Автор: Крылова Алла Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №20
Населённый пункт: г. Пятигорска Ставропольского края
Наименование материала: научная работа
Тема: «КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА»
Раздел: полное образование
Исследовательская работа
«КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА»
Крылова Алла Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей №20
2018 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………….2-6
1
Кавказ в жизни Лермонтова……………………………..7-10
Кавказ в творчестве Лермонтова………………………..11-16
«Аул Бастунджи» ………………………………………...17-25
Лермонтов-художник……………………………………26-27
Заключение……………………………………….............28-29
Список литературы………………………………………30-31
ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения
России
с
народами
и
государствами
по
обеим
сторонам
Кавказских гор имеют долгую и непростую историю. Дело в том, что примерно в 1817 году
начались военные действия, связанные с присоединением к Российской империи горных
районов
Северного
Кавказа.
Процесс
утверждения
России
на
Северном
Кавказе
продолжался
более
столетия.
Его
кульминацией
стало
учреждение
Кавказского
2
наместничества, которое представляло собой одну из специфических форм государственно-
административного
устройства
на
окраинах
империи.
Наместничество
поглотило
весь
географический Кавказ – пространство между Черным и Каспийским морями, разделенное
Большим Кавказским хребтом на Северный и Южный Кавказ (или Кавказ и Закавказье).
Вследствие
исторически
сложившихся
особенностей
(политических,
социальных,
экономических, правовых, культурных и т.д.) в ходе развития Закавказья и Северного
Кавказа последний с самого начала являлся самостоятельным объектом государственно-
административной политики российского правительства, со своим арсеналом методов и
средств управления, которые отличались от применявшихся в Закавказье. Здесь издавна
проживали многочисленные народы со своей этнической самобытностью, а отсюда - и с
целым
спектром
различий.
Однако
при
всей
языковой,
религиозной
и
прочей
неоднородности
и
пестроте
Северный
Кавказ
представлял
собой
самостоятельный
историко-географический регион. Уникальность в этом плане всего края доставила немало
«хлопот» российскому правительству.
Присоединение северокавказских народов произошло не одномоментно. Конечной
датой
этого
растянувшегося
на
столетия
процесса
стал
1864
год
-
год
завершения
Кавказской войны и полного замирения края. Этап наивысшей активности России на
Кавказе пришелся на рубеж XVIII и XIX вв., когда к империи присоединилась подавляющая
часть его территории. Одновременно шел активный поиск действенных форм управления
новоприобретенной окраиной.
В 1781 г. в состав России вошла значительная часть территории Чечни. Принципы
взаимоотношений с местным населением были оформлены специальной грамотой, согласно
которой большинство «вайнахских обществ» присягали императрице Екатерине II.
Административный
контроль
над
чеченскими
обществами
осуществляли
кизлярский комендант и командиры кордонов Кавказской линии. В 1807 г. надзор над
чеченцами был препоручен калмыцкому приставу (калмыки населяли районы степного
Предкавказья), где уже существовали свои органы административного управления.
Ретроспективный
взгляд
на
историю
становления
системы
управления
на
Северном Кавказе приводит к следующим выводам. Процесс утверждения российской
административной
власти
в
регионе
можно
условно
разделить
на
два
крупных
этапа.
Первый - с конца XVIII в. до середины XIX в. - отмечен значительной ограниченностью
действий правительства в отношении коренных народов. Эти действия не выходили за
рамки внешнего контроля и поощрения торгово-хозяйственных связей с переселенцами из
внутренних
губерний.
Контроль
осуществлялся
военными
властями,
активно
внедрявшимися
в
географическое
пространство
Кавказа
(строительство
крепостей,
укрепленных
линий,
создание
новых
гарнизонов
и
мест
дислоцирования
российской
армии). В начале 20-х гг., когда вспыхнула Кавказская война, роль военного ведомства как
гаранта
политической
стабильности
возросла
и
продолжала
усиливаться.
Учреждение
наместничества
нисколько
не
ущемила
исключительного
права
военных
властей
осуществлять
административные
функции
в
отношении
горских
народов.
Институт
наместничества
лишь
способствовал
упорядочению
сложившихся
форм
управления
местными народами и координации действий военного ведомства в различных районах
края.
С
окончанием
Кавказской
войны
и
покорением
горцев
в
1864
г.
наступил
качественно
новый
этап
в
истории
становления
российской
власти
на
Кавказе,
характеризовавшийся
значительной
активизацией
правительственной
деятельности
и
выходом за рамки привычных взаимоотношений. В этот период центральная власть начала
последовательно строить целостную административную структуру, приспосабливая ее к
существующим
формам
управления
кавказскими
народами
и
пытаясь
максимально
сближать ее с внутрироссийской. Ключевым принципом правительственной политики на
Кавказе
стал
централизм,
означавший,
в
отличие
от
регионализма,
унификацию
и
стандартизацию
форм
управления
и
государственно-административной
структуры.
3
Внутренняя жизнь коренных народов края подвергалась все большей регламентации и
идеологическому
воздействию,
внушению
чувства
причастности
к
империи,
созданию
психологического
стереотипа
представления
о
Кавказе
как
естественном
продолжении
территории России.
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны,
как «орлы»: Кавказ называли
«Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали
неугодных. На Кавказ приезжали и молодые люди, жаждущие побывать в «настоящем
деле», туда стремились и как в экзотическую страну.
Кавказ – живописное место. Его образ нашел отражение во многих произведениях
таких классиков русской литературы, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов и
многих других.
Один из первых русских писателей, обратившихся к теме Кавказа,– это А. С.
Пушкин. Впечатления от поездок на Северный Кавказ в 1820 и 1829 годах нашли глубокое
отражение в его творчестве. Величественная природа этих мест, быт и нравы горских
народов
вдохновили
поэта
на
создание
поэмы
«Кавказский
пленник».
Свыше
десятка
шедевров его лирики посвящены кавказской теме. Отдельные произведения были написаны
на Кавказе, другие — в южной ссылке и в Петербурге.
Поэма «Кавказский пленник» была задумана еще на Кавказе. Пушкин писал ее в
Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве около шести месяцев. Окончательной датой создания
поэмы, является 1821 год. Местные описания в «Кавказском пленнике» превосходны не
только по совершенству стихов, но по тому особенно, что подобных им нельзя составить, не
увидев собственными глазами картин природы.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов!
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
Когда, с глухим сливаясь гулом,
Предтеча бури, гром гремел,
Как часто пленник над аулом,
Недвижим, на горе сидел!
