Напоминание

Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Павлюк Анастасия Вячеславовна
Должность: студентка группы СД–41
Учебное заведение: ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбова"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Павлюк Анастасия Вячеславовна

студентка группы СД-41

ТОГАПОУ «Педагогический колледж»

Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у

детей старшего дошкольного возраста

Конфликт

столкновение

противоположно

направленных,

несовместимых

друг

с

другом

тенденций

в

сознании

отдельно

взятого

индивида,

в

межличностных

взаимодействиях

или

межличностных

отношениях

индивидов

или

групп

людей,

связанное

с

острыми

отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в

детском

саду,

конфликты

эмоционально-личностных

отношений,

возникающие

в

процессе

общения

со

сверстниками

и

проявляющиеся

в

форме

столкновений,

стычек,

споров

и

ссор,

характерны

в

дошкольном

возрасте.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к.

является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это

время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные

взаимоотношения,

существенным

образом

влияющие

на

развитие

его

личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского

сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать

серьезную

помощь

взрослым

при

организации

воспитательной

работы

с

дошкольниками.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных

игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в

случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и

объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже

требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников

(потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о

несформированности

ведущей

игровой

деятельности

дошкольников,

что

способствует развитию конфликта.

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в

установлении

контактов

с

ровесниками,

отсутствие

между

играющими

эмоциональных

устремлений,

когда,

например,

желание

командовать

побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с

менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения.

В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий:

рассогласование

между

требованиями

сверстников

и

объективными

возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и

сверстников.

Поэтому следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников,

испытывающих

трудности

в

общении

со

сверстниками:

внутренние

и

внешние.

Внешние

очевидные

конфликты

у

дошкольников

порождаются

противоречиями,

возникающими

при

организации

ими

совместной

деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере

деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и

не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют

преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми

путем

самостоятельного

установления

нормы

справедливости.

Внешние

конфликты

полезны,

так

как

они

представляют

ребенку

право

на

ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и

выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений

детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом

процессе

может

рассматриваться

как

одно

из

эффективных

средств

нравственного воспитания.

Внутренний

конфликт

возникает

у

дошкольников

в

условиях

их

ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В

отличие

от

внешнего

он

вызывается

противоречиями,

связанными

не

с

организационной

частью

деятельности,

а

с

самой

деятельностью,

с

ее

сформированностью

у

ребенка,

противоречиями

между

требованиями

сверстников

и

объективными

возможностями

ребенка

в

игре

или

противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.

Такие

противоречия

не

могут

преодолеваться

детьми

без

помощи

взрослых.

В

условиях

этих

противоречий

ущемляется

внутренний

эмоциональный

комфорт

ребенка,

его

положительное

эмоциональное

самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей,

искажаются

не

только

деловые,

но

и

личностные

отношения,

возникает

психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов

сугубо

отрицательная,

они

тормозят

становление

полноценных,

гармонических отношений и формирование личности.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все

большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях,

как

средству

нравственного

воспитания.

Совместная

деятельность

объединяет

детей

общей

целью,

заданием,

радостями,

огорчениями,

переживаниями

за

общее

дело.

В

ней

имеет

место

распределение

обязанностей,

согласованность

действий.

Участвуя

в

совместной

деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать

их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.



В раздел образования




Яндекс.Метрика