Автор: Чойнова Анна Васильевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Сунтарская детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Сунтарский улус с. Сунтар
Наименование материала: статья
Тема: "Танец - цель..."
Раздел: дополнительное образование
Танец – это цель…
Танец – единственный вид искусства,
в котором мы сами являемся инструментом.
Рахель Фарнхаген
Занимаясь искусством - любым видом искусства, каждый из нас, преследует
какую-то, свою цель: стать лучше, стать богаче (духовно или физически, или
так и так), развиваться и расти, раскрыть свои способности и
таланты,
сделать смыслом жизни, профессия, хобби, здоровье, успокоение…
Я выбрала танец! И можно сказать, сделала его смыслом жизни. Танец – это
моя профессия, мое хобби, мое здоровье – это мой талант, которым я одарена
и которым я делюсь с окружающим миром и обучаю этому виду искусства
подрастающее поколение. Но мы иногда боимся своего таланта, или просто
долго скрываем, не имея возможности раскрыться и извлечь из этого пользу.
И здесь, я хочу сделать пример из притчи (Библия), в котором говорится о
талантах и о деньгах. Как разные люди использовали свой талант. Почему
человек, который имел лишь один талант, скрыл его? Он просто испугался,
он думал, что нет возможности угодить своему хозяину. Но в итоге потерял
все, что имел.
Этим я хочу сказать, что талант не нужно зарывать, его нужно развивать и
показать. Ведь выдающиеся люди, не сразу стали выдающимися – это итог их
каждодневной,
упорной,
систематической
работы
над
собой,
над
своим
развитием. Одним из таких выдающихся людей в моей области является
Агриппина
Яковлевна
Ваганова
–
артистка
балета
Мариинского
театра,
балетмейстер и педагог, автор книги «Основы классического танца», ставшей
основополагающей для балетной школы XX века.
О ней, о ее творчестве
написано много хороших книг и статей. У нее училось много талантливых
танцоров. Она выпустила целую плеяду известных звезд нашего русского
балета: Галина Уланова, Наталья Дудинская, Марина Семенова, Алла Шелест
и мн. др.
Она сама обучалась у прославленных мастеров хореографии,
отдавших свой талант и свою жизнь школе классического танца.
До Вагановой на экзерсисные движения смотрели лишь как на средство
тренировки
мышц,
развития
мускулатуры,
отдельных
частей
своего
двигательного аппарата. И лишь Ваганова обратила внимание на «образ»,
«характер»
каждого
элемента
классического
тренажа.
Вот
яркие
высказывания
Агриппины
Яковлевны:
«Тело
–
инструмент
танцовщицы,
поэтому его надо развивать до совершенства», «Основа классического танца
–
высшая
академическая
грамматика
хореографии»
и
«Все
движения
начинаются
из
корпуса».
Она,
как
великий
педагог,
всегда
стремилась
развивать
свою
методику,
создавая
условные
названия
в
хореографии.
В
отличие от терминов, они имеют три отличительных качества: доступность,
точность и краткость. Ведь, не зря, наверное, говорят, что краткость – сестра
таланта.
Это
слова,
которые
быстрее
помогали
выработать
условные
рефлексы,
брались
на
«вооружение»
и
до
сих
пор
остаются
в
арсенале
педагогов-хореографов. Методика Вагановой была направлена к тому, чтобы
исполнители научились свободно управлять своими движениями – танцуя
всем телом.
*Мы все знаем, что «Танец — это ритмичные, выразительные телодвижения,
обычно
выстраиваемые
в
определённую
композицию
и
исполняемые
с
музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств:
оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека
передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.
Почти
все
важные
события
в
жизни
первобытного
человека
отмечались
танцами:
рождение,
смерть,
война,
избрание
нового
вождя,
исцеление
больного.
Танцем
выражались
моления
о
дожде,
о
солнечном
свете,
о
плодородии, о защите и прощении» (Википедия)
И в заключении, все качества призванного педагога школы классического
танца, которые описал балетмейстер и автор многих книг в мировой балетной
литературе Игорь Григорьевич Есаулов можно причислить к выдающейся
А.Я.Вагановой: «Это не просто учитель, это человек, который учит владеть
«универсальным,
невербальным
языком»,
классическим
языком,
т.е.
образцовым
языком
выразительности
тела,
такая
профессия
сродни
волшебству! Он посредник между прошлым и будущими поколениями. Это
мастер,
передающий
опыт,
секреты,
память
предшествующих
мастеров
школы
классического
танца.
А
для
этого
надо
быть
глубоко
преданным
своему делу».
Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей
жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и
зависти (Жак д'Амбуаз)
А.В.Чойнова,
преподаватель хореографии
первой квалификационной категории,
Отличник культуры РС(Я)