Автор: Идрисова Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей"Солярис"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: мастер – класс
Тема: « Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»
Раздел: начальное образование
« Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов Идрисова О.А
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с приемами
рефлексии.
Показать конкретные варианты
проведения
рефлексии
на
уроках.
Создать
условия
для
активного
взаимодействия
ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Планируемые результаты на этапе рефлексии:
оценивать
верность
гипотез
с
точки
зрения
полученной
информации
в
ходе
исследования;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции
полученных результатов.
формировать и развивать новые способы самовыражения;
развивать речь учащихся
Ход мастер-класса:
- Добрый день ,уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.
– Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками
друг к другу. Что почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же
тёплым наше сегодняшнее общение с вами.
- Как и мои ученики, я очень люблю играть. Возьмите, пожалуйста, конверты и
достаньте содержимое. Есть такая игра «Буквы рассыпались». Предлагаю составить из
них слово. Что получилось? Рефлексия.
Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе».
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, запишите, пожалуйста, в первую
графу «Понятие» - Рефлексия и во вторую графу «Знаю» - что знаете по данной теме и
отложите.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку,
он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам
думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя:
- любимым, нужным, а главное, успешным
-Назовите, какие приемы рефлексии вы применяете на своих уроках?
-А как вы понимаете, что такое рефлексия?
Рефлексия,
в
упрощённом
определении,
-
это «разговор
с
самим
собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
1.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов
С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
2.
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного
психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее
результатов.
Психологи утверждают, что рефлексия способствует развитию трёх важных качеств
человека, которые потребуются ему в современном обществе.
-А что, прежде всего, развивает рефлексия в человеке?( ответы)
Рефлексия развивает:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои
возможности,
сам
делает
свой
собственный
выбор,
определяет
меру
активности
и
ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы
стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и,
исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях
более эффективно.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока, в конце четверти, полугодия,
учебного года.
И наш разговор сегодня о рефлексии.
Итак:
Рефлексия
настроения
и
эмоционального
состояния
– она
позволяет
установить эмоциональный контакт в начале и в конце урока. Отражает внутреннее
состояние ученика, его самочувствие. Является средством самопознания.
Какие же используются приёмы: это…
Использование
карточек
с
изображением
смайлика,
(грустного,
спокойного,
веселого) -
показать настроение до начала урока или в конце урока; различных картинок
«Солнышко» – всё у меня будет хорошо, «солнышко и тучка» – немного волнуюсь,
«тучка» – у меня ничего не получится или «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и
тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если ребёнок чувствует себя хорошо,
комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Весёлый гномик» – всё хорошо, «Грустный гномик» – грустно, плоховато.
Приём эмоционально – художественной рефлексии.
Обучающимся предлагается
две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным
настроением,
другая
–
радостным,
весёлым.
Ученики
выбирают
ту
картину,
которая
соответствует их настроению.
Следующий вид рефлексии - Рефлексия деятельности - это осмысление способов
и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид
приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока,-
чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Здесь
применяю
приёмы
«Лесенка
успеха»
–
нарисовать
человека
на
нижней
ступеньке - ничего не получилось; на средней ступеньке – были проблемы; на верхней
ступеньке – мне всё удалось!
С помощью ступеней можно ещё определить, на каком уровне ученики выполняли
задания, какой ступени соответствует их самооценка.
«Букет настроения» (доволен – не доволен своей работой на уроке).
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске
изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы
узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, -
голубой».
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1-2 ошибки,
красный лист – 3 - 4 ошибки.
«Поляна». Похожий приём. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком –
этап урока. Предлагаю детям прикрепить понравившуюся бабочку на тот цветок, какой
вид деятельности ему понравился больше всего.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока
целей, свою активность, эффективность работы класса. Ребята по кругу высказываются
одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.
сегодня я узнал…
2.
было интересно…
3.
было трудно…
4.
я выполнял задания…
5.
я понял, что…
6.
теперь я могу…
7.
я почувствовал, что…
8.
я приобрел…
9.
я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
«Пятёрочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец –
это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец –
для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец –
мои предложения.
И
ещё
один
вид
рефлексии
- Рефлексия
содержания
учебного
материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Например,
в
3
–
4
классах
при
изучении
теоретического
материала
уместно
использовать
на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать (это прием называется -
«Пометки на полях» (или инсерт, маркировка).
Приём «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук,
доктор философии Кембриджского университета)
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от
наличия времени.
В графу «П» – «плюс» заносится все, что понравилось на уроке, информация и
формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут
быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» -
что не понравилось на уроке, показалось скучным,
вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика,
оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вносят все любопытные факты, о которых
узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Интересен
приём
рефлексии
в
форме синквейна (пятистишия).
Синквейн
разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр
хайку
и
танка.
В
России
стал
использоваться
с
1997
года.
Может
применяться
как
заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое
предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Приём «Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии». Его я Вам
предложила в начале мастер-класса.
Понятие Знаю Узнал Хочу узнать
Приёмы: Кластер (гроздь), Жучок,
– когда фиксируется какое-либо системное
понятие с его взаимосвязями.
В мастер-классе я рассказала Вам лишь о небольшой части, используемых мною
приёмов рефлексии.
И хочу сделать вывод:
Рефлексия
на
уроке
–
это
совместная
деятельность
учащихся
и
учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.
- Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и
вы будете эти и другие приёмы использовать в своей работе – покажите мне Солнышко.
Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите Тучку. (Спасибо!)
А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с таблицей-фиксацией, и если есть, чем
дополнить, впишите в третий и четвёртый столбик.
- Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников). Спасибо!
Внимание. Предлагаю поработать в парах. Как только будете готовы - возьмитесь за
руки и поднимите их вверх.
У вас на столе листочки и ручки. Составьте, пожалуйста, синквейн по теме моего
Мастер-класса.
(Зачитывают синквейны.)
В завершении хочется сказать о том , что предложенные приёмы рефлексии можно
использовать
не
только
на
уроках
,но
и
на
внеклассных
мероприятиях,
а
также
использовать как подведение итога родительского собрания.
Если у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопайте в ладоши.
Данная тема актуальна всегда!
Если согласны, то крикните «Да»!
Знанья, если пригодятся, если будешь применять,
Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.
- Всем большое спасибо!