Напоминание

Формирование системы читательских умений у младших школьников


Автор: Мельникова Дина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Коммунаровская СШ № 2
Населённый пункт: Республика Хакасия село Коммунар
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование системы читательских умений у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




МО учителей начальных классов

МО учителей начальных классов

МБОУ Коммунаровской СШ №2

МБОУ Коммунаровской СШ №2

Мельникова Дина Владимировна

Мельникова Дина Владимировна

Чтение – это важнейшее условие формирования

мыслительных способностей, одно из важнейших

средств формирования УУД младшего школьника.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью

разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в

минуту.

Именно при этой скорости достигается лучшее

понимание текста.

Приёмы обучения чтению

Жужжащее чтение

Ежеурочные пятиминутки чтения

Чтение перед сном

Использование зрительных диктантов

Упражнения для развития техники чтения

Инсценирование отдельных эпизодов или всего

произведения

Все ученики читают

одновременно вслух,

вполголоса, чтобы не мешать

товарищам. Каждый со своей

скоростью, кто-то быстрее, а

кто-то медленнее 5 минут

Пятиминутное чтение на любом

уроке. Урок начинается с того, что

дети читают 5 минут дополнительную

книгу в режиме жужжащего чтения, а

дальше идёт обычный урок.

5×5×5=125 т.е.

5 минут за урок, 5 уроков в день,5

дней в неделю = 125 минут –

результат будет положительный.

Последние события фиксируются

эмоциональной памятью.

«Почитай перед сном, чтобы это

было последним впечатлением

дня».

- Развитие техники чтения тормозится

слаборазвитой оперативной памятью.

- Что это значит?

- Ребёнок читает предложение, состоящее из

6-7 слов. Дочитав до третьего слова – забыл

первое слово. Поэтому он не может увязать

слова воедино.

- Профессор И.Т.Федоренко разработал 18

диктантов. В каждом диктанте 6 предложений.

В первом предложении всего два слова -

«Тает снег» из 8 букв. В последнем – 46 букв.

Наращивание длины предложений происходит

постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со

всем набором составляет примерно 2 месяца.

o

Начало нового рассказа прочитано учителем и

осознано детьми.

o

Учитель предлагает начать чтение всем

одновременно и продолжать его в течение 1 минуты.

o

Ученик отмечает , до какого места он дочитал.

o

Затем следует повторное чтение этого же отрывка.

Ученик снова замечает, до какого слова он дочитал и

сравнивает с результатом первого прочтения.

o

Увеличение темпа чтения вызывает положительные

эмоции у детей, им хочется читать ещё раз.

o

Каждый урок начинается с чтения

скороговорки.

o

Упражнение предназначено для развития

артикуляционного аппарата, поэтому

требования к выразительности чтения

понижены, но повышены к чёткости

прочтения окончания слов.

o

Упражнение длится не более 30 секунд

o

«Теперь, ребята , пожалуйста, снова читайте текст,

но чуть–чуть медленнее, зато красиво и

выразительно».

o

Дети читают текст до конца, и учитель не

останавливает их. Они переходят на незнакомую

часть текста.

o

И тут происходит маленькое чудо . Ребёнок,

несколько раз прочитавший один и тот же отрывок,

при переходе на незнакомую часть текста

продолжает читать её в том же повышенном темпе.

o

Его возможностей надолго не хватит, но если

упражнения проводить ежедневно , то через 2-3

недели чтение ребёнка заметно улучшится.

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

Использование таблицы Шульте

Учитель засекает время (30 секунд), а дети

ведут счёт от 1до 30, при этом отыскивая

цифры в таблице и показывая их.

o

Дети кладут руки на колени и начинают читать

текст вслух по команде «Бросок».

o

Раздаётся команда «Засечка», дети отрывают

голову от книги, закрывают глаза и несколько

секунд отдыхают, руки при этом находятся на

коленях.

o

По команде «Бросок» дети должны отыскать

глазами место в книге, на котором остановились и

продолжить чтение.

ОШИБКИ В

ИСПОЛЬЗОВАНИИ

РЕКОМЕНДАЦИЙ

o

Учитель не верит в возможность достижения высокой

скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую

задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой

установки не помогает мобилизовать усилия.

o

Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения,

ученики не могут судить каковы их успехи.

o

Зрительные диктанты проводятся не регулярно. Только при

ежедневном и постепенном наращивании длины предложений

можно развить оперативную память.

Результативность опыта:

повышение

активности

детей

на

уроке

,

увеличение

объема

выполняемой

работы

,

рост

практической

направленности

уроков

чтения

,

повышение

интереса

учащихся

к

урокам

чтения

,

обеспечение

общего

речевого

развития

детей

,

обеспечение

здоровьесберегающей

среды

на

уроке

.

ЖЕЛАЕМ ВСЕМ

КОЛЛЕГАМ

УСПЕХОВ В РАБОТЕ.



В раздел образования




Яндекс.Метрика