У ног его дымились тучи;
В степи взвивался прах летучий;
Уже приюта между скал
Елень испуганный искал;
Орлы с утесов подымались
И в небесах перекликались;
Шум табунов, мычанье стад
Уж гласом бури заглушались...
И вдруг на домы дождь и град
Из туч сквозь молний извергались.
Волнами роя крутизны,
Сдвигая камни вековые,
Текли потоки дождевые —
А пленник, с горной вышины,
Один, за тучей громовою,
Возврата солнечного ждал,
Недосягаемый грозою,
И бури немощному вою
4
С какой-то радостью внимал.
1
Пейзажи
живописного
края
запечатлелись
и
на
страницах
другого
великого
русского классика Л. Н. Толстого. В мае 1851 года он вместе со своим братом уезжает на
Кавказ
в
возрасте
23
лет.
На
Кавказе
Толстой
был
потрясен
красотой
природы,
необычностью
людей,
их
образом
жизни,
бытом,
привычками,
песнями.
С
волнением
слушал и записывал он казачьи и чеченские песни, смотрел на праздничные хороводы.
Теперь известно, что Толстой стал первым собирателем чеченского фольклора. Работая над
"Казаками", Толстой не только по памяти восстанавливал свои кавказские впечатления и
переживания, но и специально перечитывал дневники тех лет.
Одно
из
самых
запоминающихся
произведений
Толстого
–
рассказ
«Кавказский пленник», написанный в 1872 году на основе воспоминаний, а также на
основе личных впечатлений. Сам Лев Николаевич оказался однажды в положении
героя
своего
рассказа
и
чудом
спасся
от
плена.
Несмотря
на
то,
что
события,
описанные в рассказе, имеют реальную основу – речь идет о кровавой многолетней
русско-кавказской
войне,
-
писатель
не
дает
им
подробных
исторических
комментариев и оценок. Автора больше интересует жизнь горцев, их быт, обычаи и
сама природа Кавказа. В его произведениях природа живёт одной жизнью с людьми.
Всё
это
читатели
видят
глазами
главного
героя
рассказа
Жилина.
Вспомним
описание той ночи, когда Жилин вторично бежит из плена: «Идёт Жилин, всё тени
держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились
макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло, совсем
как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё.
Только слышно — внизу речка журчит»
2
. Всё движется в нарисованной Толстым
картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под
горой.
Кавказский край занимает исключительное место и в жизни другого великого
русского
поэта
Михаила
Юрьевича
Лермонтова.
Юный
поэт
заплатил
полную
дань
волшебной
стране,
поразившей
лучшими,
благороднейшими
впечатлениями
его
поэтическую душу.
Актуальность
темы:
на
Кавказе
произошло
становление
Лермонтова
как
творческой
личности.
Там
были
написаны
его
наиболее
знаменитые
литературные
произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли
художника. Этот год юбилейный: исполняется 170 лет со дня гибели поэта на Кавказе. М.Ю.
Лермонтова похоронили в Пятигорске, на старом кладбище у горы Машук. 8 месяцев
покоился прах Лермонтова в пятигорской земле. Бабушка добивалась разрешения на его
перезахоронение. Когда оно было получено, тело было перевезено из Пятигорска в Тарханы,
где 23 апреля 1842 г. было похоронено в фамильном склепе, близ церкви в центре села,
рядом с могилой матери.
Гипотеза: «Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии
Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные
впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» - писал известный
критик Белинский
3
.
Объект исследования: биография периодов пребывания Лермонтова на Кавказе. А
так же произведения великого русского поэта, написанные под впечатлением этого края.
Предмет исследования: литературные произведения, написанные о Кавказе и на
Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в
живописи.
1
17 [с. 466-467]
2
19 [с. 274]
3
24 [с.79]
5
Цель работы: изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова о
Кавказе, определить актуальность его творчества о Кавказе.
Задачи работы: рассмотреть кавказские легенды, которые послужили вдохновением
для
создания
некоторых
произведений
поэта,
понять
южную
линию
в
творчестве
Лермонтова, сопоставив роль Кавказа в его жизни, изучить некоторые интересные факты
биографии, которые произошли с поэтом именно на Кавказе.
Новизна: анализ малоисследованной поэмы «Аул Бастунджи»
1.Кавказ в жизни Лермонтова
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком,
когда бабушка Елизавета Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье
внука.
Уже
первая
поездка
из
далекого
пензенского
имения
Тарханы,
несомненно,
оставила
отпечаток
в
детском
сознании.
Но
особенно
большое
значение
в
жизни
Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Из Тархан
выехали большим обозом, так как с Арсеньевой отправился на воды и её брат Александр
Алексеевич Столыпин – он ехал с женой и детьми. Ехали и другие родственники, также
множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и
бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург,
решила сделать ему подарок, очень щедрый, - поездку на Горячие воды на целое лето.
Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы. На подъезде к
маленькому городу Александрову вдруг открылось все Пятигорье. Сначала окутанный
голубой дымкой Бештау, а за ним словно облачка забелели вершины Большого Кавказа.
Там угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса, - он то скрывался за горами и
скалами, то возникал снова. Проехали аул Бабуковский - первое горское поселение. Миша
увидел плоскокрышие сакли с узкими щелями окон, сложенные из камня ограды, толпу
кабардинских детей, с любопытством глядевших на проезжающий обоз… Дальше ехали
по каменистому берегу горного Подкумка. Вскоре показался конический, поросший лесом
Машук, скрывающий дома Горячеводска. Правее широко растянулся Бештау, вздымая к
облакам несколько скалистых вершин.
И вот Горячеводск. Горячая гора, вся в известковых потеках, дымится от
бегущих по ней серных ручейков... Позади возвышается Машук... На одной из открытых
площадок его – казацкий дозорный пост. От подошвы Машука начинается Главная улица,
пересеченная несколькими переулками. Дома почти все из тонкого леса, отштукатуренные
и выбеленные, с камышовыми крышами. Несколько казенных зданий только строится, –
солдаты
пилят
известняк
здесь
же,
на
Машуке.
Городок
охраняют
егеря
и
казаки,
расположившиеся с двумя пушками у въезда.
Далекие горы молчат, в степи только изредка проскачет конный казак. Но в
воздухе
висит
тревога
и
велит
быть
начеку.
Мальчик,
поднявшийся
с
гувернером
к
казачьему
пикету
на
Машуке,
смотрит
вдаль.
Вот
плавно
пролетел
орел.
