Автор: Леут Елена Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ
ЛЕУТ Е.В.
Учеба
в
медицинском
колледже
невозможна
без
повседневной
самостоятельной
работы
студентов,
без
движения
к
самообразованию.
Основная цель самостоятельной работы студентов в изучении акушерства и
гинекологии
заключается
в
формировании
клинического
мышления,
в
освоении каждым студентом практических навыков и умений, то есть того,
что мы сейчас называем компетентностью.
Такая
работа
необходима
для
самостоятельной
профессиональной
деятельности
при
оказании
лечебно-профилактической
помощи
женскому
населению.
Эффективность
такой
деятельности
напрямую
зависит
от
собственных усилий последних. Для плодотворной самостоятельной работы
необходимо,
во-первых,
наличие
у
студента
побудительного
мотива
к
получению
знания,
а
во-вторых,
обеспеченность
его
необходимыми
источниками информации.
К числу побудительных мотивов принадлежит стремление к знаниям,
борьба за успеваемость, льготные меры по сдаче экзаменов и зачетов, перевод
на
бюджетную
форму
обучения
наиболее
талантливых
студентов
коммерческих групп; перспектива получать стипендию. А поскольку целью в
данном
случае
является
конкретная
для
каждого
оценка,
то
задача
преподавателя четко сформулировать критерии, позволяющие ее получить, а
также всемерно развивать систему поощрительных мероприятий, активнее
пропагандируя участие студентов.
Для информационного обеспечения самостоятельной работы студентов
необходимо направлять студентов не только в научный фонд библиотеки, но
рекомендовать к использованию электронные варианты учебников, учебных
и
учебно-методических
пособий,
и
печати.
Все
это
позволит
студенту
самостоятельно
изучать
определенные
разделы
медицинских
дисциплин.
Несомненную
помощь
в
подготовке
студентов
могут
оказать
учебные
пособия и методические разработки, в которых следует выделить специально
разделы по самостоятельной подготовке студентов.
Важным
условием
информационной
подготовки
студента
является
наличие
материально-технической
базы:
современных
компьютеров,
программного
обеспечения,
хороших
каналов
связи,
мультимедийной
техники.
Одним
из
необходимых
условий
организации
самостоятельной
работы студентов в плане освоения практических навыков является наличие
современной
материально-технической
базы
в
виде
медицинского
оборудования и приборов, фантомов и муляжей.
Содержание самостоятельной работы студентов должно быть описано в
рабочей программе по акушерству и гинекологии.
Самостоятельная работа студентов подразделяется на самостоятельную
работу
во
время
основных
аудиторных
занятий
(практические
занятия),
самостоятельную
работу
под
контролем
преподавателя
в
форме
консультаций,
зачетов,
на
внеаудиторную
самостоятельную
работу
при
выполнении студентом обычных домашних заданий.
Самостоятельность
перечисленных
выше
видов
работ
достаточно
условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг
с другом. В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением
преподавателя
является
педагогическим
обеспечением
развития
целевой
готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой
дидактическое
средство
образовательного
процесса,
искусственную
педагогическую
конструкцию
организации
и
управления
деятельностью
обучающихся.
Увеличение доли самостоятельной работы требует поиска различных
форм и методов ее организации. При изучении акушерства и гинекологии это:
контрольные
работы,
содержащие
хотя
бы
1
вопрос
по
материалу,
подлежащему
самостоятельному
изучению,
сдача
практических
навыков,
подготовка
реферата
с
привлечением
различной
учебной,
периодической
журнальной
и
монографической
литературы
материалов
съездов,
конференций, подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ.
Решение
предложенных
преподавателем
ситуационных
задач,
которые
развивают
клиническое
мышление
и
заставляют
студента
использовать
знания, полученные по различным предметам специальности. Выполнение
творческих заданий с обобщением пройденного материала в виде рисунков,
таблиц,
игр,
кроссвордов.
При
этом
оценивается
умение
студентов
пользоваться
научной
литературой,
обобщить
сведения
по
изучаемой
проблеме и представить их в краткой, логичной форме.
Важным
этапом
обучения
в
медицине
является
прохождение
производственной
практики.
Она
поскольку
дает
возможно сть
непосредственного контакта будущего медработника с пациентом. Данной
работе
предшествует
работа
на
муляжах
и
фантомах.
Это
великолепная
возможность
отработать
методику
обследования
беременных
и
гинекологических больных, биомеханизма родов, акушерских пособий.
Логическим
итогом
завершения
освоения
практических
навыков
и
умений
является
написание
истории
родов
и
истории
болезни
гинекологической
больной,
отражающие
специфику
предмета
и
уровень
полученных
студентом
практических
и
теоретических
навыков.
Для
написания
истории
родов
и
истории
гинекологической
пациентки
разработаны
специальные
формы.
В
процессе
такой
работы
студентом
приобретаются
навыки
оформления
медицинской
документации
(истории
болезни, рецептурных бланков и др.), еще раз закрепляются полученные
практические
умения
и
методики
работы
у
постели
пациентки,
прорабатываются
вопросы
интерпретации
результатов
лабораторно-
инструментальных методов обследования, дифференциального диагноза, а
также этиологии, патогенеза, принципов диагностики и лечения конкретной
нозологической
формы
у
конкретной
роженицы
или
больной.
Оценка,
полученная
за
историю
болезни
должна
обязательно
учитываться
при
проведении итогового или промежуточного контроля знаний (переводного
или выпускного экзамена).
Формы, виды и методы контроля самостоятельной работы студентов.
Рекомендуется
применять
различные
формы
контроля:
индивидуальная
спрашивают
одного
студента;
групповая
опрашивают
часть
студентов
группы;
фронтальная
всех
студентов
группы.
Для
проверки
можно
использовать
в
зависимости
от
ситуации
и
поставленных
задач
формы
контроля в различных сочетаниях или изолированно друг от друга. Более
эффективна
индивидуальная
форма
контроля. Контроль
знаний
поможет
преподавателю более активно и точно управлять учебной деятельностью, а
студенту видеть результаты своего труда. Количественной мерой знаний,
навыков и умений является оценка. Основная функция контроля знаний,
навыков и умений диагностическая. Она заключается в выяснении того, как
студенты воспринимают, осмысливают, запоминают полученные знания для
решения учебных и практических задач. Однако задача преподавателя не
должна ограничиваться только констатацией успехов или пробелов в знании
студентов.
Он
должен
выявлять
сильные
и
слабые
стороны
учебной
деятельности
студентов
и
их
интересы,
способности,
стимулировать
познавательную деятельность, помогать более глубокому освоению учебного
материала. При контроле знания закрепляются, углубляются, обобщаются
полученные
в
ходе
учебных
и
вне
учебных
занятий
знания,
умения
и
практические навыки. В данном случае реализуются обучающие функции
контроля.
В
ходе
контроля
преподаватель
приучает
студента
к
труду
и
самостоятельности,
к
дисциплине
и
активной
жизненной
позиции,
формирует чувство ответственности, добросовестности, бережливости, т.е.
реализует
воспитательные
функции.
С
последними
теснейшим
образом
связаны
развивающие
функции.
Контроль,
проверка
знаний
студентов
способствует
развитию
интереса
к
профессии,
расширяет
кругозор,
способствует росту общей культуры, развитию внимания, памяти, логики,
риторики и других качеств. В ходе контроля устанавливается обратная связь,
позволяющая оперативно управлять умственной деятельностью студентов,
вносить
необходимые
коррективы
в
их
учебную
деятельность,
т.е.
реализуются организующие функции контроля