Автор: Гусева Елена Васильевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дробные выстукивания на уроке народно – сценического танца. Особенности музыкального оформления.
Раздел: дополнительное образование
«Дробные выстукивания
на уроках народно-сценического танца. Особенности
музыкального оформления»
Методическая разработка.
Выполнила Гусева Е.В.
концертмейстер
хореографического отдела
МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара.
2
Работа была написана с целью оказания
практической
помощи
концертмейстерам при музыкальном сопровождении дробных выстукиваний
в
характере
русского
танца
на
уроках
народно
-
сценического
танца
в
хореографических школах и школах искусств.
Актуальность работы была обусловлена рядом проблем, возникающих
перед концертмейстером при оформлении данного раздела урока.
Основной
задачей
данной
работы
является
выделение
основных
принципов и технических приемов
музыкального оформления дробей. В
конце
работы
будет
предоставлен
примерный
список
произведений
для
музыкального сопровождения каждого движения данного раздела урока.
3
Итак, как известно, танец неразрывно связан с музыкой. Музыкальное
сопровождение на уроке, будь то классический, народно – сценический и
историко - бытовой танец имеет огромное значение в воспитании будущих
хореографов.
Музыкальное
сопровождение
создает
необходимый
эмоционально – образный настрой урока. В связи с этим концертмейстер на
уроке, в содружестве с педагогом - хореографом должен выполнять целый
ряд важнейших задач:
Прививать
учащимся
навыки
восприятия
музыки
и
движения
в
единстве;
Учить согласовывать характер движения с характером музыки;
Развивать метроритмическое восприятие музыки;
Развивать
выразительность,
эмоциональность
исполнения
движений
посредством воздействия музыкой;
Повышать интерес учащихся к музыке;
Расширять музыкальный кругозор детей.
Народный
танец
–
это
один
из
самых
распространенных
видов
мирового искусства, передающегося из поколения в поколение.
Испокон веков он играл огромную роль в становлении «генотипа»
нации,
передавая
особенности
быта,
климатических,
природных
и
ландшафтных
особенностей
территорий,
служивших
местом
для
проживания разных народов.
Предмет «Народно – сценический танец» знакомит учащихся с танцами
разных народов, с их культурой, обрядами и обычаями. Он значительно
расширяет исполнительские возможности учащихся хореографической
школы, развивает координацию, укрепляет мышечный аппарат, дает
4
возможность овладеть танцевальной лексикой разных народов,
особенностями стилей и манерой исполнения движений.
Главной
задачей
педагога
по
народному
танцу,
в
содружестве
с
концертмейстером
является
необходимость
сохранения
богатства
«и
традиций
танцевального
фольклора,
органичное
включение
их
в
современную хореографическую культуру». (Д.Томилин.)
Урок народно - сценического танца в хореографической школе состоит
из нескольких разделов: поклон, экзерсис у станка, port de bras на середине
зала, блок вращений, включающий в себя вращения
по -
диагонали, на
середине зала и по кругу, дробный блок, а также этюды в характере танцев
различных народов.
Каждый раздел, так называемый «блок» урока требует определенного
подхода
при
подборе
музыкального
материала,
но
мне
в
данной
работе
хотелось бы остановиться
на одном из важнейших
разделов на уроке
народного танца - «Дробные выстукивания на середине зала в характере
русского танца»:
этот раздел является неотъемлемой и очень важной, технически
сложной частью урока народно - сценического танца и требует от
всех
участников
процесса
максимальной
собранно сти,
выносливости и повышенной мобилизации.
движения
в
дробном
блоке
исполняются,
как
правило,
«по
–
линиям»
друг за другом, в медленных темпах
на начальном
этапах, и в
быстрых темпах, впоследствии, по мере овладения
учащимися
определенными
техническими
навыками
в
процессе
изучения движений. В старших классах учащиеся исполняют уже
сложные
развернутые
дробные
композиции,
состоящие
из
нескольких дробных комбинаций.
5
Весь
раздел
«строится»,
на
материале
русского
танца,
поэтому
концертмейстер должен иметь в своем «багаже» достаточное количество
музыкальных фрагментов в характере русского плясового танца
– это и
народные песни, и танцы, а также оригинальная музыка в стиле русских
танцев.
Успешность
овладения
учащимися
сложными
техническими
элементами, отчасти
зависит во многом и от концертмейстера, который
должен владеть определенными знаниями умениями и навыками.
Таким
образом,
от
музыканта
требуется
большая
концентрация
повышенное
внимание,
умение
«удержать
темп».
Движения,
и
соответственно,
музыкальные
фрагменты,
как
правило,
следуют
один
за
другим
практически
без
перерыва.
Особое
вынимание
нужно
уделять
исполнению Preparacionа. Концертмейстер должен точно понимать в каком
темпе будет исполняться движение и задавать правильный темп предстоящей
комбинации, что является одним из важнейших моментов в данном разделе
урока.
Исходя из вышесказанного - основной задачей, возникающей перед
концертмейстером в данном разделе урока, становится необходимость стать
«опорой» для четкого и ритмичного исполнения дробей.
Изучение
дробей всегда начинается с простых ударов сверху по -
очереди правой и левой ногой. И ритм мелодии соответственно должен быть
предельно простым и ясным, и соответствовать ритму движения, которое
идет как правило четвертями. Затем хореограф с учащимися переходит к
изучению
простых
дробей,
простого
ключа.
А
начинает
изучать
более
сложные
ритмические
комбинации
-
двойной
ключ,
двойная
дробь,
синкопированная дробь, и т.д., которые исполняются на месте на середине
зала или лицом друг к другу попеременно, и на этом этапе ритм
6
музыкального сопровождения тоже соответственно усложняется,
а темп возрастает по мере овладения навыками.
Затем преподаватель переходит к изучению дробных выстукиваний в
продвижении.
Комбинации уже следуют одна за другой практически без
перерыва. От концертмейстера требуется предельная, концентрация, владение
ситуацией, знание всех нюансов исполнения движений.
Так как каждая комбинация исполняется в своем темпе, концертмейстер
должен
чувствовать
и
учитывать
физические
возможности
детей.
Руководствуясь
личным
опытом
и
опытом
коллег,
в
процессе
работы,
я
пришла к выводу, что музыкальное фрагменты
для этого раздела урока
должны быть четкими, ясными, ритмичными в характере русской плясовой
музыки.
Из собственного опыта, пришла к выводу, что ритмический рисунок
музыкальных фрагментов должен
максимально совпадать с ритмическим
рисунком
исполняемых
дробей,
особенно
на
начальном
этапе
изучения.
Особое внимание также уделять исполнению затакта. Это дает необходимый
импульс к началу движения.
Далее
привожу
примерный
список
произведений
для
музыкального
оформления каждого конкретного движения:
Простая дробь сверху - р.н.п. «Матаня»
Простой ключ – р.н.п. «Как за нашим за двором»
Двойной ключ - «Барыня»
Двойная дробь – р.н.м. «Уральская кадриль»
Дробь с перескоком – р.н.м. «Русская плясовая»
«Подбивка» - «Сударушка»
«Горох» - «Елочки – сосеночки»
8
Литература
1.Гусев Г.П.: Основы русского народного танца. – Москва : Владос,2003 г.
2.Телегин А.А.: Создание танцевального этюда на музыку народов России.
Cамара , 1996г.
4. Широков А.: Музыка русского народного танца. - Москва: «Советский
композитор» ,1988г .
5.Нотно – музыкальное приложение к урокам по русскому танцу. - Самара,
1998 г.