В
тишине
раздался выстрел – прокатилось эхо... Тень тучи бежит по кустарнику и траве – словно
отряд всадников летит с гор…
Торг – возле солдатской слободы. Небольшая площадь уставлена телегами и
арбами. Шум стоит страшный: гортанный говор, крик, стук... Блеют овцы, ревет верблюд,
хлопают крыльями извлекаемые из корзин куры, которыми торгуют черкесы, приехавшие
из ближних аулов. Немцы-колонисты продают хлеб, молоко, масло... Тут увидишь и
грузина, и калмыка, и перса... Среди толпы невозмутимо проезжают наездники в папахах.
Какие под ними кони! Их шаг – словно медленный танец... Гремят бубны... Верещат
зурны... На улицах, у источников, на торгу – дамы в белых платьях, офицеры в белых
фуражках... В городке кипит жизнь.
Здесь Михаил Юрьевич впервые прочитал "Кавказского пленника" Пушкина.
Большая удача, большое счастье было прочитать поэму здесь, в виду снежных гор, –
именно там разыгрывается трагедия Пленника и Черкешенки... Здесь же он впервые
6
перелистал альбом Марии Акимовны Шан-Гирей, в котором было много записей его
матери – Марии Михайловны Лермонтовой, – не только французские записи, но и стихи
на русском языке. В этот альбом по просьбе "тетеньки" (как называл он Марию Акимовну)
он нарисовал акварелью кавказский вид. В это необыкновенное для Лермонтова время
зарождался в нем поэт...
Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал
на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки.
Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта»,
посвященное
трагической
гибели
А.С.Пушкина
на
дуэли.
Когда
стихотворение
дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: " Приятные стихи, нечего
сказать: я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде
обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел
старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться,
не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону"
4
.
У Лермонтова и Раевского был сделан обыск. В конце февраля поэт пробыл
несколько дней под арестом в Главном штабе. Затем он был переведен из гвардейского
Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Полк
этот находился на Кавказе, где шла война с горцами.
В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось
командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему
принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него
нахлынули воспоминания детства.
Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен
произошедшими
здесь
изменениями:
в
посёлке
появились
красивые
здания,
он
был
переименован
в
Пятигорск.
Там,
где
располагался
казачий
пост,
появилась
изящная
беседка «Эолова арфа», четко вырисовывающаяся на фоне неба. В нее вмонтировали
музыкальный инструмент – арфу, струны которой приводились в действие ветром через
флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки.
Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания
в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой
нашего
времени»,
в
котором
нашли
отражение
пятигорские
наблюдения
поэта,
его
большая любовь к Кавказу. Места по соседству с «Эоловой арфой» воскрешают в памяти
страницы
повести
«Княжна
Мери».
У
источника
Печорин
встречается
с
юнкером
Грушницким. С источником связано знакомство Грушницкого с княжной Мери. Здесь
началась история, завершившаяся трагически. В сентябре он едет в отряд Вельяминова в
Анапу, через Тамань. В Тамани он случайно попал на квартиру к хозяевам, которые
занимались контрабандой. Здесь и произошла история, рассказанная в "Герое нашего
времени". В небольшом домике, крытом камышом, воссозданном в наши дни, теперь
располагается музей.
Оттуда
Лермонтов
снова
через
Ставрополь,
где
в
это
время
познакомился
с
некоторыми из переведенных сюда из Сибири декабристов, направился в Тифлис (ныне
Тбилиси),
поблизости
от
которого
находился
Нижегородский
полк.
Встречи
с
сосланными на Кавказ декабристами скрашивали поэту тяжесть изгнания, погружали его
в атмосферу острых политических споров. Особенно сдружился Лермонтов с известным
декабристом А.И.Одоевским.
Гродненский полк стоял близ Новгорода. Но так как перевод из полка в полк еще не
состоялся фактически, то он все-таки направился в Тифлис, воспользовавшись случаем
попутешествовать по Кавказу.
4
20 [Николай I. Резолюция на докладной записке Бенкендорфа. Цит. по: Лермонтов и
Николай I //Литературная газета. 1959. № 126. 13 окт/]
7
«С тех пор как выехал из России, – писал он Раевскому из Тифлиса, – поверишь ли, я
находился до сих пор в беспрерывном странствовании — то на перекладной, то
верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в
Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами;
ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…
Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках
вынесли люди из повозки, я не мог ходить, — в месяц меня воды совсем поправили;
я никогда не был так здоров, зато веду жизнь примерную: пью вино только когда где-
нибудь в горах ночью прозябну, то, приехав на место, греюсь…»
5
Кавказский край занимает исключительное место в жизни и творчестве Лермонтова.
Все чувства и переживания Лермонтова о Кавказе отражены в его произведении
“Кавказ”.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
6
1830 год (М. Ю. Лермонтов)
2. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова
В литературном наследии Лермонтова поэмам принадлежит особое место. За двенадцать
лет творческой жизни он написал полностью или частично (если считать незавершенные
замыслы) около тридцати поэм, — интенсивность, кажется, беспрецедентная в истории
русской
литературы.
Он
сумел
продолжить
и
утвердить
художественные
открытия
Пушкина и во многом предопределил дальнейшие судьбы этого жанра в русской поэзии.
Поэмы Лермонтова явились высшей точкой развития русской романтической поэмы
послепушкинского периода.
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод
деятельной и напряженной творческой работы. На рукописи поэмы рукой Лермонтова
поставлена
дата
её
завершения:
«1839
года.
Августа
5».
Замысел
поэмы
в
форме
лирического монолога восходит к юношескому периоду творчества поэта. Историю
возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А. П. Шан-
Гирея и родственника поэта по материнской линии А. А. Хастатова изложил биограф
Лермонтова П. А. Висковатов (1887):
«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в
1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или,
вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из
братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал
5
21 [Письмо Лермонтова С. А. Раевскому. Акад. изд., т. IV, стр. 328–329]
6
31 [с. 41]
8
от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время
экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской
братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал
попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь,
приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в
монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ
«бери» произвёл на Лермонтова впечатление…».
7
На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа,
знакомство с кавказским фольклором. П. А. Висковатов пишет (1891):
«Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и
целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с
детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в
памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из
таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с
барсом.
