Напоминание

МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ


Автор: Леут Елена Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА

И ГИНЕКОЛОГИИ

ЛЕУТ.Е.В.

В

последние

годы

в

системе

образования

широкое

распространение

получили

различные

активные

методы

обучения:

метод

проектов,

компьютерное моделирование, деловые игры и метод-кейсов.

Метод CASE STUDY очень популярен на западе и в последнее время

нашел широкое распространение в изучении медицины.

Кейс-метод - это неигровой имитационный активный метод обучения,

который

развивает

творческий

процесс

познания,

подразумевающий

коллективный характер познавательной деятельности, а именно способствует

выработке умения дискутировать и обсуждать ситуацию со своими коллегами

и преподавателями. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки

работы с разнообразными источниками информации.

При

разработке

рабочей

программы

по

дисциплине

«Акушерство

и

гинекология»,

было

отмечено,

что

без

применения

кейс-метода

формирование

некоторых

общих

и

профессиональных

компетенций

проблематично

и

до ст аточно

сложно

проверить

степень

и х

сформированности.

Отличительной

особенностью

данного

метода

является

создание

проблемной

ситуации

на

основе

фактов

из

реальной

жизни:

позволяет

заинтересовать

студентов

в

изучении

предмета,

способствует

активному

усвоению

знаний

и

навыков

сбора,

обработки

и

анализа

полученной

информации. Чтобы учебный процесс на основе кейса был эффективным

важны два условия: грамотно написанный кейс, представляющий единый

информационный

комплекс,

позволяющей

понять

ситуацию,

а

также

методика его использования в учебном процессе. Кроме того, он должен

включать

набор

вопросов,

подталкивающих

к

решению

поставленной

проблемы.

Хороший

кейс

должен:

соответствовать

четко

поставленной

цели,

иллюстрировать типичные клинические ситуации, развивать аналитическое

мышление, провоцировать дискуссию.

При решении кейсов желательно использовать работу группой.

Студенты

в

группах

изучают

кейс,

используя

материалы

лекций,

практических занятий, учебники и другие источники информации.

Затем

группово е

обсуждение

материа лов

кейс а,

то

е сть

р е а л ь н о й

профессиональной ситуации.

При работе с обучающим кейсом задача преподавателя научить студента

систематизировать

и

интерпретировать

данные.

Конкретная

ситуация,

изложенная в обучающем кейсе, ведет студента от фактов к проблемам.

Проблемы

возникают

тогда,

когда

у

пациента

есть

трудности

в

удовлетворении

жизненно-важных

потребностей.

В

обучающем

кейсе

проблема не должна лежать на поверхности, есть проблемы, до которых

нужно «докопаться». Затем из всех проблем студент должен выявить те, с

которыми

необходимо

работать

в

первую

очередь

(первоочередные,

приоритетные).

В

вышеизложенной

ситуации,

например,

приоритетную

проблему можно сформулировать так: «Тревога за исход беременности в

связи с дефицитом знаний о методах обследования почек».

Наибольшие

трудности

у

студентов

вызывает

целеполагание

и

планирование действий. Многие не умеют принимать обоснованные решения

по той или иной проблеме. Поэтому цели и план по выявленной проблеме и

алгоритм действий студент фиксирует в дневнике. Студент проводит как - бы

мысленный эксперимент, прогнозирует, что надо сделать, чтобы устранить

проблему.

Последовательность действий ситуационного обучения:

1. Каждый студент анализирует материал кейса самостоятельно, решая

вопрос, какие потребности нарушены, пытается выделить проблемы; заносит

выводы в дневник.

2.

Все

варианты

наработок

выносятся

на

общую

дискуссию,

обсуждаются

совместно

с

преподавателем

вырабатывается

наиболее

эффективное решение и стратегия поведения.

При

индивидуальной

работе

с

обучающими

кейсами

у

студента

формируется умение не просто читать предложенный материал, а изучать и

анализировать

его.

Во

время

работы

малых

групп

и

в

дискуссии

отрабатывается

умение

слушать

других,

защищать

свое

предложение,

находить ошибки свои или других участников.

На

практических

занятиях

по

предмету

широко

используются

практические

кейсы.

