Напоминание

«Повышение познавательного интереса обучающихся через организацию исследовательской и проектной деятельности в рамках сетевых образовательных проектов».


Автор: Кружкова Светлана Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СОШ №51
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Методическая система работы учителя химии Кружковой С.В.
Тема: «Повышение познавательного интереса обучающихся через организацию исследовательской и проектной деятельности в рамках сетевых образовательных проектов».
Раздел: полное образование





Назад




Методическая система работы

учителя химии МОУ СОШ №51 г. Твери Кружковой С.В.

«Повышение познавательного интереса обучающихся через

организацию исследовательской и проектной деятельности в рамках

сетевых образовательных проектов».

1.

Актуальность.

В условиях реализации ФГОС второго поколения приоритетной целью

школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков

от учителя к ученику стало развитие способности ученика самостоятельно

ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и

оценивать

свои

достижения,

то

есть

формирования

умения

учиться.

Обучающийся

должен

сам

стать

проектировщиком

и

строителем

образовательного процесса. Однако ежегодное сокращение часов, отводимых

на

изучение

химии,

изменившаяся

форма

контроля

ЕГЭ,

дефицит

наглядных

средств,

прежде

всего

малое

количество

практических

работ,

приводит

к

снижению

интереса

к

обучению,

пассивности

детей

в

приобретении знаний, отсутствию у учащихся стремления к самореализации,

самообразованию.

2.

Время создания и апробация.

Данная методическая система разработана учителем химии Кружковой

С.В. в 2014 году на базе МОУ СОШ №51 г. Твери. Апробирована в 8-10

классах в период с сентября 2014г. по май 2015г. Имеется положительная

рецензия заместителя директора по УВР О. Н. Михайловой.

Данные методическая система работы была представлены на панораме

педагогических

технологий

МО

учителей

химии

г.

Твери,

семинарах

различного

уровня,

и

успешно

применяется

коллегами

города

Твери

и

области, а также других регионов.

3.

Инновационность

данной

системы

заключатся

в

том,

что

реализация

исследовательского

подхода

в

обучении

предполагает

деятельность сетевых образовательных проектов. Сетевые образовательные

проекты являются современной формой взаимодействия учителя и ученика,

объединяют огромное количество людей из разных регионов.

4.

Особенности

работы заключаются

в

личном

вкладе

автора

и

выражены

в

том,

что

инновационная

идея

практически

реализуется

организации и проведении элективных курсов и образовательных сетевых

проектов на базе МОУ СОШ №51.

5.

Основные

теоретические

и

методические

идеи заключаются

в

развитии познавательного интереса учащихся к химии через организацию

исследовательской

и

проектной

деятельности

на

уроке

и

во

внеурочное

время, а также в рамках сетевых образовательных проектов.

Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие

и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование

компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению

в

информационном

обществе

посредством

проектно

-

исследовательской

деятельности школьников на уроках химии и во внеурочное время.

Задачи:

- создать условия для мотивации и привлечения учащихся к проектно-

исследовательской деятельности;

-

организовать

деятельность

учащихся

по

разработке

проектов

и

исследовательских работ на уроках химии и во внеурочное время;

-

привлечь

учащихся

к

организации

и

участию

в

сетевых

образовательных проектах.

В своей работе я опираюсь на следующие педагогические технологии:

технологию проектно-исследовательской деятельности, ИКТ-технологии.

Описание методической системы.

Методическая система заключается в целенаправленном, поэтапном,

Формировании и развитии исследовательских и проектных умений учащихся

в урочной и внеклассной деятельности и использование этих умений в

образовательных сетевых проектах.

На уроках формируется умение ставить цель исследования, выдвигать

гипотезу,

планировать

исследование,

обрабатывать

данные,

раскрываются

такие понятия, как: «гипотеза», «поиск информации», «метод исследования».

Школьники

самостоятельно

делают

анализ

и

вывод

по

результатам

исследования,

усваивают

понятия:

«обработка

полученных

данных»,

«оформление полученных данных», «интерпретация полученных данных»,

«вывод». Это позволяет обучающимся овладевать методикой организации и

проведения

процесса

исследования.

Элементы

исследования

могут

присутствовать на различных уроках. Это могут быть уроки закрепления

знаний

по

определённой

тематике,

уроки

изучения

нового

материала,

например, урок по теме: «Состав, строение бензола», «Свойства глюкозы»,

или уроки решения задач, когда среди возможных решений надо выбрать

наиболее

рациональные.

На

экспериментальных

уроках-исследованиях,

посвящённых

изучению

новой

темы,

например,

«Разделение

смесей»,

«Химические свойства солей», «Изучение свойств азотной кислоты», «Закон

сохранения массы веществ», ребята работают с химическими веществами и

оборудованием, что всегда повышает интерес к учению и развивают любовь к

предмету. Такие уроки развивают наблюдательность, умение анализировать,

сравнивать,

делать

логические

выводы

и,

что

очень

важно,

проявлять

самостоятельность

в

поиске

решения

учебных

проблем

и

преодоления

учебных трудностей.

Во внеклассной деятельности отрабатываются навыки разрабатывать

проекты. Внеклассная работа направлена на расширение общих и углубления

специальных

знаний

обучающихся,

удовлетворения

их

индивидуальных

интересов и склонностей, развития творческих способностей. Внеклассная

исследовательская

и

проектная

работа

школьников

организуется

и

осуществляется по индивидуальному плану для каждого обучающегося через

кружки,

элективные

курсы,

факультативы,

конференции,

олимпиады,

конкурсы,

сетевые

проекты.

Ежегодно

я

привлекаю

школьников

к

организации и участию в сетевом образовательном проекте «Земля - наш

общий

дом». Применение дистанционных ресурсов в процессе обучения,

повышает интерес и усиливает мотивацию к обучению, развивает творческое

мышление,

повышает

самооценку,

дает

возможность

пополнения

своего

портфолио.

6.Эффект внедрения.

По итогам апробации методической системы в 2015г. экспертами МОУ

СОШ

№51

и

ТвГУ

выявлена

положительная

динамика

развития

наиважнейших универсальных учебных действий учащихся, таких как:

умение проводить исследование;

умение разрабатывать и реализовывать проект;

работать в команде;

самостоятельно ставить и решать учебные задачи.

К р о м е

э т о г о , образовательная

практика

показывает,

что

целенаправленное

обучение

исследованию

школьников

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

эффективно

повышает

мотивацию

и

интерес

школьников к учению, развивает культуру мышления в соответствии духу

нового

времени,

что

обеспечивает

качество

современного

образования.

Увеличиваются

показатели

успеваемости

и

качества

знаний.

Ежегодно

учащиеся выбирают предмет для сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Повышается интерес

учащихся к предмету. Возрастает количество и качество исследовательских

работ, проектов. Учащиеся охотно принимают активное участие в школьных

и

городских

научно-практических

конференциях,

интернет-конкурсах,

сетевых образовательных проектах различных уровней.



В раздел образования




Яндекс.Метрика