Поэт и мемуарист А. Н. Муравьёв (1806–1874) свидетельствует, что поэма «Мцыри» была
закончена в Царском Селе чуть ли не в его присутствии:
«Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейб-гусары. Мне
случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний
вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с
огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» –
спросил я. «Сядьте и слушайте», – сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл
мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» («послушник» по-
грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и
сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбер Кавказа, одну из
разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая
повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии
перечитывал
я
«Мцыри»,
но
уже
не
та
была
свежесть
красок,
как
при
первом
одушевлённом чтении самого поэта
8
».
В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста. В "Мцыри" поэт почти
полностью исключил любовный мотив. Этот мотив отразился лишь в краткой встрече
Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого
сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея
сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов- декабристов. Лермонтов
не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и
жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи,
сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и
узником.
Его
желание
узнать,
"для
воли
иль
тюрьмы
на
этот
свет
родились
мы",
обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля.
Только вне монастыря он жил, а не существовал. Только эти дни он называет блаженством.
Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь
к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно
потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Самой
большой любовью для Мцыри была та “одна- но пламенная страсть”, что “изгрызла душу
и сожгла”, — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к
свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая,
чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
7
22
8
23
9
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком...
9
Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты
юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не
случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в
"чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних
удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих
чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша,
гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю
слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит.
Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он
бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло
его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой
проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в
монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о
том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
патриотизма. Он и теперь бы "рай и вечность променял" на несколько минут жизни среди
близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим
святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с
судьбой".
Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей
литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным
сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества. Кавказский
пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая
свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Он видит в природе ту
гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев..
10
.
Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком,
выросшим
меж
сырых
плит.
Вырвавшись
на
волю,
он
вместе
с
сонными
цветами
поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле, и
узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему
понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его
обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит
зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его
"прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой
исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой
речью
вступления.
("Однажды
русский
генерал...")
Романтическая
поэма
свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Одной из самых известных поэм Лермонтова является поэма «Беглец». Дата
создания до сих пор неизвестна. Сохранился автограф поэмы, по которому она обычно
печатается, но даты на нем нет, вернее всего, в 1840 или 1841 году. Поэма создана не
только на основании горских легенд и песен, которые он слышал на Кавказе, но и на
основе виденного и пережитого им в 1840 году, во время походов в Чечню. Лермонтов
9
32 [613 с.]
10
32 [с. 601]
10
воспел
в
ней
героизм
народов
Кавказа,
свидетелем
которого
он
был.
Суровая
и
прекрасная
природа
Кавказа,
свободолюбивые
и
неукротимые
характеры,
сказки
и
легенды этого края произвели сильное впечатление на Михаила Юрьевича Лермонтова.
Беглец Гарун—противоположность Мцыри. Мцыри, человек «могучего духа», у себя на
родине совершал бы подвиги. Гарун — ничтожество и трус. Он убежал с поля сражения,
где его близкие пали «за честь и вольность», и сколько гневного презрения заключено в
словах поэта:
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку — и бежит!
11
Где-то
в
глубине,
на
втором
плане,
происходит
сражение,
которое
Лермонтов
не
описывает, но до нас как бы долетает шум битвы, и мы можем представить себе, как
борются и умирают за свободу отец, братья и сородичи Гаруна. На этом героическом
фоне резко выделяется фигура беглеца. Мы слышим песню, ее поет девушка, которую
любит Гарун. Эта песня звучит для него приговором:
Своим изменивший
Изменой кровавой.
Врага не срамивши.
Погибнет без славы...
12
Мы видим его умирающего друга. В час смерти в нем не угасает дух бойца, и он
отвергает труса.
От Гаруна отрекается даже мать:
Твоим стыдом, беглец свободы.
Не омрачу я стары горы.
Ты раб и трус — и мне не сын!..
13
Убежав с поля боя, Гарун гибнет у себя дома, в родном ауле, где никто не захотел его
принять. Он гибнет от удара кинжалом. Убил ли он себя сам или кто другой пресекает
его позорную жизнь, остается тайной. И как хранит народ память о славе героев, так
сохранил он память о позоре изменника свободы:
В преданиях вольности остались
Позор и гибель беглеца.
14
Любимый герой Лермонтова Мцыри больше всего скорбит о том, что воспоминание о
нем не сохранится в родном народе:
И повесть горьких мук моих
Не призовет меж стен глухих
Вниманье скорбное ничье
На имя темное мое.
15
Язык произведений Лермонтова прекрасен, он завораживает и околдовывает, раскрывает
нам красоту и богатство родной речи.
3. Аул Бастунджи
Одним из малоисследованных литераторами произведений М. Ю. Лермонтова
является поэма «Аул Бастунджи», где отразились не только воспоминания его о поездках
на
Кавказ
в
детстве,
но
и
чтение
литературы
о
нем,
рассказы
родственников
—
11
32 [с.551]
12
32 [с. 553]
13
32 [с. 554]
14
32 [с. 554]
15
32 [с. 612]
11
Хастатовых
и
Шан-Гиреев,
московских
студентов
и
юнкеров,
по
происхождению
кавказцев.
Датируется
предположительно
1833—1834
годами,
так
как
на
обороте
последнего листа автографа находится черновик стихотворения «На серебряные шпоры»,
относящегося к годам пребывания Лермонтова в юнкерской школе.
В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» автор, обращаясь к Кавказу, восклицает:
Тебе, Кавказ, - суровый царь земли -
Я снова посвящаю стих небрежной:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежной;
На севере в стране тебе чужой
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!...
Твоих вершин зубчатые хребты
Меня носили в царстве урагана,
И принимал меня лелея ты
В объятия из синего тумана.
И я глядел в восторге с высоты,
И подо мной как остов великана,
В степи обросший мохом и травой,
Лежали горы грудой вековой.
16
Посвящение к «Аулу Бастунджи» по содержанию и форме близко к стихотворению
«Тебе, Кавказ, суровый царь земли»
Поэма «Аул Бастунджи» — этапное произведение, синтезирующее достижения всего
юношеского
творчества
Лермонтова.
Историческая
основа
поэмы,
изображение
природы
и
людей
Кавказа,
симпатия
к
горцам,
отстаивающим
свою
свободу,
позволяют Лермонтову развернуть проблемы, имеющие общее значение. Главная из
них — отношение к мести, кровопролитию.
Действие поэмы происходит в районе Пятигорья, где в конце XVIII и самом начале
XIX в. реально существовал неподалеку от Бештау аул Бастунджи. Он был разрушен,
как и многие другие соседние аулы, после 1804 г., когда жившие здесь кабардинцы,
отрезанные
от
остальной
Кабарды
линией
русских
укреплений,
покинули
свои
жилища и ушли в горы. В 1825 г. Лермонтов мог видеть лишь развалины аула
Бастунджи.
