Напоминание

"Дробные выстукивания на уроке народно – сценического танца. Особенности музыкального оформления.


Автор: Гусева Елена Васильевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дробные выстукивания на уроке народно – сценического танца. Особенности музыкального оформления.
Дата публикации: 10.06.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Дробные выстукивания

на уроках народно-сценического танца. Особенности

музыкального оформления»

Методическая разработка.

Выполнила Гусева Е.В.

концертмейстер

хореографического отдела

МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара.

2

Работа была написана с целью оказания

практической

помощи

концертмейстерам при музыкальном сопровождении дробных выстукиваний

в

характере

русского

танца

на

уроках

народно

-

сценического

танца

в

хореографических школах и школах искусств.

Актуальность работы была обусловлена рядом проблем, возникающих

перед концертмейстером при оформлении данного раздела урока.

Основной

задачей

данной

работы

является

выделение

основных

принципов и технических приемов

музыкального оформления дробей. В

конце

работы

будет

предоставлен

примерный

список

произведений

для

музыкального сопровождения каждого движения данного раздела урока.

3

Итак, как известно, танец неразрывно связан с музыкой. Музыкальное

сопровождение на уроке, будь то классический, народно – сценический и

историко - бытовой танец имеет огромное значение в воспитании будущих

хореографов.

Музыкальное

сопровождение

создает

необходимый

эмоционально – образный настрой урока. В связи с этим концертмейстер на

уроке, в содружестве с педагогом - хореографом должен выполнять целый

ряд важнейших задач:

Прививать

учащимся

навыки

восприятия

музыки

и

движения

в

единстве;

Учить согласовывать характер движения с характером музыки;

Развивать метроритмическое восприятие музыки;

Развивать

выразительность,

эмоциональность

исполнения

движений

посредством воздействия музыкой;

Повышать интерес учащихся к музыке;

Расширять музыкальный кругозор детей.

Народный

танец

это

один

из

самых

распространенных

видов

мирового искусства, передающегося из поколения в поколение.

Испокон веков он играл огромную роль в становлении «генотипа»

нации,

передавая

особенности

быта,

климатических,

природных

и

ландшафтных

особенностей

территорий,

служивших

местом

для

проживания разных народов.

Предмет «Народно – сценический танец» знакомит учащихся с танцами

разных народов, с их культурой, обрядами и обычаями. Он значительно

расширяет исполнительские возможности учащихся хореографической

школы, развивает координацию, укрепляет мышечный аппарат, дает

4

возможность овладеть танцевальной лексикой разных народов,

особенностями стилей и манерой исполнения движений.

Главной

задачей

педагога

по

народному

танцу,

в

содружестве

с

концертмейстером

является

необходимость

сохранения

богатства

«и

традиций

танцевального

фольклора,

органичное

включение

их

в

современную хореографическую культуру». (Д.Томилин.)

Урок народно - сценического танца в хореографической школе состоит

из нескольких разделов: поклон, экзерсис у станка, port de bras на середине

зала, блок вращений, включающий в себя вращения

по -

диагонали, на

середине зала и по кругу, дробный блок, а также этюды в характере танцев

различных народов.

Каждый раздел, так называемый «блок» урока требует определенного

подхода

при

подборе

музыкального

материала,

но

мне

в

данной

работе

хотелось бы остановиться

на одном из важнейших

разделов на уроке

народного танца - «Дробные выстукивания на середине зала в характере

русского танца»:

этот раздел является неотъемлемой и очень важной, технически

сложной частью урока народно - сценического танца и требует от

всех

участников

процесса

максимальной

собранно сти,

выносливости и повышенной мобилизации.

движения

в

дробном

блоке

исполняются,

как

правило,

«по

линиям»

друг за другом, в медленных темпах

на начальном

этапах, и в

быстрых темпах, впоследствии, по мере овладения

учащимися

определенными

техническими

навыками

в

процессе

изучения движений. В старших классах учащиеся исполняют уже

сложные

развернутые

дробные

композиции,

состоящие

из

нескольких дробных комбинаций.

5

Весь

раздел

«строится»,

на

материале

русского

танца,

поэтому

концертмейстер должен иметь в своем «багаже» достаточное количество

музыкальных фрагментов в характере русского плясового танца

– это и

народные песни, и танцы, а также оригинальная музыка в стиле русских

танцев.

Успешность

овладения

учащимися

сложными

техническими

элементами, отчасти

зависит во многом и от концертмейстера, который

должен владеть определенными знаниями умениями и навыками.

Таким

образом,

от

музыканта

требуется

большая

концентрация

повышенное

внимание,

умение

«удержать

темп».

Движения,

и

соответственно,

музыкальные

фрагменты,

как

правило,

следуют

один

за

другим

практически

без

перерыва.

Особое

вынимание

нужно

уделять

исполнению Preparacionа. Концертмейстер должен точно понимать в каком

темпе будет исполняться движение и задавать правильный темп предстоящей

комбинации, что является одним из важнейших моментов в данном разделе

урока.

Исходя из вышесказанного - основной задачей, возникающей перед

концертмейстером в данном разделе урока, становится необходимость стать

«опорой» для четкого и ритмичного исполнения дробей.

Изучение

дробей всегда начинается с простых ударов сверху по -

очереди правой и левой ногой. И ритм мелодии соответственно должен быть

предельно простым и ясным, и соответствовать ритму движения, которое

идет как правило четвертями. Затем хореограф с учащимися переходит к

изучению

простых

дробей,

простого

ключа.

А

начинает

изучать

более

сложные

ритмические

комбинации

-

двойной

ключ,

двойная

дробь,

синкопированная дробь, и т.д., которые исполняются на месте на середине

зала или лицом друг к другу попеременно, и на этом этапе ритм

6

музыкального сопровождения тоже соответственно усложняется,

а темп возрастает по мере овладения навыками.

Затем преподаватель переходит к изучению дробных выстукиваний в

продвижении.

Комбинации уже следуют одна за другой практически без

перерыва. От концертмейстера требуется предельная, концентрация, владение

ситуацией, знание всех нюансов исполнения движений.

Так как каждая комбинация исполняется в своем темпе, концертмейстер

должен

чувствовать

и

учитывать

физические

возможности

детей.

Руководствуясь

личным

опытом

и

опытом

коллег,

в

процессе

работы,

я

пришла к выводу, что музыкальное фрагменты

для этого раздела урока

должны быть четкими, ясными, ритмичными в характере русской плясовой

музыки.

Из собственного опыта, пришла к выводу, что ритмический рисунок

музыкальных фрагментов должен

максимально совпадать с ритмическим

рисунком

исполняемых

дробей,

особенно

на

начальном

этапе

изучения.

Особое внимание также уделять исполнению затакта. Это дает необходимый

импульс к началу движения.

Далее

привожу

примерный

список

произведений

для

музыкального

оформления каждого конкретного движения:

Простая дробь сверху - р.н.п. «Матаня»

Простой ключ – р.н.п. «Как за нашим за двором»

Двойной ключ - «Барыня»

Двойная дробь – р.н.м. «Уральская кадриль»

Дробь с перескоком – р.н.м. «Русская плясовая»

«Подбивка» - «Сударушка»

«Горох» - «Елочки – сосеночки»

8

Литература

1.Гусев Г.П.: Основы русского народного танца. – Москва : Владос,2003 г.

2.Телегин А.А.: Создание танцевального этюда на музыку народов России.

Cамара , 1996г.

4. Широков А.: Музыка русского народного танца. - Москва: «Советский

композитор» ,1988г .

5.Нотно – музыкальное приложение к урокам по русскому танцу. - Самара,

1998 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика