Напоминание

Проект "Сбережем природу вместе"


Авторы: Нечипоренко Инна Васильевна, Притчина Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №47 "Успех"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Проект "Сбережем природу вместе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Природа для

нас

-

кладовая

солнца с великими сокровищами. И

охранять природу -

з н а ч и т

о х р а н я т ь

Р о д и н у ».

М. М. Пришвин.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но

сейчас,

в

настоящее

время, экологическая проблема

взаимодействия

человека

и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду

стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь

деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы,

учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что

человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема

встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения

и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она

вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в

сознательно,

целенаправленно,

планомерно

развивающееся

взаимодействие

с

нею.

Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного

уровня экологической

культуры, экологического

сознания,

формирование

которых

начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное

учреждение

уже

сегодня

призвано

проявить

настойчивость

в

воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его

постоянной

заботы.

Формирование экологического сознания

-

важнейшая

задача

дошкольного

учреждения

в

настоящее

время.

Нынешняя экологическая

ситуация

такова,

что

более

нельзя

обойтись

без

радикальных

и

всесторонних

изменений

практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это

время

приобретенные

знания

могут

в

дальнейшем

преобразоваться

в

прочные

убеждения.

Дошкольный

возраст

-

самоценный

этап

в

развитии экологической

культуры

человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное

отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять

себя

из

окружающей

среды,

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности,

которые

проявляются

во

взаимодействиях

ребенка

с природой,

в

осознании

неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических

знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский

сад

является

первым

звеном

системы

непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у

дошкольников основ культуры рационального природопользования.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЕ «СБЕРЕЖЕМ

ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

Срок реализации: 1 месяц.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о

природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка

элементов экологической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.

Создать

поэтапную

систему

по экологическому воспитанию

дошкольников

с

составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому

этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

2.

Формировать

у

дошкольников

основные природоведческие представления

и

понятия о живой и неживой природе.

3.

Воспитывать

любовь

и

бережное

отношение

ко

всему

живому

на

Земле,

развивать эстетическое восприятие природы.

4. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по

её охране.

5.

Формировать

навыков экологически

грамотного,

нравственного

поведения

в природе.

6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

Интерактивная: анкетирование, интервьюирование, дискуссия, круглые столы,

консультации специалистов.

Традиционная: «День экологии», «Сбережем природу».

Просветительская: выпуск информационных листков, стенд «Чистый воздух и

вода - сохраним мы их друзья», уголок экологического воспитания.

ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:

В ДОО:

1. Беседы педагога с детьми: познакомить детей с экологическими проблемами;

воспитывать любовь к окружающему миру; пробудить чувство жалости, сострадания к

братьям нашим меньшим.

2.

Занятия:

первично

-

ознакомительные;

углубленно

-

познавательные;

обобщающие; комплексные.

3. Чтение художественной литературы.

4. Проведение бесед «Сбережем природу».

5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».

6.

Познавательное

развитие:

рассказы

из

личного

опыта;

беседы

об

охране природы.

7. Проведение тематических занятий по охране природы.

В СЕМЬЕ:

1. Беседы отца и матери:

«Лес - важнейший компонент биосферы»;

«Ценность

леса»; «Лес - кладовая природы»; «Братья наши меньшие».

2. Экскурсия в лес.

3. Чтение художественной литературы.

4. Экологические игры.

5. Просмотры телепередач в выходные дни.

6 .

И н ф о р м а ц и о н н о е

п о л е

д л я родителей:

ф о т о

н а п р и р о д е

с

детьми (подкрепленного из домашнего архива); анкетирование.

ТЕХНОЛОГИИ

-

ОБОРУДОВАНИЕ:

фотоаппарат;

компьютер;

интнрнет;

видеокамера.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: предметно - пространственная среда

отвечает современным требованиям; уголки природы в группах; экологическая тропа

на территории детского сада; огород на территории ДОО; огород на окне; наглядный

и

демонстрационный материал:

презентации,

календари природы,

иллюстрации,

фотографии,

картины,

видеофильмы,

слайды (птиц,

растений,

животных,

времен

года и т. д.); библиотека книг с экологическим содержанием; костюмы животных,

растений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У ДЕТЕЙ:

будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения

в природе;

поймут

взаимосвязь

в природе,

станут

более

бережно

относиться

к

ней,

животным, птицам, насекомым;

разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

ПЕДАГОГИ:

п р и о б р е т е н и е

п е д а г о г а м и

н о в о г о

о п ы т а

р а б о т ы

п о

воспитанию экологической культуры

дошкольника,

повышение

профессионального

мастерства;

повысится экологическая

культура

педагогов,

поя вит ся

п о н и м а н и е

необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

пополнится развивающая среда в группе;

повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

РОДИТЕЛИ:

обогащение уровня экологических знаний родителей;

повысится экологическая

культура

родителей,

появит ся

п о н и м а н и е

необходимости в экологическом воспитании детей;

создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОО и семьи

по экологическому воспитанию дошкольников;

возможность участвовать в совместных экологических проектах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

5. Разработка тематического планирования мероприятий.

Целенаправленная

работа

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

будет

осуществляться эффективно, если: будет вестись систематическая работа на занятиях;

работа

по

экологическому

воспитанию

будет

вестись

и

в

повседневной

жизни

с

привлечением родителей.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей

уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в

деятельности

человека

в природе,

часто

безграмотная,

расточительная,

ведущая

к

нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему

так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту

работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам

безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному

мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и

поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота

взрослых

и

дошкольников

о

растениях

и

животным,

создание

и

поддержание

необходимых

условий

для

всех

живых

существ,

находящихся

в

жизненном

пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений,

объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их

родителями, выбор оборудования и материалов (изучение программно - методического

материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями: личностно -

ориентированная; технология сотрудничества; программа «Наш дом - природа» Н. А.

Рыжова. подбор программно - методического материала по направлению работы).

2

этап

-

практический:

собственно исследовательский:

поиск

ответов

на

поставленные

вопросы

разными

способами

(составление

перспективного

плана

проведения

ОД,

наблюдений

на

прогулке

по

развитию экологической грамотности

воспитанников,

проведение

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

п е р с п е к т и в н ы м

п л а н о м

р а б о т ы ,

р а з р а б о т к а

к о н с п е к т о в

О Д

с

использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника

наблюдений

на

прогулке,

включающий

тематические

наблюдения,

художественное

слово и загадки, проведение экологических праздников).

3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их

анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности,

составление

рекомендаций

(подведение

итогов

работы,

презентация проекта (на

родительском собрании, определение перспектив работы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема: «Лес - многоэтажный дом», цель: создать условия для формирования понятия

экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.

Акция «Сбережем природу», цель акции: формирование представлений о чистоте

окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.

Просмотр

театрализованного

представления «Мы

друзья природы» ,

цель:

повышение экологической культуры воспитанников.

Тема: Экскурсия по территории детского сада, цель: организовать коллективную

прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.

Тема: «Животные леса осенью», цель: закрепление знаний детей о жизни лесных

животных в осенний период.

Тема: «Насекомые»,

цель:

формирование

у

детей

представлений

о

жизни

насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о

сохранении природы.

Тема: «Водоем и его жители», цель: осознание детьми величайшей ценности воды в

жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.

Тема: «Человек

часть

живой природы»,

цель:

формировать

представление

о

человеке

как

о

части

живой природы,

учить

определять

общие

и

отличительные

признаки человека и животных; развивать творческие способности.

Тема: «Растения в нашем уголке природы», цель: уточнить представления детей о

комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.

Тема: «Зимующие птицы», цель: расширение и обогащение знаний о зимующих

птицах.

Тема: «Как лесные звери проводят зиму», цель: систематизировать знания детей о

жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.

Тема: «Как я берегу природу», цель: организовать коллективную работу с детьми и

научится рассказывать как каждый из них бережет природу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Результатом

данного проекта,

стала

организация

интересной,

содержательной,

общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом

развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого

в дело охраны природы.

В

х о д е

р е а л и з а ц и и проекта «Сбережём

природу» были

д о с т и г н у т ы

следующие результаты:

сформированы

элементарные экологические знания

и

культура

поведения

в природе;

дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней,

животным, птицам, насекомым;

появился интерес к явлениям и объектам природы;

научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая

работа

достаточно

эффективна,

результативна

и

определяет

направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2012 г

Николаева С. Н. «Юный эколог», 2005

Рыжова Н. А. «Наш дом - природа», 1996

Бурштейн Л. М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Горькова

Л.

Г,

А.

В.

Кочергина,

Л.

А.

Обухова

«Сценарии

занятий

по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

Комплексные

занятия

по экологии для

старших

дошкольников/

Под

ред.

С.

Н.

Николаевой. - М, 2005



В раздел образования




Яндекс.Метрика