«Бастунджи» (вернее «бустанджи» или «бостанджи») означает «огородник» или
«садовник», от тюркского слова «бустан» или «баштан» — «огород».
В «Ауле Бастунджи» отразились не только воспоминания Лермонтова о поездках на
Кавказ
в
детстве,
но
и
чтение
литературы
о
нем,
рассказы
родственников
—
Хастатовых и Шан-Гиреев, московских студентов и юнкеров-кавказцев.
Лермонтову, вероятно, было известно народное черкесское предание о двух братьях
Канбулате и Атвонуке (или Антиноко). Вражда между ними произошла из-за жены
Канбулата.
В основе этого предания лежало действительное событие, относящееся к середине
XVII столетия. У Лермонтова Канбулату соответствует Акбулат, Атвонуку — Селим.
Поэма начинается описанием развалин аула Бастунджи, в котором некогда жили два
брата Акбулат и Селим. Высшей точкой в развитии сюжета поэмы является рассказ о
похищении Селимом Зары и о возвращении к сакле Акбулата его коня с трупом
Зары.
Юноша Селим полюбил жену старшего брата Зару, и нарушился их братский союз.
Долго таил свою любовь Селим, понимая, что она преступна, но наконец во время
16
32 [с.397]
12
страшной грозы, когда «все черней утесы становились», он не выдержал и приступил
к брату с мольбами отдать ему Зару... После этого они стали врагами. Селим скрылся
в горы. Попытка уговорить Зару бежать с ним не удалась. И тогда Селим совершает
второе преступление — похищает Зару, убивает и, привязав ее к похищенному у
брата же коню, пускает в обратный путь. Теперь он стал убийцей, человеком,
отверженным всеми:
Да упадет проклятие людей
На жизнь Селима...
17
Да упадет проклятие Аллы
На голову убийцы молодого...
18
Кто сжег аул — Селим или его брат — понять трудно; кажется, у обоих могли
возникнуть мотивы для совершения этого злодеяния (если это Селим, то для него
оно третье). Лермонтов нарочно оставляет это событие неясным («...чей-то смех
мучительный и злой / Сквозь дым и пламя вылетал порой» — это поджигатель,
решивший и сам погибнуть в огне.) Поэма невелика, сюжет ее по видимости прост,
но заряжен истинно грозовой, во многом таинственной энергией. События поэмы
нарастают и потом рушатся, подобно горной лавине. Нет, Кавказ для Лермонтова не
идиллическая «страна детства», не преисполненный мирных поэтических красот
Восток.
Романтический герой поэмы, юный Селим, не может и не хочет признать никаких
преград
своей
страсти.
Однако
Лермонтов
не
идеализирует
и
не
оправдывает
Селима.
Центральное место в
поэме Лермонтова занимает герой, прямо противостоящий
людям, обществу, нарушающий все его законы — вплоть до убийства родных Он и
жертва
общества,
и
мститель
ему,
и
вина
его
—
вина
трагическая,
вызванная
непреодолимыми обстоятельствами (например, законом кровной мести). Попытка
героя обрести возрождение через любовь также заканчивается трагически. Хотя
моральные пороки Селима возможно оправдать, Лермонтов не освобождает героя от
личной ответственности. В какие бы тяжелые условия жизнь ни ставила человека, он
обязан уважать окружающих людей, считает писатель. Эту нравственную норму
Селим нарушает. Он эгоист и презирает людей, поэтому приносит зло. Все силы его
души замкнуты на самоанализе, что уродует душу, притупляет живые чувства,
жажду жизни. А по мнению Лермонтова, разум и воля человека зависят от его
нравственного чувства.
Селим, как и многие герои Лермонтова ,одинок.
Он рос один... по воле, без забот,
Как птичка, меж землей и небесами!
Блуждая с детства средь родных высот,
Привык он тучи видеть под ногами,
А над собой один безбрежный свод;
Порой в степи застигнутый мечтами
Один сидел до поздней ночи он,
И вкруг него летал чудесный сон.
19
Фабула
поэмы
исполнена
драматизма:
герой
—
бунтарь,
не
признающий
нерушимости брака, освященного обычаем, страстно протестующий против одного
из
адатов
—
права
старшинства.
В
результате
Селим
проклят,
обречен
на
17
32 [с.415]
18
322 [с.416]
19
32 [с. 399-400]
13
одиночество
и
позорную
смерть
(здесь
уже
предвосхищен
конец
героя
поэмы
«Беглец», также Селима). Самостоятельную роль приобретают описания природы,
быта и нравов горцев: подробнее, чем в предшествующих поэмах, обрисованы герои
(в особенности Селим) — их психология.
Поэма
написана
восьмистишной
строфой
—
октавой.
Интерес
поэта
к
этой
стихотворной форме, новой для русской поэзии, связан, очевидно, прежде всего с
переводами С. Е. Раича и А. Ф. Мерзлякова (учителей Лермонтова) из итальянских
поэтов — Тассо и Ариосто. К 1830 г. относится поэма Пушкина «Домик в Коломне»,
написанная октавой, опубликованная, однако, лишь в 1833 г. Между тем еще в 1831 г.
в «Телескопе» (№ 11 и 12) была напечатана статья С. П. Шевырева «О возможности
ввести
итальянскую
октаву
в
русское
стихосложение».
Лермонтов,
который
внимательно следил за самыми последними событиями в русской и европейской
поэзии, был одним из первых русских поэтов, осваивавших эту трудную форму.
Эмоционально-лирическая
стихия
пронизывает
лермонтовские
поэмы.
Напряженное развитие поэтической мысли, стремительность действия, которому
предшествует краткая экспозиция, «вершинность» композиции — сосредоточенность
действия
вокруг
нескольких
драматических
ситуаций,
сюжетные
эллипсисы,
создающие общую атмосферу тайны, обилие развернутых монологов-исповедей и, с
другой стороны, диалогов, состоящих из кратких, быстрых, отрывочных реплик, —
все это характерные черты романтической поэмы Лермонтова, сохраняющиеся на
протяжении 1829—1836 гг. и даже позднее. Вместе с тем эпический элемент из поэм
Лермонтова
не
исчезает,
более
того,
с
течением
времени
он
увеличивает
свой
удельный
вес.
