Автор: Лодочникова Татьяна Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 151
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: татья
Тема: Художественная культура родного края как средство воспитания детей
Раздел: дошкольное образование
Статья « Художественная культура родного края как средство воспитания у
дошкольников интереса к народному искусству».
Художественная культура родного края создаёт предпосылки для вхождения
ребёнка в мир культуры, деятельностное освоение действительности.
Художественная культура является способом духовно-практического
познания мира и включает в себя различные виды художественно-
творческой деятельности: освоение произведений искусства, собственное
участие в художественной деятельности, накопление и распространение
художественных знаний. Художественная культура Восточной Сибири
обладает большими воспитательными возможностями , так как несёт в себе
огромный духовный заряд , этический и нравственный идеал, веру в то
торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. В процессе
знакомства с языком художественного творчества обогащается собственное
творчество детей, становится ярче и образнее речь за счёт усвоения
сравнений, эпитетов , диалектов, имеющих место в русской речи. Всё это
способствует постижению духовных, морально-этических
норм( воспитывающая функция народного художественного творчества в
целом, художественной культуры).Вхождение в мир художественной
культуры родного края способствует этнопедагогика, представляющая собой
отрасль знаний на стыке этнографии, социологии и
педагогике.Этнопедагогика выступает как «живое знание народа», является
средством передачи культуры одного поколения другому. Рассматривая
этнопедагогику как своеобразную систему знаний, следует обратить
внимание на этнокультурные традиции, являющиеся системообразующим
звеном в народной педагогической культуре.Народная педагогика
представляет собой совокупность знаний и навыков воспитания,
сохранившихся в этнических традициях , народном поэтическом и
художественном творчестве, в устойчивых формах взаимодействия детей
друг с другом со взрослыми.В настоящее время интерес к народной
педагогике не является случайным, так как она – часть духовной культуры,
формирующей основы этики и морали.Важно , чтобы при восприятии и
освоении основ художественной ожекультуры, в том числе и своего края,
дети задумывались почему именно произведения устного народного
творчества, знакомясь с народной музыкой, традиционными праздниками,
рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания
о жизни: что ценит народ в человеке, что порицает, как понимает красоту.
Художественная деятельность предполагает формирование опыта
творческой деятельности- необходимого компонента эмоционального отно -
шения к культуре и миру в целом.Так, например, сказочные образы
декоративно- прикладного искусства побуждают эмоционального
дошкольника воплощать чувства и мысли в собственных
изделиях.Скульптуры из глины, пластилина, коллажи и мозаики из бумаги,
камешков вызывают ассоциации с первоисточником : гончарными
изделиями,глиняной игрушкой, узорным ткачеством- в тоже время является
вполне самостоятельными работами детей, обогащёнными восприятием
произведений народного искусства. В процессе знакомства с народным
художественным творчеством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают
эталоны красоты.Интегрирование разного содержания в воспитательной
работе на материале народной художественной культуры соответствует
характеру мышления детей дошкольного возраста.
Таким образом, вхождение дошкольников в мир художественной культуры
позволяет решить задачи эстетического воспитания и задачи творческого
восприятия народного искусства.