Автор: Иващенко Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 428
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Сказка как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Сказка как средство развития связной речи у детей дошкольного
возраста
Воспитатель МКДОУ 428
Иващенко Елена Ивановна
В
условиях
ФГОС
дошкольного
образования
особую
значимость
приобретает развитие связной речи у детей у детей дошкольного возраста для
их позитивной социализации и адаптации в окружающем мире. Основная
функция
речи
–
коммуникативная.
Поэтому,
чтобы
эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, ребенок должен свободно
владеть связной речью. Особенно важно быть активным и инициативным в
речевом взаимодействии.
Педагогическая диагностика детей показала,
что у более половины
детей группы возникает проблема в том, что у них недостаточно развита речь,
они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать
литературные произведения, плохо запоминают стихи. При анкетировании
родителей, выяснилось: родители желают, чтобы у детей была развита речь и
готовы взаимодействовать с воспитателем. Поэтому необходимо создание
условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства,
желания,
а
также оптимально
использовать
языковые
возможности
при
взаимодействии с окружающими людьми.
А к туа л ь н о с т ь данной
педагогической
темы
определяет ся
потребностью в поиске более эффективных путей и способов решения задач
развития
связной
речи
дошкольников в
современных
условиях.
Игнорирование
проблемы приводит
к
неблагополучию
в
сфере
коммуникации,
трудностям
во
взаимодействии,
эмоциональной
неустойчивости, к возникновению негативных акцентуациям характера, а так
же искажению (снижению) самооценки, и неготовности детей
к школе.
Именно этим обусловлена необходимость ведения целенаправленной работы
по
развитию
связной
речи.
Наиболее
эффективно
решить
эту
проблему
можно при помощи фольклора.
Образовательные
возможности
фольклора
огромны. Возможность
использования
фольклора
для
развития
связной
речи
детей
дошкольного
возраста
обусловлена
спецификой
содержания
и
форм
произведений
словесного
творчества русского
народа.
Дети
хорошо
воспринимают
фольклорные
произведения
благодаря
их
мягкому
юмору,
ненавязчивому
дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В нем представлены сказки,
былины
и
многочисленные
произведения
малых
и
больших
жанров.
Основными особенностями произведений фольклорных жанров выступают
предельная
простота
сюжета,
краткость,
занимательность,
ритмичность,
музыкальность, образность языка и игровой момент. Они легки, забавны,
игривы и жизнерадостны. Язык народного творчества разнообразен, ярок,
легко
запоминается
детьми.
Он
изобилует
образными
разговорными
формами, выразительной лексикой, за счет чего обогащается речь ребенка.
Дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,
интонационно
окрашивая с в о ю
р е ч ь ,
р а з в и в а е т с я
у м е н и е
творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему
яркую
характеристику. Системное
и
целенаправленное
использование
фольклора в разных видах деятельности будет способствовать, на наш взгляд,
повышению уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Целью работы было выявить влияние фольклора на развитие связной
речи.
Изучение
связной
речи
детей
средней
группы
происходило
по
критериям:
полнота
пересказа
(название
главных
и
второстепенных
героев,
событий сказки и передача речевых особенностей произведения);
полнота
рассказа
по
иллюстрации
в
третьей
серии
(название
изображенных
героев,
их
действий,
взаимоотношений,
описание
внешнего вида персонажей и окружающей обстановки);
эмоциональные
особенности
речи
ребенка
при
пересказе
и
ее
выразительность
(интонация,
темп,
ритм
речи,
сила
голоса,
звукоподражание);
владение
грамматическими
конструкциями,
запас
слов,
богатство
словаря, связность речи, логичность описания;
затруднения и ошибки в передаче содержания сказки или иллюстраций;
степень соответствия пересказа словесному и наглядному образцу.
В результате было выявлено, что 10% детей показали высокий уровень
развития связной речи. 40% показали средний уровень развития связной
речи.
Он
были
менее
уверены
во
время
пересказа,
иногда
забывали
последовательность действий героев, после чего воспитателю приходилось
задавать
наводящие
вопросы.
В
речи
данных
детей
больше
всего
использовалось глаголов и существительных. Продолжения были краткими,
характеризовали в основном действия. У 50% детей группы выявлен низкий
уровень развития связной речи. С трудом, при активной помощи воспитателя
дети
пересказывали
сказку.
Предложения
были
простыми,
не
распространенными.
В
речи
использовались
глаголы
и
существительные.
Описывались в основном действия.
Целью
формирующего
этапа
эксперимента
было
обосновать
и
экспериментально
проверить
эффективность
использования
фольклорных
жанров для развития связной речи детей дошкольного возраста.
На этом этапе было использовано две формы организации работы с
фольклором в детском саду: чтение и рассказывание на занятиях (одного
произведения;
нескольких произведений, объединенных единой тематикой
или единством образов (две сказки о лисичке); объединение произведений,
принадлежащих
к
разным
видам
искусств;
чтение
и
рассказывание
с
использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра,
диафильмами, кинофильмами); чтение как часть занятия по развитию речи
или ознакомлению с окружающим). Использование вне занятий, в разных
видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок,
фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).
Одной из эффективных форм фольклора для развития связной речи
является сказка
В
процессе
формирования
связной
речи
с
использованием
русских
народных сказок, использовался метод моделирования.
Работа по развитию связной речи осуществилась в три этапа:
1 этап – сериационное моделирование сказок (октябрь-ноябрь);
2 этап – двигательный этап (декабрь - февраль);
3 этап – временно-пространственный (март - май).
Работа
с
детьми
была
начата
с
простого
–
сериационного
вида
моделирования сказок (октябрь-ноябрь). Одно из занятий по сериационному
моделированию
было
направлено
на
построение
кумулятивной
сказки
«Заюшкина избушка».
Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и
интересом
и
охотой
подбирали
заместители
героям
сказки,
без
труда
рассказывали сказку (близко к тексту). Эта работа проводилась на начальном
этапе (в течение двух месяцев).
Далее мы перешли к более сложному виду моделирования – двигательному.
Совместно с родителями было проведено занятие-драматизация по русским
народным
сказкам
о
животных.
По
этим
сказкам
была
проведена
предварительная
работа:
рассматривались
иллюстрации,
обыгрывались
наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той
или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке отрывков из
сказок.Далее в работе мы перешли к пространственному моделированию
сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события
сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала
используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было,
чтобы
дети
«схватили»
тот
внешний
признак,
который
выделяется
как
основной (цвет, размер), то основание, которое являлось для них отправной
точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей.
Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный,
связанный с характером персонажа. Отмечала с детьми: если это добрый,
светлый
образ,
то
он
может
замещаться
светлыми
цветами:
голубым,
розовым, белым; а если злой – черным и т.д. Так, постепенно ребенок делал
первые шаги, знакомясь с «символической» культурой отраженной в сказках.
Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки,
выделяя
ее
структурные
элементы,
переходя
к
моделированию.
Предварительно ребенок проживал эмоционально содержание сказки, а затем
уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения.
Было проведено занятие по пересказу русской народной сказки «Лесичка-
сестричка и серый волк» по опорным предметным картинкам. Дали каждому
персонажу фигурку – заместителя, они разного цвета и формы, рамочки для
каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки.
По
окончании
был
проведен
контрольный
эксперимент,
который
показал динамику развития связной речи: на высоком уровне было выявлено
40%, на среднем 30%, на низком уровне 30%. Следовательно, проведенная
работа дала развивающий эффект.
21907224665