Напоминание

Реформы Ивана Грозного


Автор: Саркисян Анаида Ваниковна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГКОУ СКСВУ
Населённый пункт: РСО–Алания гюВладикавказ
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Реформы Ивана Грозного
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Северо-Кавказское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

(Северо-Кавказское суворовское военное училище (СК СВУ))

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО ОД

(история, обществознание, география)

___________________ Хоменко Е.М.

«16» января 2019г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Информационно-целевой блок

ФИО преподавателя: Саркисян А.В,. Предмет история «16» января 2019 г.

Тема урока: «

Реформы Ивана IV.»

Тип урока комбинированный

Цели: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами,

проведенными Иваном Грозным,с причинами , подтолкнувшими его на проведение реформ; научиться систематизировать и сравнивать

информацию;

• научиться творчески перерабатывать информацию;

• развивать самостоятельность, умение аргументировать свою точку зрения

Инструментарий урока (технологии, методы, приемы) эвристическая беседа РКМЧП, рассказ, картинное описание, демонстрация

видеофрагментов

Планируемые результаты

Познавательные: устанавливают

причинно-следственные

связи

и

зависимости

между

объектами,

структурирование

знаний,

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию

партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

.

Персоналии

Юрий Дмитровский. Андрей Старицкий. Иван IV. Анна и Елена Глинские. Сигизмунд I. Митрополит Макарий. А.

Ф. Адашев. Сильвестр. М. И. Воротынский. А. М. Курбский. И. В. Шереметев, И. М. Висковатый

Основные понятия и термины

Царь. Венчание на царство. Боярское правление. Избранная рада.

Основные даты:

1533-1584 гг. — правление Ивана IV

.

1538 г. — смерть Елены Глинской.

1547 г. — венчание Ивана IV на царство; восстание в Москве.

спользуемые электронные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, электронная презентация, Фильм 16 «Царь всея Руси Иван IV

Грозный» из серии «Правители Руси» (Интернет)

Оборудование: учебник, § 6 Карта, атласы,

Задание на самоподготовку параграф 6,

Организационно-деятельностный блок

№ этапа урока, время

1 – организационный (1м.)

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность

суворовцев

Формируемые УУД

(познавательные, регулятивные,

коммуникативные, личностные)

Подготовиться к проведению

урока, организовать взвод

Приветствует суворовцев, проверяет готовность

к уроку (учебники, тетради, письменные

1. Организуют свое

рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм, самоорганизация

№ этапа урока, время

1 – организационный (1м.)

принадлежности)

создание позитивного настроя для совместной

деятельности на уроке

приветствуют

преподавателя

2. Контроль самопроверки

Проверить уровень

подготовки к уроку

Определять по карте и словесно описывать границы государства.

Применять ранее полученные знания в историческом контексте

3. Актуализация знаний (5 м.)

Создать основу для

восприятия изучаемого на

уроке материала

Умеют работать с картой, обладают долгосрочной памятью, умеют воспроизводить

ранее полученную информацию

Умеют

строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

4- 3. Целеполагание

Постановка цели, которая

должна быть достигнута

обучающимися на данном

этапе урока

Задача-выяснить значение и суть реформ

Избранной рады и суть реформ

Избранной рады

- Кроме того, на уроке мы должны

решить следующую проблему

– почему Российскому государству

потребовались реформы в начале

правления Ивана IV?

Умеют планировать учебное сотрудничество с учителем,

и формулировать познавательную цель урока;

№ этапа урока, время

1 – организационный (1м.)

5. Открытие нового знания

Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него

не было опыта правления, поэтому ему

помогали его друзья-советчики, которых

стали

называть Избранной радой (совет)

Царь создал совет, в который вошли близкие

царю люди ( А.Ф. Адашев, священник

Сильвестр, князь Курбский, Макарий). Царь и

избранная Рада задумали провести в стране

реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

Избранная рада –

неофициальное правительство

Ивана 4 в конце 1540-1550-хгг.

на стр. 44 найдите, кто входил в Избранную

раду

СЛАЙД 14, 15

ИЗБРАННАЯ РАДА (1549)

1. поп Сильвестр

2. князь Андрей Курбский

3. боярин Иван Висковатый

4. дворянин Алексей Адашев - возглавил

5. митрополит Макарий

Записывают в тетради

- Таким образом, после венчания на царство в

1547 году и создания Избранной рады началось

самостоятельное правление Ивана IVГрозного.

Реформы Избранной рады в системе управления

Слушают

преподавателя

записывают термин

Слушают и отвечают на

вопросв.

Работают

с

текстом

,

н а х о д я т

о т в е т ы ,

заполняют

таболицу

,

озвучивают

Умеют воспринимать информацию на

слух, отвечать на вопросы учителя;

К. Изложение своего мнения (в монологе,

диалоге), аргументация его,

подтверждение фактами.

Развитие навыков монологической речи

П.:Умеют находить нужную информацию,

выделять главное обобщать, делать

выводы.

соотносить информацию, представленную

в разных формах,

анализировать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать закономерности, строить

рассуждения;

П

Р. :

сознательно организовывать

свою познавательную деятельность;

выполнять задания учителя;

высказывать

своё предположение на основе работы с

материалом учебника,

№ этапа урока, время

1 – организационный (1м.)

государством, в армии.

5. Самостоятельная работа с учебником,

заполнение таблицы

- Прочитав пункты 3,4 стр. 45-48, заполнить

таблицу

ДАТА

РЕФОРМ

А

СОДЕРЖАНИЕ

реформы,

направлен

ные на

укреплен

ие

центральн

ой власти.

1) проведение Земского собора — начало сословного

представительства в России;

2) утверждение нового Судебника;

3) формирование системы органов центрального

управления;

военная

1) попытка создания регулярной армии —

формирование стрелецких полков;

2) повышение профессионализма руководства

армией — отмена местничества во время походов;

3) введение норм обязательной службы для всех

землевладельцев.

реформы

местного

управлен

ия и

налогообл

ожения.

1) снижение боярского произвола — отмена

кормлений и местничества;

2) учреждение в волостях и городах органов

самоуправления, ведавших хозяйственно-

административными делами;

3) изменение порядка налогообложения.

Сверяют по образцу

№ этапа урока, время

1 – организационный (1м.)

Итак, какой мы можем сделать вывод? Каково

значение реформ Избранной рады? (реформы

улучшили работу государства, царь стал

советоваться с народом, усилилась

ответственность бояр за свои действия,

улучшилось управление государством, с

помощью выборного самоуправления царь

разделил власть с народом, усилилась мощь

государства)

- Кроме этого в русской армии появились литые

бронзовые пушки, легкие полевые орудия,

тяжелые крепостные осадные орудия, Царь-

пушка например. В русской армии были

созданы специальные строительные отряды. Их

лучшее изобретение – гуляй-города –

деревянные щиты, из которых можно было

собрать стены от 2 до 10 км.

Формулируют вывод

Физминутка по необходимости (1 м.)

5 – закрепление материала, рефлексия (2 м.)

Осмыслить полученные на

уроке знания

Возвращается к задачам урока.

Какие вопросы мы поставили в начале

урока? Мы смогли на них ответить?

Отвечают на вопросы

Умеют актуализировать полученные знания; умеют анализировать и обобщать

проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке;

Рефлексия собственной деятельности

№ этапа урока, время

1 – организационный (1м.)

Давайте еще раз закрепим.

- Почему и кто правил в годы

малолетства Ивана?

- В чем значение венчания на царство?

- Что такое Избранная рада? Кто туда

входил?

- Каково содержание и суть реформ

Избранной рады

?

1.

сравнивают цель урока и

достигнутые результаты;

- делают выводы

- структурирование знаний,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений

6 – задание на с/п (1 мин.)

Инструктаж с/п

Задает задание: Инвариантная часть

П6, п.1-4.вопр. термины на стр. 47 №1-3

Записывают с/п

Принимают учебную задачу, планируют её выполнение

10.01.2019

Подпись педагога ___________________________

УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА

1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жити в

Воробьёвской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников

500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у

ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семёнов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в

четвёртой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Фёдор Иванович сын

Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек

сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на год.

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней// А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.,

1999. — С. 114.

ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г.

Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з

боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлениям по

городом и по волостем для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и

волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха отбращали на

благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил. Многие грады и волости пусты учинили

наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх божий и государьскые уставы, и много злокознённых дел на них учиниша. <…>

О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з

страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора

вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем

предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком…

О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рассмотри: которые велможи и всякие воины многыми землями завладали, службою

оскудеша,- не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им

учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделища неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же:

со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли, и

государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование; а хто землю держит, а службы с неё не

платит, на тех на самех имати денги за люди… И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без

греха…

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Си

вохина. — М.,

1999. — С. 121-122.

Реформы первого периода правления Ивана IV (1550-е гг.)

Дата

Реформа

Характеристика

1549 г.

Созыв Земского собора

Начало сословного представительства в России

1550 г.

Принятие нового Судебника

Правовая поддержка усиливавшейся центральной власти

1550 г.

Военная реформа

Начало формирования регулярной армии. Повышение профессионализма руководства

армией

1550-е

гг.

Формирование системы

приказов

Система органов централизованного управления, ведающих ее внешнеполитической

деятельностью и различными отраслями хозяйства страны

1551 г.

Созыв Стоглавого собора

Духовная поддержка усиливавшейся центральной власти

1556 г.

Принятие Уложения о

службе

Начало формирования служилого сословия

1556 г.

Реформа местного

самоуправления

Получение прав самоуправления городами и волостями

1550-е

гг.

Налоговая реформа

Установление единицы налогообложения и размера взимаемых с нее повинностей



В раздел образования




Яндекс.Метрика