Автор: Пуха Галина Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "СГО" д/с № 15 "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Люблино,Калининградская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наши помощники -органы чувств"
Раздел: дошкольное образование
Непосредственная образовательная деятельность
Воспитатель:
П
УХА ГАЛИНА СЕМЕНОВНА
Тема: Наши помощники – органы чувств
.
Цель: Закрепить знания детей об органах чувств . Уточнить , какое значение
для человека имеют слух , зрение, вкус , обоняние , осязание в познании
мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Учить передавать различные
эмоциональные состояния . Воспитывать дружеские взаимоотношения
между детьми . Способствовать развитию уверенности в себе.
Интеграция : социализация, безопасность, физическая культура
Предварительная работа:
Игровые задания:
знакомство с различными видами поверхности (камень- твердая, мех –
мягкая ,щетка – колючая , нож – острый ,лед – холодный);
найди твердые предметы на столе, найди мягкие.
Волшебный мешочек: достань на ощупь твердый ,мягкий предмет
Рассматривание плаката « Строение тела человека»
Рассматривание и чтение книги « Азбука здоровья»
Рассматривание книги « Большая детская энциклопедия»
Экскурсия в Музей камня в ср. гр.
Заучивание пальчиковой гимнастики
Заучивание считалки «Как мы весело живем»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в
Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят
исследования органов чувств человека.
Какие органы чувств вы знаете ? (глаза, уши, нос, язык, руки).
Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их
нашими помощниками.
1.
Итак, заходим в первую лабораторию. В какую, вы узнаете, отгадав
загадку: На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (Глаза)
Да, в этой лаборатории изучают зрение.
Для чего людям нужны глаза? Правильно, глазами мы видим мир. Если света
мало, зрачок расширяется, чтобы пропустить больше света и чтобы лучше
видеть. При ярком свете зрачок сужается, чтобы глаз не ослеп.
Глаза бывают голубые, зеленые, карие, серые. Посмотрите друг другу в глаза,
какого они цвета? В радужной оболочке глаза находится особое красящее
вещество – пигмент. Мало пигмента – глаза светлые, много пигмента – глаза
черные.
Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Чтобы глаза хорошо видели, надо беречь зрение. Как? (Не смотреть
телевизор, не читать лежа). Надо делать специальную гимнастику для глаз:
1.
На 3 – 5 сек. Закрыть глаза, затем широко открыть (6 -8 раз)
2.
Быстро – быстро моргать глазами (10 – 15 сек.)
3.
Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3. Открыть глаза, глядя вдаль,
сосчитать до 5.
4.
А знаете ли вы?
У стрекозы глаза занимают полголовы. Она может видеть, что у нее
спереди, сзади, сверху, снизу и по бокам.
2.Проходим в следующую лабораторию. Отгадайте загадку:
Два брата на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят (Уши)
Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
-Встаньте, сядьте (шепотом)
Почему вы встали? Чем вы услышали?
Звуки улавливаются ушными раковинами. Они помогают мозгу понять, с
какой стороны долетел звук. Посередине ушной раковины есть маленькое
отверстие – слуховой проход, который перегораживает тонкая барабанная
перепонка. Звук долетает до барабанных перепонок, ударяется о них и мы
слышим звук. Что нужно делать, чтобы уши хорошо слышали, не болели? (не
ковырять в ушах, защищать от ветра, от громкой музыки).
Игра: Какой музыкальный инструмент звучит? (бубен, погремушка,
колокольчик).
А знаете ли вы?
Орган слуха у кузнечиков расположен на передних ногах. Поэтому можно
сказать, что кузнечики прыгают на «ушах».
3.Переходим в следующую лабораторию.
Чтобы узнать, чем здесь занимаются лаборанты, отгадайте загадку:
Между двух светил
В середине я один (Нос)
Для чего нужен человеку нос? (Распознавать запахи)
Нос – настоящая химическая лаборатория. Нос помогает чувствовать
различные запахи и может определить присутствие в воздухе тысячи разных
веществ.
Опыт: «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху (шоколад,
апельсин, лук, лимон).
Как нужно беречь нос? (не совать в нос посторонних предметов, не ковырять
в носу).
Проведем дыхательную гимнастику: «Ежики».
А знаете ли вы?
Дельфины полностью лишены обоняния, у них нет никакого нюха; а собака,
идущая по следу, может унюхать даже под метровой толщей снега.
Скажите, а как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (на
вкус).
4.В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.
Язык помогает нам продвигать пищу в пищевод и распознать ее на вкус.
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает
определенный вкус. Что бывает горьким, сладким, кислым, соленым?
Давайте поиграем с языком:
«Качели» (приоткрыть рот, прижать кончик языка к небу и медленно двигать
языком вверх – вниз).
«Часы» (медленно двигать языком влево – вправо, приоткрыв рот).
«Лошадка» (поцокать языком).
Игра «Определи на вкус» (с закрытыми глазами определить на вкус: яблоко,
банан, морковь, печенье, конфеты, капусту).
Нужно ли беречь язык? Как? (не есть слишком горячее, не прислоняться к
ледяному, не брать в рот режущие, колющие предметы).
А знаете ли вы?
Язык у хамелеона длиннее всего его тела. Он резко выстреливает им изо рта
– и уже кого-то поймал.
5. Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем в последнюю лабораторию.
Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.
Игра: «Твердый – мягкий» (на ощупь)
«Колючий – гладкий»
Игра: «Жмурки» (узнай, кто это)
Как надо беречь руки? (часто мыть с мылом, смазывать кремом от
шелушения).
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я –
Вот и вся моя семья!
Вот и закончилась наша экскурсия. Мы говорили о значимости наших органов
чувств и как они нам помогают. Вам понравилась наша экскурсия?