Автор: Мельникова Дина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Коммунаровская СШ № 2
Населённый пункт: Республика Хакасия село Коммунар
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование системы читательских умений у младших школьников
Раздел: начальное образование
МО учителей начальных классов
МО учителей начальных классов
МБОУ Коммунаровской СШ №2
МБОУ Коммунаровской СШ №2
Мельникова Дина Владимировна
Мельникова Дина Владимировна
Чтение – это важнейшее условие формирования
мыслительных способностей, одно из важнейших
средств формирования УУД младшего школьника.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью
разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в
минуту.
Именно при этой скорости достигается лучшее
понимание текста.
Приёмы обучения чтению
•
Жужжащее чтение
•
Ежеурочные пятиминутки чтения
•
Чтение перед сном
•
Использование зрительных диктантов
•
Упражнения для развития техники чтения
•
Инсценирование отдельных эпизодов или всего
произведения
Все ученики читают
одновременно вслух,
вполголоса, чтобы не мешать
товарищам. Каждый со своей
скоростью, кто-то быстрее, а
кто-то медленнее 5 минут
Пятиминутное чтение на любом
уроке. Урок начинается с того, что
дети читают 5 минут дополнительную
книгу в режиме жужжащего чтения, а
дальше идёт обычный урок.
5×5×5=125 т.е.
5 минут за урок, 5 уроков в день,5
дней в неделю = 125 минут –
результат будет положительный.
Последние события фиксируются
эмоциональной памятью.
«Почитай перед сном, чтобы это
было последним впечатлением
дня».
- Развитие техники чтения тормозится
слаборазвитой оперативной памятью.
- Что это значит?
- Ребёнок читает предложение, состоящее из
6-7 слов. Дочитав до третьего слова – забыл
первое слово. Поэтому он не может увязать
слова воедино.
- Профессор И.Т.Федоренко разработал 18
диктантов. В каждом диктанте 6 предложений.
В первом предложении всего два слова -
«Тает снег» из 8 букв. В последнем – 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит
постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со
всем набором составляет примерно 2 месяца.
o
Начало нового рассказа прочитано учителем и
осознано детьми.
o
Учитель предлагает начать чтение всем
одновременно и продолжать его в течение 1 минуты.
o
Ученик отмечает , до какого места он дочитал.
o
Затем следует повторное чтение этого же отрывка.
Ученик снова замечает, до какого слова он дочитал и
сравнивает с результатом первого прочтения.
o
Увеличение темпа чтения вызывает положительные
эмоции у детей, им хочется читать ещё раз.
o
Каждый урок начинается с чтения
скороговорки.
o
Упражнение предназначено для развития
артикуляционного аппарата, поэтому
требования к выразительности чтения
понижены, но повышены к чёткости
прочтения окончания слов.
o
Упражнение длится не более 30 секунд
o
«Теперь, ребята , пожалуйста, снова читайте текст,
но чуть–чуть медленнее, зато красиво и
выразительно».
o
Дети читают текст до конца, и учитель не
останавливает их. Они переходят на незнакомую
часть текста.
o
И тут происходит маленькое чудо . Ребёнок,
несколько раз прочитавший один и тот же отрывок,
при переходе на незнакомую часть текста
продолжает читать её в том же повышенном темпе.
o
Его возможностей надолго не хватит, но если
упражнения проводить ежедневно , то через 2-3
недели чтение ребёнка заметно улучшится.
10
4
28
9
14
20
24
18
1
5
13
8
30
25
11
2
22
15
27
17
26
6
12
3
21
16
23
19
29
7
Использование таблицы Шульте
Учитель засекает время (30 секунд), а дети
ведут счёт от 1до 30, при этом отыскивая
цифры в таблице и показывая их.
o
Дети кладут руки на колени и начинают читать
текст вслух по команде «Бросок».
o
Раздаётся команда «Засечка», дети отрывают
голову от книги, закрывают глаза и несколько
секунд отдыхают, руки при этом находятся на
коленях.
o
По команде «Бросок» дети должны отыскать
глазами место в книге, на котором остановились и
продолжить чтение.
ОШИБКИ В
ИСПОЛЬЗОВАНИИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ
o
Учитель не верит в возможность достижения высокой
скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую
задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой
установки не помогает мобилизовать усилия.
o
Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения,
ученики не могут судить каковы их успехи.
o
Зрительные диктанты проводятся не регулярно. Только при
ежедневном и постепенном наращивании длины предложений
можно развить оперативную память.
Результативность опыта:
•
повышение
активности
детей
на
уроке
,
•
увеличение
объема
выполняемой
работы
,
•
рост
практической
направленности
уроков
чтения
,
•
повышение
интереса
учащихся
к
урокам
чтения
,
•
обеспечение
общего
речевого
развития
детей
,
•
обеспечение
здоровьесберегающей
среды
на
уроке
.
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ
КОЛЛЕГАМ
УСПЕХОВ В РАБОТЕ.