Они

отражают

абсолютно

реальные

клинические

ситуации и формируют конкретные практические умения и навыки. Учебное

назначение

такого

кейса

может

сводиться

к

тренингу

обучаемых,

закреплению знаний, умений и навыков поведения. В соответствии с ФГОС

студенты

отрабатывают

методику

объективного

и

субъективного

обследования пациента, в результате чего формируются такие навыки как

умение

эффективного

интервьюирования,

умения

проводить

осмотр,

пальпацию,

аускультацию,

работать

с

медицинской

документацией,

выполнять манипуляции и процедуры. Главный смысл практического кейса

сводится к обретению способности к оптимальной деятельности.

Задача кейс-метода состоит в том, чтобы студент не упрощал ситуацию,

а старался ее объяснить, чтобы он умел вычленять главное, чтобы умел

принимать решения с учетом возможных последствий и препятствий.

Преподаватель должен помочь студентам рассуждать, дискутировать, но

объяснять

последствия

риска

принятия

необдуманных

решений.

Завершающий

этап

технологии

-

подведение

итогов

и

оформление

результатов.

Преподаватель

оценивает

работу

студентов,

анализирует

принятые решения, подводит итог о правильности выявлении проблем и их

решения в реальной жизни и обосновывает свою точку зрения.

Важно

отметить

что

при

создании

кейса

профессиональные

и

педагогические

знания

преподавателя

имеют

огромное

значение.

Деятельность преподавателя при использовании метода case-study включает в

себя внеаудиторную творческую работу по созданию кейса и вопросов для

его анализа, состоящую из научно-исследовательской, конструирующей и

методической

частей

и

деятельность

преподавателя

в

аудитории

при

обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным

словом, организует дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории,

оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Для

формирования

соответствующих

компетенций

применение

кейс-

метода

должно

быть

постоянным,

что

служит

закреплением

пройденной

темы или дисциплины.

Обучение

на

основе

кейс-метода

это

целенаправленный

процесс

формирования

умений

и

навыков

принятия

решений,

построенный

на

всестороннем

индивидуальном

и

групповом

анализе

и

моделировании

конкретных

ситуаций

с

последующим

обсуждением

во

время

открытых

дискуссий

и

путей

преодоления

содержащихся

в

ситуации

проблем.

В

методологическом контексте кейс - метод представляет сложную систему, в

которую

интегрированы

другие,

более

простые

методы

познания:

метод

описания,

системный

анализ,

метод

классификации,

проблемный

метод,

мысленный эксперимент, мозговая атака, дискуссия.

В результате освоения кейса у студента развиваются следующие умения

и навыки:

Аналитические

и

прогностические:

классифицировать,

выделять

существенную

и

несущественную

информацию,

анализировать,

выявлять

проблемы, ставить цели, разрабатывать план действий, ориентированных на

результат.

Практические: пользоваться на практике знаниями по теории и моделям

отработки манипуляций в акушерстве и гинекологии, принимать решения в

условиях неопределенности.

Коммуникативные: общаться с пациентами и медперсоналом, вести

дискуссию, убеждать окружающих, отстаивать свою точку зрения.

Творческие.

Социальные.

Методически

грамотное

использование

кейс-метода

в

системе

подготовки специалистов среднего звена позволяет обучаемым приобретать

новые

знания,

обогащаться

практическим

опытом,

прогнозировать

и

планировать свою деятельность. Смысл ситуационного анализа (кейс-метода)

в

акушерстве

и

гинекологии

заключается

в

создании

условий

для

формирования

у

студентов

опыта

само стоятельного

р е ше ния

познавательных,

коммуникативных,

организационных

и

нравственных

проблем. Большое место в работе медицинского работника занимают задачи

аналитического характера. Умение анализировать, оценивать нестандартную

ситуацию,

быстро

изменяющиеся

условия

и

на

основе

этого

анализа

принимать правильное решение - неотъемлемое качество работающего в

медицине.

Использование кейс-метода в акушерстве и гинекологии способствует

повышению

уровня

сформированности

знаний

и

умений,

развитию

творческого мышления, развитию умения вести дискуссию, развитию умения

работы

в

команде,

росту

самостоятельности

студентов,

выработке

ответственности за принятое решение.



В раздел образования




Яндекс.Метрика