В
этом
структурное
отличие
поэм
Лермонтова
от
исходных
байроновских образцов, — отличие, свойственное и пушкинским байроническим
поэмам.
В соответствии с романтической традицией Байрона и Пушкина композиционным
центром
лермонтовских
поэм
служит
образ
их
ведущего
героя.
Вокруг
него
расположены другие, немногочисленные, действующие лица этих немноголюдных
поэм:
возлюбленная
героя
и
его
противник,
иногда
соперник,
и
один-два
второстепенных персонажа. Отношения между действующими лицами развиваются
у Лермонтова с грозно нарастающим драматическим напряжением и в большинстве
случаев
приводят
к
кровавым
развязкам.
Герои
поэм
—
стихийные
бунтари,
мстители-отщепенцы
или
отверженцы
и
скитальцы,
которые
в
незавершенных
поэмах сюжетно еще не успели стать мстителями, но по своему складу готовы в них
превратиться.
«Кавказские
поэмы»
—
вариант
романтической
ориентальной
поэмы.
В
них
повествовательный элемент особенно силен; в рассказ свободно входят экзотические
пейзажные
описания,
быт,
этнография,
фольклор.
Здесь
обрисовывается
специфический национальный характер, — характер «естественный», не связанный
законами
европейской
цивилизации
и
потому
свободный
в
проявлениях
своих
чувств. С другой стороны, Лермонтов стремится мотивировать его традициями и
обычаями, среди которых не последнее место занимает обычай кровной мести;
изгой, мститель получает таким образом некую социально-бытовую среду,»
20
- пишет
Вацуро В.Э.
Тема мщения — о ней говорилось уже выше — одна из самых настойчивых в
стихотворном эпосе молодого Лермонтова. Можно сказать, что в своих поэмах он
всесторонне исследует различные проявления мести и подразделяет их.
Лермонтов изображает целый ряд героев, мстящих за свое личное ущемление из
ревности или по обычаю кровавой мести. Месть их оторвана от интересов остальных
людей, эгоистически замкнута, античеловечна и не просветлена мыслью о добре, на
которое
«зло»
может
иногда
надеяться.
Они
ведут
себя
так,
как
будто
им
все
20
25
14
дозволено. Отсюда — зловещая атмосфера, окружающая образы мстителей в поэмах
кавказского цикла.
Важное значение при описании имеет религиозная идентичность. Как известно,
одним из принципиальных моментов при сопоставлении христианства и ислама
является
фигура
пророка
Мухаммеда;
так,
признание
Мухаммеда
посланником
Аллаха,
пророком
является
важнейшей
особенностью
мусульманской
шахады,
первого столпа ислама. Обращает на себя внимание, что при описании жизни и быта
горцев в романтической литературе упоминание о пророке является ключевым при
дифференциации русских и горцев. Южные поэмы Лермонтова в этом отношении не
являются исключением: Пророк зрит мысль и слышит речь мою! (М.Лермонтов ˝Аул
Бастунджи˝); Пророк их смерть благословил, И ангелы их души взяли (М.Лермонтов
˝Беглец˝).
Примечательно, что часто у Лермонтова Мухаммеду приписываются даже функции
Всевышнего - Аллаха: Молился я пророку, Чтоб ангелам велел он ниспослать Хоть
каплю влаги пламенному оку!.. (М.Лермонтов ˝Аул Бастунджи˝). При описании
жизни мусульман для обозначения Бога часто используются слова Аллах, Алла (с
соответствующими окончаниями) и русское бог: И земляки – зачем? – то знает бог –
Чуждались их беседы; С мечети божьей лишь мулла седой Ему, смеясь, кивает
головой
(М.Лермонтов
˝Аул
Бастунджи˝).
В
последнем
примере
по
аналогии
с
традиционным
для
православия
и
привычным
для
русского
сознания
словосочетанием божий храм образовано словосочетание божья мечеть.
Лермонтовская
поэма
отличается
своеобразием
поэтического
синтаксиса.
Эмоционально-художественное
изображение
в
поэме
усиливается
разнообразием
синтаксических конструкций и смысловыми знаками препинания. Удивляет обилие
восклицательных и вопросительных предложений, которые придают произведению
эмоциональный пафос, увеличивают взволнованную интонацию героя. Риторические
вопросы,
многоточие,
паузы
придают
драматизм
повествованию,
передают
тревожное душевное состояние Селима.
«Легко спросить… но тяжко рассказать
И чувствовать!... Молился я пророку,
Чтоб ангелам велел он ниспослать
Хоть каплю влаги пламенному оку!...
Ты видишь: есть ли слезы?... О! не трать
Молитв напрасных… к яркому востоку
И западу взывал я… но в моей
Душе все шевелится грусть, как змей!..
21
Поэт
прибегает
к
самым
разным
способам
построения
предложений:
сложноподчиненные
конструкции,
осложненные
однородными
сказуемыми,
обращениями. Обилие предложений с прямой речью дает ощущение присутствия
читателя в событиях. В поэме наблюдается единство души мира героя и мира
природы. Природа активно участвует в судьбе героев. Картины природы выполняют
служебную функцию. Они выступают фоном, на котором разворачиваются действия;
служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ героя, выявить оттенки
его переживаний.
Вдали тянулись розовой стеной,
Прощаясь с солнцем, горы снеговые;
Машук, склоняся лысой головой,
Через струи Подкумка голубые,
Казалось, думал тяжкою стопой
Перешагнуть в поместия чужие.
22
Обилие глаголов усиливает динамику действия.
21
32 [с. 404]
15
И молча на коня вскочил Селим:
Нагайкою махнул, привстал немного
На стременах... затрепетал под ним
И захрапел товарищ быстроногой!
Скачок, другой... ноздрями пар как дым…
И полетел знакомою дорогой,
Как пыльный лист, оторванный грозой,
Летит крутясь по степи голубой!..
23
Особенно много используется ярких сравнений. Богата образная структура
стихосложения. Вот как поэт говорит о Заре:
Змеились косы на плечах младых,
Оплетены тесьмою золотою;
И мрамор плеч, белея из-под них,
Был разрисован жилкой голубою.
Она была прекрасна в этот миг,
Прекрасна вольной дикой простотою,
Как южный плод румяный, золотой,
Обрызганный душистою росой.
24
Эти средства выразительности помогают создать яркие, зримые картины природы и
образы героев. Целых 5 октав посвящено коню героя.
Селим седлает верного коня,
Гребенкой медной гриву разбирая;
Кубанскою оправою звеня,
Уздечка блещет; крепко обвивая
Седло с конем, сцепились два ремня.
