Напоминание

Системно–деятельностный подход в обучении


Автор: Харитонова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ФГОУ "Краснодарское ПКУ"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Формирование метапредметных компетенций на уроках физики
Тема: Системно–деятельностный подход в обучении
Раздел: полное образование





Назад




Формирование метапредметных результатов на уроках физики через системно-

деятельностный подход в обучении

Рассмотрим фрагмент входного тестирования по физике для обучающихся

седьмого класса:

Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следующие планеты

земной группы.

1)Венера а) 58 млн. км.

2) Марс б)108 млн.км

3) Меркурий в)150 млн.км

г) 228 млн.км

Вправе преподаватель требовать от семиклассников правильного ответа на

тестовое задание? Что нужно сделать, чтобы реакцией моего ученика на новое, не

встречавшееся прежде задание, было аналитическое действие: что я знаю, чтобы найти

верный ответ.

Очевидно, что задача учителя — не только передать ребёнку сумму знаний, а

научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение

универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем

бы он не занимался в жизни. Достичь этого сложно, но возможно. Как?

Ответ на этот вопрос сегодня дают Федеральные государственные

образовательные стандарты, определяющие в качестве требований к результатам

освоения основной образовательной программы наряду с личностными и

предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что

ученики будут владеть универсальными учебными умениями информационно-

логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков

использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,

хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми

навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия

и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств,

позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни.

Поэтому, в настоящее время, перед каждым из нас стоит задача, научить не

только предметным умениям, но и метапредметным.

Проблема, на мой взгляд, в том,

что учебная работа по достижению метапредметных результатов обучения, нередко

понимается как отдельная и дополнительная работа.

Однако задача иная: найти способы достижения метапредметных результатов

средствами школьного курса предметов цикла. Поиск этих способов заставляет по-

новому посмотреть на привычное содержание предмета и пути его освоения

учениками.

В качестве метапредметного результата обучения можно рассматривать уровень

развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации,

рефлексии, действия.

Этот образовательный результат является универсальным и

позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

И вновь зададим себе вопрос: где предметный результат обучения и где

метапредметность? Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от

них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами,

находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Какую, как, когда и в какой последовательности вести метапредметную

деятельность, решать учителю, в зависимости от условий работы и

сформулированных им образовательных задач. Важно понять, что достижения

метапредметных результатов обучения осуществляется на основе предметного

содержания и содержание школьной физики, безусловно, позволяет этих результатов

достичь.

Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для

формирования метапредметных результатов. Этому способствует, например,

разнообразие видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках,

политехническая направленность содержания учебного материала, возможность

широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения

физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза

→ эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие

научного мышления и творческих способностей.

В качестве требований к метапредметным результатам по физике ФГОС

выдвигают овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,

организации учебной деятельности, планирования, самоконтроля и оценки результатов

своей деятельности;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их

объяснения;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической формах;

- приобретение опыты самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;

И именно системно – деятельностный подход в обучении обеспечивает

достижение планируемых метапредметных результатов освоения основной

образовательной программы образования по физике и создает основу для

самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,

компетенций, видов и способов деятельности.

Ведь основным результатом такого подхода в обучении является развитие

личности ребенка на основе универсальных учебных действий. А основной задачей

учителя становится создание и организация условий, инициирующих детское

действие.

При таком подходе к обучению меняется и процесс усвоения знаний

обучающимися на уроке - ключевыми моментами деятельностного подхода является

постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия,

потому структура уроков имеет следующий вид:

1 Этап - Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса

обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной

деятельности на уроке.

2 Этап - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему

самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и

фиксация индивидуального затруднения.

3 Этап - Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения.

4 Этап - Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,

средство).

5 Этап - Реализация построенного проекта.

6 Этап - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7 Этап - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8 Этап - Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и

выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как

промежуточный шаг.

9 Этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

К принципам педагогической техники на уроках при системно – деятельностном

подходе относят:

1) свобода выбора ( в любом обучающем или управляющем действии ученику

предоставляется право выбора)

2) открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать

ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса)

3) деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков

преимущественно ф форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои

знания)

4) высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы

самих обучающихся)

5) обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью

развитой системы приемов обратной связи)

Для реализации принципа метапредметности на уроках я использую следующие

приемы: (схема на экране)

1. Логотехнические и терминологические игры – направленные на развитие

логического мышления. Например, игра «Великолепная четверка». В этой игре

участвуют четыре человека. Первые трое участников говорят поочередно три

существенных признака или явления, четвертый отгадывает этот предмет или явление.

