Автор: Леут Елена Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА
И ГИНЕКОЛОГИИ
ЛЕУТ.Е.В.
В
последние
годы
в
системе
образования
широкое
распространение
получили
различные
активные
методы
обучения:
метод
проектов,
компьютерное моделирование, деловые игры и метод-кейсов.
Метод CASE STUDY очень популярен на западе и в последнее время
нашел широкое распространение в изучении медицины.
Кейс-метод - это неигровой имитационный активный метод обучения,
который
развивает
творческий
процесс
познания,
подразумевающий
коллективный характер познавательной деятельности, а именно способствует
выработке умения дискутировать и обсуждать ситуацию со своими коллегами
и преподавателями. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки
работы с разнообразными источниками информации.
При
разработке
рабочей
программы
по
дисциплине
«Акушерство
и
гинекология»,
было
отмечено,
что
без
применения
кейс-метода
формирование
некоторых
общих
и
профессиональных
компетенций
проблематично
и
до ст аточно
сложно
проверить
степень
и х
сформированности.
Отличительной
особенностью
данного
метода
является
создание
проблемной
ситуации
на
основе
фактов
из
реальной
жизни:
позволяет
заинтересовать
студентов
в
изучении
предмета,
способствует
активному
усвоению
знаний
и
навыков
сбора,
обработки
и
анализа
полученной
информации. Чтобы учебный процесс на основе кейса был эффективным
важны два условия: грамотно написанный кейс, представляющий единый
информационный
комплекс,
позволяющей
понять
ситуацию,
а
также
методика его использования в учебном процессе. Кроме того, он должен
включать
набор
вопросов,
подталкивающих
к
решению
поставленной
проблемы.
Хороший
кейс
должен:
соответствовать
четко
поставленной
цели,
иллюстрировать типичные клинические ситуации, развивать аналитическое
мышление, провоцировать дискуссию.
При решении кейсов желательно использовать работу группой.
Студенты
в
группах
изучают
кейс,
используя
материалы
лекций,
практических занятий, учебники и другие источники информации.
Затем
группово е
обсуждение
материа лов
кейс а,
то
е сть
р е а л ь н о й
профессиональной ситуации.
При работе с обучающим кейсом задача преподавателя научить студента
систематизировать
и
интерпретировать
данные.
Конкретная
ситуация,
изложенная в обучающем кейсе, ведет студента от фактов к проблемам.
Проблемы
возникают
тогда,
когда
у
пациента
есть
трудности
в
удовлетворении
жизненно-важных
потребностей.
В
обучающем
кейсе
проблема не должна лежать на поверхности, есть проблемы, до которых
нужно «докопаться». Затем из всех проблем студент должен выявить те, с
которыми
необходимо
работать
в
первую
очередь
(первоочередные,
приоритетные).
В
вышеизложенной
ситуации,
например,
приоритетную
проблему можно сформулировать так: «Тревога за исход беременности в
связи с дефицитом знаний о методах обследования почек».
Наибольшие
трудности
у
студентов
вызывает
целеполагание
и
планирование действий. Многие не умеют принимать обоснованные решения
по той или иной проблеме. Поэтому цели и план по выявленной проблеме и
алгоритм действий студент фиксирует в дневнике. Студент проводит как - бы
мысленный эксперимент, прогнозирует, что надо сделать, чтобы устранить
проблему.
Последовательность действий ситуационного обучения:
1. Каждый студент анализирует материал кейса самостоятельно, решая
вопрос, какие потребности нарушены, пытается выделить проблемы; заносит
выводы в дневник.
2.
Все
варианты
наработок
выносятся
на
общую
дискуссию,
обсуждаются
совместно
с
преподавателем
вырабатывается
наиболее
эффективное решение и стратегия поведения.
При
индивидуальной
работе
с
обучающими
кейсами
у
студента
формируется умение не просто читать предложенный материал, а изучать и
анализировать
его.
Во
время
работы
малых
групп
и
в
дискуссии
отрабатывается
умение
слушать
других,
защищать
свое
предложение,
находить ошибки свои или других участников.
На
практических
занятиях
по
предмету
широко
используются
практические
кейсы.
Они
отражают
абсолютно
реальные
клинические
ситуации и формируют конкретные практические умения и навыки. Учебное
назначение
такого
кейса
может
сводиться
к
тренингу
обучаемых,
закреплению знаний, умений и навыков поведения. В соответствии с ФГОС
студенты
отрабатывают
методику
объективного
и
субъективного
обследования пациента, в результате чего формируются такие навыки как
умение
эффективного
интервьюирования,
умения
проводить
осмотр,
пальпацию,
аускультацию,
работать
с
медицинской
документацией,
выполнять манипуляции и процедуры. Главный смысл практического кейса
сводится к обретению способности к оптимальной деятельности.
Задача кейс-метода состоит в том, чтобы студент не упрощал ситуацию,
а старался ее объяснить, чтобы он умел вычленять главное, чтобы умел
принимать решения с учетом возможных последствий и препятствий.
Преподаватель должен помочь студентам рассуждать, дискутировать, но
объяснять
последствия
риска
принятия
необдуманных
решений.
Завершающий
этап
технологии
-
подведение
итогов
и
оформление
результатов.
Преподаватель
оценивает
работу
студентов,
анализирует
принятые решения, подводит итог о правильности выявлении проблем и их
решения в реальной жизни и обосновывает свою точку зрения.
Важно
отметить
что
при
создании
кейса
профессиональные
и
педагогические
знания
преподавателя
имеют
огромное
значение.
Деятельность преподавателя при использовании метода case-study включает в
себя внеаудиторную творческую работу по созданию кейса и вопросов для
его анализа, состоящую из научно-исследовательской, конструирующей и
методической
частей
и
деятельность
преподавателя
в
аудитории
при
обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным
словом, организует дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории,
оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Для
формирования
соответствующих
компетенций
применение
кейс-
метода
должно
быть
постоянным,
что
служит
закреплением
пройденной
темы или дисциплины.
Обучение
на
основе
кейс-метода
–
это
целенаправленный
процесс
формирования
умений
и
навыков
принятия
решений,
построенный
на
всестороннем
индивидуальном
и
групповом
анализе
и
моделировании
конкретных
ситуаций
с
последующим
обсуждением
во
время
открытых
дискуссий
и
путей
преодоления
содержащихся
в
ситуации
проблем.
В
методологическом контексте кейс - метод представляет сложную систему, в
которую
интегрированы
другие,
более
простые
методы
познания:
метод
описания,
системный
анализ,
метод
классификации,
проблемный
метод,
мысленный эксперимент, мозговая атака, дискуссия.
В результате освоения кейса у студента развиваются следующие умения
и навыки:
Аналитические
и
прогностические:
классифицировать,
выделять
существенную
и
несущественную
информацию,
анализировать,
выявлять
проблемы, ставить цели, разрабатывать план действий, ориентированных на
результат.
Практические: пользоваться на практике знаниями по теории и моделям
отработки манипуляций в акушерстве и гинекологии, принимать решения в
условиях неопределенности.
Коммуникативные: общаться с пациентами и медперсоналом, вести
дискуссию, убеждать окружающих, отстаивать свою точку зрения.
Творческие.
Социальные.
Методически
грамотное
использование
кейс-метода
в
системе
подготовки специалистов среднего звена позволяет обучаемым приобретать
новые
знания,
обогащаться
практическим
опытом,
прогнозировать
и
планировать свою деятельность. Смысл ситуационного анализа (кейс-метода)
в
акушерстве
и
гинекологии
заключается
в
создании
условий
для
формирования
у
студентов
опыта
само стоятельного
р е ше ния
познавательных,
коммуникативных,
организационных
и
нравственных
проблем. Большое место в работе медицинского работника занимают задачи
аналитического характера. Умение анализировать, оценивать нестандартную
ситуацию,
быстро
изменяющиеся
условия
и
на
основе
этого
анализа
принимать правильное решение - неотъемлемое качество работающего в
медицине.
Использование кейс-метода в акушерстве и гинекологии способствует
повышению
уровня
сформированности
знаний
и
умений,
развитию
творческого мышления, развитию умения вести дискуссию, развитию умения
работы
в
команде,
росту
самостоятельности
студентов,
выработке
ответственности за принятое решение.