Напоминание

Развитие связной речи у детей с ОНР


Автор: Калинина Марина Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: школа №29
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Формирование рассказа–описания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Тема: Развитие связной речи у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование рассказа-описания у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи.

Работа по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

имеет очень важное значение не только для развития речевой функции, но и для

формирования ребенка как личности, для его благоприятного существования в

коллективе и детей, и

взрослых. В условиях патологии речи, когда у детей

обнаруживается дефицит средств общения, нарушены условия для накопления

речевого опыта, формирование связной речи идет значительно медленнее при

спонтанном

развитии,

а

в

тяжелых

случаях

это

спонтанное

развитие

невозможно (Жукова Н.С., Воробьева В.К., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Глухов

В.П. и др.) В норме при спонтанном развитии речи ребенок овладевает навыком

связного высказывания практическим путем. В условиях речевой патологии

такой путь не дает нужных результатов (В.К. Воробьева, 1988). Дети усваивая

связную речь только через неосознаваемый перенос, по аналогии, без знания

правил ее построения, допускают большое количество как логических, так и

речевых ошибок, не могут контролировать правильность своих высказываний.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования

развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний

характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые

пропуски,

лексические

затруднения,

большое

число

аграмматизмов

при

построении предложений.

Учитывая своеобразие развития речи при ее патологии, психологические

особенности детей с нарушениями речи, работа по формированию связного

высказывания у этого контингента детей должна иметь специфические черты.

Несмотря

на

разработанные

программы

формирования

связного

высказывания

у

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи,

вопросы

методики, организации и содержания занятий с детьми требуют дальнейшего

изучения.

Целью

исследования

было

изучение

состояния

связной

описательной

речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для изучения состояния

связной речи у дошкольников с ОНР (III уровень) использовалась методика В.П.

Глухова. Я изучила состояние связной речи старших дошкольников с общим

недоразвитием речи (III уровень), посещающих логопедическую группу № 4

детского сада №137 города Рязани. Нами было обследовано 10 детей 5-5,5.

В результате обследования у детей с ОНР были выявлены специфические

особенности

связной

описательной

речи:

дети

перечисляют

некоторые

признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность

повествования, в рассказах наблюдаются смысловые повторы, присутствуют

длительные,

необоснованные

паузы,

свидетельствующие

о

затруднениях

в

составлении рассказа. При описании и сравнении предметов и объектов дети с

общим недоразвитием речи испытывают значительные затруднения, связанные:

-

с

самостоятельным

определением

при

рассмотрении

предмета

его

главных признаков и свойств;

- с установлением последовательности в изложении выявленных признаков;

- с удержанием в памяти ребенка этой последовательности.

Выявленные

особенности

рассказа-описания

у

детей

с

общим

недоразвитием речи

указывают на необходимость целенаправленной коррек-

ционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Мы составили перспективный план коррекционно-логопедической работы

по формированию связной описательной речи для дошкольников, посещающих

логопедическую

группу

детского

сада.

В

соответствии

с

планом

с

детьми

проводились

подгрупповые

занятия

(3

раза

в

неделю

по

20

минут)

и

ежедневные индивидуальные занятия.

При проведении занятия ставились

следующие задачи:

- формирование умений выделять существенные признаки и основные

части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-

высказывания;

-

формирование

обобщенных

представлений

о

построении

описания

предмета;

-

овладение

детьми

языковыми

средствами,

необходимыми

для

составления связных высказываний в форме описания;

-

практическое

усвоение

навыков

описания

предметов

путём

тренировочных упражнений.

Многолетние наблюдения отечественных авторов показали, что дети с

указанной

патологией

при

формировании

связной

речи

нуждаются

во

вспомогательных

средствах.

При

подборе

таких

средств

мы

учитывали

факторы, облегчающие и направляющие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина,

является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой

акт. В качестве вспомогательного средства мы выделили моделирование плана

высказывания,

на

значимость

которого

указывал

известный

психолог

Л.С.

Выгодский.

Учитывая вышеизложенное, я проанализировала все используемые при обуче-

нии дошкольников виды самостоятельного рассказывания. Затем мы отобрали

те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба обозначенных

фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания

наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана.

При планировании и проведении занятий мы использовали методические

рекомендации

по

развитию

связной

описательной

речи

и

практические

материалы В.П. Глухова, Т.А Ткаченко, В.В Коноваленко. Обучение рассказу-

описанию осуществлялось поэтапно.

На подготовительном этапе работа по формированию связной речи включала

упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по

существенным

признакам,

упражнения

на

составление

словосочетаний

и

предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета.

На

основном

этапе

последующее

обучение

предусматривало

переход

от

составления детьми (с помощью логопеда) описания простого предмета к более

самостоятельным и развернутым высказываниям: описание по вопросам, по

плану-схеме; без предваряющего плана, с опорой только на образец.

На

заключительном

этапе

проводилась

специальная

подготовительная

работа

к

сравнительному

описанию

двух

предметов.

Эта

работа

включала

различные речевые упражнения на основе сравнения как натуральных пред-

метов

или

их

муляжей,

так

и

предметов,

представленных

в

графическом

изображении. По мере усвоения детьми навыков описания непосредственно

воспринимаемых предметов использовались некоторые новые виды работы:

описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в

различные игровые ситуации.

Использование

схем

(Ткаченко

Т.А.)

при

составлении

описательных

рассказов заметно облегчило нашим детям овладение этим видом связной речи.

Кроме того, наличие зрительного плана делало рассказы детей более чёткими,

связными,

полными,

последовательными.

Эти

и

аналогичные

схемы

мы

использовали не только для составления описательных рассказов, но и для

сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком

важном

и

сложном

разделе

работы,

как

обучение

детей

самостоятельной

постановке вопросов.

Для создания мотивационного фона, способствующего усвоению детьми

навыков описательной речи, широко использовались игровые формы работы с

включением элементов соревнования, подбирались приемы, стимулирующие

активность и инициативу детей.

После

завершения

коррекционной

работы

мы

провели

контрольное

исследование, которое показало, что дети с общим недоразвитием речи вышли

на более высокую степень развития связной речи. Если до коррекционной

работы дети не смогли продемонстрировать I уровень успешности выполнения

задания

(«хороший»),

то

после

коррекционной

работы

3

детей

(30%)

справились с заданием («хорошо»), то есть показали I уровень успешности

выполнения задания. До коррекционной работы 4 ребёнка (40%) показали II

уровень

успешности

выполнения

задания,

после

коррекционной

работы

показатели

улучшились,

и

было

выявлено

5

детей

(50%)

со

II

уровнем

успешности

выполнения

задания.

Всего

лишь

2

ребёнка

(20%)

после

проведённой работы показали III уровень успешности выполнения задания.

Хотя до коррекционно-логопедической работы было выявлено 5 детей (50%) с

III

уровнем

успешности

выполнения

задания.

До

коррекционной

работы

1

ребёнок (10%) показал IV уровень успешности выполнения задания, а после

коррекционной работы детей с данным уровнем успешности не выявлено. V

уровень выполнения задания не выявлен ни у одного ребёнка.

Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательной речи

у

детей

обогатила

лексическую

сторону

речи

детей,

уточнила

применение

грамматических категорий и форм, распространила бытовую фразу.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведённой

мною коррекционно-логопедической работы по развитию связной описательной

речи детей логопедической группы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика