Авторы: Нечипоренко Инна Васильевна, Притчина Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №47 "Успех"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проект "Сбережем природу вместе"
Раздел: дошкольное образование
«Природа для
нас
-
кладовая
солнца с великими сокровищами. И
охранять природу -
з н а ч и т
о х р а н я т ь
Р о д и н у ».
М. М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но
сейчас,
в
настоящее
время, экологическая проблема
взаимодействия
человека
и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду
стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь
деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы,
учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что
человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема
встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения
и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она
вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в
сознательно,
целенаправленно,
планомерно
развивающееся
взаимодействие
с
нею.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного
уровня экологической
культуры, экологического
сознания,
формирование
которых
начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное
учреждение
уже
сегодня
призвано
проявить
настойчивость
в
воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его
постоянной
заботы.
Формирование экологического сознания
-
важнейшая
задача
дошкольного
учреждения
в
настоящее
время.
Нынешняя экологическая
ситуация
такова,
что
более
нельзя
обойтись
без
радикальных
и
всесторонних
изменений
практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это
время
приобретенные
знания
могут
в
дальнейшем
преобразоваться
в
прочные
убеждения.
Дошкольный
возраст
-
самоценный
этап
в
развитии экологической
культуры
человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное
отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять
себя
из
окружающей
среды,
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности,
которые
проявляются
во
взаимодействиях
ребенка
с природой,
в
осознании
неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических
знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,
активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский
сад
является
первым
звеном
системы
непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у
дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ «СБЕРЕЖЕМ
ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»
Срок реализации: 1 месяц.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о
природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка
элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.
Создать
поэтапную
систему
по экологическому воспитанию
дошкольников
с
составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому
этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2.
Формировать
у
дошкольников
основные природоведческие представления
и
понятия о живой и неживой природе.
3.
Воспитывать
любовь
и
бережное
отношение
ко
всему
живому
на
Земле,
развивать эстетическое восприятие природы.
4. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по
её охране.
5.
Формировать
навыков экологически
грамотного,
нравственного
поведения
в природе.
6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
Интерактивная: анкетирование, интервьюирование, дискуссия, круглые столы,
консультации специалистов.
Традиционная: «День экологии», «Сбережем природу».
Просветительская: выпуск информационных листков, стенд «Чистый воздух и
вода - сохраним мы их друзья», уголок экологического воспитания.
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:
В ДОО:
1. Беседы педагога с детьми: познакомить детей с экологическими проблемами;
воспитывать любовь к окружающему миру; пробудить чувство жалости, сострадания к
братьям нашим меньшим.
2.
Занятия:
первично
-
ознакомительные;
углубленно
-
познавательные;
обобщающие; комплексные.
3. Чтение художественной литературы.
4. Проведение бесед «Сбережем природу».
5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».
6.
Познавательное
развитие:
рассказы
из
личного
опыта;
беседы
об
охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
В СЕМЬЕ:
1. Беседы отца и матери:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность
леса»; «Лес - кладовая природы»; «Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотры телепередач в выходные дни.
6 .
И н ф о р м а ц и о н н о е
п о л е
д л я родителей:
ф о т о
н а п р и р о д е
с
детьми (подкрепленного из домашнего архива); анкетирование.
