Автор: Лозбякова Надежда Владимировна
Должность: студентка группы СД–41
Учебное заведение: ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбова"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Использование мобильного планетария в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Лозбякова Надежда Владимировна,
студентка группы СД-41
ТОГАПОУ «Педагогический колледж
Использование мобильного планетария в познавательном развитии
детей дошкольного возраста
Сегодня «Детская астрономия» стремительно молодеет, что связано с
рядом
факторов
разной
природы
(акселерация,
появление
богатой
астрономической
информации
в
Интернете,
необходимость
использовать
естественный интерес к астрономии как мотив учебы в школе и т.д.).
Давно известно, что личность формируется в детском и юношеском
возрасте, но лишь сравнительно недавно психологи выяснили, что мышление
ребенка
уже
дошкольного
возраста
перестает
быть
только
наглядно-
образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему
достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным
для ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за
различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать
простейшими
астрономическими
наблюдениями,
которые,
как
правило,
должны быть не одноразовыми, а продолжаться на протяжении довольно
длительного времени.
Познавательное
развитие
в
старшей
группе
предполагает
и
самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон.
К
примеру,
зимой
раскладывается
материал
о
холодном
времени
года
в
доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические
игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали
новую
порцию
идей
для
размышления.
В
процессе
изучения
предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование
экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент:
во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять
детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась
грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно
сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи
пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а
бывает «грибной», когда светит солнышко.
Знание
астрономии
поможет
ребенку
понять
причину
различных
явлений (смена дня и ночи, времен года, изменение вида Луны, затмения,
появления
комет
и
«падающих
звезд»).
Астрономия
раскрывает
картину
мира, в котором мы живем. Человечество вступило в космическую эру и
космонавтика,
неразрывно
связанная
с
астрономией,
в
настоящее
время
играет очень важную роль в решении различных народнохозяйственных,
научных и военных задач. Астрономия поможет научиться мыслить широко,
космическими
масштабами
и
добиться
успеха
в
любой
творческой
деятельности.
Исходя из специфики сферы занятий астрономией, можно выделить
значимо е
для
любителей
аст рономии
каче ство
лично сти
—
любознательность.
Она
является
основой
мотивации
при
изучении
астрономии,
а
также
базой
для
других
качеств
личности.
Именно
любознательность приводит детей в детские объединения УДО, где они могут
получить ответы на интересующие их вопросы. Любознательность рождает
основную движущую силу процесса познания — познавательный интерес и
познавательную активность.
Д и а г н о с т и к а
п о з н а в а т е л ь н о г о
р а з в и т и я
показывает решительныедостижения
ребенка,
сложившиеся
в
ходе
воспитания
и
обучения.
При
этом
следует
иметь
в
виду,
что
в
случаях
серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не
только методпсихолого-педагогическогоэксперимента, но и другие методы:
- изучение истории развития ребенка;
- наблюдение за поведением и игрой.
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей
раннего и дошкольного возраста считаются:
- принятие задания;
- способы выполнения задания;
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату своей деятельности.
Концепция
мобильного
планетария
показалась
интересной
и
перспективной, на сегодняшний день можно утверждать, что подвижные
(мобильные)
планетарии
входят
в
моду.
Планетарий
является
одним
из
вариантов системы
интерактивного
обучения. Она
позволяет
добиться
полного погружения в материал. Чтобы описать эффект, можно провести
аналогию с телевизором. Вы видите на экране планету, но это «плоская»
картинка. Если надеть 3D очки, создастся иллюзия того, что планета немного
вылетает из телевизора. А в планетарии вы увидите планету, которая летит
прямо на вас, пролетает над головой и исчезает за вами.
Педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей
эффективностью способствует её формированию. Познавательный интерес
проявляется в стремление выяснить непонятное о предметах явлениях, в
желании
вникнуть
в
сущность,
найти
связи
отношения.
Основа
познавательных
интересов
–
активная
мыслительная
деятельность.
Познавательный интерес направлен чаще всего на определенную сторону
жизни, на то или иное явление, предмет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Богословская 3.М. Психологические особенности познавательной
деятельности
детей-дошкольников
в
условиях
дидактической
игры.
-
М.,
2016.
2.
Венгер
Л.
А.,
Агаева
Е.
Л.
Развитие
познавательных
способностей в процессе дошкольного воспитания.- М. 1986 г.
3.
Выготский Л.С.
Психология
/
Л.С. Выготский.
М.:
Изд-во
ЭКСМО — Пресс, 2000. 1008 с.
4.
Гришкова Г. Н. Омск-2003г. Оценка успешности познавательного
развития дошкольников.
5.
Дошкольный возраст [Электронный ресурс] — Режим доступа:
Брз://га.мреа. оге/\ КИ.
6.
Давыдов
В.В.
Проблемы
развивающего
обучения:
Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.:
Педагогика, 1986. - 240 с.
7.
Зубкова Т.И. Стремление человека к познанию: [Электронный
ресурс] - Режим доступа: Бирз://Ч4осм1е.уапдех.ги, свободный.
8.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста. - М., 2008.