Автор: Мельниченко Татьяна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: г.Комсомольск–на–Амуре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально–личностному развитию детей № 23
Населённый пункт: Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА.
Раздел: дошкольное образование
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПАЛОЧКАМИ (ПОЛОСКАМИ) КЮИЗЕНЕРА.
Направления
работы
Игровые
упражнения
Кол-
во
часов
Дидактические задачи
Материалы
III. Составление
ковриков.
Дети составляют
различные коврики,
в результате чего у
них
вырабатывается
представление о
понятии «столько
же». Возможны
различные
варианты.
12. Игровое
упражнение
«Белочка и Ежик
идут на день
рождения»
-
учить детей выбирать палочки (полоски)
указанного цвета;
-
учить детей составлять из палочек (полосок)
изображения предметов простой формы;
-
развивать зрительный глазомер детей;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы разноцветных палочек
(полосок) (5 голубых, 5 желтых и 2
розовые полоски) и игрушки на ка-
ждого ребенка; прямоугольники и
квадраты белого цвета, размеры
которых соответствуют размерам
имеющихся у детей полосок
(возможные цвета: желтый - для
«печенья», голубой - для
«коврика», розовый - для «плато-
чка» и т.д. (см. приложение).
13. Игровое
упражнение
«Коврик для
кошки».
-
учить детей различать полоски по цвету и длине;
-
учить детей составлять квадрат из палочек
(полосок);
-
развивать зрительный глазомер детей;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы разноцветных палочек
(полосок), содержащие не менее 4
красных палочек (полосок), и
игрушечные кошки (желательно
объемные) по количеству детей.
14. Игровое
упражнение
«Коврик для
котенка».
-
учить детей сопоставлять два квадрата по
размеру;
- помогать детям освоить понятия «больше»,
«меньше»;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
не менее трех полосок голубого
цвета (число 3) для каждого
ребенка; игрушечная кошка и
готовый коврик для нее;
игрушечный котенок.
15. Игровое
упражнение
«Коврик для
собачки».
-
учить детей составлять из палочек (полосок)
прямоугольники и сравнивать их с квадратами;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
4 желтых полоски (число 5) для
каждого ребенка; игрушечная
собака.
16. Игра-
конструирование
«Разноцветные
заборы».
-
развивать у детей: представления о цвете, умение
называть цвета; представления о высоте
(«высокий», «низкий» и т.д.); представления о
длине; умение сравнивать предметы по высоте и
длине; зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
-
развивать у детей: представления
о цвете, умение называть цвета;
представления о высоте
(«высокий», «низкий» и т.д.);
представления о длине; умение
сравнивать предметы по высоте и
длине; зрительный глазомер;
-
учить детей понимать
поставленную задачу и решать ее
самостоятельно;
-
формировать у детей навык
самоконтроля и самооценки.
IV. Изучаем
понятия
«высокий/
низкий»,
«широкий/
узкий»,
«длинный/
короткий»
Упражнения
состоят в
группировке
палочек (полосок)
по разным
признакам.
Сооружая
17. Игровое
упражнение
«Длинные и
короткие ленточки
для кукол».
-
развивать у детей ориентировку в пространстве
(понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»),
количественные представления;
-
учить детей сопоставлять полоски по длине двумя
способами:
а) путем наложения;
б) путем приложения.
набор разноцветных палочек
(полосок), в который входят
розовые (число 2) и красные (число
4) палочки (полоски), кукла (по
имени Маша).
18. Игра-
конструирование
«Поезд».
-
развивать у детей: представления о цвете, умение
называть цвета; представления о длине («длинный/
короткий»); умение сравнивать полоски по длине
(«длиннее - короче»); зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
набор цветных палочек (полосок)
(по одной полоске каждого цвета);
изображения силуэта паровоза по
количеству
детей
(см.
приложение); мелкие игрушки
для
обыгрывания
сюжета.
постройки, дети
знакомятся с
понятиями
«высокий/низкий»
«широкий/узкий»,
«длинный/
короткий». Дети
осваивают состав
комплекта, цвета,
соотношение
палочек (полосок)
по размеру.
19. Игра-
конструирование
«Заборы низкие и
высокие».
-
развивать у детей: представления о цвете, умение
называть цвета; представления о высоте
(«высокий», «низкий» и т.д.); представления о
длине; умение сравнивать предметы по высоте и
длине; зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
домики одной высоты (см.
приложение) и наборы палочек
(полосок) (по 6 штук каждого цвета
- белого, розового, голубого,
красного, желтого) по количеству
детей.
20. Игра-
конструирование
«Лесенка высокая и
лесенка низкая».
- развивать у детей: представления о цвете, умение
называть цвета; представления о высоте
(«высокая», «низкая» и т.д.); умение сравнивать
предметы по высоте и длине; зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
домики разной высоты (по 2 на
каждого ребенка, см. приложение) и
наборы палочек (полосок) (по 2 си-
ние, оранжевые, желтые и
фиолетовые палочки (полоски) и 6
розовых палочек (полосок) для
перекладин) по количеству детей.
21. Игра-
конструирование
«Лесенка широкая и
лесенка узкая»
-
развивать у детей: представления о цвете, умение
называть цвета; представления о ширине
(«широкая», «узкая»); представления о толщине
(«толстый», «худой», «тонкий»); зрительный
глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы полосок (по 2 оранжевые,
синие, бордовые полоски для стоек,
по 3 - 4 полоски розового, красного
цвета для перекладин);
изображения худого и толстого
человечков (см. приложение) по
количеству детей.
22. Игра-
конструирование
«Мосты через реку»
-
развивать у детей: представления об эталонах
цвета; представления о ширине («широкий»,
«узкий» и т.д.), длине; умение сравнивать предметы
по ширине и длине; зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
набор разноцветных палочек
(полосок) (по 3 палочки (полоски)
голубого, красного и желтого
цветов); рисунок длинной
извилистой «реки», ширина
которой изменяется (в
коллективной работе), или «рек» и
«ручейков» разной ширины,
вырезанных из голубой бумаги (в
индивидуальной деятельности);
силуэты машин, автобусов,
троллейбусов и других видов
транспорта (см. приложение) или
изображающие их игрушки.
23. Игровое
упражнение
«Конструирование
плотов на реке».
-
развивать у детей: представления об эталонах
цвета; представления о ширине («широкий»,
«узкий» и т.д.); умение сравнивать предметы по
ширине; умение подбирать плоты по размеру;
зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
набор палочек (полосок) (по 3-4
палочки (полоски) каждого цвета);
изображение моста (см.
приложение).
V. Развитие у
детей
количественных
представлений.
В каждом игровом
упражнении
педагог помогает
детям закрепить
названия цветов и
числовое
обозначение пало-
чек (полосок). Дети
учатся
24. Игровое
упражнение «Цвет и
число».
-
учить детей отбирать полоски нужного цвета и
числового значения по словесному указанию
взрослого;
-
подвести детей к выводу, что у палочки (полоски)
каждого цвета есть свое число;
-
развивать у детей: представления о ширине
(«широкий», «узкий» и т.д.); умение сравнивать
предметы по ширине; умение подбирать палочки
(полоски) по размеру; зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
набор цветных палочек (полосок);
силуэт паровозика (см.
приложение).
соотносить цвет и
число, и, наоборот,
число и цвет.
25. Игровое
упражнение «Число
и цвет».
-
учить детей отбирать полоски нужного цвета и
числового значения по словесному указанию
взрослого;
- подвести детей к выводу, что у каждого числа
есть свой цвет.
набор цветных палочек (полосок);
силуэт паровозика (см.
приложение).
26. Игра
«Путешествие на
поезде».
-
учить детей отбирать полоски нужного цвета и
числового значения по словесному указанию
взрослого;
- развивать у детей зрительный глазомер;
- учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
- формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки;
- закреплять у детей понятие «который по счету»;
- учить детей ориентироваться в пространстве
(оперировать понятиями «левый», «правый»,
«между»).
набор цветных палочек (полосок);
силуэт паровозика (см.
приложение).
27. Игровое
упражнение «Как
разговаривают
числа».
-
учить детей оперировать числовыми значениями
цветных полосок;
-
на практике познакомить детей с понятиями
«больше», «меньше»;
- познакомить детей со знаками «>», «<», учить
записывать и читать записи типа: «3<4», «4>3».
красная и голубая палочки
(полоски);
набор карточек с
цифрами и знаками.
28. Игровое
упражнение «О чем
говорят числа?»
-
учить детей определять числовое значение
цветных палочек (полосок);
-
на практике познакомить детей с понятиями
«больше», «меньше».
желтая, фиолетовая и черная
палочки (полоски); набор карточек
с цифрами и знаками.
VI. Считаем
ступеньки (состав
числа).
Данные игры
помогут детям
освоить
количественные
отношения и
29. Игровое
упражнение «Какие
лесенки умеет
строить Незнайка».
-
учить детей определять числовое значение
цветных палочек (полосок), состав чисел;
-
формировать у детей умение строить числовой
ряд (до 5);
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
комплекты разноцветных палочек
(полосок) по количеству детей;
карточки с цифрами от 1 до 5 (см.
приложение); картинка с
изображением Незнайки.
познакомят с
составом чисел.
30. Игровое
упражнение «Состав
чисел из единиц»
-
учить детей составлять число из единиц;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы из 20 белых палочек
(полосок) и наборы домиков (см.
приложение) по количеству детей.
31. Игровое
упражнение «Как
еще растут дома из
чисел?» (состав
чисел из двух
меньших чисел).
-
учить детей составлять число из двух меньших
чисел;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
два комплекта палочек (полосок)
Кюизенера; два набора цифр от
одного до пяти; «домик» числа 5
(см. приложение).
32. Игровое
упражнение «Кто в
домике живет?»
-
учить детей составлять число из двух меньших
чисел;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
по два комплекта палочек (полосок)
и по два незаселенных «домика»
для чисел 5 и 6 на каждого ребенка;
изображение клоуна (см.
приложение).
33. Игровое
упражнение «Как
узнать номера домов
на новой улице?»
-
учить детей составлять число из двух меньших
чисел;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы палочек (полосок); домики
без номеров на крыше и наборы
карточек с цифрами по количеству
детей; изображения новоселов
(см.приложение).
34. Игровое
упражнение
«Покажи, как растут
числа».
-
продолжать учить детей увеличивать и уменьшать
числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть
«соседей» данного числа;
-
учить детей сравнивать смежные числа;
-
учить детей устанавливать логические связи и
закономерности;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы палочек (полосок)
Кюизенера и наборы карточек с
цифрами по количеству детей.
35. Игровое
упражнение «Как
Белочка и Ежик
играли числами».
-
продолжать учить детей увеличивать и уменьшать
числа в пределах 10 на единицу; учить называть
«соседей» данного числа;
-
учить детей устанавливать логические связи и
закономерности;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
набор палочек (полосок)
Кюизенера; набор карточек с
цифрами; изображения Белочки и
Ежика (см. приложение).
36. Игровое
упражнение
«Сломанная
лесенка».
-
продолжать учить детей увеличивать и уменьшать
числа в пределах 10 на единицу; учить называть
«соседей» данного числа;
-
учить детей устанавливать логические связи и
закономерности;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы палочек (полосок)
Кюизенера; набор карточек с
цифрами.
37. Игровое
упражнение «Чет-
нечет» (четные и
нечетные числа).
-
продолжать учить детей увеличивать и уменьшать
числа в пределах 10 на единицу;
-
учить называть «соседей» данного числа;
-
познакомить детей с четными и нечетными
числами;
-
учить детей устанавливать логические связи и
закономерности;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы палочек (полосок)
Кюизенера; наборы карточек с
цифрами.
VII. Измерение с
помощью палочек
(полосок)
Кюизенера.
Игры,
способствующие
измерению длины
объектов пало-
чками (полосками)
Кюизенера.
38. Игровое
упражнение «Измерь
дорожки шагами».
-
учить детей устанавливать логические связи и
закономерности;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
наборы палочек (полосок)
Кюизенера; картинки с
изображениями ежихи и ежонка
39. Игровое
упражнение «Узнай
длину ленты».
-
учить детей понимать количественные отношения
между числами первого десятка;
-
учить детей находить связь между длиной
предмета, размером мерки и результатом
измерения;
-
учить детей устанавливать логические связи и
закономерности;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
палочка (полоска) розового цвета,
две ленты разной длины.
40. Игровое
упражнение
«Измеряем разными
мерками».
-
учить детей измерять с помощью двух условных
мерок длину предмета;
-
учить детей находить зависимость между
измеряемой величиной, меркой и результатом;
устанавливать логические связи и закономерности;
-
развивать у детей зрительный глазомер;
-
учить детей понимать поставленную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
красные и розовые палочки
(полоски) - мерки, ленты разной
длины.
VIII.
Математические
действия с
палочками
(полосками)
Кюизенера.
Данные игры и
упражнения
помогут детям
41. Игровое
упражнение
«Палочки можно
складывать».
-
учить детей ориентироваться в пространстве
(понятия «налево», «направо»);
-
развивать количественные представления детей;
-
учить детей находить полоски, по сумме равные
двум данным.
набор палочек (полосок)
Кюизенера, набор карточек с
цифрами и знаками, изображение
мальчика (он стоит к детям лицом).
42. Игровое
упражнение
«Палочки можно
вычитать».
-
учить детей ориентироваться в пространстве
(понятия «налево», «направо»);
-
развивать количественные представления детей;
-
учить детей находить разность чисел.
набор палочек (полосок)
Кюизенера, набор карточек с
цифрами и знаками, изображение
мальчика (он стоит к детям спиной).
закрепить
названия цветов и
числовое
обозначение,
умение соотносить
цвет и число и,
наоборот, число и
цвет; научат поль-
зоваться
арифметическими
знаками и
составлять приме-
ры на основе
зрительно
воспринимаемой
информации.
43. Игровое
упражнение
«Палочки можно
делить».
-
развивать количественные представления детей;
-
учить детей делить числа.
набор палочек (полосок)
Кюизенера, набор карточек с
цифрами и знаками, изображения
девочки и двух мальчиков (см.
приложение).
44. Игровое
упражнение
«Палочки можно
умножать».
-
развивать количественные представления детей;
-
учить детей умножать числа.
набор палочек (полосок)
Кюизенера, набор карточек с
цифрами и знаками, изображение
мальчика (см. приложение).
IX. Логические
задачи с
палочками
(полосками)
Кюизенера.
Данные игры
научат детей
решать логические
задачи на основе
зрительно
воспринимаемой
информации.
45. Логические
задачи на цветовую
последовательность.
-
учить детей решать логические задачи на основе
зрительно воспринимаемой информации;
-
учить детей понимать предложенную задачу и
решать ее самостоятельно;
-
формировать у детей навык самоконтроля и
самооценки.
набор палочек (полосок)
Кюизенера.
46. Логические
задачи «Детская
железная дорога».
-
учить детей решать логические задачи на основе
зрительно воспринимаемой информации;
-
понимать условие предложенной задачи и
выполнять ее решение самостоятельно;
-
формировать навык самоконтроля и самооценки.
набор палочек (полосок)
Кюизенера.