Автор: Камбиева Залина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ"Детский сад №1"
Населённый пункт: город Нарткала, КБР
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Организация проектной деятельности в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих
результатов.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным
проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через
проектную деятельность показать практическое применение полученных
знаний.
Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной
творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и
задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию
самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать
уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую
систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в
процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это
обучение через деятельность.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их
определенной последовательности для достижения поставленной задачи –
решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего
конечного продукта.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность
носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и
педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.
Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды
творческой и практически значимой деятельности.
Проект – это «5 П»
ПРОБЛЕМА (значимая задача),
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма
презентаций),
ПОИСК информации (поиск и сбор материала),
ПРОДУКТ (результат работы, изделие),
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).
Классификация проектов
по целевой установке,
по составу участников,
по тематике,
по срокам реализации,
по содержанию.
Виды проектов
1.
Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы»,
«Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте
познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и
здоровье».
2.
Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду»,
«Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука
здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В
гостях у сказки».
3.
Информационно-практико-ориентированные (дети собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
4.
Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
запрещающие,
позитивно нормирующие,
нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и
поддерживающие инициативу дошкольника
По количеству участников:
1.
Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
2.
Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай
себя»).
3.
Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,
«Секреты бабушкиного сундука»).
По продолжительности:
краткосрочные (одно или несколько занятий),
средней продолжительности (до 1 мес.)
долгосрочные (до полугода-года).
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и
речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную
ситуацию.
Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов
деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально
быстро.
Последовательность работы педагога над проектом:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов
ребёнка;
вовлекает дошкольников в решение проблемы;
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и
родителей);
обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения
проекта;
собирает информацию, материал;
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной
части проекта),
даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей
(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков,
альбомов и т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет
книгу, альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование
субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность,
реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует
личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу
на современном этапе.
Желаю творческих успехов!!!