Автор: Захарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Руза, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРИРОДУ»
Раздел: дошкольное образование
Захарова Е.Н., воспитатель
первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №3
общеразвивающего вида»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРИРОДУ»
Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:
«Забудьте, люди, свои раздоры,
Скорей спасайте поля и горы,
Спасайте реки, леса спасайте,
Животных слабых оберегайте.
Вас умоляю, к вам обращаюсь,
От дыма злого я задыхаюсь.
Меня токсины всю пропитали,
Галлоны нефти в моря попали.
Ещё немного, и будет поздно.
Не простирайте ладони к звёздам
И не молите тогда о чуде,
Другого дома у вас не будет!
//О. Романенко
В течение 2018-2019учебного года в старшей группе №10 МАДОУ
«Детский
сад
№3
общеразвивающего
вида»
успешно
реализуется
дополнительная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной
1
направленности «Первые шаги в природу», одним из авторов-разработчиков
которой являюсь я.
Почему
именно
эту
программу
выбрали
мы,
воспитатели
и
наши
воспитанники вместе со своими родителями?
В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения
окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали
ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к
природе,
когда
состояние
среды
обитания
отрицательно
сказалось
на
здоровье
огромного
количества
людей,
когда
на
планете
практически
не
осталось
уголков
нетронутой
природы.
Рост
промышленно сти,
нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к
гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной
проблемы
является
воспитание
«нового»
человека,
становление
экологической культуры личности и общества.
Программа естественнонаучной
направленности
«Первые
шаги
в
природу» предназначена для обучения детей дошкольного возраста от 5 до 6
лет.
Цель программы
- Формирование у
дошкольников системы знаний об
окружающем мире;
развитие
навыков
изучения
и
сохранения
живой
п р и р од ы ;
рационального природопользования
Задачи программы:
Формирование
элементарных естественнонаучных представления
об
о к р у ж а ю щ е м
м и р е
( к о м п л е к с н о е
п р е д с т а в л е н и е
о
природе, многообразии ее объектов и проявлений);
Систематизация
представлений
о
сезонных
изменениях
в
живой
и
неживой природе;
Обобщение
знаний
детей
о
живом
объекте
на
примере
животных
(дышит, двигается, питается, растёт, размножается.)
Формирование
интереса
к
человеку
как
биологическому
объекту.
Устанавление связи между внешним строением человека и его образом
жизни.
Развитие способности к первоначальной систематизации представлений
о живой и неживой природе в целом;
2
Развитие первичных приемов логического мышления (формирование
способности к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации,
установлению закономерностей, интеграции информации);
Развитие речи как средство и форму мыслительной деятельности.
Воспитание
умения
выражать
своё
отношения
к
окружающим
адекватными, социально - допустимыми способами, доброжелательно и
мотивированно высказывать свои притязания.
Воспитание
любознательности,
любви
и
интереса
к
родному
краю,
Родине, природе;
Воспитание творческого созидательного отношения к природе.
Для реализации данной программы в групповом помещении созданы и
оборудованы мини-центры:
н а л и ч и е
ц е н т р а
–
л а б о р а т о р и и
д л я
д е т с к о г о
экспериментирования в группе;
демонстрационное лабораторное оборудование;
дидактический материал, игры экологического содержания;
уголок природы.
Мини-библиотека. Здесь
собраны
разнообразные
красочные
книги,
энциклопедии
для
детей.
Литература
известных
детских
писателей
природоведов :Пришвина, Бианки используется на занятиях, тематических
чтениях.
Часто
с
детьми
разучиваем
стихи
о
природе
известных
наших
поэтов: А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других. В свободное
от
занятий
время
воспитанники
имеют
возможность
самостоятельно
рассматривать
книги
писателей-природоведов.
Этот
уголок
постоянно
пополняется и обновляется.
Уголок природы. Уголок природы — обязательная часть развивающей среды
детского
сада. Учитывая это, уголки природы в старшей группе детского
сада,
служат
отличным
подспорьем
для
воспитателя
при
осуществлении
программных
задач
в
области
ознакомления
с
природой
и
воспитания
экологической культуры:
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями.
3
Формирование первичных представлений о природном многообразии
планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений.
Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он
должен
беречь,
охранять
и
защищать
её,
что
в
природе
все
взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от
окружающей среды.
Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Воспитание любви к природе, желания беречь её.
Уголок
экспериментирования.
Зд е с ь
п р о вод я т с я
о п ы т ы
и
эксперименты
в
соответствии
с
учебным
планом
и
содержанием
программного материала. В уголке опытно-экспериментальной деятельности
выделены следующие мини-зоны:
1) место для приборов: лупы, микроскоп, воронки, стаканчики
2)место
для
хранения
материалов:
семена
цветочных
растений,
фасоль,
крупы, песок и др.
3) место для проведения опытов: стол
Так,
в
течение
учебного
года
проведены
практические
занятия
по
проращиванию семян, изучению свойств воды, свойств почвы, воздуха.
Опыты с семенами крайне интересны для детей старшего дошкольного
возраста. Мы проводили эксперимент с проращиванием семян: поместили
семена
подсолнечника
и
гороха
в
миску
под
влажную
марлю,
через
несколько дней оценили, насколько они проросли, осмотреть ростки .