Стремёна ровны; плетка шелковая
На арчаге мотается. Храпит,
Косится конь... пора, садись, джигит
25
.
Описание, передающее убранство коня, характеристику телосложения, ходовые
качества отличаются выразительностью и точностью.
Горяч и статен конь твой вороной!
Как красный угль, его сверкает око!
Нога стройна, косматый хвост трубой;
И лоснится хребет его высокой,
Как черный камень, сглаженный волной!
Как саранча, легко в степи широкой
Порхает он под легким седоком,
И голос твой давно ему знаком!..
26
Итак, тема Кавказа - одна из ведущих тем в творчестве. Лермонтова, не только
поэтическом, но и живописном.
4.Лермонтов-художник.
22
32 [С. 401]
23
32 [С. 408]
24
32 [С. 402-403]
25
32 [С. 407]
26
32 [С. 407-408]
16
Почему-то
в
наше
время
говорят
только
о
литературной
стороне
творчества
Лермонтова и забывают о том, что он увлекался еще и живописью. Лермонтову-писателю
всегда
помогал
Лермонтов-художник.
На
создание
произведений
живописи
поэта
вдохновляла
необыкновенная
природа
Кавказа,
которую
он
хотел
показать
в
своих
картинах.
Любая
кавказская
панорама
Лермонтова
-
это
как
бы
малый
фрагмент
вселенной, отразивший всю бесконечность мироздания в миниатюре. Руины, монастыри,
храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями
в
природный
ландшафт.
Вписанные
в
каждый
пейзаж
фигурки
людей
-
всадники,
погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, - подчинены изначально
заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но,
несмотря
на
романтическую
интонацию,
«Лермонтовские»
панорамы,
как
показал
исследователь
его
творчества
И.Л.
Андроников,
во
многом
совпадают
с
реальной
топографией изображаемых мест, и, кроме того, с описанием этих мест в его собственных
произведениях.
В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время картиной "Вид
Крестовой горы". На небольшом картоне масляными красками поэт нарисовал один из
чудеснейших
горных
пейзажей,
так
живо
напоминающий
нам
зарисовки
из
его
знаменитого романа "Герой нашего времени", из повести "Бэла". Перед нами в обрамлении
суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест.
Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются
вместе два бурных горных потока. А выше, на фоне голубого неба, белеет гряда далеких
гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.
Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - "Кавказский вид с саклей"
("Военно-Грузинская
дорога
близ
Мцхеты"),
"Вид
Крестовой
горы",
"Вид
Тифлиса",
"Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами") и другие, написанные
им в 1837 - 1838 гг.
Из
картин
этого
цикла
по
эмоциональной
насыщенности,
обобщенности
романтического восприятия выделяется "Воспоминание о Кавказе". Гаснущее вечернее
небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане - все составные
части пейзажа, все подробности - мелкий кустарник, травка и камни - согреты, оживлены
поэтическим
чувством.
Фигуры
всадников
сливаются
с
природой.
Они
являются
неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца
тихой долины. То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта:
"Эльбрус
при
восходе
солнца",
"Кавказский
вид
с
верблюдами",
"Кавказский
вид
с
саклей", "Вид Пятигорска". Природа является "темой" картины даже там, где, казалось,
намечен "сюжет", - "Перестрелка в горах Дагестана", "Сцена из кавказской жизни".
А. Симченко, один из исследователей творчества М.Ю. Лермонтова, подметил, что
лермонтовский пейзаж представлен в перевернутом виде, в так называемом зеркальном
отображении,
и
предельно
сжат
по
горизонтали.
Эти
особенности
картины
легко
объяснимы.
По
возвращении
с
Кавказа,
Лермонтов
некоторые
свои
рисунки
автолитографировал, чтобы иметь возможность подарить их друзьям.
Хоть эти картины написаны и не кистью художника и подвергаются частой критике,
но Лермонтов не пытался добиться признания общественности, он писал их для себя,
чтобы передать и запомнить определенные моменты пребывания его на Кавказе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
Лермонтов
—
одно
из
самых
высоких,
героических
имен
в
русской
литературе. Читатель при первом же прикосновении к творчеству Лермонтова ощущает
себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира.
17
И
все
же
общие
идеи,
лежащие
в
основе
поэзии
Лермонтова,
поддаются
определению и объяснению. Это — идеи личности и свободы, которые утверждает поэт
как самые высокие ценности и критерии. Лермонтов нашел в этих идеях, существовавших
и
до
него,
особый
аспект
и
воплотил
их
со
страстью,
своеобразием
и
полнотой,
неизвестными его предшественникам в русской поэзии. Творчество Лермонтова, несущее
эти идеи, способствовало обострению критического сознания его современников и было
целиком направлено против бесчеловечности.
И в наши дни творчество Лермонтова
сохраняет свое великое значение, все еще тревожит и беспокоит. Поэзия Лермонтова
противостоит всяческой регламентации мышления и попиранию человеческой личности.
В борьбе за человека, за его достоинство, за его свободу, за его право на гордую и
бесстрашную мысль, в борьбе с бездумным благодушием и духовной неподвижностью
беспокойная и мятежная поэзия Лермонтова помогает нам и теперь, как она помогала
своим читателям в прошлом.
Наследие Лермонтова не только исторический документ, а летопись отошедшей в
прошлое
эпохи.
Для
нас
творчество
великого
поэта
-
живой
родник,
неисчерпаемое
богатство. Поэт вышел за пределы своего времени. Его слово «звучит как колокол на
башне вечевой во дни торжеств и бед народных…».
Лермонтов как бы вобрал в свое творчество типичные романтические настроения
эпохи, проникся ими, но подчинил эти настроения личной, глубоко индивидуальной
жизненной позиции.
Все
романтики
того
времени
противопоставляли
личность
враждебной
действительности,
но
только
Лермонтов
занял
позицию
решительного
и
активного
протеста.
Лермонтов близок и понятен новым поколениям. К его вечно живой поэзии, к его
удивительной поэме «Аул Бастунджи» будут обращаться все новые и новые поколения
читателей.
Вместе
с
тем,
Лермонтов
откликается
на
самые
животрепещущие
для
своего
времени темы, среди которых – Кавказ, отношения с горцами, значение Кавказа для
России.
Лермонтов
в
своих
произведениях
как
в
поэтических,
так
и
в
живописных
показывает красоту природы Кавказа, восхищается свободолюбием, отвагой, гордостью,
воинственностью
горцев,
проникает
в
культуру
кавказских
народов.