Данную игру можно провести при изучении темы « Агрегатные состояния вещества».

Трое участников называют один из признаков определенного состояния вещества.

Четвертый участник - какое агрегатное состояние имеет данные признаки.

Терминологические игры – это игры, направленные на установление связей

между различными понятиями данной темы. Примером такой игры является игра

«Путь прокладывает логика». Класс делится на группы по пять человек. Каждой

группе выдаются карточки, на которых записаны понятия. Задание состоит в том,

чтобы за 5 минут составить текст, в котором будут фигурировать данные понятия.

2. Коллективная игра в мыслительный эксперимент.

Предлагаю обучающимся тему мыслительного эксперимента, например,

«Представьте себе, что исчезла сила трения», далее каждый предполагает, к какому

результату привела бы данная ситуация. Такой прием позволяет развивать не только

образное мышление обучающихся, но способствует развитию речи, умение выражать

свои мысли и способность выслушивать собеседника.

3. Экспериментальные задания на выделение существенных признаков понятий.

Например, при изучении темы «Способы изменения внутренней энергии»

предлагаю задания следующего содержания: Проведите опыты, ответьте на вопросы и

определите, каким способом произошло изменение внутренней энергии тела и по

какому признаку вы определили это изменение.

Опыт. Возьмите медную монету. положите ее на лист картона. Начните

интенсивно двигать монету по поверхности . Посчитайте. сколько раз нужно

передвинуть монету, чтобы она стала теплой, горячей. Почему монета нагрелась? Как

изменилась внутрення энергия и за счет чего?

4. Задания на классификацию понятий, в которых важно правильно определить

основание деления.

Пример. Постройте классификационную схему, выделив основанием деления

способы изменения внутренней энергии. Распределите в схеме следующие понятия:

механическая работа, химические реакции, взаимодействие вещества с

электромагнитным полем, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение.

Такие задания могут быть и фронтального, и индивидуального характера.

Задания для индивидуального выполнения создаю в программе StarBoard, в этом

случае они становятся интерактивными.

5. Организую экспериментально – исследовательскую деятельность на уроках

Такой вид деятельности использую на различных этапах урока. Во время

изучения нового материала исследовательские задания позволяют кадетам приобретать

опыт самостоятельной экспериментальной деятельности, делать выводы на основе

проведенных исследований, приобретать новые знания самостоятельно. Например,

при изучении следствий из закона Ома для полной цепи обучающиеся работают в

группах, выполняют дифференцированные экспериментально-исследовательские

задания. Школьники сами ищут ответ на поставленный в задании вопрос, выдвигая

гипотезу и проверяя ее экспериментально. При закреплении изученного материала

предлагаю задания частично – поискового характера.

4. Блиц – задания, на поиск лишнего слова( должны объяснить причину выбора) ,

восприятие(дать определение терминов) , воспроизведение увиденного.

5. Использую на уроках компетентностно - ориентированные задания,

при

выполнении которых обучающиеся ставят или присваивают и достигают те или иные

цели.

Компетентностно – ориентированные задания способствуют формированию у

обучающихся ключевых компетенций, способствует постепенному отходу от оценки

только за знания, ставят во главу угла действия, операции с этими знаниями, соединяет

знания с обыденной жизнью, с практической деятельностью. Такой вид заданий

интересен для ребят, позволяет им осваивать приемы действий в нестандартных

ситуациях, эвристические методы решения проблем.

В заключении следует отметить, что учитель сегодня должен стать

конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на

использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися

собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сегодня важно не столько дать

ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,

личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение

учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые

призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из

главных направлений деятельности учителя. Ну а нам, преподавателям, нужно

следовать совету Уильяма Артура Уорда: до цели четыре шага: планируйте

целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь

неустанно.

Литература.

1. О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина. Физика. 7 класс. Книга для учителя. –Москва:

Просвещение,2009г.- 128 с.

2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии.

-2004. -№5. - С. 3-12.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной

парадигмы образования //Народное образование, 2003.- № 2.- С. 58-64.

4.Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и

компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004.

5.Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные

подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В.

Великановой. – Самара: Профи, 2001

6. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике.-Москва:Владос,2007.



В раздел образования




Яндекс.Метрика