Проводили практическую работу по выращиванию лука. С интересом
обучающиеся
выращивали
цветковые
растения
на
подоконнике,
а
затем
высаживали их в открытый грунт. Опытно-экспериментальную деятельность
мы организуем не только в центре экспериментирования, но и на улице.
Составляя программу «Первые шаги в природу», педагог обязательно
планирует прогнозируемые результаты. Какие же планируемые результаты
указаны в нашей программе?
Хочу обратить внимание, что кроме предметных знаний, умений и навыков,
необходимо предусмотреть и
формирование
универсальных
учебных
действий (УУД): личностных, коммуникативных и познавательных.
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
4
сопереживать и заботиться о живых объектах;
занимать активную позицию по охране природы;
активно
принимать
участие
в
экологических
и
природоохранных
мероприятиях;
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять план своих действий во время творческой работы;
уметь находить причинно-следственные связи в природе;
составлять экологические модели.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
вести фенологические наблюдения;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами
и в практической деятельности по сохранению природного окружения
и своего здоровья;
Обучающийся получит возможность научиться:
различать методы познания окружающего мира;
в ы я в л я т ь
о с о б е н н о с т и
р а з н ы х
п р и р о д н ы х
о б ъ е к т о в .
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе;
проявлять социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности;
слушать и вступать в диалог;
выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми;
Обучающийся получит возможность научиться:
формировать
ценностные
установки
по
отношению
к
явлениям
и процессам природы.
Периодичность проведения кружка – 1 раз в неделю, общее количество
занятий- 36 часов.
Организуя занятия кружковой деятельности, педагогу
необходимо
использовать разнообразные
формы
взаимодействия
5
воспитателя с детьми и детей между собой. Какие же формы организации
использовали мы?
фронтальные
развивающие
занятия
(в
основе
которых
лежит
личностно-ориентированная
модель
взаимодействия
педагога
и
ребенка);
занятия-инсценировки;
игры;
занятия путешествия;
ситуативные занятия;
проведение опытов и экспериментов
экологическая акция
творческая мастерская
исследовательская деятельность
занятия-презентации и др.
Содержание программного материала включает в себя 6 разделов:
Раздел: Введение в программу
Раздел: «Осень в гости к нам пришла»
Раздел: «Здравствуй, зимушка-зима!»
Раздел: «Весна-красна»
Раздел: «Мир вокруг нас»
Раздел: Подведение итогов.
В
начале
учебного
года,
на
первом
занятии
мы
проводим
индивидуальную стартовую диагностику обучающихся, которая позволяет
выявить
интерес
воспитанников
к
объектам
живой
и
неживой
природы,
проанализировать умение контролировать поведение в природе и узнать,
насколько
ребятам
интересно
заниматься
изучением
объектов
природы.
Диагностику
проходим
в виде теста с помощью иллюстраций.
Каждый
ребенок выполняет определенные задания по картинкам, а воспитатель по
5-тибалльной шкале оценивает знания и умения воспитанника.
Большое внимание на занятиях кружка мы уделяем изучению природы
родного
края,
используя
при
этом
разнообразные
дидактические
игры,
совершая экскурсии в парки. Традиционно каждый месяц мои кружковцы
проводят «банный день» для комнатных растений не только нашей группы,
но и других помещений детского сада, узнавая при этом, насколько полезно
содержать в чистоте зеленого питомца.
Значительная часть практических занятий кружка проводится на улице:
пробуждение
природы
весной
детям
гораздо
полезнее
и
интереснее
наблюдать во время прогулки. В рамках кружковой деятельности на улице
дети знакомятся со взаимосвязью живой и неживой природы.
6
Промежуточная
диагностика
включает
в
себя
и
проведение
открытых
занятий кружка. Так, в ноябре месяце мы пригласили воспитателей нашего
ДОУ на занятие кружка по теме «Перелетные птицы». Ребята показали свои
познания в этой области. Выставка творческих работ обучающихся кружка
«Первые
шаги
в
природу»
-
это
тоже
творческий
отчет
о
реализации
программы дополнительного образования. В своих рисунках ребята отразили
экологические проблемы.
Организуя кружковую деятельность, нами подобраны
и разработаны
дидактические игры, такие как «Времена года», «Чудесный мешочек», «Чьи
семена», «Детки с какой ветки», «Найди пару», «Угадай, где что растет» и
др.
Активными
участниками
проведения
экологических
акций
являются
и
родители наших воспитанников. Так, совместно с родителями проведены
такие акции, как «Покорми птиц зимой!», «Сделаем наш двор чистым»,
«Панорама добрых дел», «День Земли».
Взаимодействие педагога с детьми по
повышению уровня развития
экологической
культуры
через
кружковую
деятельность
приведет
к
осознанному отношению к природе.
Успехом послужит:
1.Система
работы
по
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы;
2.Проведение развлечений и тесное сотрудничество с родителями;
3.Создание предметно – развивающей среды;
4.Подобранная методическая литература;
5.Профессиональное мастерство педагога.
7