ТЕХНОЛОГИИ
-
ОБОРУДОВАНИЕ:
фотоаппарат;
компьютер;
интнрнет;
видеокамера.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: предметно - пространственная среда
отвечает современным требованиям; уголки природы в группах; экологическая тропа
на территории детского сада; огород на территории ДОО; огород на окне; наглядный
и
демонстрационный материал:
презентации,
календари природы,
иллюстрации,
фотографии,
картины,
видеофильмы,
слайды (птиц,
растений,
животных,
времен
года и т. д.); библиотека книг с экологическим содержанием; костюмы животных,
растений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения
в природе;
поймут
взаимосвязь
в природе,
станут
более
бережно
относиться
к
ней,
животным, птицам, насекомым;
разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ:
п р и о б р е т е н и е
п е д а г о г а м и
н о в о г о
о п ы т а
р а б о т ы
п о
воспитанию экологической культуры
дошкольника,
повышение
профессионального
мастерства;
повысится экологическая
культура
педагогов,
поя вит ся
п о н и м а н и е
необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
пополнится развивающая среда в группе;
повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
обогащение уровня экологических знаний родителей;
повысится экологическая
культура
родителей,
появит ся
п о н и м а н и е
необходимости в экологическом воспитании детей;
создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОО и семьи
по экологическому воспитанию дошкольников;
возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
Целенаправленная
работа
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
будет
осуществляться эффективно, если: будет вестись систематическая работа на занятиях;
работа
по
экологическому
воспитанию
будет
вестись
и
в
повседневной
жизни
с
привлечением родителей.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей
уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в
деятельности
человека
в природе,
часто
безграмотная,
расточительная,
ведущая
к
нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему
так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту
работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам
безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному
мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и
поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота
взрослых
и
дошкольников
о
растениях
и
животным,
создание
и
поддержание
необходимых
условий
для
всех
живых
существ,
находящихся
в
жизненном
пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений,
объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их
родителями, выбор оборудования и материалов (изучение программно - методического
материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями: личностно -
ориентированная; технология сотрудничества; программа «Наш дом - природа» Н. А.
Рыжова. подбор программно - методического материала по направлению работы).
2
этап
-
практический:
собственно исследовательский:
поиск
ответов
на
поставленные
вопросы
разными
способами
(составление
перспективного
плана
проведения
ОД,
наблюдений
на
прогулке
по
развитию экологической грамотности
воспитанников,
проведение
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
п е р с п е к т и в н ы м
п л а н о м
р а б о т ы ,
р а з р а б о т к а
к о н с п е к т о в
О Д
с
использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника
наблюдений
на
прогулке,
включающий
тематические
наблюдения,
художественное
слово и загадки, проведение экологических праздников).
3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их
анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности,
составление
рекомендаций
(подведение
итогов
работы,
презентация проекта (на
родительском собрании, определение перспектив работы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Тема: «Лес - многоэтажный дом», цель: создать условия для формирования понятия
экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
Акция «Сбережем природу», цель акции: формирование представлений о чистоте
окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
Просмотр
театрализованного
представления «Мы
друзья природы» ,
цель:
повышение экологической культуры воспитанников.
Тема: Экскурсия по территории детского сада, цель: организовать коллективную
прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Тема: «Животные леса осенью», цель: закрепление знаний детей о жизни лесных
животных в осенний период.
Тема: «Насекомые»,
цель:
формирование
у
детей
представлений
о
жизни
насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о
сохранении природы.
Тема: «Водоем и его жители», цель: осознание детьми величайшей ценности воды в
жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
Тема: «Человек
–
часть
живой природы»,
цель:
формировать
представление
о
человеке
как
о
части
живой природы,
учить
определять
общие
и
отличительные
признаки человека и животных; развивать творческие способности.
Тема: «Растения в нашем уголке природы», цель: уточнить представления детей о
комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
Тема: «Зимующие птицы», цель: расширение и обогащение знаний о зимующих
птицах.
Тема: «Как лесные звери проводят зиму», цель: систематизировать знания детей о
жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
Тема: «Как я берегу природу», цель: организовать коллективную работу с детьми и
научится рассказывать как каждый из них бережет природу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом
данного проекта,
стала
организация
интересной,
содержательной,
общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом
развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого
в дело охраны природы.
В
х о д е
р е а л и з а ц и и проекта «Сбережём
природу» были
д о с т и г н у т ы
следующие результаты:
сформированы
элементарные экологические знания
и
культура
поведения
в природе;
дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней,
животным, птицам, насекомым;
появился интерес к явлениям и объектам природы;
научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая
работа
достаточно
эффективна,
результативна
и
определяет
направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2012 г
Николаева С. Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н. А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л. М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова
Л.
Г,
А.
В.
Кочергина,
Л.
А.
Обухова
«Сценарии
занятий
по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные
занятия
по экологии для
старших
дошкольников/
Под
ред.
С.
Н.
Николаевой. - М, 2005