Сегодня,
когда
кавказская
тема
звучит
не
менее
актуально,
чем
во
времена
Лермонтова,
так
как
Кавказская проблема не решена в современном обществе, поэтому необходимо постоянное
обращение к творчеству Лермонтова, которое может дать ответ на многие стоящие перед
нами вопросы.
Творчество Лермонтова принадлежит к числу все еще недостаточно объясненных
явлений
в
истории
литературы.
Нет
единства
взглядов
по
некоторым
вопросам
его
эволюции, в трактовке отдельных произведений. Все это свидетельствует о том, что
художественное
наследие
великого
поэта
и
сегодня
стимулирует
исследовательскую
мысль,
заставляя
ученых
постоянно
обращаться
к
замечательным
произведениям
Лермонтова при решении многих важных вопросов как истории, так и теории литературы.
Это проявляется, в частности, в спорах о соотношении в лермонтовском творчестве
реализма и романтизма. Высказываются различные точки зрения. Одни литературоведы
считают Лермонтова только романтиком, другие говорят о движении поэта от романтизма
к реализму. Но характер эволюции Лермонтова не вполне укладывается в эту формулу. В
самых общих чертах развитие русской литературы первой половины XIX в. действительно
шло
по
такому
пути.
Однако
творчество
Лермонтова,
учитывающее
генеральную
тенденцию историко-литературного процесса, обладало чертами глубокого своеобразия. В
основном
Лермонтов
оставался
романтиком
до
конца
своей
жизни.
Романтизм
был
наиболее
близким
для
Лермонтова
литературным
направлением.
Особенности
романтического искусства помогали ему поэтически выразить центральную идею его
творчества
—
идею
свободы
личности.
В
зрелый
период
художественная
система
18
Лермонтова включает в себя и элементы реалистического видения мира. При этом реализм
и
романтизм
у
позднего
Лермонтова
не
просто
существуют
параллельно,
противоборствуют
или
создают
динамическое
равновесие,
но
взаимодействуют
и
образуют
в
конечном
счете
некое
единство,
придающее
лермонтовскому
творчеству
оригинальный и неповторимый характер.
1)
Ахмадов Ш.Б., Акаев В.Х. Освободительное движение горцев Чечни и
Северного Кавказа под предводительством Мансура в 1785-1791гг.//Шейх
Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней
трети XVIII века. Грозный, 1992.
2)
Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века.( Очерки
социально-экономического развития и общественно-политического
устройства Чечни и Ингушетии в XVIII - начале XIX века). Грозный, 2002.
3)
Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991.
4)
Белокуров А. Сношения России с Кавказом. - М., 1889.
5)
Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью.2е изд.
Казань,1850.Ч.2.
6)
Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. В 3-х ч.-
СПб., 1869. - Ч. 1. - 548 с ; Ч. 2. - 600 с ; Ч. 3. - 620 с.
7)
Бушуев К. Из истории внешнеполитических отношений в период
присоединения Кавказа к России. М., 1955.
8)
Великая Н.Н. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья
в XVIII - XIX вв. Армавир, 2001.
9)
Восточный вопрос во внешней политике России: Конец XVIII - начало
XXвв .-М., 1978.
10) Головчанский Ф. Первая военная экспедиция против чеченцев в 1758
г.//Записки Терского общества любителей казачьей старины. Владикавказ,
1914.№11.
11) Гордеев А.А. История казаков. Со времени царствования Петра Великого
доначала Великой войны 1914 года. М., 1992.
12) Гмелин Г. Путешествие по России для исследования всех трех царств в
природе естеств.СПб.,1775.Ч.З
13) Боцвадзе Т.Д. Народы Северного Кавказа во взаимоотношениях России с
Грузией. Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1974.
14) Гапуров Ш.А. Северный Кавказ в политике России в начале XIX века (1801-
1815 гг.). Нальчик, 2004
19
15) Гасанов М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России (проблемы, поиски и
этюды). Махачкала,2004.
16) России первая любовь: Сборник/Сост. В. В. Кунин. – Р41 М.:Книга, 1983г.
17) Пушкин А. С. Избранные сочинения в двух томах. М., «Худож. Лит.», 1978
год.
18) К. Н. Ломунов «Лев Толстой». Очерк жизни и творчества. Москва. «Детская
литература» 1984 год.
19) Л. Н. Толстой «Кавказские рассказы и повести». Центрально-черноземное
книжное издательство. Воронеж. 1978 год.
20) Евгений Гусляров. Серия «Биографические хроники». Лермонтов в жизни.
Систематизированный свод подлинных современников. Москва. «Олма-
Пресс» 2003г.
21) Лермонтов: Воспоминания. Письма. Дневники.../П.Е.Щеголев. -
М.:Аграф,1999г.
22) Опубликовано отдельным изданием: Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество. М, 1891; ранее публиковалось отдельными частями:
Русская мысль. 1881 - 1883.
23) Муравьев А. Н. Мои воспоминания. - Русское обозрение, 1895г.
24) Ф. И. Джаубаева. Языкотворчество русских писателей как миросозидающая
деятельность на Северном Кавказе. Издательство Ставропольского
университета 2010 год.
25) Вацуро В.Э. Поэмы Лерм. Собр. соч. в 4 т. АН ССР. Изд.2, Л. Наука 1097-81
г. т. 2
26) Ираклий Андроников «Лермонтов». Исследования, статьи, рассказы.
Пензенское областное издательство 1952г.
27) В. А. Мануйлов . «Михаил Юрьевич Лермонтов». Биография писателя.
Пособие для учащихся. Издание второе. Ленинград. «Просвещение».
Ленинградское отделение 1976 г.
28) Т. Иванова «Лермонтов на Кавказе». Эссе. Москва «Детская литература»
1975г.
29) С. А. Андреев-кривич. «Всеведенье поэта» издание второе. Издательство
«Советская Россия» Москва 1978г.
30) Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-
редакционный совет издательства «Советская энциклопедия».
«Лермонтовская энциклопедия». Главный редактор В. А. Мануйлов.
Редакционная коллегия: И. Л. Андроников, В. Г. Базанов и другие. Москва.
Издательство «Советская энциклопедия» 1981г.
31) М. Ю. Лермонтов «Избранные сочинения». Москва. «Художественная
литература» 1983 год.
32) М. Ю. Лермонтов «Сочинения». Том 1. Москва. Издательство «Правда». 1988
год.
20