,

но и других помещений детского сада, узнавая при этом, насколько полезно

содержать в чистоте зеленого питомца.

Значительная часть практических занятий кружка проводится на улице:

пробуждение

природы

весной

детям

гораздо

полезнее

и

интереснее

наблюдать во время прогулки. В рамках кружковой деятельности на улице

дети знакомятся со взаимосвязью живой и неживой природы.

6

Промежуточная

диагностика

включает

в

себя

и

проведение

открытых

занятий кружка. Так, в ноябре месяце мы пригласили воспитателей нашего

ДОУ на занятие кружка по теме «Перелетные птицы». Ребята показали свои

познания в этой области. Выставка творческих работ обучающихся кружка

«Первые

шаги

в

природу»

-

это

тоже

творческий

отчет

о

реализации

программы дополнительного образования. В своих рисунках ребята отразили

экологические проблемы.

Организуя кружковую деятельность, нами подобраны

и разработаны

дидактические игры, такие как «Времена года», «Чудесный мешочек», «Чьи

семена», «Детки с какой ветки», «Найди пару», «Угадай, где что растет» и

др.

Активными

участниками

проведения

экологических

акций

являются

и

родители наших воспитанников. Так, совместно с родителями проведены

такие акции, как «Покорми птиц зимой!», «Сделаем наш двор чистым»,

«Панорама добрых дел», «День Земли».

Взаимодействие педагога с детьми по

повышению уровня развития

экологической

культуры

через

кружковую

деятельность

приведет

к

осознанному отношению к природе.

Успехом послужит:

1.Система

работы

по

реализации

дополнительной

общеразвивающей

программы;

2.Проведение развлечений и тесное сотрудничество с родителями;

3.Создание предметно – развивающей среды;

4.Подобранная методическая литература;

5.Профессиональное мастерство педагога.

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика