Автор: Саркисян Анаида Ваниковна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГКОУ СКСВУ
Населённый пункт: РСО–Алания гюВладикавказ
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Реформы Ивана Грозного
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Северо-Кавказское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
(Северо-Кавказское суворовское военное училище (СК СВУ))
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО ОД
(история, обществознание, география)
___________________ Хоменко Е.М.
«16» января 2019г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Информационно-целевой блок
ФИО преподавателя: Саркисян А.В,. Предмет история «16» января 2019 г.
Тема урока: «
Реформы Ивана IV.»
Тип урока комбинированный
Цели: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами,
проведенными Иваном Грозным,с причинами , подтолкнувшими его на проведение реформ; научиться систематизировать и сравнивать
информацию;
• научиться творчески перерабатывать информацию;
• развивать самостоятельность, умение аргументировать свою точку зрения
Инструментарий урока (технологии, методы, приемы) эвристическая беседа РКМЧП, рассказ, картинное описание, демонстрация
видеофрагментов
Планируемые результаты
Познавательные: устанавливают
причинно-следственные
связи
и
зависимости
между
объектами,
структурирование
знаний,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию
партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
.
Персоналии
Юрий Дмитровский. Андрей Старицкий. Иван IV. Анна и Елена Глинские. Сигизмунд I. Митрополит Макарий. А.
Ф. Адашев. Сильвестр. М. И. Воротынский. А. М. Курбский. И. В. Шереметев, И. М. Висковатый
Основные понятия и термины
Царь. Венчание на царство. Боярское правление. Избранная рада.
Основные даты:
1533-1584 гг. — правление Ивана IV
.
1538 г. — смерть Елены Глинской.
1547 г. — венчание Ивана IV на царство; восстание в Москве.
спользуемые электронные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, электронная презентация, Фильм 16 «Царь всея Руси Иван IV
Грозный» из серии «Правители Руси» (Интернет)
Оборудование: учебник, § 6 Карта, атласы,
Задание на самоподготовку параграф 6,
Организационно-деятельностный блок
№ этапа урока, время
1 – организационный (1м.)
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность
суворовцев
Формируемые УУД
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные, личностные)
Подготовиться к проведению
урока, организовать взвод
Приветствует суворовцев, проверяет готовность
к уроку (учебники, тетради, письменные
1. Организуют свое
рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм, самоорганизация
№ этапа урока, время
1 – организационный (1м.)
принадлежности)
создание позитивного настроя для совместной
деятельности на уроке
приветствуют
преподавателя
2. Контроль самопроверки
Проверить уровень
подготовки к уроку
Определять по карте и словесно описывать границы государства.
Применять ранее полученные знания в историческом контексте
3. Актуализация знаний (5 м.)
Создать основу для
восприятия изучаемого на
уроке материала
Умеют работать с картой, обладают долгосрочной памятью, умеют воспроизводить
ранее полученную информацию
Умеют
строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
4- 3. Целеполагание
Постановка цели, которая
должна быть достигнута
обучающимися на данном
этапе урока
Задача-выяснить значение и суть реформ
Избранной рады и суть реформ
Избранной рады
- Кроме того, на уроке мы должны
решить следующую проблему
– почему Российскому государству
потребовались реформы в начале
правления Ивана IV?
Умеют планировать учебное сотрудничество с учителем,
и формулировать познавательную цель урока;
№ этапа урока, время
1 – организационный (1м.)
5. Открытие нового знания
Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него
не было опыта правления, поэтому ему
помогали его друзья-советчики, которых
стали
называть Избранной радой (совет)
Царь создал совет, в который вошли близкие
царю люди ( А.Ф. Адашев, священник
Сильвестр, князь Курбский, Макарий). Царь и
избранная Рада задумали провести в стране
реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.
Избранная рада –
неофициальное правительство
Ивана 4 в конце 1540-1550-хгг.
на стр. 44 найдите, кто входил в Избранную
раду
СЛАЙД 14, 15
ИЗБРАННАЯ РАДА (1549)
1. поп Сильвестр
2. князь Андрей Курбский
3. боярин Иван Висковатый
4. дворянин Алексей Адашев - возглавил
5. митрополит Макарий
Записывают в тетради
- Таким образом, после венчания на царство в
1547 году и создания Избранной рады началось
самостоятельное правление Ивана IVГрозного.
Реформы Избранной рады в системе управления
Слушают
преподавателя
записывают термин
Слушают и отвечают на
вопросв.
Работают
с
текстом
,
н а х о д я т
о т в е т ы ,
заполняют
таболицу
,
озвучивают
Умеют воспринимать информацию на
слух, отвечать на вопросы учителя;
К. Изложение своего мнения (в монологе,
диалоге), аргументация его,
подтверждение фактами.
Развитие навыков монологической речи
П.:Умеют находить нужную информацию,
выделять главное обобщать, делать
выводы.
соотносить информацию, представленную
в разных формах,
анализировать, сравнивать, делать выводы,
устанавливать закономерности, строить
рассуждения;
П
Р. :
сознательно организовывать
свою познавательную деятельность;
выполнять задания учителя;
высказывать
своё предположение на основе работы с
материалом учебника,
№ этапа урока, время
1 – организационный (1м.)
государством, в армии.
5. Самостоятельная работа с учебником,
заполнение таблицы
- Прочитав пункты 3,4 стр. 45-48, заполнить
таблицу
ДАТА
РЕФОРМ
А
СОДЕРЖАНИЕ
реформы,
направлен
ные на
укреплен
ие
центральн
ой власти.
1) проведение Земского собора — начало сословного
представительства в России;
2) утверждение нового Судебника;
3) формирование системы органов центрального
управления;
военная
1) попытка создания регулярной армии —
формирование стрелецких полков;
2) повышение профессионализма руководства
армией — отмена местничества во время походов;
3) введение норм обязательной службы для всех
землевладельцев.
реформы
местного
управлен
ия и
налогообл
ожения.
1) снижение боярского произвола — отмена
кормлений и местничества;
2) учреждение в волостях и городах органов
самоуправления, ведавших хозяйственно-
административными делами;
3) изменение порядка налогообложения.
Сверяют по образцу
№ этапа урока, время
1 – организационный (1м.)
Итак, какой мы можем сделать вывод? Каково
значение реформ Избранной рады? (реформы
улучшили работу государства, царь стал
советоваться с народом, усилилась
ответственность бояр за свои действия,
улучшилось управление государством, с
помощью выборного самоуправления царь
разделил власть с народом, усилилась мощь
государства)
- Кроме этого в русской армии появились литые
бронзовые пушки, легкие полевые орудия,
тяжелые крепостные осадные орудия, Царь-
пушка например. В русской армии были
созданы специальные строительные отряды. Их
лучшее изобретение – гуляй-города –
деревянные щиты, из которых можно было
собрать стены от 2 до 10 км.
Формулируют вывод
Физминутка по необходимости (1 м.)
5 – закрепление материала, рефлексия (2 м.)
Осмыслить полученные на
уроке знания
Возвращается к задачам урока.
Какие вопросы мы поставили в начале
урока? Мы смогли на них ответить?
Отвечают на вопросы
Умеют актуализировать полученные знания; умеют анализировать и обобщать
проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке;
Рефлексия собственной деятельности
№ этапа урока, время
1 – организационный (1м.)
Давайте еще раз закрепим.
- Почему и кто правил в годы
малолетства Ивана?
- В чем значение венчания на царство?
- Что такое Избранная рада? Кто туда
входил?
- Каково содержание и суть реформ
Избранной рады
?
1.
сравнивают цель урока и
достигнутые результаты;
- делают выводы
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений
6 – задание на с/п (1 мин.)
Инструктаж с/п
Задает задание: Инвариантная часть
П6, п.1-4.вопр. термины на стр. 47 №1-3
Записывают с/п
Принимают учебную задачу, планируют её выполнение
10.01.2019
Подпись педагога ___________________________
УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА
1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жити в
Воробьёвской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников
500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у
ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семёнов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в
четвёртой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Фёдор Иванович сын
Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек
сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на год.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней// А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.,
1999. — С. 114.
ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г.
Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з
боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлениям по
городом и по волостем для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и
волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха отбращали на
благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил. Многие грады и волости пусты учинили
наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх божий и государьскые уставы, и много злокознённых дел на них учиниша. <…>
О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з
страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора
вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем
предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком…
О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рассмотри: которые велможи и всякие воины многыми землями завладали, службою
оскудеша,- не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им
учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделища неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же:
со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли, и
государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование; а хто землю держит, а службы с неё не
платит, на тех на самех имати денги за люди… И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без
греха…
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Си
вохина. — М.,
1999. — С. 121-122.
Реформы первого периода правления Ивана IV (1550-е гг.)
Дата
Реформа
Характеристика
1549 г.
Созыв Земского собора
Начало сословного представительства в России
1550 г.
Принятие нового Судебника
Правовая поддержка усиливавшейся центральной власти
1550 г.
Военная реформа
Начало формирования регулярной армии. Повышение профессионализма руководства
армией
1550-е
гг.
Формирование системы
приказов
Система органов централизованного управления, ведающих ее внешнеполитической
деятельностью и различными отраслями хозяйства страны
1551 г.
Созыв Стоглавого собора
Духовная поддержка усиливавшейся центральной власти
1556 г.
Принятие Уложения о
службе
Начало формирования служилого сословия
1556 г.
Реформа местного
самоуправления
Получение прав самоуправления городами и волостями
1550-е
гг.
Налоговая реформа
Установление единицы налогообложения и размера взимаемых с нее повинностей