Автор: Зарипова Эльмира Нургалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №414
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти
у детей старшего дошкольного возраста».
Данная статья может быть полезна воспитателями и психологами
детских дошкольных учреждений.
Память – одно из необходимых условий для развития
интеллектуальных способностей. Дошкольному возрасту принадлежит
неотъемлемо важная роль в общем развитии особенностей памяти человека.
У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное
воспроизведение единственная форма работы памяти. А особенности памяти
в дошкольном возрасте заключаются в постепенном переходе от
непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному
запоминанию и припоминанию. Задолго до того, как игра стала предметом
научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из
важнейших средств воспитания и обучения детей. В игре происходит
формирование мышления, восприятия, памяти, речи - тех фундаментальных
психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить
о развитии интеллекта ребенка. При помощи дидактических игр развиваются,
необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень
развития которых, безусловно, сказывается на процессе школьного обучения
и имеет большое значение для дальнейшего развития личности.
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии
памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной
деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе
является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,
особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном
возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются
благоприятные условия для развития памяти ребенка.
В последние годы вопросы теории и практики дидактических игр,
разрабатывались многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной,
Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.M.Богославской, Е.Ф.Иваницкой,
А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К Бондаренко,
Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и
игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы
руководства дидактическими играми. Актуальность темы обусловлена тем,
что памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль, а
память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той,
которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его
интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с
окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью
является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития
памяти ребенка. Используя возможности развития мышления и памяти
дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач,
которые ставит перед ними школьное обучение. Если целенаправленно и
систематически применять дидактические игры и упражнения как средства
развития произвольной памяти в работе с детьми старшего дошкольного
возраста, то это обусловит развитие процессов запоминания, сохранения и
воспроизведения информации. А также позволит охватить все аспекты
развития ребенка дошкольного возраста и позволит более тщательно готовить
детей к школе.
Дошкольный возраст –
период активного психического развития ребенка. Особенности этого этапа
проявляются в интенсивных изменениях во всех сферах, начиная от
совершенствования психофизиологических функций и кончая
возникновением сложных личностных новообразований. Анализируя
различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти
занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют
свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки
вместе взятые расширят знания человека о памяти.
Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные
источники, можно с уверенностью сказать, что память – это психический
процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным
его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу
сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и
является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе
развития и обучения человека.
Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.
Память бывает непроизвольная и произвольная, в зависимости от целей
деятельности. Запоминание и воспроизведение, в котором нет специальной
цели что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной
памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, мы говорят о
произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и
воспроизведения выступают как специальные действия.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде
учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой
деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.
Н. Кругликов, 1988) .
О
т л и ч и т е л ь н о й о с о б е н н о с т ь ю дидактических игр является
наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы
метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются
правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,
организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.
Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она
создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и
понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения
деятельности, а также дает взрослому возможность руководить анемической
деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию. Память
дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые
можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических
игр, включенных в образовательное воспитательную работу дошкольного
образовательного учреждения. При проведении дидактических игр,
направленных на развитие произвольной памяти у детей необходимо
соблюдать следующие условия: процесс запоминания должен начинаться со
специально организованного восприятия, направленного на вычленение
свойств объекта – цвет, форма, величина, должно быть усложнение
дидактических игр, заключающееся в усложнении содержания материала, в
увеличении деталей у запоминаемых объектов, важным условием
запоминания является использование мнемических приёмов, инструкцию
необходимо повторять несколько раз.