Автор: Павлюк Анастасия Вячеславовна
Должность: студентка группы СД–41
Учебное заведение: ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбова"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Павлюк Анастасия Вячеславовна
студентка группы СД-41
ТОГАПОУ «Педагогический колледж»
Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у
детей старшего дошкольного возраста
Конфликт
–
столкновение
противоположно
направленных,
несовместимых
друг
с
другом
тенденций
в
сознании
отдельно
взятого
индивида,
в
межличностных
взаимодействиях
или
межличностных
отношениях
индивидов
или
групп
людей,
связанное
с
острыми
отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в
детском
саду,
конфликты
эмоционально-личностных
отношений,
возникающие
в
процессе
общения
со
сверстниками
и
проявляющиеся
в
форме
столкновений,
стычек,
споров
и
ссор,
характерны
в
дошкольном
возрасте.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к.
является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это
время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные
взаимоотношения,
существенным
образом
влияющие
на
развитие
его
личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского
сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать
серьезную
помощь
взрослым
при
организации
воспитательной
работы
с
дошкольниками.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных
игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в
случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и
объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже
требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников
(потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о
несформированности
ведущей
игровой
деятельности
дошкольников,
что
способствует развитию конфликта.
Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в
установлении
контактов
с
ровесниками,
отсутствие
между
играющими
эмоциональных
устремлений,
когда,
например,
желание
командовать
побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с
менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения.
В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий:
рассогласование
между
требованиями
сверстников
и
объективными
возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и
сверстников.
Поэтому следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников,
испытывающих
трудности
в
общении
со
сверстниками:
внутренние
и
внешние.
Внешние
очевидные
конфликты
у
дошкольников
порождаются
противоречиями,
возникающими
при
организации
ими
совместной
деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере
деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и
не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют
преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми
путем
самостоятельного
установления
нормы
справедливости.
Внешние
конфликты
полезны,
так
как
они
представляют
ребенку
право
на
ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и
выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений
детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом
процессе
может
рассматриваться
как
одно
из
эффективных
средств
нравственного воспитания.
Внутренний
конфликт
возникает
у
дошкольников
в
условиях
их
ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В
отличие
от
внешнего
он
вызывается
противоречиями,
связанными
не
с
организационной
частью
деятельности,
а
с
самой
деятельностью,
с
ее
сформированностью
у
ребенка,
противоречиями
между
требованиями
сверстников
и
объективными
возможностями
ребенка
в
игре
или
противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.
Такие
противоречия
не
могут
преодолеваться
детьми
без
помощи
взрослых.
В
условиях
этих
противоречий
ущемляется
внутренний
эмоциональный
комфорт
ребенка,
его
положительное
эмоциональное
самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей,
искажаются
не
только
деловые,
но
и
личностные
отношения,
возникает
психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов
сугубо
отрицательная,
они
тормозят
становление
полноценных,
гармонических отношений и формирование личности.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все
большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях,
как
средству
нравственного
воспитания.
Совместная
деятельность
объединяет
детей
общей
целью,
заданием,
радостями,
огорчениями,
переживаниями
за
общее
дело.
В
ней
имеет
место
распределение
обязанностей,
согласованность
действий.
Участвуя
в
совместной
деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать
их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.