Напоминание

Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста


Автор: Зарипова Эльмира Нургалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №414
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти

у детей старшего дошкольного возраста».

Данная статья может быть полезна воспитателями и психологами

детских дошкольных учреждений.

Память – одно из необходимых условий для развития

интеллектуальных способностей. Дошкольному возрасту принадлежит

неотъемлемо важная роль в общем развитии особенностей памяти человека.

У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное

воспроизведение единственная форма работы памяти. А особенности памяти

в дошкольном возрасте заключаются в постепенном переходе от

непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному

запоминанию и припоминанию. Задолго до того, как игра стала предметом

научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из

важнейших средств воспитания и обучения детей. В игре происходит

формирование мышления, восприятия, памяти, речи - тех фундаментальных

психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить

о развитии интеллекта ребенка. При помощи дидактических игр развиваются,

необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень

развития которых, безусловно, сказывается на процессе школьного обучения

и имеет большое значение для дальнейшего развития личности.

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии

памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной

деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе

является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,

особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном

возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются

благоприятные условия для развития памяти ребенка.

В последние годы вопросы теории и практики дидактических игр,

разрабатывались многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной,

Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.M.Богославской, Е.Ф.Иваницкой,

А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К Бондаренко,

Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и

игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы

руководства дидактическими играми. Актуальность темы обусловлена тем,

что памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль, а

память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той,

которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его

интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с

окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью

является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития

памяти ребенка. Используя возможности развития мышления и памяти

дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач,

которые ставит перед ними школьное обучение. Если целенаправленно и

систематически применять дидактические игры и упражнения как средства

развития произвольной памяти в работе с детьми старшего дошкольного

возраста, то это обусловит развитие процессов запоминания, сохранения и

воспроизведения информации. А также позволит охватить все аспекты

развития ребенка дошкольного возраста и позволит более тщательно готовить

детей к школе.

Дошкольный возраст –

период активного психического развития ребенка. Особенности этого этапа

проявляются в интенсивных изменениях во всех сферах, начиная от

совершенствования психофизиологических функций и кончая

возникновением сложных личностных новообразований. Анализируя

различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти

занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют

свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки

вместе взятые расширят знания человека о памяти.

Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные

источники, можно с уверенностью сказать, что память – это психический

процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным

его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу

сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и

является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе

развития и обучения человека.

Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.

Память бывает непроизвольная и произвольная, в зависимости от целей

деятельности. Запоминание и воспроизведение, в котором нет специальной

цели что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной

памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, мы говорят о

произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и

воспроизведения выступают как специальные действия.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде

учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и

отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой

деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.

Н. Кругликов, 1988) .

О

т л и ч и т е л ь н о й о с о б е н н о с т ь ю дидактических игр является

наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы

метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются

правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она

создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и

понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения

деятельности, а также дает взрослому возможность руководить анемической

деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию. Память

дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые

можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических

игр, включенных в образовательное воспитательную работу дошкольного

образовательного учреждения. При проведении дидактических игр,

направленных на развитие произвольной памяти у детей необходимо

соблюдать следующие условия: процесс запоминания должен начинаться со

специально организованного восприятия, направленного на вычленение

свойств объекта – цвет, форма, величина, должно быть усложнение

дидактических игр, заключающееся в усложнении содержания материала, в

увеличении деталей у запоминаемых объектов, важным условием

запоминания является использование мнемических приёмов, инструкцию

необходимо повторять несколько раз.



В раздел образования




Яндекс.Метрика